№
| Дидактический момент
| Содержание учебного материала
| Задача дидактического момента
| Метод обучения
| Форма организации познавательной деятельности
| Конкретный результат
|
1.
| Оргмомент
| Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке
|
|
|
|
|
2.
| Создание проблемной ситуации
| Работа с эпиграфом к уроку.
Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит.
М. В. Ломоносов.
– О каком из типов односоставных предложений идет речь?
– Почему М. В. Ломоносов даёт им такую характеристику?
– Какие функции односоставных предложений выделяет М. В. Ломоносов?
| Повторить теоретические сведения об О.-Л. предложениях.
| Частично-поисковый
| Фронтальная
| Ответы учащихся об определенно-личных предложениях
|
3.
| Целеполагание и запись темы урока.
| Должны научиться владеть этой синтаксической категорией как в устной, так и в письменной речи, чтобы иметь ситуацию успеха. Над этим и будем работать.
Наша речь состоит из разных стилей. А учимся мы, наблюдая тексты и составляя свои. Умелое использование стилистических особенностей речи – это путь к успеху.
– А каковы же стилистические особенности определенно-личных предложений? Проверим, так ли это?
| Определение целей урока
| Репродуктивный
| Фронтальная
| Запись в тетрадях числа и темы урока
|
4.
| Проверка домашнего задания.
| – Вы провели небольшие исследования по группам, наблюдали за ролью определенно-личных предложений в разных стилях речи.
1 группа – выявление роли О.-Л. Предложений в научном стиле речи. Наблюдение за текстами в учебниках по геометрии, химии, физике.
2 группа – анализ упр. 365, 369,373, стр. 215-220. О роли О.-Л. предложений в публицистическом стиле речи.
Работа в парах – упр. 118, стр.77. Употребление О. Л. предложений в разговорном стиле речи. – Послушайте своих одноклассников и сделайте вывод об употреблении О. -Л. предложений.
| Определение роли О.-Л. предложений в разных стилях речи
| Исследовательский
| Групповая, индивидуальная, работа в парах
| Выводы учащихся об употреблении О.-Л. предложений в научном, публицистическом и разговорном стилях речи.
|
5.
| Объяснение нового материала
| Но М. В. Ломоносов утверждал, что «умолчание» местоимений личных к украшению служит. Поймем это.
Прочитайте отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова.
Волнуемый воспоминаниями, я забылся… Так прошло около часа, может быть, и более… Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух. Точно, это была песня, и женский, свежий голосок, – но откуда… Прислушиваюсь – напев странный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой. Оглядываюсь – никого нет кругом; прислушиваюсь снова – звуки как будто падают с неба.
– Прочитайте текст, вставляя в О.-Л. предложения подлежащее Я.
– Почему предпочтителен авторский вариант.
Продолжим знакомство со строками из текстов М. Ю. Лермонтова. Записать предложения и задать по нему вопрос классу.
А) Люблю дымок спаленной жнивы…
б) На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
В) Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Г) Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва,
Спаленная пожаром, французу отдана…
– Как видим, в О.-Л. предложениях в письменной речи возникает ещё одна проблема. Какая? (постановка знаков препинания).
– Что необходимо, чтобы выделить пунктуационно обращение в предложении? (определить смысл предложения; услышать интонацию)
| Определение роли О.-Л. предложений в художественном стиле речи; формирование пунктуационной грамотности
| Частично-поисковый, исследовательский
| Фронтальная, индивидуальная
| ( неоправданно повторение подлежащего; внимание и логическое ударение переходит на подлежащее, что снижает значение самого действия; важно действие, а не сам деятель; исчезает лаконичность, динамика действия, выразительность, снижается эмоциональность).
Вопросы учащихся.
|
6.
| Закрепление.
| Цифровой диктант. Указать номера предложений, осложненных обращением.
Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе.
И рано-раненько березка белая опять оделась новою листвою…
Березка, повсюду снилась нам вдали от родины любимой.
Спой мне, иволга, песню пустынную.
Уж очень осторожна иволга у гнезда.
Легкий, легкий ветерок, что так сладко, тихо веешь?
| Проверить умение учащихся правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращением
| Частично-поисковый
| Фронтальная и взаимопроверка
| 1457
|
7.
| Знакомство с употреблением О.-Л. предложений в эпистолярных жанрах.
| Прослушайте текст, выпишите О.-Л предложения. Определите жанр. (чтение письма)
– Почему автор использует данный тип односоставных предложений? (придать тексту красочность, эмоциональность, динамичность).
Сопоставьте тексты. Какому вы отдадите предпочтение?
Здравствуй, Валя!
Валя, как ты живешь? Я живу хорошо. Валя, сегодня я пойду на экскурсию, я надеюсь, что будет очень интересно. Валя, я жду тебя в гости ко мне. Я очень скучаю. У нас все благополучно. Я передаю привет твоей маме.
Будь здорова, Валя.
Твоя подруга Лида.
3. Отредактируйте текст. Запишите в исправленном виде, употребив О.-Л. предложения.
| Уметь находить речевые ошибки и их исправлять.
| Частично-поисковый
| Фронтальная
| (придать тексту красочность, эмоциональность, динамичность).
отредактированный текст
|
8.
| Творческая работа
| Личные местоимения могут опускаться при глаголах мысли и чувств: надеюсь, чувствую, думаю, считаю, предполагаю, сижу, воображаю, просыпаюсь и т. д.
Создайте начало своей миниатюры с любым из названных глаголов.
| Умение создавать собственный текст с О.-Л. предложениями.
| Творческий
| Фронтальная и индивидуальная
| Начало миниатюры, заслушивание ответов учащихся
|
9.
| Домашнее задание
| По выбору.
Составьте текст по данному началу.
Напишите миниатюру на любую тему в любом жанре с использованием О.-Л. предложений.
Напишите миниатюру с использованием О.-Л. предложений обязательно в форме письма.
| Умение создавать собственный текст с О.-Л. предложениями.
| Творческий
| Индивидуальная
| Сочинение-миниатюра
|