Скачать 342.35 Kb.
|
Литература 5 класс 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Дисциплина «Литература» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Литература», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения литературы в средней общеобразовательной школе. Дисциплина «Литература» является основой для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности. Дисциплина «Литература» является самостоятельной дисциплиной. 2. Цель изучения дисциплины Целью изучения литературы в 5 классе является: - формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; - постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; - поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; - овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; - овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); - использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. 3. Основные образовательные технологии В процессе изучения литературы в 5 классе используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения и т.д. 4. Требования к результатам освоения дисциплины Личностные результаты - совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе , к культурам других народов; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) Метапредметных результаты - умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы; - умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; - умение работать с различными источниками информации и использовать ее в самостоятельной деятельности. Предметных результатов 1. В познавательной сфере: - понимание ключевых проблем изученных произведений; определять тему прочитанного текста; - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них аксиологических ориентиров и их современного звучания; - иметь представление об отличии письменной литературы от произведений устного народного творчества; - умение анализировать литературное произведение, его героев и сопоставлять их с другими произведениями и героями; - выделять эпизод и определять его связь с предыдущими и последующими событиями; - владение элементарной литературоведческой терминологией 2. В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; собственная интерпретация изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3.В коммуникационной сфере: - восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; - уметь выразительно читать изученные произведения или их фрагменты; - уметь пересказывать прозаические произведения, отвечать на вопросы по тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа и вести диалог; - написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений 4. В эстетической сфере: - понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы и формирование эстетического вкуса; - понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. 5. Общая трудоемкость дисциплины 35 учебных недель -70 часов, 2 часа в неделю. Пояснительная записка Учебная программа учебного курса по литературе для 5 класса разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на основе программы по литературе (5 – 11 классы) под редакцией Г.И. Беленького. Авторы-составители: Г.И. Беленький, М.М. голубков, Г.И. Ионин, Э.А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренов, (2009г.). При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании литературы в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013 – 2014 учебном году», в соответствии с учебным планом МОУ «Хохловская СОШ». Цели и задачи. В 5 классе учащиеся входят в мир литературы, достигают определённого уровня начитанности, позволяющие делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений, выполнять определённые устные и письменные работы. Каждое произведение, предназначенное для изучения в этом классе, разбирается с учётом его идейно-художественного своеобразия, интересов и возрастных возможностей учащихся. Основные образовательно-воспитательные цели 5 класса в области литературы – Расширить и углубить жизненный и художественный опыт учащихся, ввести их в художественный мир произведения, поднимая воспитание школьников от наивно-реалистического до художественно-эстетического. Иными словами, формировать читательскую культуру учащихся, непосредственно и опосредованно воздействующую на личные качества, в частности на способность эмоционально воспринимать художественные ценности. Знакомясь с многообразием жизненного содержания литературы и форм его отображения, осознавая изображённые писателем конфликты, жизненные ситуации, своеобразие характеров литературных героев, учащиеся формируют тот уровень начитанности и литературного развития, который станет базой для их самостоятельного чтения и продолжения образования в следующих классах. Необходимое условие успешности изучения литературы, особенно в среднем звене школы, - овладение учащимися так называемой техникой чтения и выразительным чтением, развитие умения в устном и письменном слове выражать свои чувства, своё понимание и оценку художественного произведения. Программа 5-х классов строится по концентрическому принципу и на хронологической основе (от устного народного творчества, от литературы прошлых веков к нашему времени). Это даёт возможность уже в средних классах и на элементарном уровне показать школьникам, что литература тесно связана с жизнью, с её движением и развитием и развивается сама. Изучение произведения в контексте эпохи предполагает знакомство учащихся с фактами биографии писателя, важнейшим источником знаний не только о жизни художника, но и об особенностях времени в которое он жил и творил. Изучение произведения в контексте эпохи требует так же обращения к лексическим, бытовым, этнографическим, историческим комментариям с привлечением произведений живописи, музыки, театра, кино. Открывается возможность для установления внутри предметных связей: перекличка тем, мотивов, характеров персонажей, элементов поэтики разных авторов, что вместе с межпредметными связями служит интеллектуальному развитию подростков, расширению их кругозора. В 5 классе знания учащихся обогащаются такими сведениями об авторе, которые пробуждают интерес к нему как к личности и создателю художественного произведения. Ведущая проблема изучение литературы в 5 классе – внимание к книге. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формирование навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 – 6 классах. Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения используются: Учебно-методический комплект: 1. Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы под редакцией Г.И. Беленького – М.; Мнемозина, 2009. 2. Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького – М.; Мнемозина,2008. 3. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 класса «Литература. Начальный курс». Пособие для учителя./Под редакцией М.А.Снежневской. – М.; Мнемозина, 2005. Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), в том числе: классные сочинения – 3 (6 часов: подготовка и написание), домашние сочинения – 1 (1 час подготовка); внеклассное чтение – 8 часов. В процессе обучения целесообразно использовать такие формы и методы обучения, как словесный, наглядный, практический, репродуктивный, самостоятельная работа и др. Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые. фронтальные, творческие. Типы уроков: - комбинированный (предполагает выполнение работ и заданий разного рода); - урок-игра (на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки); - урок-тест (с целью диагностики пробелов в знании); - урок-самостоятельная работа (предлагаются разные виды самостоятельных работ). Изменения в рабочей программе. Авторская программа предусматривает 34 учебных недели (2 часа в неделю) соответственно 68 часов. Рабочая программа рассчитана на 70 часов, исходя из 35 недель (2 часа в неделю). Формы текущего контроля: сочинения, выразительное чтение, чтение наизусть, различные виды пересказа, конспектирование, составление плана, развёрнутый ответ на вопрос, тестирование. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: - авторов и содержание изученных художественных произведений; - основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора: сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы: (начальные представления): басня, алигория, понятие об эзоповом языке. уметь: - отличать стихотворение от прозы; выявлять основную нравственную проблему произведения; - различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ); - выразительно читать текст-описание, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ); - подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы; - словесно воспроизводить картины созданные писателем;Аргументировать своё отношение к героям произведения; - написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений; - сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни. Календарно-тематический план
|