Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 253.75 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации17.05.2014
Размер253.75 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Литература > Элективный курс
  1   2   3
Профессиональная проба

«Вышивальщица»

предпрофильная подготовка учащихся

учитель технологии Паняева Любовь Александровна
Пояснительная записка

Русская вышивка - сложное многогранное искусство русского труда. Вышивка приобрела свои особые черты в декорировании, орнаменте, приёмах исполнения благодаря бытованию в различных социальных слоях общества. Техника рисунков и орнаментов вышивки разнообразна и многочисленна: приёмы строчевого шитья, вышивка гладью, золотое шитьё, изысканная белая гладь по белому фону, тамбурные швы, рисунки по счёту.

Мотивы народного орнамента сродни образам народной поэзии – они поэтичны, метафоричны и всеобъемлющи. Орнаменты в русской вышивке – это своеобразный слой художественной памяти народа. Традиции народного искусства – это не застывшие догмы рисунков и форм, а постоянно обновляющийся собирательный опыт решения узорочья, вбирающий новые черты и элементы процесс.

Современная вышивка впитала в себя многовековые традиции.

Цель занятий элективного курса – создание условий, способствующих сознательному и обоснованному выбору профессии посредством

моделирования элементов профессиональной деятельности «Вышивальщицы».

На элективный курс по вышивке отводится всего 8 часов из них: на теорию 2 часа, на практические занятия 6 часов.

Учащимся в процессе занятий предлагается решение следующих задач:

- узнать об истоках народного творчества и роли декоративно – прикладного искусства в жизни общества;

- усвоить специфику художественных особенностей различных промыслов;

- развить и раскрыть творческие способности;

- обучить навыкам и приёмам традиционного художественного украшения любых текстильных изделий вышивкой.

В процессе обучения одним из наиболее важных компонентов будут являться профессиональные пробы, организация которых имеет целью отбор и первичную профессионализацию учащихся, склонных к профессии «Вышивальщица».

Профессиональная проба – профиспытание или проверка, моделирующая элементы профессиональной деятельности вышивальщицы, имеющая завершённый вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Содержание профессиональных проб обуславливает наличие исполнительного, созидательного и творческого компонентов деятельности, соответствующих уровню интеллектуального развития учащихся.

Исполнительный компонент в профессиональной пробе предполагает выявление у учащихся практических умений действовать по определённому заданному алгоритму. Например, это может быть выполнение практической работы в соответствии с инструкционной картой.

Созидательный компонент профессиональной пробы предполагает развитие у учащихся способностей к исследовательской работе. Это работы, направленные на изготовление чертежей, эскизов, инструкционных карт, выбор материалов.

К творческому компоненту профессиональной пробы можно отнести содержание деятельности учащегося, связанное с постановкой промежуточных и конечных целей работы, её планированием, поиском литературных источников, изучением специальной литературы.

Профессиональные пробы могут быть комплексные или проходить в несколько этапов. Так на первом уроке учащиеся получают начальное представление о профессии «Вышивальщица», сведения о простейших швах, истории. Осуществляют первую пробу сил, соотнеся свои склонности и возможности с требованиями, которые предъявляет данная профессия к человеку.

На следующем этапе профессиональные пробы усложняются. Учащимся предлагаются комплексные работы, выполнение которых даёт ученику представление о функциональной деятельности вышивальщицы. Эта профессиональная проба представлена в виде последовательных, взаимосвязанных технологических операций: изготовить сколок рисунка, перевести рисунок на ткань с помощью сколка, синьки и керосина, закрепить ткань в пяльцах, разработать цветовое решение данного мотива, отделать изделие вышивкой.

На заключительном этапе профессиональной пробы действия адекватны деятельности профессионала, обеспечивают формирование специальных знаний, умений, навыков, проявляя индивидуальные особенности, т. е. учащиеся представляют проект.

На каждом этапе задания трёх степеней сложности. Пробы первого уровня требуют от девушек в основном исполнительных действий (репродуктивный). Пробы второго уровня содержат элементы интеллектуального труда (частично – поисковый). Пробы третьего уровня носят творческий характер.
Подготовка учителя к профессиональной пробе по профессии «Вышивальщица»
1.Подготовить профессиограммы по профессии.

2. Разработать содержание профессиональных проб.

3. Определить содержание теоретических сведений, упражнений, которые будут реализовываться на занятиях и обеспечат подготовку учащихся к выполнению профессиональных проб.

4. Подобрать краткие тестовые задания для выявления уровня подготовленности учащихся к выполнению пробы, оценки их профессионального самоопределения.

5. Подготовить критерии оценки профессиональных проб.

6.Разработать план занятий и определить примерное содержание

По итогам профессиональных проб учащиеся должны знать:

- содержание и характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;

- общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;

- технологию выполнения профессиональных проб;

- правила техники безопасности;

- инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере профессиональной пробы.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять простейшие швы;

- пользоваться инструментом, материалом, документацией;

- выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;

- выполнять санитарно – гигиенические требования и правила безопасного труда;

- соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.
Анкетирование
Для определения общих и специальных профессиональных качеств проводится диагностика. На первом и последнем занятиях элективного курса проводится анкета «Оценка и самооценка деятельности на занятиях по вышиванию». Цель анкеты: отношение к профессии «Вышивальщица» до занятий и после занятий. Дифференциально – диагностический опросник предназначен для определения интересов и склонностей учащихся.

Профессиональный гороскоп советует по знаку зодиака определять сферы профессиональной деятельности и выбор профессии. Анкета «Готовность к выбору профессии» определяет готовность учащихся к выбору профессии.

По итогам первой анкеты можно сделать вывод, что учащиеся к занятиям по вышиванию относятся хорошо, о профессии этой знали до занятий мало, во время занятий познакомились с профессионалами, побывали на экскурсии, получили много различных сведений об этой профессии, 70% девушек решили продолжить обучение вышивке на занятиях по профессиональному обучению. В своих анкетах ученицы написали, что эти занятия учат терпению, воспитывают интерес к различным видам декоративно – прикладного творчества, самобытной культуре, развивают абстрактное мышление и глазомер. Результаты, полученные в ходе проведения дифференциально – диагностического опросника – 80% девушек выбрали тип профессии: человек – художественный образ. По итогам профессионального гороскопа в сферах профессиональной деятельности

у 78% присутствует искусство. В анкете «Готовность подростков к выбору профессии» участвовало 14 человек. Уровень готовности подростков к выбору профессии:

- неготовность – 1 ученица;

- низкая готовность – 4 ученицы;

- средняя готовность – 5 учениц;

- высокая готовность – 4 ученицы.
Требования к подготовке учащихся
В конце блока «Вышивание» учащиеся должны иметь элементарные знания о

работе художника по вышивке и вышивальщицы, о классификации вышивок, об инструментах и материалах, об уходе за вышитыми изделиями, должны уметь выполнять основные виды швов, должны владеть безопасными приёмами работы с ручными инструментами.

Категории оценок
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  • понимает технологии выполнения всех ручных швов, имеющихся в программе;

  • знает известные швы на готовых изделиях;

  • правильно читает и выполняет швы по схеме;

  • применяет знания для выполнения практических заданий.


Оценка «4» ставится, если знания и умения удовлетворяют основным требованиям, предъявляемым к работе на оценку «5», но технологические знания недостаточно прочны и практические задания выполнены с погрешностями.
Оценка «3» ставится, если большая часть знаний удовлетворяет требованиям на оценку «4», но обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие

дальнейшему усвоению программы, и учащийся испытывает затруднения при применении своих знаний на практике
Оценка «2» ставится в том случае, если ученик не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из

поставленных вопросов

Квалификационная характеристика.

Профессия - «Вышивальщица»

Квалификация – 4 разряд

Вышивальщица (художественная вышивка) 4-го разряда должна уметь:

- вышивать на автоматах и полуавтоматах;

- вшивать на машинах или вручную на различных материалах сложные рисунки и рисунки аппликацией, гладью, крестом различных видов, мережками, мотивами, ришелье, бридами, гладьевым валиком, насыпью различных видов, настилом, петельками на бридах и по контуру рисунка, прикрепом, стягом;

- прикреплять с подкладыванием картона или скрученной верёвки сетки, блёстки, петельки;

- предупредить и устранять дефекты продукции;

- применять передовые методы труда и опыт новаторов;

- экономно и рационально расходовать сырьё и материалы;

- своевременно и рационально подготавливать к работе и проводить уборку рабочего места;

- подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления и содержать их в надлежащем состоянии;

- соблюдать правила безопасности труда и внутреннего распорядка;

- пользоваться средствами предупреждения и тушения пожаров на своём рабочем месте, участке;

Вышивальщица должна знать:

- методы и приёмы вышивания сложных узоров и рисунков;

- устройство обслуживаемых машин;

- правила заправления перфокарты в аппарат рисунка автоматов и полуавтоматов;

- виды дефектов продукции, причины, их порождающие, и способы предупреждения и устранения;

- требования к качеству работ;

- опыт работы новаторов производства и передовиков коллективов;

- рациональную организацию труда на рабочем месте;

- безопасные и санитарно – гигиенические методы труда, основные средства и приёмы предупреждения и тушения пожаров на своём рабочем месте.
Профессиональная характеристика вышивальщицы.


  1. Профессия начального профессионального образования (2- 5 разрядов).

  2. Назначение профессии. Выполнение технологических операций художественной вышивки: вышивание вручную и на специальном оборудовании; создание узоров, рисунков различной степени сложности, используемых в качестве декоративного оформления швейных изделий различного ассортимента и назначения.

  3. Квалификация. В соответствии с Перечнем профессионального образования профессия «Вышивальщица» относится к 3 ступени квалификации и предполагает получение среднего (полного) образования.

Специальные параметры. Практические основы профессиональной деятельности. Выполнение ручной и машинной художественной вышивки швейных изделий по образцам рисунков с использованием различной техники. Подготовка материала, заготовок для художественной вышивки. Вышивание художественных узоров и рисунков разной степени сложности. Выполнение вышивки разных видов: мережки, строчевое шитьё, аппликация, вышивка крестом. Выполнение золотошвейных работ. Вышивки с применением декоративных материалов: бисер,и тесьма. Вышивание изделий с элементами самостоятельного творчества на основе художественных традиций. Теоретические основы профессиональной деятельности.

Технология художественной вышивки. Виды художественной

вышивки и применение вышивки в швейных изделиях. Виды и порядок работ при вышивании в различной технике, приёмы вышивания,

  1. порядок подготовки материала и заготовок. Традиционные рисунки, узоры художественной вышивки изделий. Правила композиционного размещения декоративных элементов в изделии с вышивкой; соотношение формы изделия и рисунка (узора) художественной вышивки. Технологические особенности и приёмы выполнения вышивки разных видов. Технология золотошвейных работ. Художественная вышивка изделий с применением декоративных материалов. Принципы творческого варьирования.

  2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста. Для деятельности необходимо тонкое цветоразличие, хорошая зрительно – двигательная координация (на уровне движения рук). Должен быть физически вынослив, иметь хорошую долговременную память, объёмный и линейный глазомер, уметь концентрировать внимание, ответственность, память.

  3. Медицинские противопоказания. Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями системы, органов пищеварения, опорно – двигательного аппарата, нервной системы, болезни кожи, органов дыхания, сердечно – сосудистой.


Цели урока: 1. Урок 1.

Тема: «Пять простейших швов»

Образовательные - обучить выполнять задания по образцу; сформировать знания по ручной вышивке на уровне применения в сходной ситуации; научить самостоятельно, оценивать результат работ.

2.Воспитательные - восстанавливать традиции и воспитывать у девушек интерес к различным видам искусства, самобытной культуре, совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности.

3. Развивающие - улучшить сенсорные и моторные навыки учащихся; ознакомить их с образцами самых популярных видов вышивки.

Теоретическое обучение проходит с записью в тетради, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, старинных и современных образцов) и схематических рисунков учителя на доске.

Практическое обучение происходит на образце (лоскутке ткани 20 на 20 см.) при непосредственном участии учителя и самостоятельно.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Каждый народ в зависимости от местных условий и окружающей природы, особенностей быта, обычаев создавал свои приёмы вышивки, мотивы узоров и композиции.

Ещё несколько десятилетий назад секреты ручной художественной вышивки передавались в семье от матери к дочери, Сейчас эта связь утрачена, поэтому одна из задач школы – восстанавливать традиции и воспитывать у девушек интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества, самобытной культуре.

Программа рассматривает простейший способ вышивания - ручной, который является основой вышивания вообще. Программа разработана для учащихся 8-9 классов и предусматривает изучение технологии выполнения основных стежков и швов на их основе. После прохождения программы будет проводиться профессиональная проба по профессии «Вышивальщица»

Выступление профессионала, учительницы, которая ведёт занятия по вышиванию. Она знакомит с профессией, показывает творческие работы, рассказывает об учебных заведениях

3.Выступление учащихся. История вышивки.

Вышивка – распространённый вид декоративно – прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шёлковыми, шерстяными нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками.

Этот вид искусства возник давно – корни его уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к 5 веку до нашей эры, а образцы славянской вышивки сохранились лишь за последние столетия (больше всего в музеях вышивок 19 века).

Вышивкой украшалась одежда у скифов – жителей причерноморских степей, о чём свидетельствует древнегреческий историк Геродот.

В эпоху Киевской Руси искусство вышивки ценилось очень высоко. Сестра Владимира Мономаха – Анна-Янка организовали в Киеве, Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать одежду золотом или серебром. На рисунках и иконах мы видим изображения людей в вышитой одежде, своими узорами мало, чем отличающейся от современной вышивке и с характерными для определённой местности орнаментами. Следует лишь отметить, что старинные образцы более напоминают тканый орнамент, более геометрические, чем вышивки позднейших времён.

В условиях патриархального уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования большинство вещей домашнего обихода изготовлялось преимущественно хозяином и его семей. Почти в каждом доме ткали полотно и шили из него одежду, украшая вышивкой.

Вышитая белая сорочка – неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.

Вышиванием занимались исключительно женщины. Только шорне – седельные изделия украшали мужчины. Для этой работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ – весной и зимой.

Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, её трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданым, сделанным руками невесты. В приданое входила не только её собственная одежда, рушники и постельное бельё, но и рубаха для будущего мужа, плетёные или тканые пояса для будущих родственников (символ семейных уз) и даже рубашка для первенца.

Вышиванием занимались во всех слоях общества – от кардиналов, членов королевских и царских семей до беднейших крестьян и ремесленников.

В России 18-19 веках почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но и частично шли на продажу.

Со второй половины 19 века искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое - где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые сёла живут этим промыслом.

И в наше время, наряду с использованием стандартизированной массовой продукции текстильной промышленности, люди охотно обращаются к услугам мастеров индивидуального пошива и народных умельцев.

Художественная вышивка – один из наиболее распространённых видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа – приносит, и будет приносить радость тысячам его почитателей. Это - изысканное женское хобби ещё долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.


  1. Классификация вышивок ( объяснение учителя). Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две основные группы – прозрачные и глухие. Прозрачными швами выполняются строчевые работы по заранее подготовленной сетке. Такие швы называются строчкой. Глухими швами выполняются работы по целой ткани. Швы вышивки разделяются на два основных вида: счётные швы, выполняемые по счёту нитей ткани, и свободные швы, выполняемые по произвольному контуру, рисуемому от руки. Швы вышивки по целой ткани делят также на односторонние и двусторонние ( посмотрите на образцы этих техник, демонстрация образцов).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск