Скачать 312.78 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Малиновская средняя общеобразовательная школа» Исследовательская работа Контекстуальные значения образов металлов и камней в лирике М. Ю. Лермонтова Выполнила ученица 10 класса Синичкина Анастасия Сергеевна Россия, Алтайский край, Завьяловский район, посёлок Малиновский Руководитель: учитель русского языка и литературы Терехова Татьяна Владимировна, категория первая 2011 Содержание I. Введение …………………………………………………………………………………………………………………………… 3 II.Научная статья…………………………………………………………………………………………………………………… 6 I. Металлы в лирике М.Ю. Лермонтова ……………………………………………………………………………… 6 1. Золото………………………………………………………………………………………………………………………………….7 2. Серебро………………………………………………………………………………………………………………………………11 3. Железо и его сплавы …………………………………………………………………………………………………………14 4. Свинец ………………………………………………………………………………………………………………………………16 II. Камни в лирике М.Ю. Лермонтова …………………………………………………………………………………..18 1.Изумруд ………………………………………………………………………………………………………………………………18 2.Янтарь ………………………………………………………………………………………………………………………………..20 3. Жемчуг………………………………………………………………………………………………………………………………..20 4.Мрамор ……………………………………………………………………………………………………………………………… 23 III.Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………… 25 Литература …………………………………………………………………………………………………………………………… 27 Приложение 1 ……………………………………………………………………………………………………………………… 28 Приложение 2 ……………………………………………………………………………………………………………………… 30 Приложение 3 ……………………………………………………………………………………………………………………… 32 Приложение 4………………………………………………………………………………………………………………………. 33 I. ВведениеДанная тема является актуальной, так как в «Лермонтовской энциклопедии» сказано, что «многие теоретические и историко-литературные вопросы изучения Лермонтова, несмотря на наличие обширной литературы, до сих пор остаются нерешенными – это проблемы метода, стиля, лирического героя и т.п.».1 Роль образов металлов и камней в творчестве М.Ю. Лермонтова почти не изучена. В Интернете мы обнаружили статью А. Соколова «Художественный образ в лирике М.Ю. Лермонтова»2. Автор выделяет 4 разновидности художественного образа в лермонтовской лирике: 1) экспрессивный, или переживания; 2) субъективный — образ автора и лирического героя; 3) объективный, или предметный; 4) предметно-экспрессивный. Прочитав статью, мы поняли, что образы металлов и камней будут относиться к четвертой группе. Эта разновидность художественного образа в наши дни мало исследована. В этой статье нет сведений об образах металлов и камней в лирике поэта. Буслакова Т. П. в учебном пособии для абитуриента «Русская литература XIX века»3 дает анализ наиболее известных стихотворений М.Ю. Лермонтова. В ее статьях можно встретить характеристику образов металлов и камней. Мы выбрали нужный нам материал, но его оказалось тоже очень мало. В диссертации «Мотивы и образы драгоценных камней в русской поэзии рубежа XIX - XX веков»4 (к сожалению, автор в Интернете не указан) говорится о значении камней в жизни человека, об общей тенденции литературы конца XIX – начала XX веков к обилию «ювелирной метафорики». В работе рассматриваются мифопоэтические, фольклорные и библейские традиции как источники мотивов и образов драгоценных камней в русской поэзии рубежа веков, определяется их художественный смысл и функции, роль в создании пространственно-временной концепции лирического произведения. Но в критической литературе не существует работ, где был бы представлен целостный анализ образов металлов и камней в творчестве какого-либо писателя, определены их контекстуальные значения. Этим определяется новизна нашего исследования. Проблему мы видим в отсутствии таких знаний в критической литературе по творчеству М.Ю. Лермонтова, в недостаточности собственных знаний в нахождении и определении художественных средств. Контекстуальные значения образов металлов и камней могут быть использованы на уроках литературы при анализе стихотворений. Возникает несоответствие: роль художественного образа в творчестве писателя велика, но это понятие эстетики оказывается мало изученным, образы металлов и камней в творчестве писателей почти не исследованы. Гипотеза: мы предполагаем, что присутствующие в лирике М.Ю. Лермонтова образы металлов и камней используются им как средство художественной выразительности. Перед собой мы поставили ЦЕЛЬ: выяснить контекстуальные значения образов металлов и камней в лирике М.Ю. Лермонтова. Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме, провести теоретическое исследование, сопоставить весь изученный материал, сформулировать проблему, цель и задачи работы. 2. Найти и прочитать стихотворения, в которых присутствуют образы металлов и камней, определить процент применения их писателем. 3. Выписать физические и химические свойства металлов и камней, соотнести их с художественными, сделать вывод о влиянии подобных сведений на смысловую сторону произведений. 4. Попытаться выяснить, мог ли М.Ю. Лермонтов знать свойства металлов и камней, учитывал ли их в своих стихотворениях. 5.Провести исследование и попытаться объяснить, с каким драгоценным камнем можно соотнести поэзию М.Ю. Лермонтова. 6. Систематизировать материал, составить Приложение «Контекстуальные значения образов металлов и камней в лирике М. Ю. Лермонтова». 7. Сделать выводы. При написании работы мы воспользовались такими методами исследования:
Все эти методы помогли представить контекстуальные значения образов металлов и камней в лирике М.Ю. Лермонтова в виде некой целостной системы, подготовили материал для составления таблицы, диаграммы. |