Автор проекта
|
Фамилия, имя отчество
| Веселов Александр Александрович, Соколова Ксения Николаевна
|
Регион
| Вологодская область
|
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| Вологда
|
Номер и/или название школы/ОУ
|
|
Описание проекта
|
Название темы вашего учебного проекта
|
Юмор и сатира в рассказах А. П. Чехова
|
Краткое содержание проекта
|
Проект знакомит обучающихся с приёмами юмора и сатиры в рассказах А.П. Чехова; ученики будут иметь представление о средствах создания комического эффекта в произведении; формирует понятие о положительных и отрицательных качествах личности, исходя из содержания произведений.
В ходе реализации проекта учащиеся овладеют литературоведческими понятиями по данной теме, попробуют себя в роли автора юмористического рассказа.
|
Предмет(ы)
|
Литература
|
Класс(-ы)
|
5, 7 классы средних общеобразовательных учреждений
|
Приблизительная продолжительность проекта
|
5 класс - 4 урока. 7 класс – 2 урока
|
Основа проекта
|
Образовательные стандарты
|
После участия в проекте ученики будут уметь в соответствии с Государственным образовательным стандартом РФ; Государственным образовательным стандартом основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения:
• воспринимать и анализировать художественный текст;
• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
• определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
• выявлять авторскую позицию;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
|
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
|
После завершения проекта учащиеся смогут:
знать основные факты жизни и творческого пути А.П.Чехова;
знать содержание следующих рассказов: «Лошадиная фамилия», «Пересолил» 5 класс), «Хамелеон»(7 класс);
отличать юмор от сатиры и владеть основными литературоведческими понятиями по данной теме;
сочинять юмористические и сатирические рассказы.
|
Вопросы, направляющие проект
|
Основополагающий вопрос
| Смех сквозь слёзы или слёзы сквозь смех?
|
Проблемные вопросы учебной темы
| Как создаётся комический эффект, комическая ситуация в рассказе?
Как создаётся художественный образ в чеховском рассказе?
Почему мы можем назвать рассказ сатирическим и чем он будет отличаться от юмористического?
|
Учебные вопросы
| Чехов – кто это?
Почему мы смеёмся, когда читаем юмористические рассказы Чехова?
Что такое юмор?
Что такое сатира?
С помощью каких приёмов Чехов делает рассказы смешными?
|
План оценивания
|
График оценивания
|
До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
Оценивание «стартовых знаний» в форме фронтальной беседы в ходе вводной презентации учителя
| Оценивание работы учеников по предложенным дидактическим материалам.
Важным критерием выступает активность каждого участника.
| Самооценка работы учащимся.
Выступление на уроке.
Рефлексия.
|
Описание методов оценивания
|
Работа над проектом начинается с того, что в ходе презентации учителя выясняются знания учащихся по данной теме, учащиеся мотивируются на проведение исследований в проекте, определяются темы исследований.
Проводится урок-коллоквиум, на котором обсуждаются мнения учащихся по прочитанным произведениям. Здесь оценивается умение убедительно аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, активность каждого учащегося. В завершении коллоквиума коллективно обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта.
По итогам проекта осуществляется индивидуальная рефлексия.
|
Сведения о проекте
|
Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
Для начала данного проекта учащийся должен обладать:
навыками чтения и устного пересказа произведений.
знаниями основных литературоведческих понятий.
опытом написания творческих работ.
|
Учебные мероприятия
|
5 класс
Урок 1: Знакомство с биографией А.П. Чехова. Комментированное чтение рассказа «Лошадиная фамилия».
Урок 2: Знакомство с понятием «юмор». Комментированное чтение рассказа «Пересолил». Домашнее задание: иллюстрация понравившегося героя одного из рассказов.
Урок 3: Творческая работа: написание небольшого рассказа на тему «Смешной случай». Индивидуальное задание: подготовить постановку эпизода из рассказа «Лошадиная фамилия».
Урок 4: Обобщающий урок по творчеству Чехова. Урок-театрализация. Постановка эпизода из рассказа «Лошадиная фамилия».
7 класс
Урок 1: Слово о А.П. Чехове – презентация двух учащихся о биографии и творчестве Чехова. Комментированное чтение рассказа «Хамелеон». Понятие «сатира», «юмор». Домашнее задание: прочитать рассказ «Толстый и тонкий».
Урок 2: Урок внеклассного чтения. Рассказ «Толстый и тонкий». Деталь в сатирическом произведении. Творческая работа: придумать по 5 вопросов классу для анализа рассказа.
|
Материалы для дифференцированного обучения
|
Историки
| Изучение интересных фактов биографии А.П. Чехова. Заочная экскурсия в музей А.П. Чехова. Форма отчёта – презентация.
|
Исследователи
| Исследование творческого пути А.П. Чехова. Основные приёмы творчества и создания художественных образов.
|
Практики
| В чём современность и актуальность сатирических и юмористических рассказов А.П. Чехова? Современная интерпретация одного из рассказов. Форма отчёта - инсценировка.
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
|
Компьютер, принтер, проекционная система.
|
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
Программы обработки изображений, текстовые редакторы, мультимедийные системы.
|
Материалы на печатной основе
| 1. Литература. 5 класс. В 2 ч. Ч.2: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ под ред. А.Г.Кутузова. -М, «Дрофа», 2005.
2. Литература. 7 класс. В 2 ч. Ч.2: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / под ред. А.Г. Кутузова. -М, «Дрофа», 2009.
3. Как войти в мир литературы. 5 кл.: Методические рекомендации для учителя/ под ред. А.Г. Кутузова.- М, «Дрофа», 2001.
4. Как войти в мир литературы. 7 кл.: Методические рекомендации для учителя/ под ред. А.Г. Кутузова. - М, «Дрофа», 2000.
5. Чехов в школе: Книга для учителя/ Бурдина И.Ю.- М, «Дрофа», 2002.
|
Другие принадлежности
| Костюмы и реквизит для инсценировки, актовый зал для проведения.
|