Скачать 350.96 Kb.
|
Материнская тема на уроках русского языка и литературы Я работаю в школе более 30 лет. Каждый день работы согрет памятью о моей матери, учителя русского языка и литературы. Она первая открыла мне мир красоты и справедливости через лучшие книги. Если в моей работе вы найдёте что-то важное и полезное, то это в огромной степени заслуга моего Учителя – моей мамы. Есть в русской литературе тема, которая актуальна для каждого человека – тема Матери. Всем живущим на этой земле нужно научиться благоговейно любить и беспредельно благодарить, понимать и ценить свою мать. Мудрость, светоносность, гуманность берут начало в любви к матери. Сухие, кричащие, беспощадные факты сегодняшнего дня (каждый день увеличивается число беспризорных и брошенных детей) говорят о том, что все невзгоды, происходящие в обществе, отражаются в первую очередь на ней. Нет более трудной и одновременно прекрасной судьбы, чем у Матери – сердце нашего общества. Материнская тема пронизывает русскую литературу, поднимает вопросы доброты, человечности, всепрощения. Для матери – самые звёздные и проникновенные слова. Хочу назвать человекоформирующие произведения, в которых звучит эта святая тема:
-1-
Предлагаю разработку уроков по повести В. Распутина «Последний срок». Урок 1. В. Распутин. Читать сердцем и разумом. «Что она за мать, если смогла вытерпеть такую разлуку?» Образ старухи Анны. Урок 2, 3. «Куда денется её жизнь?» Дети Анны. Урок 4. «День выдался с умыслом». Природа в повести. Урок 5. Диспут «Чтобы не наступил последний срок». Урок 6. Сочинение. - Низкий поклон В. Распутину. - Представьте себе, что вы в избе Анны. - Чем повесть берёт за сердце? - Кто счастлив в повести? - Почему не приехала Таньчора? - «Весна на Крутой речке. Посвящается Матери», - озаглавил я свои крутореченские записки. И когда я писал, думал о Матери, боялся хотя бы на йоту погрешить против правды. «Стану читать, она почувствует фальш, покраснеет, опустит глаза…» (Е. Пермитин). Что бы вы хотели посвятить своей Матери? Пусть каждый человек… -2- Урок 1. Урок – предупреждение. Читать сердцем и разумом. «Что она за мать, если смогла вытерпеть такую разлуку?» Образ старухи Анны. Оборудование:
Цель: - ввести учащихся в мир Распутина, чтобы он стал «обитаемым» для читателей – подростков; - углубить первоначальное восприятие текста, постигнуть глубину авторского замысла; - понять своеобразие внутреннего мира повести и её главной героини Анны; - создать творческую атмосферу коллективного мышления. Ход урока:
Его повести уникальны, глубоко нравственны. Это всегда искренний диалог с читателем, взывающий к душевному очищению, сопереживанию… Продолжите. (…пробуждению совести, переосмыслению жизненных ценностей, ответственности, активному отношению к добру и злу…). Мы будем всматриваться в произведение, вслушиваться, вчитываться душой и сердцем. -3-
- Как вы думаете, почему именно эта музыка звучала? (В ней печаль и надежда…, она гармонирует с нашим настроением.) II. Анализ повести «Последний срок».
- В каких произведениях есть героиня с именем Анна? - Перед нами истинная Анна ( евр. – благодать, милостивая) – носитель духовных ценностей. В её жизни много страданий, но она смиренно несёт свой крест. Анны своей добротой притягивают людей, но в старости они одиноки. В. Распутин рисует свою Анну именно такой. 4. Какой вы представляете себе главную героиню? (Обращение к стенду с рисунками, портретами бабушек, которые принесли дети). Опишите. ( Внимательная доброта, внешняя открытость, глубина взгляда, проницательность, доверчивость, бесконечная любовь…) - Найдите описание Анны в повести. (… Старухе было под восемьдесят… Старуха теперь была не та… и слух, и глаза, и память… норовили забыть свою службу. Высохла, пожелтела, покойник – покойником. Старуха лежала на кровати так легко и невесомо, что сетка под ней совсем не прогибалась; у старухи дежурили только глаза, а тело, расстеленное на кровати и застывшее в немой неподвижности, оставалось без толчков и забот – как чужое. … голова её в отчаянной мольбе, как у нищенки, тряслась на подушке. Глаза изнутри задвигались, зашевелились, пытаясь открыться, но не смогли. Покачались – покачались, словно чашечки весов, и остановились, сомкнулись.) -4- 5. Старухе Анне дан «последний срок» перед смертью оглянуться, раскаяться, попросить прощения и уйти из этой жизни «чистой» : « … радостно и светло предстать перед судом Бога: вот я, раба Божья Анна, чёрного с собой не несу». Жизнь завершается, и мы совершим душевное восхождение к тому исконному, древнему, что безвозвратно уходит. Смерть высвечивает характеры всех персонажей, но в первую очередь характер и судьбу самой старухи. О её прошлом мы узнаём из воспоминаний, чистых, возвышенных, где каждая деталь, каждое движение души говорит о любви и заботе, об умении прощать. 6. Выделите самые яркие эпизоды из тяжёлой жизни Анны. 1) Доля женская и материнская. Образ матери – художественный центр повести. «За свою жизнь старуха рожала много, но теперь в живых у неё осталось только пятеро…» 2) Игренька. 3) Воровство колхозного молока у Зорьки. 4) Месть за Миньку. 7. Любимые персонажи В. Распутина говорят живым образным языком. Речь Анны афористична, близка к пословицам, поговоркам, воплощает в себе народную мудрость, в ней доброта и простота, естественность её душевных движений. - Приведите примеры. ( … И худой живот да хлеб жуёт. - Глаза открою: вы тут возле. Сейчас, кажись, взлетела и полетела бы … Господи… - Да пейте хоть за нечистую силу. Ей это боле поглянется. - … не присбиривай -5- - села и сидю… - Нет покуль. Ты собираешься, сходи к Миронихе. Сходи. Ни с ей ли че доспелось. Одна ить как перст. Помрёт и будет лежать, глазами посверкивать. - Я уж по себе вижу, что я не своей жистью живу, что это Бог мне за-ради вас добавки дал…) 8. Гармонирует с речью Анны речь «долгожданной» Миронихи. - Ты, старуня, никак живая? - Тебя пошто смерть-то не берёт? Я к ей на поминки иду, думаю, она, как добрая, уж укостыляла, а она всё тутака. Как была ты вредительша, так и осталась. Ты мне все глаза измозолила. - У меня ноги вострые, я их всю жисть об землю точила.
Безысходность, увядание: не перезимовать, доживала, стала обмирать, стал одолевать сон, покойник-покойником; не сегодня, завтра отойдёт, лежала недвижно и стыло; откуда-то изнутри донёсся стон не стон, храп не храп; жива и не жива; всё умерло в ней, и только сердце, разогнавшись за долгую жизнь, продолжало шевелиться; … будто занятая своим делом, огрызнулась смерть…
Противопоставление: жизнь – смерть мать – дети речь Анны – речь детей духовная работа в угасающем сознании Анны – повседневные заботы, суетливость, суетность прошлое – настоящее -6-
- Изображая жизнь героев, анализируя их мысли, чувства, слова, поступки, автор не предлагает никаких прямых выводов, но его позиция нам ясна. Это позиция человека, обладающего особенным свойством души – «чистотой нравственного чувства». Мы чувствуем глубокую симпатию, преклонение перед судьбой деревенской женщины. А. П. Чехов: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он добавит сам». - А как ты относишься к старухе Анне?
III. Вывод. У всех героинь В. Распутина душа открыта, беспокойна и совестлива. Прочтение меняет человека, и каждого начинает волновать то, что совесть «истончается» в людях. В. Распутин и есть «сбережитель» и спаситель человеческих ценностей, возродитель утраченного. Он взывает к своим читателям простыми, искренними, сердечными словами старухи Анны: «Я помру, а вам ишо жить да жить. И видеться будете, в гости друг к дружке приезжать. Не чужие, подимте, от одного отца – матери. Только почаще в гости-то ездите, не забывайте брат сестру, сестра брата. И сюда тоже наведывайтесь, здесь весь наш род. И я тут буду, никуда отсюда не тронусь. Посидите надо мной, а я вам какой-нить знак дам, что чую вас, каку-нить птичку пошлю сказать». IV. Мини – сочинение. Продолжим слушать музыку В. Гаврилина «Вечерняя песня» и запишем «Что изменилось во мне после прочтения повести В. Распутина?» -7- V. Домашнее задание: Работа в группах по теме «Дети Анны». Вопросов не должно быть много. Очень важно, чтобы ученики читали и думали, сами открывали для себя мир произведения и несли свои открытия на урок. Рекомендации для внеклассного чтения: Человек перед лицом смерти – этот сложный момент исследован и пройден в литературе Л. Толстым, А. Чеховым. Близкая жизненная ситуация есть в повести А. Платонова «Третий сын». Урок 2 – 3 Урок – размышление «Куда денется её жизнь?» Дети Анны Оборудование. «Ты, лебёдушка моя, родима матушка, Куда же ты снарядилася, куда же ты сподобилася?» «Ты у нас будешь жить долго – долго, больше всех, потому что ты лучше всех, и мы тебя никому не отдадим, никакой старости». Таньчора. «Ей есть к кому уходить и есть от кого». «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». А. П. Чехов «Есть прекраснейшее существо на свете, перед которым мы всегда в долгу, - это мать!» Н. Островский. Цель: - размышление о смысле жизни, о вечных вопросах бытия; - ответить уроком на вопрос, что несёт женщина – мать в мир (любовь, доброту, милосердие, сострадание, жалость, способность к самопожертвованию, всепрощение…) - развитие чувства эмпатии. -8- Ход урока
1. Чтение стихотворения В. Шекспира. Когда твоё чело избороздят Глубокими слезами сорок зим, - Кто будет помнить царственный наряд, Гнушаясь жалким рубищем твоим? И на вопрос: «Где прячутся сейчас Остатки красоты весёлых лет?» - Что скажешь ты? На дне угасших глаз? Но злой усмешкой будет твой ответ. Достойней прозвучали бы слова: «Вы посмотрите на моих детей. Моя былая свежесть в них жива, В них оправданье старости моей». Пускай с годами стынущая кровь В наследнике твоём пылает вновь! 2. Почему В. Распутин обращается к теме «отцов и детей»? 3. Мерилом человечности является твоё отношение к матери. Это составляет её счастье или несчастье. Дети Анны. Кто самый человечный? Каково её материнское счастье? На эти вопросы мы ответим в ходе работы над повестью. Жизнью и смертью матери – старухи измеряются её дети, они, взрослые люди, проверяются «последним сроком». «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть», - писал А. П. -9- Чехов. А кто, по-вашему, равнодушен?
- Сколько времени они побыли у матери? /3 дня/ - Что это было за время? / Бог отсрочил указ на 3 дня. Мучительно тянется время и для Анны, и для детей. Часы как бы замедляют свой ход, предоставляют человеку сделать что-то важное. Всего 3 дня, а ощущение, что перед нами прошла целая жизнь. Этому способствует нетерпеливое ожидание детей, насыщенность воспоминаниями… Бог дал 3 дня. Для чего? - Старухе, чтобы … очиститься, проститься с белым светом… - Детям, чтобы … сделать последний поклон, а не отбывать последний срок, облегчить душевный труд, страдания…, проявить себя людьми. Но шанс упущен. II. Работа в группах. Класс разбивается на группы. Каждая группа готовит выступление об одном из детей Анны. Никому из детей Анны не живётся легко, у каждого свои боли, заботы, своя судьба. Но пришла общая беда и собрала их вместе: «Вот так они и сидели и разговаривали за длинным деревянным столом, сколоченным их покойником отцом лет 50 назад. Все они, пожив отдельно, теперь мало походили друг на друга». Встреча с детьми. Зачитать. Какой вопрос мать задаёт детям? / Гостинцев не привезли?/ Присмотримся к детям Анны, постигнем человеческие характеры, созданные В. Распутиным. -10- Выступление 1 группы. Варвара. «Посмотреть на Варвару, она по виду годилась им в матери, и хотя только в прошлом году ей пошёл шестой десяток, выглядела она много хуже этого и уже сама походила на старуху, как никто в родове, была толстой и небыстрой… Радости в своих ребятах Варвара видела мало: она мучилась и скандалила с ними, пока они росли, мучится и скандалит сейчас, когда выросли. Из-за них раньше своих годов и состарилась». Варвара приезжала к матери, когда картошки или ещё чего надо. Она «росла размазнёй и выросла размазнёй». Имя Варвара римское, оно обозначает: жестокая, грубая. Основные черты, определяющие своеобразие этого имени: страстная непреклонность и мечтательность, разобщённость с самым дорогим – с семьёй и родительским домом. Варвара непоследовательна в поступках: в первом моменте встречи принялась долго и громко причитать, и пятилетняя Нинка удивлялась, почему «Варварины слёзы не бегут на пол», Варвара «… отошла плакать к столу – где удобнее. Люся шьёт платье на похороны, а Варвара, сообразив, что оно Люсе потом не будет нужно, выпрашивает его, забыв, по какому поводу оно шьётся. Варвара завистлива и мелочна, о каждом торопится произнести осуждающие слова. Весть о несвоевременном отъезде брата и сестры ей кажется абсурдной, но очень быстро и она принимает решение уехать тоже. Варвара Распутина нравственно безразлична. Выступление 2 группы. Илья. «Илью из-за малого роста до армии звали Ильёй – коротким, … прозвище это так и пристало к нему. …Волосы у него сильно вылезли, голова, как яйцо, оголилась и в хорошую погоду блестела, будто надраенная…» «Илья зашёл к матери – она дремала и не слышала его или делала вид, что не слышит, а сама, быть может, исподтишка наблюдала за ним, и он обрадовался, что ему не пришлось с ней разговаривать, потому что он не знал, что сказать…» -11- «Илья лучше всех грибы собирал. Набьёт в ведро травы, а сверху положит несколько грибов, будто ведро полное». Воспоминания старухи: «Вот и Илья … Что ей выбрать о нём из долгой материнской памяти, на что взглянуть, чтобы не обидеть ни его, ни себя?» Зачитать. Илья не оправдывает значения своего имени (русская форма древнееврейского имени Илия: мой бог, сила Божья, крепость Господня, верующий). Автор принижает этот образ: внешний облик, жена била, нравственное бессилие, отсутствие веры. Выступление 3 группы. Люся. Не была дома 5 лет. «Люсе тоже больше 40, но ей ни за что столько не дашь: она не по-здешнему моложавая, с чистым и гладким, как на фотокарточке, лицом и одета не как попало. Ребятишек Люсе Бог не дал». «Воспоминания вызывали в Люсе не волнение, а скорее любопытство … Казалось, жизнь вернулась назад … Люся здесь что-то забыла, потеряла что-то очень ценное и необходимое для неё, без чего нельзя … Воспоминания окаменели…» Люся ни разу не названа полным именем Людмила, что подтверждает её духовную и нравственную несостоятельность. Люся, несмотря на возраст, не выросла как личность, она, духовно незрелая, «не мила людям». Но именно она чувствует себя уверенно, «твёрдая и гордая, мало кому спустит», точно знает, как нужно поступать, оценивает окружающих людей (категорична даже по отношению к маленькой Нинке), - и никому ничего не прощает. Она подчёркнуто рассудительна, опытна, всё может объяснить, каждый её поступок всегда продуман и рассчитан. Больше всего характер Люси (высокомерие, раздражительность) раскрывается через её казённую речь, правильную, с назойливыми, закруглёнными оборотами: кто дал право, выходит за всякие рамки, -12- не хочу обсуждать этот вопрос, я не люблю, я…, меня…, мне… Она не сомневается, не анализирует, не испытывает душевных страданий. Люся нравственно безразлична, она утратила духовное родство с близкими. Писатель использует два ключевых слова для характеристики героини: «посторонняя» и «забыла». «Я здесь человек посторонний». Выступление 4 группы. Михаил и Надя. Михаил один из всех не уехал из деревни, у него «старуха доживала свой век, стараясь не досаждать его семье своей старостью». Михаил так же, как и все дети, ждёт смерти матери: «Лучше бы она сейчас померла. И нам лучше, и ей тоже… Всё равно ведь помрёт. А сейчас самое время: все собрались, приготовились. … надо бы это дело до конца довести…» «Не умерла, - уже совсем невесело и непонятно, жалуясь или хвастая, произнёс Михаил…» Но когда в душе Анны гаснет надежда и наступает отчаяние, перелом, один Михаил как бы случайно что-то понял и решил, что милосерднее солгать матери. Он придумывает версию о второй телеграмме. Эту ложь узнает только Илья, больше никто её не почувствовал. Больше всех проявляет заботу не на словах, а на деле о матери – свекрови Надя. Она постоянно хлопочет, переживает, в определённые моменты испытывает стыд. Чтение по ролям сцены с грязными простынями. Речь Нади близка к речи старухи Анны. Примеры. Чтение стихотворения Т. А. Лукашевич «Невестка». Огромный добротный дом, Но грустно старушке в нём. Когда здесь росли дети, внуки – В работе всегда были руки. -13- И некогда было грустить, Их надо ей было растить. С отъездом их дом стал пустым. Ей в город так хочется к ним. И вот продаёт она дом И к деткам своим прямиком. Как встретят? – Не терпится знать, - Усталую старую мать. Дочь младшая к старшей ведёт: Пускай у тебя поживёт. Квартира побольше твоя, - «Отстань, очень занята я». И мать поняла: не нужна; Не хочет принять ни одна! Пока они спорили, та тихо ушла. Обидно, к невестке в слезах побрела. Придя, рассказала старушка и там Что раньше поведала двум дочерям: Я деньги за дом потеряла в пути Мне не с чем и некуда больше идти. Идти и не надо, здесь будете жить. А о потерянном бросьте тужить. Я ведь за сына пред вами в долгу И чем смогу – вам всегда помогу. Вы ведь старались растить нам детей. Вы были матерью в жизни моей. И хоть я невестка всего, а не дочь, Буду так рада вам, мама, помочь. Внуки из школы вернулись домой. Сын возвратился с работы. Сколько внимания бабуле родной, Сколько тепла и заботы. Вся доброта от невестки идёт, Передаваясь и детям. Славу Всевышнему бабушка шлёт, - Что сын эту женщину встретил. -14- Богу угодна людей доброта Он доброту награждает. Когда уходит корысть, суета – Чудо земное бывает! Зашить злополучный дырявый карман Старушка взялась … И, о чудо, обман! Обман её зрения старческих глаз: Ведь деньги же целы и в шубе сейчас. Они провалились с кармана лишь вниз, И за подкладкой внизу улеглись. «Доченька, все я тебе их дарю, И за тебя Бога благодарю!» За что старуха может поблагодарить Надю? (За Нинку, …) Выступление 5 группы. Таньчора. «Она не видала Таньчору давно, а сколько давно она не знала, … дольше всех не была дома Таньчора». «И только старуха ждала не переставая. Она вздрагивала от любого звука за окном и замирала при каждом шорохе у двери». Письма Таньчоры. Зачитать. «Эти письма были специально для старухи: «мама моя!» Таньчора выросла ласковей своих сестёр, «с особым характером – мягким и радостным – людским». Ни одного изъяна нет в Татьяне, кроме одного, самого главного: она не приехала и никак не откликнулась на телеграмму. Для такого случая никакие оправдания не могут быть убедительными. Старуха Анна не может смириться с тем, что не увидит дочь: «Таньчора! – звала, требовала… Таньчора! – снова позвала старуха, отдав слуху всё, что в ней осталось, даже дыхание». -15- Никак не хочет умирать старая Анна в одиночку, без последней встречи с Таньчорой! Тоска не отпускает её из жизни. В минуту, когда старуха из последних сил отчаянно зовёт дочь, она думает не о себе: «…горло всё никак не отпускало от перехватившей его боли и невозможности вернуть ни одной капли света, которая посветила бы Таньчоре». Это движение души выражает материнское прощение. В памяти матери дочь предстаёт самой любящей, обаятельной, ласковой. Татьяна как бы заочно проходит проверку материнской любовью, материнскими воспоминаниями о её детстве. Можно ли понять, почему не приехала Таньчора? Ведь это она говорила: «Нам с тобой сильно повезло … ты лучше всех.., и мы тебя никому не отдадим, никакой старости». Ведь именно она самая чуткая, самая нежная. Какое произведение вы сейчас вспоминали? (К. Паустовский «Телеграмма») III. Подведение итогов.
Спорят: «С тобой, Варвара, совершенно невозможно разговаривать». Нет духовного родства: «Люся представила, как Варвара весь день будет топтаться рядом и тянуть из неё душу своим хныканьем. Очень не хотелось оставаться дома, не хотелось никого видеть, ни с кем разговаривать – ни жалеть, ни подбадривать». Нет той кровной близости, которая бы рождала радость встречи давно не видевших друг друга людей и облегчила бы, согрела последние дни матери.
«Больше ничего не держало её здесь, никакая причина… Время, которое ей было отпущено, вышло. Больше ждать ни к чему».
IV. Творческая работа «Если бы я был сыном (дочерью) старухи Анны…» Зачитывают. -16- V. Вывод. Старуха Анна не чувствует душевного тепла своих детей, его просто нет, потому так неспокойны её последние дни. Душа ищет опору, ждёт любви. Она не чувствует, что её продолжение в детях, так как нет единения с ними, нет духовного родства. Вся жизнь Анны – это пример устойчивости, способности, как сказал философ И. А. Ильин, сберечь «живое и глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости… острое чувство «правды» и «кривды»… «дух милосердия». В свой смертный час Анна не докучает своим детям упрёками, назиданиями. Она готовится к вечной жизни терпеливо и возвышенно. Поведение же детей Анны не возвышенно: неглубокие помыслы, «страдания» детей. Они и в самом деле «нехорошие», и не только в момент их явно бесчувственного отъезда. В их поступках и словах душевная глухота, привычка жить на поверхности, не заглядывая внутрь. Может быть, потому и не явилась в повесть Таньчора, что она не вписалась бы в такой финал повести? К счастью, многое понял сын Анны Михаил. Перед самой смертью он просит у матери прощение, к сожалению, слишком поздно: «Ты не сердись на меня…» Пропасть между детьми и матерью достигла трагической кульминации: старуха умирает, а дети думают, что она выздоравливает. Вывод: Суровый урок порядочности по отношению к матери даёт В. Распутин. Изображая частную судьбу Анны и её детей, затрагивает общее, наводит на выводы о том, что не мешает человеку быть человеком. Автор заставляет нас размышлять: можно ли что-то изменить или проще быть в стороне и ни во что не вмешиваться. Герой Чехова Рагин из «Палаты №6» произносит: «Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?» Кончилась повесть. Давайте же и мы задумаемся среди шума жизни, суеты, что в себе нужно изменить. -17- Минута глубокой сосредоточенности в себе. - Чему научила повесть? - Что бы ты сказал детям Анны, чтобы пробудить совесть, ответственность? На фоне музыки звучит стихотворение Э. Асадова: Да, так уж устроено у людей, Хотите вы этого, не хотите ли, Но только родители любят детей Чуть больше, чем дети родителей. И всё же не стоит детей корить, Ведь им не всегда щебетать на ветках. Когда-то и им малышей растить, Всё перечувствовать и пережить, И побывать в «стариках» и «предках». В. Гин «Не обижайте матерей» Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь… Перед разлукой у дверей Нежнее с ними попрощайтесь. И уходить за поворот Вы не спешите, не спешите, И ей, стоящей у ворот, Как можно дольше помашите. Вздыхают матери в тиши, В тиши ночей, в тиши тревожной. Для них мы вечно малыши, И с этим спорить невозможно. Так будьте чуточку добрей, Опекой их не раздражайтесь, Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь. Они страдают от разлук, И нам в дороге беспредельной Без материнских добрых рук – Как малышам без колыбельной. -18- Пишите письма им скорей И слов высоких не стесняйтесь, Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь. «Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение». О. Бальзак. Говоря о чужой матери Анне, мы задумались о взаимоотношениях со своей мамой. Давайте, придя домой, с любовью заглянем ей в глаза, до конца верные нам глаза, и будем добры и заботливы с ней, чтобы возле нас отогрелось её сердце. -19- |