Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 126.1 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации17.05.2014
Размер126.1 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Литература > Конкурс
Муниципальное образовательное учреждение

Шаминская средняя общеобразовательная школа

Алексеевского муниципального района

Республики Татарстан

Районный конкурс методических разработок

и пособий

«На лучшую инновационную идею»
«Народные костюмы»
Методическая разработка рассчитана на средний возраст детей

Номинация: художественно-эстетическое


Разработала: Гимадеева Роза Фёдоровна,

учитель технологии 1-й кв. категории,

руководитель кружка «Рукоделие»

2011

Краткая аннотация к работе


  1. Тема занятия: «Народные костюмы».

  2. Форма занятия: спектакль, с сообщением нового материала, с применением музейных экспонатов и выполнением практической работы.

  3. Занятие проходит в школьном музее.

  4. Тип занятия: комбинированный.


На данном занятии учащимся предоставляется возможность в театрализованной форме познакомиться с историей национальных костюмов, традициями, а также с одним из видов народного искусства - вышивкой. Изучение и использование образцов декоративно-прикладного искусства расширяет кругозор учащихся, формирует чувство гордости за свой народ, воспитывает художественный вкус.

Для определения темы и целей занятия задаётся проблемный вопрос.

Нужно отметить, что школа у нас многонациональная. В ней учатся не только русские, но и татары, чуваши, поэтому мы знакомимся с культурой и традициями трёх национальностей.

Тема занятия: "Народные костюмы»
Цели:

познакомить учащихся с историей русского, татарского, чувашского

костюмов;

содействовать развитию творческих способностей, художественного и

эстетического вкуса, умения видеть и оценивать прекрасное;

воспитывать толерантность, уважение к культуре и традициям других

народов.

Оборудование:

музейные экспонаты: сундуки, лавка, прялка, ткацкий станок, старинные вещи, вышитые изделия: полотенца, одежда, салфетки, скатерти (приложение 1); инструменты и материалы для вышивания, компьютер, проектор.

Оформление:

Урок проходит в школьном краеведческом музее, в секции «Одежда». С левой стороны лавка, сидят учащиеся 6 класса. На переднем плане 3 сундука. В первом сундуке лежат русские костюмы, на нём сидит баба Катя. Во втором сундуке татарские костюмы, на нём сидит Фәрхи әби. В третьем - чувашские костюмы, на нём сидит Маня ака, все они в народных костюмах (в роли бабушек выступают ученицы 8 класса). Чуть в стороне прялка, веретено (приложение 2).

С девочками заранее была проведена подготовительная работа по сбору исторического материала про одежду и вышивку русского, татарского и чувашского народов. Посетили школьный музей, изучили литературу: «Декоративно-прикладное искусство казанских татар», «Чувашские обряды и промыслы», «Узоры», «Вышивка. Первые шаги», «Татарская вышивка».
Ход занятия

I.Оргмомент.

Психологический настрой на урок (звучит русская народная песня «Спосеяли девки лён» )

II.Основная часть

II.1. Вводное слово учителя к теме

Учитель: Понравилась ли вам эта мелодия?

Что вы можете сказать про эту песню?

Ответы учащихся:

Учитель: Среди горя и обид
Бес не дремлет,
Бог не спит.
Иль безверье одолеет
Или … вера исцелит.

Что у вас осталось от ваших бабушек?

Ответы учащихся:

Учитель: Да, многое забыли, растеряли, но всё-таки остались вещи, предметы которые представляют собой культуру народа. От того, как мы относимся к старине, зависит, быть или не быть отечественной культуре.

Давайте соберём по крохам то, что уцелело. И пригодится нам для этого… Есть у бабушки - старушки

Очень маленький секрет:

Платья, книжки и игрушки,

Занавески, погремушки,

Кукла и велосипед.

Всё она упрямо прячет,

Чтоб не смог добраться внук.

Есть у бабушки на даче

Ветхий старенький …

Ответ учащихся: Сундук

Учитель: Старинный бабушкин сундук! Сколько интересного может рассказать его содержимое?

Ответы учащихся:

II. 2. Сообщение темы и целей занятия

Учитель: И таким образом тема нашего занятия: "Народные костюмы»

Цели: Познакомимся с историей русского, татарского, чувашского

костюмов, а также на уроке мы покажем свои знания, умения, навыки по вышиванию, будем учиться ценить красоту, уважать культуру и традиции других народов.

А помогут нам в этом главные хранительницы сундуков - баба Катя, Фәрхи әби, Маня ака. Они считают, что это не только скопленное добро- это целая жизнь!

Мы чуем с предками родство,
Их золотое мастерство,
Одолевая жизни зло.
Хотим, чтобы к потомкам перешло.

Учитель: Баба Катя, какой у вас сундук старый, большой, да под замком. Верно, много в нем добра хранится?

Баба Катя: Старый… Верно старый, ему уже больше 100 лет. Хотите, покажу, что я в нем храню?

Учитель: Покажи, бабуленька! Открывай сундук!

/Девочки заглядывают в сундук./

Баба Катя: Интересно, что там у меня? Все покажу! Всё расскажу вам, как моё поколение одевалось.

/Поочерёдно достает из сундука вещи. Достаёт домотканую ткань/

Народную одежду изготавливали главным образом из домотканого холста или сукна, а также употребляли привозные хлопчатобумажные ткани. Ткань, окрашенная в красный цвет, получила название кумач. Качество ткани зависело от обработки волокна. Тонкий холст, хорошо выбеленный, употреблялся для праздничной одежды. Грубый холст использовали для рубах и повседневной одежды. Шерстяная ткань, полушерстяная толстая домашняя ткань называлась “сукно”, употреблялась для верхней одежды, кушаков, сарафанов.

/Достаёт головные уборы/ В русском народном костюме особое внимание уделялось головному убору. Он являлся своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, ее возраст, семейное положение и социальную принадлежность. Как известно, головные уборы замужних женщин отличались от головного убора девушек. Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка, женщины волосы закрывали.

Узорные ткани вырабатывали из окрашенной пряжи, применяли для повседневной одежды. Орнамент пестряди чаще всего состоял из клетки, полоски. Применялась узорная крашенная холщевая ткань- набойка. Набойку в старину выполняли масляной краской по холсту желто-оранжевой, бело-синей.

Учитель: А вот этот наряд свой помните?

/Достает костюм: сарафан, рубаху, передник./

Баба Катя: Помню, помню, как Ваню своего в нем привораживала.

Раньше основными частями женского костюма были рубаха, сарафан, передник. Женскую рубаху шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступни. С длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом по горловине, застегивающимся на пуговицу. По горловине, разрезу, низкам рукавов ее украшали вышивкой или обшивками-полосками отделочной ткани.

Вышивка представляла собой композиции с крупным рисунком. Узоры тканые, вышитые выполнялись льняными, конопляными и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями в разнообразную гамму.

Сарафан - пестротканый в красно-черный, бело-синий цвет или в клетку. Отделка проходит по низу юбки, ее ширина 30 см. Сверху сарафан заложен в складку.

Этим сарафаном я приворожила своего Ваню. На Крещенье девушки выходили на перекресток дороги, бросали на дорогу сарафан по очереди, и куда он ляжет проймами – в ту сторону и замуж идти.

Самой декоративной, богато украшенной частью женского костюма был передник, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста, украшали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли бахромой из шелка, белым или цветным кружевом, оборкой разной ширины.

Давайте-ка, девоньки, сложим все обратно в сундук. Невелико мое богатство.

Учитель: Значит, шили, ткали, вышивали и в сундук клали?

Баба Катя: Да, девоньки, каков сундук - таково и приданое. Чем больше сундук – тем богаче невеста. И ценилось больше то приданое, в котором труд невесты есть. Думала я, что богатство моего сундука никому не нужно будет, да вот вам показала – на душе полегчало, молодость свою вспомнила.

Учитель: Спасибо Вам, баба Катя, за ваш рассказ.

Какую отделку применяли для украшения костюмов?

Ответ учащихся: Вышивка.

Учитель: Стежок к стежку игла рисует

Сложнейший колорит шитья.

И вышивальщица рискует

Уйти за грани бытия…

Искусство вышивки известно человечеству издавна. Оно не забывается и не устаревает. И не уменьшается число её поклонниц, отдающих значительную часть своего свободного времени этому чудесному занятию.

Народная вышивка издавна славится разнообразием и оригинальностью узоров, восхищает нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, ее истории, культуры (показать вышитые салфетки, полотенца, скатерти).

Современные рукодельницы прекрасно соединяют традиционные и современные творческие начала, используя старинные швы, создают новые декоративные композиции (слайды 3,4 ). Мастера шитья используют вышивку при создании новых изделий (слайды 5,6). А мы используем вышитые картины, например, для украшения интерьера (слайд 7).

И мы на какое-то мгновение станем мастерицами вышивания. Научимся выполнять горизонтальный шов «Роспись». Сейчас этот шов имеет другое название «Дважды вперёд иголку» (образец вышивки показать на вышитом полотенце).

Роспись - это двусторонний шов, состоит из горизонтальных, вертикальных и диагональных стежков. Горизонтальный шов выполняется горизонтальными стежками.

II. 3. Объяснение техники выполнения шва «Роспись» (сопровождается вводным инструктажем). Сначала с лицевой стороны, швом «вперёд иголка» стежками одинакового размера намечается контур. Затем иголку с ниткой надо повернуть обратно и тем же швом заполнить пропущенные стежки с изнаночной стороны и лицевой стороны (слайд 8).

II. 4. Практическая работа.

1. Вспомним правила техники безопасности при вышивании (слайды 9,10).

2. Девочки выполняют образец горизонтального шва «Роспись», строчку по краю салфетки.

3. Текущий инструктаж.
II. 5. Фәрхи әби: Вышивка – это прекрасно, и я свои костюмы украшала вышивкой /Поочерёдно достает из сундука вещи/. В старину во многих семьях имелись деревянные ткацкие станки, за которыми ткались яркие полотенца, подзоры, фартуки. Девушки готовили себе приданое и подарки к свадьбе, Сабантую.

В старину татарский женский костюм состоял из просторной однотонной рубахи, часто украшенной широкими воланами или оборками. Рубахи отдельно не носились. Одежда дополнялась камзолами, сшитыми из тяжелых шелковых или бархатных тканей и украшенными тесёмочной отделкой.

Костюм принимал праздничный вид за счет съемных украшений. Популярным являлся нарядный нагрудник «изю», прикрывающий вырез платья. Вдоль закругленной стороны изю пришивалась декоративная тесьма, на которой крепились различные монеты, бляхи, броши. Нарядность костюму придавали расшитые калфаки и мягкие мозаичные ичиги. Основным украшением костюма является вышивка. Я помню еще с детства, освоив мастерство вышивки, мы готовили себе приданое и свадебные подарки.

Для вышивки брали покупные ткани, шерстяные, шелковые нити, мулине, канитель, бисер. Мы учились различным способам вышивки – разнообразная гладь, ковровый шов, шитье бисером. Любимой техникой была вышивка-тамбурный шов. Основой орнамента являются цветочно-растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды. Цветочный букет- символизирует «древо жизни», источника благополучия, жизни. Букет состоит из нескольких стеблей, щедро усеянных элементами цветочных головок, бутонов, листьев, завитков.

Древним и популярным является ленточный узор, располагающийся на узкой полосе.

Еще в глубокой древности, наши предки- рукодельницы создавали несложные узоры из условных знаков-символов: прямой горизонтальной линией обозначалась поверхность земли, волнистой – вода, кругами, квадратами или ромбами изображали солнце и луну. Многие узоры и украшенные ими предметы считались оберегами. Так, можжевельник, шиповник, рябина считались растениями счастья. По сей день принято использовать их цветки, ветки как талисман. Роза считается знаком красоты и любви. А тюльпан, один из первых весенних цветов и любимый элемент в татарском орнаменте, является символом возрождения. Астра, видимо, из-за большого количества лепестков, считается цветком долголетия, плоды граната – признак богатства и плодородия.

А какой цветок изображён на гербе Татарстана?

Ответ учащихся:

Учитель: Спасибо вам за интересный рассказ.

Какой шов был самый любимый?

Ответ учащихся: Тамбурный (слайд 11).

Учитель: Кто умеет выполнять это шов?

Вспомним, какой он - тамбурный шов и как его выполняют? (слайд 12)

Отвечают учащиеся: Тамбурный шов – это непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Иглу с ниткой выводим на лицевую сторону ткани. Уложив рабочую нить и прижав её большим пальцем левой руки, вводим иглу с лица на изнанку в предыдущий прокол. Затем направляем её по изнанке вниз на 3-4 нити. Новый прокол на лицевую сторону делают так, чтобы кончик иглы попал в середину петли. Получается петелька с ниткой по середине.

II. 5. Практическая работа.

1. Теперь мы вышьем второй край салфетки любимым татарским швом – тамбурным. Девочки выполняют образец тамбурного шва - строчку по второму краю салфетки.

2. Текущий инструктаж.

II. 6. Учитель: Перешили тебя, перешили,

Словно целый век пережили.

Пригвоздили новою ниткой.

Старых пуговиц тяжкие слитки

Маня ака, какие ценности в вашем сундуке?

Маня ака: /Поочерёдно достает из сундука вещи/

И у меня сундук богатый. Материал для одежды чуваши изготовляли в домашнем хозяйстве. Из конопли и льна ткали холст. Старинный праздничный женский костюм был сложный, он состоял из белой холщёвой рубашки и вышитых, бисерных и металлических украшений. Праздничную одежду шили из тонкого холста, а из холста среднего качества — рабочие рубахи, шаровары. В ансамбль женской одежды входило: кĕпе (рубашка) с нагрудными медальонами кĕскĕ, шупăр (вид халата), чĕр çитти (передник), пиçиххи (пояс), платки, атă (сапоги), головной убор хушпу с закрытым, конусообразным или открытым верхом, сурпан и сурпан тутри (полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), тастар (головная повязка), сăрка (подвеска), алка (серьги), шăрçа, мăя (шейные наряды), ама шълкеме (нагрудные украшения), сарă (поясной наряд), йĕс хъре (нахвостник), çъç туни тенки (накосник) и др.

В женском костюме большую роль играли головные уборы и украшения из бисера и монет. В прошлом они играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возраст владелицы. Бисер у чувашей употреблялся для изготовления женских головных уборов тухья и хушпу. Основные цвета бисера - красный и зеленый, белый и желтый. Головные уборы имели «хвост» и украшались монетами. Мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Монеты, пришиваемые к остову, прикреплялись плотно, а свисающие с краев - свободно, и между ними оставались промежутки, чтобы во время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки.

Среди изделий из серебра были нагрудные украшения шулкеме.

Среди украшающих предметов особое место занимало женское и девичье украшение - тевет. Надевали его через левое плечо. Женщины носили тевет в основном на свадьбах, а девушки - во время весеннего обряда "девичья пашня».

Мы – чувашки, тоже любили вышивать. Явления природы, древние наши предки отражали свои языческие представления в орнаменте одежды и утвари. Так, вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини в виде древа жизни, солнце - в виде круга или розетки и т.д.

Мы с пяти шести лет учились рукоделию. К 12-14 годам многие из нас, освоив секреты мастерства, становились прекрасными мастерицами. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды.

Учитель: В чём своеобразие чувашской вышивки?

Маня ака: Чувашская народная вышивка отличается разнообразными приёмами шитья, каких нет ни у одного народа России.

Рукодельницы вышивали счётными приёмами шитья, стежки делали строго по счёту ниток. Обычно шили по горизонтали, вертикали и наклонно.

Своеобразное соотношение холодных и тёплых цветов – ещё одна особенность. Контур вышивали чёрным, тёмно-синим на белом холсте. Сам рисунок заполнялся марёновым, красным цветами.

Учитель: Спасибо вам за интересный рассказ. Научите нас вышивать один из чувашских швов.

Маня ака: Научу я вас вышивать «прерванный зигзаг», этот шов применялся для украшения подола девичьей рубахи.

Состоит он из диагональных стежков, сначала делаем строчку диагональных стежков через клетку, затем работу перевернём и вышиваем в обратном направлении, так чтобы получались «прерванные зигзаги», (показать образец вышитой салфетки)

II. 7. Практическая работа.

Девочки выполняют образец шва «прерванный зигзаг», строчку по третьему краю салфетки.

Текущий инструктаж.
Маня ака: Сундук - дело наживное. Только, скажу я вам: не в добро, что в нем спрятано дело. Копите, милые, сундуки добра души вашей! Копите любовь к земле, на которой живете, пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре, жениху, невесте. Если будет среди вас лад – будет вам и клад. Дом, земля наша любовью богата и трудом.

Учитель: Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Наша старина пронизана добром, а это очень важно в наше время.

Процветай, народ,-
Твердый, как скрижаль,
Жаркий, как гранит,
Чистый, как хрусталь!

III. Домашнее задание: вышить четвёртый край салфетки национальным швом своего народа.

IV. Итог урока. Рефлексия.

1. Оценить самостоятельную работу.

2. Продолжите предложения: (слайд 13)

- Я научился …

- Мне было интересно …

- Мне было трудно …

- Мне понравилось …

Спасибо за работу


Литература

1. Валеева Г.Ф. Декоративно-прикладное искусство казанских татарМ.: Советский художник, 1990

2. Иванов В.П. Чуваши – М.: Издательство, 2000

3. Максимова М. В. Вышивка. Первые шаги - М.: Эксмо 2001

4. Семячкина А.А. Узоры - М.: Просвещение, 1987

5. Сергеева Нурзия. Татарская вышивка. - К.: Мәгариф, 2005

6. http://images.yandex.ru/yandsearch?text

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск