Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 350.96 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации20.05.2014
Размер350.96 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2
Материнская тема на уроках русского языка и литературы

Я работаю в школе более 30 лет. Каждый день

работы согрет памятью о моей матери, учителя

русского языка и литературы. Она первая открыла

мне мир красоты и справедливости через лучшие

книги. Если в моей работе вы найдёте что-то важное

и полезное, то это в огромной степени заслуга моего

Учителя – моей мамы.

Есть в русской литературе тема, которая актуальна для каждого человека – тема Матери. Всем живущим на этой земле нужно научиться благоговейно любить и беспредельно благодарить, понимать и ценить свою мать. Мудрость, светоносность, гуманность берут начало в любви к матери.

Сухие, кричащие, беспощадные факты сегодняшнего дня (каждый день увеличивается число беспризорных и брошенных детей) говорят о том, что все невзгоды, происходящие в обществе, отражаются в первую очередь на ней. Нет более трудной и одновременно прекрасной судьбы, чем у Матери – сердце нашего общества.

Материнская тема пронизывает русскую литературу, поднимает вопросы доброты, человечности, всепрощения. Для матери – самые звёздные и проникновенные слова.

Хочу назвать человекоформирующие произведения, в которых звучит эта святая тема:

  1. Н. А. Некрасов. «Родина» - 1840 г., «Рыцарь на час» - 1862г., «Орина, мать солдатская» - 1863, «Мать» - 1868, «Баюшки – баю» - 1877, «Великое чувство! У каждых дверей…» - 1877 и другие.

  2. Л. Н. Толстой «Maman» (глава из повести «Детство»).

  3. М. Горький роман «Мать», «Сказка», «Катюша», «Тюрьма», «Сказки об Италии», «По Руси», «Страсти – мордасти», «Рождение человека».

  4. А. Платонов. «Корова», «Шесть сыновей», «Мать».

-1-

  1. А. Т. Твардовский. Лирический цикл «Памяти матери» : «Матери», «Прощаемся мы с матерями…», «В краю, куда их вывезли гуртом…», «Как не спеша садовники орудуют…», «Ты куда эту песню…».

  2. К. Паустовский «Телеграмма».

  3. Ч. Айтматов «Буранный полустанок» (легенда о манкурте).

  4. В. Распутин «Женский разговор», «Последний срок».


Предлагаю разработку уроков по повести В. Распутина «Последний срок».
Урок 1. В. Распутин. Читать сердцем и разумом. «Что она за мать, если смогла

вытерпеть такую разлуку?» Образ старухи Анны.

Урок 2, 3. «Куда денется её жизнь?» Дети Анны.

Урок 4. «День выдался с умыслом». Природа в повести.

Урок 5. Диспут «Чтобы не наступил последний срок».

Урок 6. Сочинение.

- Низкий поклон В. Распутину.

- Представьте себе, что вы в избе Анны.

- Чем повесть берёт за сердце?

- Кто счастлив в повести?

- Почему не приехала Таньчора?

- «Весна на Крутой речке. Посвящается Матери», - озаглавил я свои

крутореченские записки. И когда я писал, думал о Матери, боялся хотя бы

на йоту погрешить против правды. «Стану читать, она почувствует фальш,

покраснеет, опустит глаза…» (Е. Пермитин).

Что бы вы хотели посвятить своей Матери?

Пусть каждый человек…


-2-

Урок 1.

Урок – предупреждение. Читать сердцем и разумом. «Что она за мать, если смогла вытерпеть такую разлуку?» Образ старухи Анны.

Оборудование:

  1. Стенд «Мы читали Ваши книги и думали о Вас». (Портреты, список книг В. Распутина, отзывы на прочитанные произведения, лучшие сочинения, иллюстрации, афоризмы…).

Цель: - ввести учащихся в мир Распутина, чтобы он стал «обитаемым» для

читателей – подростков;

- углубить первоначальное восприятие текста, постигнуть глубину

авторского замысла;

- понять своеобразие внутреннего мира повести и её главной героини

Анны;

- создать творческую атмосферу коллективного мышления.
Ход урока:

  1. Вступление.

  1. Личность писателя (сообщение).

  2. Творчество В. Распутина (сообщение).

  3. На первое место в произведениях В. Распутина вышли вопросы совести, любви к ближнему.

Его повести уникальны, глубоко нравственны. Это всегда искренний диалог с читателем, взывающий к душевному очищению, сопереживанию…

Продолжите. (…пробуждению совести, переосмыслению жизненных ценностей, ответственности, активному отношению к добру и злу…).

Мы будем всматриваться в произведение, вслушиваться, вчитываться душой и сердцем.
-3-

  1. Перед серьёзным разговором нужна пауза, сосредоточенное молчание. Послушаем «Вечернюю музыку» В. Гаврилина из симфонии «Перезвоны».

- Как вы думаете, почему именно эта музыка звучала? (В ней печаль и надежда…, она гармонирует с нашим настроением.)

II. Анализ повести «Последний срок».

  1. Закрыта книга. Какие чувства, мысли возникли у вас после прочтения?

  2. Почему именно так названо произведение? Ваши варианты.

  3. Главная героиня – «старинная» старуха Анна.

- В каких произведениях есть героиня с именем Анна?

- Перед нами истинная Анна ( евр. – благодать, милостивая) – носитель духовных ценностей. В её жизни много страданий, но она смиренно несёт свой крест. Анны своей добротой притягивают людей, но в старости они одиноки. В. Распутин рисует свою Анну именно такой.

4. Какой вы представляете себе главную героиню? (Обращение к стенду с

рисунками, портретами бабушек, которые принесли дети).

Опишите.

( Внимательная доброта, внешняя открытость, глубина взгляда, проницательность, доверчивость, бесконечная любовь…)

- Найдите описание Анны в повести. (… Старухе было под восемьдесят…

Старуха теперь была не та… и слух, и глаза, и память… норовили забыть свою службу.

Высохла, пожелтела, покойник – покойником.

Старуха лежала на кровати так легко и невесомо, что сетка под ней совсем не прогибалась; у старухи дежурили только глаза, а тело, расстеленное на кровати и застывшее в немой неподвижности, оставалось без толчков и забот – как чужое.

… голова её в отчаянной мольбе, как у нищенки, тряслась на подушке.

Глаза изнутри задвигались, зашевелились, пытаясь открыться, но не смогли. Покачались – покачались, словно чашечки весов, и остановились, сомкнулись.)

-4-

5. Старухе Анне дан «последний срок» перед смертью оглянуться, раскаяться, попросить прощения и уйти из этой жизни «чистой» : « … радостно и светло предстать перед судом Бога: вот я, раба Божья Анна, чёрного с собой не несу».

Жизнь завершается, и мы совершим душевное восхождение к тому исконному, древнему, что безвозвратно уходит.

Смерть высвечивает характеры всех персонажей, но в первую очередь характер и судьбу самой старухи. О её прошлом мы узнаём из воспоминаний, чистых, возвышенных, где каждая деталь, каждое движение души говорит о любви и заботе, об умении прощать.
6. Выделите самые яркие эпизоды из тяжёлой жизни Анны.

1) Доля женская и материнская.

Образ матери – художественный центр повести. «За свою жизнь старуха рожала много, но теперь в живых у неё осталось только пятеро…»

2) Игренька.

3) Воровство колхозного молока у Зорьки.

4) Месть за Миньку.
7. Любимые персонажи В. Распутина говорят живым образным языком.

Речь Анны афористична, близка к пословицам, поговоркам, воплощает в себе

народную мудрость, в ней доброта и простота, естественность её душевных движений.

- Приведите примеры.

( … И худой живот да хлеб жуёт.

- Глаза открою: вы тут возле. Сейчас, кажись, взлетела и полетела бы … Господи…

- Да пейте хоть за нечистую силу. Ей это боле поглянется.

- … не присбиривай
-5-

- села и сидю…

- Нет покуль. Ты собираешься, сходи к Миронихе. Сходи. Ни с ей ли че доспелось. Одна ить как перст. Помрёт и будет лежать, глазами посверкивать.

- Я уж по себе вижу, что я не своей жистью живу, что это Бог мне за-ради вас добавки дал…)
8. Гармонирует с речью Анны речь «долгожданной» Миронихи.

- Ты, старуня, никак живая?

- Тебя пошто смерть-то не берёт? Я к ей на поминки иду, думаю, она, как добрая, уж укостыляла, а она всё тутака. Как была ты вредительша, так и осталась. Ты мне все глаза измозолила.

- У меня ноги вострые, я их всю жисть об землю точила.


  1. Особенности языка повести.

Безысходность, увядание: не перезимовать, доживала, стала обмирать, стал одолевать сон, покойник-покойником; не сегодня, завтра отойдёт, лежала недвижно и стыло; откуда-то изнутри донёсся стон не стон, храп не храп; жива и не жива; всё умерло в ней, и только сердце, разогнавшись за долгую жизнь, продолжало шевелиться; … будто занятая своим делом, огрызнулась смерть…


  1. Особенности построения повести.

Противопоставление:

жизнь – смерть

мать – дети

речь Анны – речь детей

духовная работа в угасающем сознании Анны – повседневные заботы, суетливость, суетность

прошлое – настоящее
-6-

  1. Как автор относится к умирающей Анне?

- Изображая жизнь героев, анализируя их мысли, чувства, слова, поступки, автор не предлагает никаких прямых выводов, но его позиция нам ясна. Это позиция человека, обладающего особенным свойством души – «чистотой нравственного чувства». Мы чувствуем глубокую симпатию, преклонение перед судьбой деревенской женщины.

А. П. Чехов: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он добавит сам».

- А как ты относишься к старухе Анне?


  1. Почему этот урок мы назвали уроком – предупреждением?


III. Вывод.

У всех героинь В. Распутина душа открыта, беспокойна и совестлива. Прочтение меняет человека, и каждого начинает волновать то, что совесть «истончается» в людях. В. Распутин и есть «сбережитель» и спаситель человеческих ценностей, возродитель утраченного. Он взывает к своим читателям простыми, искренними, сердечными словами старухи Анны: «Я помру, а вам ишо жить да жить. И видеться будете, в гости друг к дружке приезжать. Не чужие, подимте, от одного отца – матери. Только почаще в гости-то ездите, не забывайте брат сестру, сестра брата. И сюда тоже наведывайтесь, здесь весь наш род. И я тут буду, никуда отсюда не тронусь. Посидите надо мной, а я вам какой-нить знак дам, что чую вас, каку-нить птичку пошлю сказать».
IV. Мини – сочинение.

Продолжим слушать музыку В. Гаврилина «Вечерняя песня» и запишем «Что изменилось во мне после прочтения повести В. Распутина?»

-7-

V. Домашнее задание: Работа в группах по теме «Дети Анны». Вопросов не должно быть много. Очень важно, чтобы ученики читали и думали, сами открывали для себя мир произведения и несли свои открытия на урок.
Рекомендации для внеклассного чтения: Человек перед лицом смерти – этот сложный момент исследован и пройден в литературе Л. Толстым, А. Чеховым. Близкая жизненная ситуация есть в повести А. Платонова «Третий сын».

Урок 2 – 3

Урок – размышление

«Куда денется её жизнь?» Дети Анны

Оборудование.

«Ты, лебёдушка моя, родима матушка,

Куда же ты снарядилася, куда же ты сподобилася?»

«Ты у нас будешь жить долго – долго, больше всех, потому что ты лучше всех, и мы тебя никому не отдадим, никакой старости».

Таньчора.

«Ей есть к кому уходить и есть от кого».

«Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть».

А. П. Чехов

«Есть прекраснейшее существо на свете, перед которым мы всегда в долгу, - это мать!»

Н. Островский.

Цель: - размышление о смысле жизни, о вечных вопросах бытия;

- ответить уроком на вопрос, что несёт женщина – мать в мир (любовь,

доброту, милосердие, сострадание, жалость, способность к

самопожертвованию, всепрощение…)

- развитие чувства эмпатии.

-8-

Ход урока


  1. Подготовка к анализу и осмыслению темы.

1. Чтение стихотворения В. Шекспира.

Когда твоё чело избороздят

Глубокими слезами сорок зим, -

Кто будет помнить царственный наряд,

Гнушаясь жалким рубищем твоим?
И на вопрос: «Где прячутся сейчас

Остатки красоты весёлых лет?» -

Что скажешь ты? На дне угасших глаз?

Но злой усмешкой будет твой ответ.
Достойней прозвучали бы слова:

«Вы посмотрите на моих детей.

Моя былая свежесть в них жива,

В них оправданье старости моей».
Пускай с годами стынущая кровь

В наследнике твоём пылает вновь!
2. Почему В. Распутин обращается к теме «отцов и детей»?

3. Мерилом человечности является твоё отношение к матери. Это составляет её счастье или несчастье. Дети Анны. Кто самый человечный? Каково её материнское счастье? На эти вопросы мы ответим в ходе работы над повестью.

Жизнью и смертью матери – старухи измеряются её дети, они, взрослые люди, проверяются «последним сроком».

«Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть», - писал А. П.

-9-

Чехов. А кто, по-вашему, равнодушен?

  1. Какое главное чувство было у вас, когда вы читали повесть?

  2. Мы вместе с детьми Анны видим её последние дни.

- Сколько времени они побыли у матери? /3 дня/

- Что это было за время? / Бог отсрочил указ на 3 дня. Мучительно тянется время и для Анны, и для детей. Часы как бы замедляют свой ход, предоставляют

человеку сделать что-то важное. Всего 3 дня, а ощущение, что перед нами прошла целая жизнь. Этому способствует нетерпеливое ожидание детей, насыщенность воспоминаниями…

Бог дал 3 дня. Для чего?

- Старухе, чтобы … очиститься, проститься с белым светом…

- Детям, чтобы … сделать последний поклон, а не отбывать последний срок, облегчить душевный труд, страдания…, проявить себя людьми.

Но шанс упущен.
II. Работа в группах.

Класс разбивается на группы. Каждая группа готовит выступление об одном из детей Анны.

Никому из детей Анны не живётся легко, у каждого свои боли, заботы, своя судьба. Но пришла общая беда и собрала их вместе: «Вот так они и сидели и разговаривали за длинным деревянным столом, сколоченным их покойником отцом лет 50 назад. Все они, пожив отдельно, теперь мало походили друг на друга».

Встреча с детьми. Зачитать.

Какой вопрос мать задаёт детям? / Гостинцев не привезли?/

Присмотримся к детям Анны, постигнем человеческие характеры, созданные В. Распутиным.

-10-

Выступление 1 группы. Варвара.

«Посмотреть на Варвару, она по виду годилась им в матери, и хотя только в прошлом году ей пошёл шестой десяток, выглядела она много хуже этого и уже сама походила на старуху, как никто в родове, была толстой и небыстрой… Радости в своих ребятах Варвара видела мало: она мучилась и скандалила с ними, пока они росли, мучится и скандалит сейчас, когда выросли. Из-за них раньше своих годов и состарилась».

Варвара приезжала к матери, когда картошки или ещё чего надо. Она «росла размазнёй и выросла размазнёй».

Имя Варвара римское, оно обозначает: жестокая, грубая. Основные черты, определяющие своеобразие этого имени: страстная непреклонность и мечтательность, разобщённость с самым дорогим – с семьёй и родительским домом.

Варвара непоследовательна в поступках: в первом моменте встречи принялась долго и громко причитать, и пятилетняя Нинка удивлялась, почему «Варварины слёзы не бегут на пол», Варвара «… отошла плакать к столу – где удобнее. Люся шьёт платье на похороны, а Варвара, сообразив, что оно Люсе потом не будет нужно, выпрашивает его, забыв, по какому поводу оно шьётся.

Варвара завистлива и мелочна, о каждом торопится произнести осуждающие слова. Весть о несвоевременном отъезде брата и сестры ей кажется абсурдной, но очень быстро и она принимает решение уехать тоже.

Варвара Распутина нравственно безразлична.

Выступление 2 группы. Илья.

«Илью из-за малого роста до армии звали Ильёй – коротким, … прозвище это так и пристало к нему. …Волосы у него сильно вылезли, голова, как яйцо, оголилась и в хорошую погоду блестела, будто надраенная…»

«Илья зашёл к матери – она дремала и не слышала его или делала вид, что не слышит, а сама, быть может, исподтишка наблюдала за ним, и он обрадовался, что ему не пришлось с ней разговаривать, потому что он не знал, что сказать…»

-11-

«Илья лучше всех грибы собирал. Набьёт в ведро травы, а сверху положит несколько грибов, будто ведро полное».

Воспоминания старухи: «Вот и Илья … Что ей выбрать о нём из долгой материнской памяти, на что взглянуть, чтобы не обидеть ни его, ни себя?» Зачитать.

Илья не оправдывает значения своего имени (русская форма древнееврейского имени Илия: мой бог, сила Божья, крепость Господня, верующий). Автор принижает этот образ: внешний облик, жена била, нравственное бессилие, отсутствие веры.
Выступление 3 группы. Люся.

Не была дома 5 лет.

«Люсе тоже больше 40, но ей ни за что столько не дашь: она не по-здешнему моложавая, с чистым и гладким, как на фотокарточке, лицом и одета не как попало. Ребятишек Люсе Бог не дал».

«Воспоминания вызывали в Люсе не волнение, а скорее любопытство … Казалось, жизнь вернулась назад … Люся здесь что-то забыла, потеряла что-то очень ценное и необходимое для неё, без чего нельзя … Воспоминания окаменели…»

Люся ни разу не названа полным именем Людмила, что подтверждает её духовную и нравственную несостоятельность. Люся, несмотря на возраст, не выросла как личность, она, духовно незрелая, «не мила людям». Но именно она чувствует себя уверенно, «твёрдая и гордая, мало кому спустит», точно знает, как нужно поступать, оценивает окружающих людей (категорична даже по отношению к маленькой Нинке), - и никому ничего не прощает. Она подчёркнуто рассудительна, опытна, всё может объяснить, каждый её поступок всегда продуман и рассчитан. Больше всего характер Люси (высокомерие, раздражительность) раскрывается через её казённую речь, правильную, с назойливыми, закруглёнными оборотами: кто дал право, выходит за всякие рамки,

-12-

не хочу обсуждать этот вопрос, я не люблю, я…, меня…, мне… Она не сомневается, не анализирует, не испытывает душевных страданий. Люся нравственно безразлична, она утратила духовное родство с близкими. Писатель использует два ключевых слова для характеристики героини: «посторонняя» и «забыла». «Я здесь человек посторонний».
Выступление 4 группы. Михаил и Надя.

Михаил один из всех не уехал из деревни, у него «старуха доживала свой век, стараясь не досаждать его семье своей старостью».

Михаил так же, как и все дети, ждёт смерти матери: «Лучше бы она сейчас померла. И нам лучше, и ей тоже… Всё равно ведь помрёт. А сейчас самое время: все собрались, приготовились. … надо бы это дело до конца довести…» «Не умерла, - уже совсем невесело и непонятно, жалуясь или хвастая, произнёс Михаил…»

Но когда в душе Анны гаснет надежда и наступает отчаяние, перелом, один Михаил как бы случайно что-то понял и решил, что милосерднее солгать матери. Он придумывает версию о второй телеграмме. Эту ложь узнает только Илья, больше никто её не почувствовал.

Больше всех проявляет заботу не на словах, а на деле о матери – свекрови Надя. Она постоянно хлопочет, переживает, в определённые моменты испытывает стыд.
Чтение по ролям сцены с грязными простынями.

Речь Нади близка к речи старухи Анны. Примеры.

Чтение стихотворения Т. А. Лукашевич «Невестка».

Огромный добротный дом,

Но грустно старушке в нём.

Когда здесь росли дети, внуки –

В работе всегда были руки.

-13-

И некогда было грустить,

Их надо ей было растить.

С отъездом их дом стал пустым.

Ей в город так хочется к ним.
И вот продаёт она дом

И к деткам своим прямиком.

Как встретят? – Не терпится знать, -

Усталую старую мать.
Дочь младшая к старшей ведёт:

Пускай у тебя поживёт.

Квартира побольше твоя, -

«Отстань, очень занята я».
И мать поняла: не нужна;

Не хочет принять ни одна!

Пока они спорили, та тихо ушла.

Обидно, к невестке в слезах побрела.
Придя, рассказала старушка и там

Что раньше поведала двум дочерям:

Я деньги за дом потеряла в пути

Мне не с чем и некуда больше идти.
Идти и не надо, здесь будете жить.

А о потерянном бросьте тужить.

Я ведь за сына пред вами в долгу

И чем смогу – вам всегда помогу.
Вы ведь старались растить нам детей.

Вы были матерью в жизни моей.

И хоть я невестка всего, а не дочь,

Буду так рада вам, мама, помочь.
Внуки из школы вернулись домой.

Сын возвратился с работы.

Сколько внимания бабуле родной,

Сколько тепла и заботы.
Вся доброта от невестки идёт,

Передаваясь и детям.

Славу Всевышнему бабушка шлёт, -

Что сын эту женщину встретил.

-14-

Богу угодна людей доброта

Он доброту награждает.

Когда уходит корысть, суета –

Чудо земное бывает!
Зашить злополучный дырявый карман

Старушка взялась … И, о чудо, обман!

Обман её зрения старческих глаз:

Ведь деньги же целы и в шубе сейчас.
Они провалились с кармана лишь вниз,

И за подкладкой внизу улеглись.

«Доченька, все я тебе их дарю,

И за тебя Бога благодарю!»
За что старуха может поблагодарить Надю?

(За Нинку, …)
Выступление 5 группы. Таньчора.

«Она не видала Таньчору давно, а сколько давно она не знала, … дольше всех не была дома Таньчора».

«И только старуха ждала не переставая. Она вздрагивала от любого звука за окном и замирала при каждом шорохе у двери».

Письма Таньчоры. Зачитать.

«Эти письма были специально для старухи: «мама моя!»

Таньчора выросла ласковей своих сестёр, «с особым характером – мягким и радостным – людским».

Ни одного изъяна нет в Татьяне, кроме одного, самого главного: она не приехала и никак не откликнулась на телеграмму. Для такого случая никакие оправдания не могут быть убедительными.

Старуха Анна не может смириться с тем, что не увидит дочь: «Таньчора! – звала, требовала… Таньчора! – снова позвала старуха, отдав слуху всё, что в ней осталось, даже дыхание».

-15-

Никак не хочет умирать старая Анна в одиночку, без последней встречи с Таньчорой! Тоска не отпускает её из жизни. В минуту, когда старуха из последних сил отчаянно зовёт дочь, она думает не о себе: «…горло всё никак не отпускало от перехватившей его боли и невозможности вернуть ни одной капли света, которая посветила бы Таньчоре». Это движение души выражает материнское прощение.

В памяти матери дочь предстаёт самой любящей, обаятельной, ласковой. Татьяна как бы заочно проходит проверку материнской любовью, материнскими воспоминаниями о её детстве.

Можно ли понять, почему не приехала Таньчора? Ведь это она говорила: «Нам с тобой сильно повезло … ты лучше всех.., и мы тебя никому не отдадим, никакой старости». Ведь именно она самая чуткая, самая нежная.

Какое произведение вы сейчас вспоминали? (К. Паустовский «Телеграмма»)

III. Подведение итогов.

    1. Как братья и сёстры относятся друг к другу?

Спорят: «С тобой, Варвара, совершенно невозможно разговаривать».

Нет духовного родства: «Люся представила, как Варвара весь день будет топтаться рядом и тянуть из неё душу своим хныканьем. Очень не хотелось оставаться дома, не хотелось никого видеть, ни с кем разговаривать – ни жалеть, ни подбадривать».

Нет той кровной близости, которая бы рождала радость встречи давно не видевших друг друга людей и облегчила бы, согрела последние дни матери.

    1. Как старуха относится к детям?

    2. Что показали эти 3 дня?

«Больше ничего не держало её здесь, никакая причина… Время, которое ей было отпущено, вышло. Больше ждать ни к чему».

    1. как вы относитесь к детям Анны?

IV. Творческая работа «Если бы я был сыном (дочерью) старухи Анны…»

Зачитывают.

-16-

V. Вывод.

Старуха Анна не чувствует душевного тепла своих детей, его просто нет, потому так неспокойны её последние дни. Душа ищет опору, ждёт любви. Она не чувствует, что её продолжение в детях, так как нет единения с ними, нет духовного родства.

Вся жизнь Анны – это пример устойчивости, способности, как сказал философ И. А. Ильин, сберечь «живое и глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости… острое чувство «правды» и «кривды»… «дух милосердия».

В свой смертный час Анна не докучает своим детям упрёками, назиданиями. Она готовится к вечной жизни терпеливо и возвышенно. Поведение же детей Анны не возвышенно: неглубокие помыслы, «страдания» детей. Они и в самом деле «нехорошие», и не только в момент их явно бесчувственного отъезда. В их поступках и словах душевная глухота, привычка жить на поверхности, не заглядывая внутрь.

Может быть, потому и не явилась в повесть Таньчора, что она не вписалась бы в такой финал повести?

К счастью, многое понял сын Анны Михаил. Перед самой смертью он просит у матери прощение, к сожалению, слишком поздно: «Ты не сердись на меня…»

Пропасть между детьми и матерью достигла трагической кульминации: старуха умирает, а дети думают, что она выздоравливает.

Вывод: Суровый урок порядочности по отношению к матери даёт В. Распутин. Изображая частную судьбу Анны и её детей, затрагивает общее, наводит на выводы о том, что не мешает человеку быть человеком. Автор заставляет нас размышлять: можно ли что-то изменить или проще быть в стороне и ни во что не вмешиваться. Герой Чехова Рагин из «Палаты №6» произносит: «Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?»

Кончилась повесть. Давайте же и мы задумаемся среди шума жизни, суеты, что в себе нужно изменить.

-17-

Минута глубокой сосредоточенности в себе.

- Чему научила повесть?

- Что бы ты сказал детям Анны, чтобы пробудить совесть, ответственность?

На фоне музыки звучит стихотворение Э. Асадова:

Да, так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

И всё же не стоит детей корить,

Ведь им не всегда щебетать на ветках.

Когда-то и им малышей растить,

Всё перечувствовать и пережить,

И побывать в «стариках» и «предках».
В. Гин «Не обижайте матерей»

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь…

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук –

Как малышам без колыбельной.

-18-

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.
«Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение».

О. Бальзак.
Говоря о чужой матери Анне, мы задумались о взаимоотношениях со своей мамой. Давайте, придя домой, с любовью заглянем ей в глаза, до конца верные нам глаза, и будем добры и заботливы с ней, чтобы возле нас отогрелось её сердце.

-19-
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск