Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 335.98 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации19.05.2014
Размер335.98 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Литература > Конкурс
  1   2   3


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕНЗЫ

МОУ СОШ №30

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ШКОЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕКАРЬ ГОДА 2009»






(для детей 6 – 10 лет)

Автор: Щеглова Н.А., заведующая библиотекой МОУ СОШ №30 г. Пензы

2009г.
I

Пояснительная записка.
Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья они охотно беседуют с нами,…учат нас, ободряют, утешают и так зримо являют нам самые далекие от наших глаз вещи.

Ян Амос Коменский.

Настоящая программа предусматривает использование библиотерапии как специфического метода руководства детским чтением с целью позитивного развития личности, формирования в ребенке нравственных ценностей.

Иными словами, специально подобранная литература, преимущественно художественная, с помощью умело направленной деятельности библиотерапевта (библиотекаря,учителя,воспитателя), призвана способствовать нравственному оздоровлению детей.

Задача «очеловечивания» человека поставлена самой жизнью. Ее решение проходит через эмоциональную выучку искусством. И прежде всего детей. На первый план в ее реализации выдвигается библиотека с ее неисчерпаемыми эмоциональными ресурсами, заложенными в полноценных художественных произведениях. Библиотека – Служба гуманизации людей, центр духовного возрождения средствами искусства слова.

«Нельзя представить полноценного воспитания, если человек в детском возрасте не узнал на собственном опыте волнующей радости размышления над книгой. Чтение становится могучей воспитательной силой, благодаря тому, что, увлекаясь моральной красотой, стремясь подражать, человек начинает думать о себе, оценивать свои действия и поступки, измерять себя определенной мерой моральности. Чтение и раздумье над книгой становятся интеллектуальной потребностью». Сухомлинский В. А.

Воздействие хорошей книги – это и есть библиотерапия: прививка доброты, терпимости, жизнестойкости против страха, неудач, жестокости, бесчеловечности.

Эффект оздоровительного воздействия литературных героев объясняется тем, что они несут в себе мощный ценностный потенциал, помогают читателю пережить и осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, милосердия и искушения, поражения и победы.

Художественная литература рассматривается как признанное средство формирования гуманности через эмоциональный психологический аспект, через сострадание героям литературных произведений. Воздействуя на эмоциональную сферу, лучшие произведения художественной литературы способны пробуждать в детях милосердие, выводить из агрессивного состояния, вызывать сочувствие к другому человеку.

Особенностью данного курса является то, что в отличие от традиционного школьного подхода к литературе при обсуждении произведения акцент делается на эмоциональную сторону с целью формирования более глубокого понимания основных нравственных категорий добра и зла, различных процессов, происходящих в обществе. Если учитель, организуя чтение школьников, в процессе их обучения учит их извлекать новую информацию, анализировать ее, то библиотерапевт в большей мере направляет читательскую деятельность детей на анализ собственных переживаний в ходе чтения, на выявление взаимосвязей своего внутреннего мира с духовным миром литературных героев, учит самопониманию через чтение.

Такого рода деятельность открывает читателю дверь в мир книги и одновременно дверь в самого себя и окружающих его людей. На материале художественных произведений ребенок учится жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей.

В решении проблемы воспитания средствами художественной литературы настоящий курс преследует следующую цель: развитие духовного начала в ребенке.

Задачи курса:

● воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние другого человека, как в жизни, так и в литературе

  • формировать навыки самостоятельного поиска решения своих проблем в процессе чтения

  • формировать оптимистическое видение мира

  • развивать заинтересованность и потребность в чтении

  • накапливать положительный опыт добрых чувств, поступков и взаимоотношений людей

  • развивать творческое самовыражение личности

  • воспитывать культуру чтения

Практическая направленность курса:

  • оказание помощи в преодолении проблем адаптации к ситуации или определенному периоду жизни

  • воспитание чувства независимости, инициативы

  • установление эмоциональной связи с окружающими (родителями, родственниками и т. д.)

  • воспитание трудолюбия

  • воспитание критического отношения к себе

  • воспитание умения ладить со сверстниками

  • формирование понятий об определенном образе жизни

  • подготовка к возможным критическим ситуациям

  • преодоление различных проблем

Целесообразнее всего занятия с детьми начать в 1ом классе, т. к. ребенок в этом возрасте наиболее активно впитывает и осваивает нравственный опыт, к тому же, школьная атмосфера как нельзя лучше способствует и чтению, и восприятию.

В перспективе эта программа, основанная на концентрическом способе построения, предполагает охват всей начальной школы.

Для детского чтения следует отбирать лучшие образцы детской литературы, учитывая при этом потребности детей, их жизненный опыт.

При отборе литературы следует ориентироваться на следующие группы ценностей:

  • ценности, реализуемые в продуктивных творческих актах (трудолюбия, стремления к созиданию)

  • ценности, связанные с восприятием прекрасного в природе, искусстве и т.п.

  • ценности, присущие межличностным отношением (любовь, дружба, сочувствие и т. п.)

  • ценности, которыми человек руководствуется в ситуациях, ограничивающих его возможности, когда отсутствуют пути изменения таких ситуаций

Отобранные произведения детской литературы группируются по тематике в блоки, каждый из которых способствует решению определенного круга задач.

Тематические блоки включают в себя литературу разных видов и жанров.

Классическая художественная литература обладает огромным потенциалом, обеспечивающим разнообразные варианты библиотерапевтического воздействия.



Юмористическая и сатирическая литература

Формирует у читателей более объективный взгляд на себя и окружающих, создает своеобразную психологическую защиту, укрепляет уверенность в собственных силах.

Сборники афоризмов

Повышают психическую устойчивость.

Фольклор (особенно сказка)

Стимулирует необходимые психические реакции, позволяет детям осознавать основные жизненные проблемы, улучшать контакты с родителями и сверстниками.

Драматургия

Оказывает сильное влияние благодаря большой концентрации, координированности действий и наглядности. При чтении пьесы легче отождествлять себя с действующими лицами.

Поэзия

Аллегоричность, художественная емкость слова, ритм, рифма и другие черты поэтических произведений способны эмоционально заряжать, подчинять себе, одухотворять и возвышать.

Научно-популярная литература

Полезна для развития детей, их ума и эрудиции, стимулирует к самопознанию и самосовершенствованию.


В зависимости от уровня подготовленности детей, их эмоционального и интеллектуального развития, психологического состояния список литературы постоянно корректируется.

Формы проведения занятий:

  • библиотечный урок

  • урок праздник

  • урок-экскурсия

  • урок-игра

Виды работы, используемые на занятиях:

  • беседа

  • чтение вслух

  • комментированное чтение

  • театрализация

  • инсценировка

  • выразительное чтение диалогов

  • просмотр видеосюжетов

  • прослушивание аудиокассет

  • рисование

  • использование ИКТ

  • другие виды творческих работ

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • иметь представление о таких понятиях, как добро, милосердие, отзывчивость, сострадание

  • иметь представление о жанровом многообразии изучаемых произведений

должны уметь:

  • анализировать свои поступки и действия, опираясь на опыт литературных героев

  • строить отношения с окружающими, ориентируясь на определенные нравственные ценности

  • ценить прекрасное в литературе и в жизни

  • ориентироваться в мире книг

Программа рассчитана на 32 часа и предполагает режим занятий 1 час в неделю.

Для успешной реализации программы необходим библиотерапевтический мониторинг (диагностика, оценка, и прогнозирование библиотерапевтического процесса) со стороны администрации, психолога, библиотекаря. Для его осуществления следует использовать следующие методы:

  • наблюдение

  • интервью

  • анкетирование

  • опрос-беседа

При подготовке к занятиям и во время их проведения библиотерапевту следует руководствоваться рекомендациями:

  • в отобранных произведениях выделить те ситуации, с какими или подобными им, может встретиться или уже встречался ребенок в реальной жизни. Вскрыть воспитательный потенциал этих ситуаций. Продумать, какие законы душевной жизни сконцентрированы в них. Определить тематический ракурс (модуль), наиболее значимый и актуальный для нынешних детей, сквозь призму которого и будут рассматриваться выбранные ситуации

  • путем продуманных вопросов вовлекать читателя в жизненные ситуации, изображенные в книге, опираясь при этом на его личностное отношение к проблемам, какими озабочены герои произведения

  • создавать ситуации гуманистического выбора: мщение или прощение, личная выгода или доброта в пользу другого, насилие или милосердие с целью вовлечения детей в данную ситуацию

  • предложить читателю изложить свое отношение к ситуации и привести по возможности аналогичные примеры из жизни и искусства

  • с помощью вопросов побудить читателя высказать свои соображения, почему произошла ситуация, почему каждый из героев вел себя именно так, а не иначе, одинаковыми ли мотивами они руководствовались, как это сказалось или могло сказаться на других людях

  • проиграть разбираемую ситуацию мысленно или в виде ролевой игры, с тем чтобы читатель мог представить себя на месте персонажей и действовать с их позиции

  • учить языку искусства, воспитывать вкус к настоящей литературе, формировать иммунитет к низкопробным книгам


Настоящая программа не претендует на всесторонний охват поставленных проблем, но в силу своей актуальности она должна быть востребована, и ее следует рекомендовать для использования, в первую очередь, библиотекарям. Возможно, она будет способствовать возрождению традиций руководства детским чтением, что, в свою очередь, является залогом развития духовного начала в каждом ребенке, формирование его как носителя добра и нравственной культуры.
II

Тематическое планирование курса.




п/п

Темы занятий

Кол-во

часов

в том числе

Форма отчета



теорет.

практ.

1

Аптеки для души

2

1

1

Создание страницы в Книге Доброты, изготовление книжки малышки, создание тематической картотеки

2

Под звездным небом

2

1

1

Создание звуковой и визуальной страниц в

Книге Доброты, выставка рисунков, изготовление Волшебного цветка, написание мини-сочинений

3

«Под крышей дома моего»

3

2

1

Создание страницы в Книге Доброты, выставка творческих работ, написание мини-сочинений, создание тематической картотеки

4

«Пусть мне твердят, что есть края иные…»

3

2

1

Создание страницы в Книге Доброты, экскурсия по городу, создание тематической картотеки

5

«Пусть всегда будет солнце»

2

2

-

Создание страницы в Книге Доброты, выставка рисунков, конкурсное чтение стихов наизусть, написание мини-сочинений, создание тематической картотеки

6

Мы живем среди людей

2

1

1

Создание страницы в Книге Доброты, оформление книжной выставки, изготовление открыток в подарок, создание тематической картотеки.

7

Друг познается в беде

2

1

1

Создание страницы в Книге Доброты, мини-сочинение, создание тематической картотеки

8

Жизнь дана на добрые дела

1

1

-

Создание страницы в Книге Доброты, написание мини-сочинений, создание тематической картотеки

9

Созерцание чуда

4

2

2

Создание страницы в Книге Доброты,

выставка рисунков, создание тематической картотеки, конкурсное чтение стихов наизусть, изготовление буклетов, экскурсия в лес

10

Усатые – полосатые

3

2

1

Создание страницы в Книге Доброты,

выставка рисунков и фотографий, написание мини-сочинений

11

Ученье и труд все перетрут

2

1

1

Создание страницы в Книге Доброты,

создание тематической картотеки, составление рекомендательного списка литературы

12

Азбука права

1

1

-

Создание страницы в Книге Доброты,


13

С улыбкой

2

1

1

Создание страницы в Книге Доброты, оформление книжной выставки, создание тематической картотеки.

14

Все на свете интересно

3

2

1

Создание страницы в Книге Доброты, составление рекомендательного списка литературы, оформление книжной выставки,



III

Содержание курса
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск