Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 152.69 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.05.2014
Размер152.69 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Смирнова Е.Ю., учитель русского языка

и литературы МОУ СОШ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 23

г. Комсомольск-на-Амуре
Мастер – класс

Тема: «Воспитание нравственных качеств личности в условиях современной школы»

Цели:

  • формирование у учащихся нравственных качеств на уроках литературы и предметах художественно-эстетического цикла;

  • развитие творческих способностей, создание условий для самореализации каждого ученика;

  • предоставление широкого поля для активной самостоятельной деятельности;

  • использование полученных знаний в условиях жизни современного общества.


Учителей нередко называют «связными истории». С этим можно согласиться. Как часто на уроках приходится соединять прошлое, настоящее и будущее, человека и общество. У каждой эпохи свой лик, свои идеалы и ценности. Предлагаю в группах набросать основные штрихи к портрету «века нынешнего» и «века минувшего». Каков он, мир, в котором мы живем? Каким он был, «век минувший»? (работа в группах, результаты заносятся в таблицу). Эти же вопросы были предложены и ученикам. Вот их ответы:



«век минувший»

«век нынешний»

глазами учеников

мир добра, любви и правды…

мир информационных технологий, мир открытий и прогресса…

...мир великих открытий, мир мыслителей, творцов и настоящего искусства…

мир, где главенствуют уставы, а чувства человеческие отнесены на второй план…

мир балов, мир принцев. Мир, о котором знаешь в основном из книг по истории и литературе…

мир, где понятие Родина видится через мутное стекло зарубежной пропаганды…

мир, в котором люди были честнее, искреннее, эмоциональнее…

мир наркотиков, свободного секса и доступного алкоголя…

мир, в котором медленнее, размереннее текла жизнь…

... мир, где теряется связь между поколениями…

мир более чистый экологически…

мир Элвиса Пресли, “The Beatles”, Дисима Моррисона…

мир, выбиравший семью как главную общественную ценность…


мир, где престижно продавать себя в руки шоу-бизнеса…

мир, подаривший потомкам Золотой и Серебряный век русской поэзии…

...мир, на который нельзя положиться…



Сопоставляя эти характеристики, нетрудно заметить, что в век информационно-коммуникационных технологий и в век компьютерной грамотности утрачиваются важнейшие нравственные качества, забываются такие понятия, как долг, честь, совесть, сострадание; в сознании современного человека преобладают потребительские идеалы; эмоциональная глухота, неспособность к сопереживанию порождает одиночество, замкнутость, агрессию или апатию современных школьников. Решить данную проблему помогают уроки литературы в тесном слиянии с предметами художественно-эстетического цикла.

Вся русская литература высоконравственна. Она всегда базировалась на глубинных чертах национальной культуры, уроки литературы несли в себе мощный воспитательный заряд, развивая эмоционально-духовную сферу ребенка, затрагивая все струны его души. Произведения русской литературы учат добру, состраданию, любви не только к человеку, но и ко всему живому. Так было всегда. Вспомните, как много написано стихов, рассказов, повестей о «братьях наших меньших»! Это и рассказы И.С.Тургенева «Муму», А.И.Куприна «Белый пудель», А.П.Чехова «Каштанка», Дж.Лондона «Белый Клык»; стихотворения С.Есенина «Собаке Качалова», «Песнь о собаке», Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге», повесть Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Трогательная и печальная история Муму, Каштанки или Бима не может не тронуть сердце, не может не пробудить в ребенке самые нежные, самые светлые его чувства. Но есть в русской литературе произведения, в которых большое внимание уделяется другому животному. Попробуйте по описанию определить, о ком идет речь:

«Рыжуха с надежной, с мольбой подняла ко мне свои огромные всё ещё мокрые, печальные глаза, в фиолетовой глубине которых я вдруг увидел себя – маленького, крохотного человечка» (Ф. Абрамов «О чём плачут лошади»);

«…в большую телегу впряжена была маленькая, тощая саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые… надрываются иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, …и при этом их так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам…» (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»);

«В темноватой тишине конюшни хрустит сено, в дверную щель точит золотистую россыпь солнечный кривой луч… Жеребёнок на тонких пушистых ножках стоит как игрушечный деревянный конёк» (М. Шолохов «Жеребёнок»);

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

С. Есенин «Сорокоуст»

Плыл по океану рыжий остров,

В океане синем остров плыл гнедой.

Им сперва казалось – плавать просто,

Океан казался им рекой.

Б. Слуцкий «Лошади в океане»

Подошёл и вижу –

за каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти…

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Есть и другие произведения русской и зарубежной литературы (А.Куприн «Изумруд», Л.Толстой «Холстомер», Э.Сетон-Томпсон «Мустанг-иноходец», Ч. Айтматов «Юность Гульсары» и др.), в которых образ лошади занимает центральное место. Почему? (ответы) Наверное, потому, что лошади всегда сопровождали человека, это не просто домашнее животное, это верный помощник и друг. Лошадь всегда считалась самым дорогим сокровищем, главной опорой в хозяйстве, кормилицей. Во все времена – мирное и военное – конь был рядом с человеком.

Именно через отношение к животному раскрывается человек, проявляются его нравственные качества. Проследим это на примере стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Каким мы видим человека? Как изображена лошадь? (работа в группах). Какие нравственные качества можно воспитать, анализируя ключевые слова?


Человек

(ключевые слова)

Лошадь

(ключевые слова)

«за зевакой зевака», «смех зазвенел и зазвякал», «смеялся Кузнецкий», «улица опрокинулась, течет по-своему» - равнодушие, жестокость, любопытство, безразличие..

«лошадь на круп грохнулась», «глаза лошадиные», «за каплищей каплища по морде катится», «звериная тоска», «рыжий ребенок» - одинокое, слабое, беззащитное, животное.


В стихотворении, написанном в 1918 году, поднимаются нравственные проблемы – звучит мотив человеческого участия, заботы о слабых и беззащитных. Лирический герой стихотворения видит «глаза лошадиные», видит, как «за каплищей каплища по морде катится», чувствует, как «какая-то общая звериная тоска плеща вылилась» на него – проводится открытая аналогия с человеческой судьбой («все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь»).

МОУ СОШ № 23 – это школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Действует в школе виртуальный музей «Медиа Арт», в залах которого можно увидеть картины учащихся нашей школы. Представляем вашему вниманию экспозицию «В гармонии с природой» юного художника – Дианы Лепеховой, ученицы 6 класса.

Что можно сказать об авторе, глядя на эти картины? Каков внутренний мир ученицы? (это человек с открытой душой и добрым сердцем, любящий животных, отзывчивый, с богатой фантазией). Есть возможность познакомиться с ней поближе (видеосюжет).

На протяжении всей своей истории человек окружал себя животными. Вначале это было вызвано лишь корыстными побуждениями: одни помогали на охоте, другие предупреждали об опасности, а третьи облегчали тяжелую работу. Однако со временем, с появлением различной техники, необходимость в этом отпала, но интереса к животным человек не потерял. И ответ здесь надо искать в психологии, которая утверждает, что живые существа рядом с нами играют огромную роль в обеспечении психологического комфорта, а это отличный способ сохранить и физическое здоровье. Лошади – удивительные целители не только души, но и тела. Существует целое направление в медицине – иппотерапия. Слово это произошло от греческого hippos – лошадь, и корни иппотерапии стоит искать в античной Греции. Еще в 5 веке до н.э. Гиппократ заметил влияние окружающей природы на человека и говорил о пользе лечебной верховой езды. Иппотерапия успешно применяется при лечении функциональных расстройствах нервной системы, ДЦП, склерозе, остеохондрозе и многих других заболеваниях. Подробную информацию можно найти на сайтах.

А сейчас обмакните перо, кисть в творчество и попробуйте выразить (написать, нарисовать, сочинить, изобразить) состояние своей души. Можно нарисовать эмблему, рисунок, написать афоризм, эпиграф или слоган, сочинить оду (работа в группах).

И в заключение хочется сказать, что, каким бы ни был мир, человек всегда должен оставаться человеком – добрым, заботливым, любящим, умеющим сопереживать, сострадать, сочувствовать. Миссия школы, учителя-словесника – пробудить интерес и волнение в душе, помочь ребенку восхититься словом, его красотой, многомерностью, окрылить писателем, очаровать книгой. И пусть же книга, искусство по-прежнему останется главной ступенькой в восхождении к вершинам Нравственности и Духовности. И тогда каждый ученик сможет почувствовать духовную связь, как почувствовала её Рыженко Ирина, ученица 6 класса:


Слезы и свечи…

Любовь и огонь…

Мы выбираем,

Берем и калечим,

Не зная откуда

Идет этот звон,

Мы ходим во тьме

В ожидании встречи.

Зачем? Почему?

Мы это не знаем.

Лишь книга дает нам

Ответы на это.

И снова ее мы,

Взяв в руки, читаем.

И слышим мы голос

Большого поэта.



ЛИТЕРАТУРА
1. Михайлова Т.И. Ученики и учителя. К проблеме нравственного влияния учителя. – Школьная библиотека № 6, 2005

2. Элиасберг Н.И. Проблемы воспитания нравственных свойств личности и гражданственности в условиях информатизации образования. – Школьная библиотека № 9-10, 2005

3. Силуянова С.В. От интереса к чтению – к духовно-нравственному здоровью учащихся. – Школьная библиотека № 5, 2005
4. http://www.madra.dp.ua/arctur/n21/m2.html
5. http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/29559/
6. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-8356/
7. http://loshadivl.narod.ru/ippoterapiya.html
8. http://www.hippotherapy.ru/index.html

В.Маяковский

Хорошее отношение к лошадям

Били копыта,

Пели будто:

-Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб. –

Ветром опита,

льдом обута,

Улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

- Лошадь упала! –

- Лошадь упала! –

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошел и вижу

глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,

течет по-своему…

Подошел и вижу –

за каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти…

И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась на меня

и расплылась в шелесте.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте –

чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка, все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

Может быть - старая –

И не нуждалась в няньке,

Может быть, и мысль ей моя показалась пошла,

Только лошадь рванулась,

Встала на ноги,

Ржанула и пошла.

Хвостом помахивала

Рыжий ребенок.

Пришла веселая, стала в стойло.

И все ей казалось – она жеребенок,

И стоило жить,

И работать стоило.

«век минувший»


«век нынешний»

глазами старшего поколения











































Человек

(ключевые слова)


Лошадь

(ключевые слова)










Человек

(ключевые слова)


Лошадь

(ключевые слова)










«ВЕК МИНУВШИЙ»





«ВЕК НЫНЕШНИЙ»



ЭТО ИНТЕРЕСНО

Иппотерапия1 (райт-терапия) - лечебная верховая езда. Сочетает высокозначимые мотивации противоположного знака – очень желанное с очень пугающим. Успешно применяется при функциональных расстройствах нервной системы, лечении детей с ДЦП. Лечению каждого заболевания соответствует определенный ход лошади. Температура ее тела на полтора-два градуса выше температуры человека, а мышцы устроены так, что, когда человек едет верхом, вектор их колебаний направлен в разные стороны. Происходит тепловой массаж, который не заменит никакой искусный массажист. (Глоссарий “Медицина и Туризм”).

Благоприятное воздействие верховой езды на больных и раненых было известно ещё в глубокой древности. Об этом свидетельствуют записи в трудах античных медиков, врачей в средние века и в более поздние времена.

Отец современной медицины Гиппократ, определял верховую езду как «природные упражнения» и утверждал, что больные и раненые поправляются быстрее, если ездят верхом. Он так же отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта у пациентов наблюдается и психологический эффект, поэтому советовал ездить верхом меланхоликам, чтобы освободиться «от темных мыслей» и получить «мысли веселые и ясные». При ЛВЕ (лечебной верховой езде) древнегреческий ученый придавал особое значение «ритмичному и плавному» движению лошади.

Научным обоснованием воздействия иппотерапии на организм в конце 19-го столетия занимался французский доктор Перрон, утверждавший, что благоприятное воздействие верховой езды заключается в активизации двигательной, дыхательной функций и функции кровообращения.

В Норвегии физиотерапевт Элизабет Бодикер, применявшая в течение 9-ти лет иппотерапию в занятиях с бывшей спортсменкой – конницей Лиз Хартел, не только добилась почти полного излечения полиомиелита, но и сделала возможным участие Лиз в Олимпийских играх в Хельсинки, где она завоевала серебряную медаль.

В дальнейшем Э.Бодикер, в порядке эксперимента, начала заниматься ЛВЕ (лечебная верховая езда) с молодыми инвалидами. Успешные результаты вызвали в Норвегии сенсацию и в 1953г. открылся специальный центр лечебной верховой езды для инвалидов. Центры по иппотерапии стали открываться во многих странах мира.

Так иппотерапия получила всеобщее признание как высокоэффективный метод лечения и реабилитации при многих тяжёлых и серьёзных недугах.

Еще одним убедительным аргументом в пользу этого метода является чрезвычайно широкий диапазон заболеваний, при которых обеспечивается более быстрое и полное, чем при традиционном лечении, выздоровление или стойкое улучшение. Прекрасно поддаются ЛВЕ желудочно-кишечные заболевания, болезни и травмы опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистые заболевания, в т.ч. состояние после перенесенного инфаркта миокарда. После ЛВЕ снижается судорожная готовность у пациентов и уровень сахара в крови; она очень полезна для реабилитации после хирургических операций, травм, при последствиях полиомиелита, при простатитах и гинекологических заболеваниях, сколиозах и остеохондрозах. Иппотерапия рекомендована пациентам с неврологическими нарушениями различной этиологии, рассеянным склерозом.

Особенно эффективной и действенной иппотерапия оказалась в реабилитационной практике с детьми, страдающими самыми тяжкими, практически неизлечимыми заболеваниями, а также отклонениями в физическом и интеллектуальном развитии (детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, олигофрения и др.). Это напрямую связано с чудесным, уникальным свойством иппотерапии оказывать одновременное положительное воздействие на физическую, интеллектуальную и психосоциальную сферы занимающихся.

Почему же верховая езда благотворно влияет на здоровье человека и способствует активному долголетию? На этот вопрос ортодоксальная медицина еще не может дать окончательного ответа. Однако, она выделяет основные факторы, оказывающие лечебное и оздоровительное влияние на организм.

Во-первых, езда верхом требует постоянной тренировки базовых рефлексов, требующих ответного участия мышц тела на колебания, возникающие и идущие от спины движущейся лошади в 3-х взаимно перпендикулярных плоскостях (лошадь передает пациенту от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов в минуту). Эти колебания имеют среднюю амплитуду и навязываются больному, будучи разными при различных аллюрах. Они вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление мышц туловища, что является наиболее важным для пациентов, страдающих нарушениями функций опорно-двигательной системы и системы управления движениями (например, при детском церебральном параличе).

Во-вторых, человек получает возможность активно двигаться в положении сидя, что делает верховую езду незаменимой для людей с больными ногами, инвалидов.

В-третьих, температура тела лошади выше человеческой на 1,5-2 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют мышцы ног всадника, нормализуют мышечный тонус и усиливают кровоток в конечностях. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга. Особую роль играют ритмичные движения лошади на шагу и рыси, способствующие нормализации собственных ритмов всадника, что крайне необходимо при лечении речевых расстройств у детей.

В-четвертых, в процессе адаптации организма к верховой езде на лошади, помимо ЦНС, в терапии принимают участие симпатоадреналовая и гипоталямо-гипофизарная системы, т.е. изменяется и гуморальная регуляция организма. Возбуждение симпатической нервной системы стимулирует обмен веществ – катаболизм, и способствует быстрому и эффективному расходу энергии. Под действием ЛВЕ через моторно-висцеральные рефлексы изменяются функции внутренних органов.

В-пятых, лошадь оказывает на всадника мощное эмоциональное воздействие, что позволяет использовать верховую езду для лечения психоэмоциональных расстройств, фобий и других нарушений психики.

В-шестых, верховая езда никогда не вызывает у всадника нарушений сердечной деятельности, что позволяет использовать этот метод для реабилитации пациентов после инфаркта миокарда.

В-седьмых, между всадником и его лошадью устанавливаются близкие дружеские отношения, что очень важно для неуверенных в себе и одиноких людей, и, особенно, для детей, страдающих аутизмом и имеющих трудности в общении.

Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует. Таким образом, в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков в повседневную, социально очень тяжёлую, жизнь.

. http://www.madra.dp.ua/arctur/n21/m2.html
. http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/29559/
. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-8356/
. http://loshadivl.narod.ru/ippoterapiya.html
. http://www.hippotherapy.ru/index.html


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск