Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и соответствует обязательному минимуму содержания образования 1998 года.
Тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе рассчитано на 3 часа в неделю на протяжении учебного года, что составляет 102 часа в год.
В учебно-методический комплект «Школа России» входят:
Учебник: Климанова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Литературное чтение. Родная речь. 3 класс. – М.: Просвещение, 2008.
Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 3 класс. – М.: Просвещение, 2007. – Серия «Успешный старт».
Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
– формирование эстетического отношения к искусству слова;
– совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
– формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
– обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
– развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Планируемый уровень подготовки обучающихся начальной школы:
– осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;
– описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Литературное чтение
Тематическое планирование №
п\п
| Наименование раздела программы
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Элементы
содержания
| Требования к уровню подготовленности учащихся
| Вид контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее
задание
| Дата проведения
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 1
| Виды речевой деятельности
| Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Рукописные книги Древней Руси
| 1
| Комбинированный
| Произведения устного народного творчества
| Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества.
Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)
| Фронтальный, индивидуальный опрос
|
| Выразительное чтение
| 2/9-2/9
| 2
| Первопечатник Иван Федоров
| 1
| Изучение нового материала
| Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение
| Фронтальный, индивидуальный опрос
|
| Выразительное чтение
| 6/9-6/9
| 3
| Русские народные песни. Небылицы. Документальные сказки
| 1
| Комбинированный
|
| Выразительное чтение
| 7\9-7\9
| 4–5
| Сестрица Аленушка и братец Иванушка
| 2
| Урок
с использованием ТСО
| Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка,
| Учащиеся должны уметь:
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; – делить текст
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, пересказ*; пересказ, составление плана*
| 9/9-9/9 12/9-12/9
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 6–7
|
| Иван-царевич
и Серый волк
| 2
| Урок с использованием ТСО
| рассказ, повесть, стихотворение, басня
| на смысловые части; – составлять его простой план
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, пересказ*, составление плана*; выразительное чтение, пересказ, рисунок*
| 14/9-14/9 16/9-16/9
| 8–9
|
| Сивка-бурка
| 2
| Комбинированный
| Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста
| Учащиеся должны уметь:
– читать осознанно текст;
– определять тему, главную мысль произведения;
– пересказывать текст
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, пересказ, рисунок*
| 21/9-21/9
23/9-23/9
| 10
| Обобщение. Устное народное творчество
| 1
| Комбинированный
|
| Фронтальный
|
| Ответы на вопросы раздела, с. 51–58
| 26/9-26/9
| 11
| Круг чтения и опыт читательской деятельности
| Ф. И. Тютчев
«Весенняя гроза»
| 1
| Изучение нового материала
| Произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, С. А. Есенин); классиков советской детской литературы;
произведения
| Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). Учащиеся должны знать\понимать: – названия, основное содержание изученных литературных произведений;
– имена, фамилии их авторов
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение; чтение наизусть*
| 28/9-28/9
| 12
| А. А. Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…»
| 1
|
| Выразительное чтение; чтение наизусть
| 30/9-30\9
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 13
|
| А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»
|
| Изучение нового материала
| современной отечественной
литературы (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками
|
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение
| 3/10-3/10
| 14
| И. С. Никитин «Полно, степь моя…»
| 1
| Изучение нового материала
|
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение
| 5/10-5/10
| 15
|
| И. С. Никитин «Утро. Встреча зимы»
| 1
| Изучение нового материала
| Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)
|
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, рисунок*
| 7/10-7/10
| 16-17
| И. З. Суриков «Детство. Зима»
| 2
| Изучение нового материала
| Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, чтение наизусть
| 10/10-10/10 12/10-12/10
| 18
| Обобщение. Страницы русской классики
| 1
| Комбинированный
|
|
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Ответы на вопросы, с. 78–80
| 14/10-14/10
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 19
|
| Внеклассное чтение. Любимые стихи. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
| 1
| Комбинированный
| Чтение любимых стихотворений по собственному выбору и желанию
| Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией
| Фронтальный, индивидуальный
| Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке
| Выразительное чтение, чтение наизусть*
| 17/10-17/10
| 20
| А. С. Пушкин «За весной, красой природы»
| 1
| Изучение нового материала
| Восприятие на слух и понимание художественных произведений
| Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию
| Фронтальный, индивидуальный
| Выразительное чтение, рисунок*
| 19\10-19/10
| 21–22
|
| А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»
| 2
| Изучение нового материала
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, чтение наизусть*
| 21\10-21/10 24/10-24/10
| 23–26
| А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»
| 4
| Комбинированный
| Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос
| Фронтальный, индивидуальный
| Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью
| Выразительное чтение, план*
| 26/10-26/10
28/10-28/10
31/10-31/10
| 27
| И. А. Крылов «Мартышка и очки»
| 1
| Урок
с использованием ТСО
| Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение, выразительно читать
| Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
| Индивидуальный
|
| Выразительное чтение по ролям, наизусть*
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 28
|
| И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»
| 1
| Изучение нового материала
| по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией
|
| Индивидуальный
|
| Выразительное чтение по ролям, наизусть
|
| 29
| И. А. Крылов
«Ворона и Лисица»
| 1
| Урок
с использованием ТСО
| Чтение наизусть
| Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть
| Индивидуальный
|
| Выразительное чтение по ролям, наизусть
|
| 30
|
| М. Ю. Лермонтов «Утес.», «Горные вершины»
| 1
| Изучение нового материала
| Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения
|
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение
|
| 31–32
| А. Н. Толстой «Акула. Прыжок»
| 2
| Изучение нового материала
| Первоначальное литературное образование. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний
| Учащиеся должны уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
– определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – приводить примеры художественных произведений
| Фронтальный, индивидуальный
| Характер героя, его поступки и мотивы
| Выразительное чтение, пересказ
|
| 33
| Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
| 1
| Изучение нового материала
| Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного от-
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, пересказ
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 34
|
| Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»
| 1
| Изучение нового материала
| ношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста
| разной тематики по изученному материалу
| Фронтальный, индивидуальный
|
|
|
| 35
| Обобщение.
Л. Н. Толстой
| 1
| Обобщающий урок
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Ответы на вопросы, с. 163
|
| 36
|
| Обобщение. Великие русские писатели
| 1
| Обобщающий урок
|
|
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Ответы на вопросы, с.64–167
|
| 37
| Говорение
| А. Н. Некрасов «Славная осень»
| 1
| Изучение нового материала
| Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией
| Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, рисунок*
|
| 38
| А. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
| 1
| Комбинированный
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 39
|
| К. Д. Бальмонт «Золотое слово»
| 1
| Изучение нового материала
| (с предварительной самостоятельной подготовкой)
|
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение
|
| 40
|
| И. А. Бунин «Детство»
| 1
| Комбинированный
|
| Учащиеся должны знать (понимать) содержание прочитанного.
Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение
|
| 41
| И. А. Бунин «Полевые цветы»
| 1
| Комбинированный
|
|
| Выразительное чтение
|
| 42
| Обобщение. Поэтическая тетрадь
| 1
| Обобщающий урок
| Отзыв о понравившемся произведении
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Ответы на вопросы, с. 178
|
| 43
| Внеклассное чтение. «Лес не школа, а всему учит». Д. И. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
| 1
| Комбинированный
| Участие в диалоге при обсуждении произведения
| Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, пересказ
|
| 44–45
| В. М. Гаршин «Лягушка-путешест-венница»
| 2
| Изучение нового материала
|
| Учащиеся должны знать\понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений;
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, составление плана, пересказ
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 46
|
| В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
| 1
| Изучение нового материала
| Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные
| – имена, фамилии
их авторов. Учащиеся должны уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание
| Фронтальный
|
| Выразительное чтение, чтение по ролям
|
| 47
|
| В. Ф. Одоевский. Обобщение
| 1
| Обобщающий урок
| жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня
| с опорой на авторский текст,
– оценивать события, героев произведения; – создавать небольшой устный текст на заданную тему; – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные
| Фронтальный
|
| Ответы на вопросы
|
| 48
| Обобщение. Литературные сказки
| 1
| Обобщающий урок
| Фронтальный
|
| Ответы на вопросы, с. 209
|
| 49–50
| Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование). Чтение. Говорение
| Внеклассное чтение.
Рассказы, повести А. Воронковой.
М. Горький
(А. М. Пешков) «Случай с Евсейкой»
| 2
| Изучение нового материала
| Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг
| Учащиеся должны знать\понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Учащиеся должны уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение, пересказ
|
| 51–52
|
| К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»
| 2
| Изучение нового материала
|
| Выразительное чтение, пересказ, рисунок*
|
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 53–54
|
| А. И. Куприн «Слон»
| 2
| Изучение нового материала
| Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос
|
| Фронтальный, индивидуальный
| Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью
| Выразительное чтение, составление плана, пересказ
|
| 55
| Обобщение. Были-небылицы
| 1
| Обобщающий урок
| Фронтальный
| Ответы на вопросы, с. 42–43
|
| 56
| Внеклассное чтение. Книги А. Митяева об армии и ее героях.
Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»
| 1
| Изучение нового материала
| Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение искажения ударений
| Учащиеся должны уметь: – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; – читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение
|
| 57
| Саша Черный «Воробей», «Слон»
| 1
| Изучение нового материала
|
| Выразительное чтение, рисунок*
|
| 58
| А. А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
| 1
| Изучение нового материала
|
| Выразительное чтение, рисунок*
|
| 59
|
| С. А. Есенин «Черемуха»
| 1
| Изучение нового материала
| Осознанность и выразительность чтения. Чтение наизусть, умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов
| Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть.
| Фронтальный, индивидуальный
|
| Выразительное чтение наизусть, ответы на вопросы,
с. 56
|
| |