"УТВЕРЖДАЮ" "СОГЛАСОВАНО" "РАССМОТРЕНО"
Директор
ГБОУ СОШ №1216 ЗУВР на заседании М/О
______________________ ____________________ Протокол № ______ от "_____"____________2013 г. "_____"____________ 2013 г. "_____"____________2013 г.
Рабочая программа Литература
Предмет Классы: 9 А, Б
Учитель: Иванюкович Елена Викторовна
Количество часов на год: 102
В неделю: 3 урока
Сочинения: 5
Контрольная работа: 1
Урок-зачет:2
Рабочая программа составлена на основе программы: В.Я.Коровиной
Автор программы Учебник: Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. / авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2011.
Название, автор, издательство, год издания
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
9 КЛАСС (102 ЧАСА) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литературе для 9 класса, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и учебной программы по литературе, допущенной МО РФ в 2007 г. (автор-составитель В. Я. Коровина.)
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Место предмета «Литература» в базовом учебном плане. Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения предмета «Литература» в средней школе, четко определяют его место в базисном учебном плане. В них подчеркивается, что приобщение школьников к богатствам русской и мировой литературы - это единый и непрерывный процесс, позволяющий устанавливать связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. На изучение предмета «Литература» в 9 классе отводится 102 часа (из них 7 часов - на проведение контрольных работ, 22 - на уроки развития речи).
Цель изучения литературы в школе.
Содержание и структура программы определяется целью литературного образования: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, развитие способностей воспринимать и оценивать явления литературы и оценивать, формирование художественного вкуса, эстетических потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции школьников.
Достижение этой цели предполагает:
чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства,
воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.
Новизна данной рабочей учебной программы.
Особенностью данной программы является системная направленность: от освоения различных жанров фольклора к изучению творчества писателей; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова; подводится итог работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, А.Н. Островский, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература
Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (жестокость и сострадание, великодушие и эгоизм, прекрасное в природе и человеческой жизни).
Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Поэтому предлагаются для изучения ранее не входившие в курс литературы 9 класса произведения писателей 20 века (А.И. Солженицына, Б. Пастернака), необходимые для расширения читательского кругозора учащихся, обогащения их представления о художественном наследии русской литературы.
В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные (связь с курсами истории, географии, русского языка) и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства (музыке, живописи).
Данная программа формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы - живое поступательное движение.
Формы организации учебного процесса чрезвычайно разнообразны и предполагают парную, индивидуальную, групповую работу, осуществляемую на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, уроках развития речи, внеклассного чтения, уроках-диспутах, семинарах, уроках-концертах.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется дифференцированными заданиями тестового характера, развернутых ответов на поставленный вопрос, устных и письменных творческих работ, направленных на выявление умений верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся, закончившие 9 класс, должны знать:
Наиболее существенные литературные направления (сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм);
Основные этапы стадиального развития литературы в 19 и 20 столетиях;
Содержание изученных произведений;
Основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
Определения основных теоретико-литературных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;
должны уметь:
Воспроизводить содержание литературного произведения;
Определять родо-жанровые особенности эпических, лирических, драматических произведений;
Давать характеристику герою или героям одного или нескольких произведений (в том числе групповую, сравнительную);
Давать характеристику литературному произведению, исходя из особенностей исторической эпохи, в которую было создано это произведение;
Выявлять авторскую позицию в художественном произведении и формулировать свое отношение к ней;
Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
Составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;
Написать развернутый план сочинения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения;
Написать сочинение на заданную тему.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
|
| В том
| числе ччи
| числе на:
| №№
| Тема урока
| Кол-во часов
| уроки
| Развитие речи
| Контр.
работы
| 1
| 1 четверть
Вводный урок
| 1
| 1
|
|
| 2
| Литература Древней Руси.
Богатство и разнообразие жанров.
Историческая основа «Слова о полку Игореве».
| 4
| 1
|
|
| 3
| Герои и события в произведении. Идейный центр поэмы.
|
| 1
|
|
| 4
| Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»
|
| 0,5
| 0,5
|
| 5
| Величие и бессмертие древнерусской поэмы. Подготовка к домашнему сочинению.
|
|
| 1
|
| 6
| Литература 18 века.
Общая характеристика русской литературы 18 века.
Классицизм.
| 1
| 1
|
|
| 7
8
| М.В. Ломоносов. Прославление мира, науки, родины и просвещения в произведениях поэта.
| 2
| 1
| 1
|
| 9
| Г.Р. Державин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина.
| 1
|
| 1
|
| 10
| Д.И. Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль».
| 2
| 0,5
| 0,5
|
| 11
| Проблема воспитания в комедии. Бессмертие комедии Фонвизина
|
| 1
|
|
| 12
13
| Н.М. Карамзин. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека.
| 2
| 2
|
|
| 14
| Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя»
| 1
|
| 1
|
| 15
| Русская литература 19 века
Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза, драматургия 19 века.
| 1
| 1
|
|
| 16
17
| В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Элегии и баллады Жуковского.
| 2
| 1
| 1
|
| 18
| А.С. Грибоедов. Становление личности писателя. Особенности драматического произведения «Горе от ума».
| 8
| 1
|
|
| 19
| «К вам Александр Андреевич Чацкий…» Анализ 1 действия
|
| 1
|
|
| 20
| «Век нынешний и век минувший…» Анализ 2 действия
|
| 1
|
|
| 21
| «Безумный по всему…» Анализ 3 действия
|
| 1
|
|
|
22
| «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…» Анализ 4 действия.
|
|
1
|
|
| 23
24
| Язык комедии Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма». Подготовка к домашнему сочинению.
|
| 1
| 1
|
| 25
| Контрольная работа по творчеству А.С. Грибоедова
|
|
|
| 1
| 26
| А.С. Пушкин: жизнь и судьба.
Лицейская лирика. «19 октября»
| 14
| 0,5
| 0,5
|
| 27
| 2 четверть
Свободолюбивая лирика Пушкина. Анализ стихотворений «К Чаадаеву», «Анчар», «К морю»
|
| 0,5
| 0,5
|
| 28
| Любовь как гармония души в интимной лирике Пушкина. «Я вас любил» , «На холмах Грузии»
|
| 0,5
| 0,5
|
| 29
| Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Анализ стихотворения А.С. Пушкина
|
| 0,5
| 0,5
|
| 30
| В/ чтение А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма
|
| 1
|
|
| 31
| Роман «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Сюжет. Система образов.
|
| 1
|
|
| 32
| Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.
|
| 1
|
|
| 33
| Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.. Татьяна и Ольга.
|
| 1
|
|
| 34
| Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
|
| 1
|
|
| 35
36
| Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Картины родной природы в романе.
|
| 2
|
|
| 37
| Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
|
| 1
|
|
| 38
| Р/ речи Контрольное сочинение по роману А. Пушкина «Евгений Онегин»
|
|
| 1
|
| 39
| Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина
|
|
|
| 1
| 40
| М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество (обзор).
Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Молитва», «Парус»
| 14
| 0,5
| 0,5
|
| 41
| Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»
|
| 0,5
| 0,5
|
| 42
| Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет»
|
| 0,5
| 0,5
|
| 43
| Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие.
|
| 0,5
| 0,5
|
| 44
| Р/ речи Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова
|
|
| 1
|
| 45
| М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Замысел, смысл названия и проблематика романа. Печорин как представитель «портрета поколения».
|
| 1
|
|
| 46
| Анализ повести «Бэла»
|
| 1
|
|
| 47
| Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин и Максим Максимыч.
|
| 1
|
|
| 48
| 3 четверть
Анализ повести «Тамань»
|
| 1
|
|
| 49
50
| Анализ повести «Княжна Мери».
|
| 2
|
|
| 51
| Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение
|
| 1
|
|
| 52
| Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени в оценке В.Г. Белинского»
|
| 1
|
|
| 53
| Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова
|
|
|
| 1
| 54
| Н.В. Гоголь: жизнь и творчество.
Обобщение ранее изученного материала. «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции.
| 13
| 1
|
|
| 55
| Анализ 1 главы. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси.
|
| 1
|
|
| 56
| Анализ 2 главы .Образ Манилова
|
| 1
|
|
| 57
| Анализ 3 главы. Образ Коробочки
|
| 1
|
|
| 58
| Анализ 4 главы. Образ Собакевича
|
| 1
|
|
| 59
| Анализ 5 главы. Образ Ноздрева
|
| 1
|
|
| 60
| Анализ 6 главы. Образ Плюшкина.
|
| 0,5
| 0,5
|
| 61
| Р/ речи Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода
|
|
| 1
|
| 62
| Образ города в поэме «Мертвые души»
|
| 1
|
|
| 63
| «Мертвые души» - поэма о величии России. Эволюция образа автора.
|
| 1
|
|
| 64
| Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
|
|
| 1
|
| 65
| В/ чтение Н.В. Гоголь «Шинель»
|
| 1
|
|
| 66
| Контрольная работа по творчеству Н.В. Гоголя.
| 1
|
|
| 1
| 67
68
| А.Н. Островский «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
| 2
| 2
|
|
| 69
70
| Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»
| 2
| 2
|
|
| 71
| А.П. Чехов «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 века.
| 1
| 1
|
|
| 72
| Р/речи Подготовка к сочинению-рассуждению на проблемный вопрос: «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере произведений Островского, Достоевского, Чехова)
| 1
|
| 1
|
| 73
74
| Беседа о стихах Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета. Совершенствование представлений о жанрах лирических произведений.
| 2
| 1
| 1
|
| 75
| Урок-зачет по произведениям русской литературы второй половины 19 века
| 1
|
|
| 1
| 76
| Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.
| 1
| 1
|
|
| 77
| И. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. Лиризм повествования.
| 1
| 1
|
|
| 78
| 4 четверть
М. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа.
| 2
| 1
|
|
| 79
| Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».
|
| 1
|
|
| 80
81
| А.И. Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ праведницы в рассказе.
| 2
| 2
|
|
| 82
| Контрольная работа по произведениям русских писателей 20 века
| 1
|
|
| 1
| 83
84
| Русская поэзия Серебряного века.
А. Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций поэта.
| 2
| 1
| 1
|
| 85
86
| С. Есенин . Слово о поэте. Тема Родины и лирике поэта. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике поэта
| 2
| 1
| 1
|
| 87
88
| М. Цветаева. Слово о поэте.
Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти.
| 2
| 1
| 1
|
| 89
| В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского.
| 1
| 1
|
|
| 90
| Н. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики поэта.
| 1
| 1
|
|
| 91
| А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.
| 1
| 0,5
| 0,5
|
| 92
93
| А. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.
| 2
| 1
| 1
|
| 94
| Урок-зачет по лирике 20 века
| 1
|
|
| 1
| 95
| Зарубежная литература.
Античная лирика. Катулл. Гораций.
|
1
| 1
|
|
| 96
| Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты)
| 1
| 1
|
|
| 97
98
| У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» Общечеловеческое значение героев Шекспира. Философский характер трагедии.
| 2
| 2
|
|
| 99
| И. В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». «Фауст» как философская трагедия.
| 1
| 1
|
|
| 100
| Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения.
| 1
| 1
|
|
| 101
102
| Резервные уроки
| 2
| 2
|
|
|
| ИТОГО:
| 102
| 73
| 22
| 7
| |