Скачать 54.25 Kb.
|
Урок литературы Тема: Катерина – «луч света» в «тёмном царстве» или сильная женщина в мире несостоятельных мужчин? Цель: проанализировать образ героини; понять, почему она решилась на отчаянный поступок. Задания к уроку:
Оборудование:
Чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем драматичнее его существование. Корифей русской литературы Александр Николаевич Островский и по сей день является самым популярным русским драматургом. Его экранизируют, по его пьесам ставят спектакли. Кажется, только появившись на свет, его пьесы обречены были стать русской классикой: настолько ярки и одновременно обобщённы характеры его героев. Тема: «Гроза». Образ Катерины. Как же рассматривать эту драму:
Цель: Мы постараемся дать всесторонний анализ главного женского образа в: пьесе «Гроза» Задачи по слайду (Приложение 1) Образ: по слайду(словарь) Художественный образ есть особая форма воспроизведения действительности. Образ передаёт реальность и в тоже время создаёт новый вымышленный мир, который воспринимается нами как существующий на самом деле А какой она была? Эта современная Островскому и Катерине действительность? Слайд «Положение женщин в России» (Приложение 2) Но уже при первом появлении Катерины мы видим, что она мечтает о другом. Слайд «Мечта Катерины» (Приложение 3) Монолог Катерины Д 1, явл. (чтение наизусть) В: О чём мечтает Катерина ? Воспитание отличает Катерину от обитателей Калинова И не только - какие качества присущи героине? (честность, неумение обманывать) -какой случай из детства Катерины нельзя не вспомнить, если говорить о её натуре? (побег из дома) -А что она говорит Варваре о своём «горячем сердце? В: (Катерина – выдумана Островским)Если бы вы не знали текста, но знали всё о Катерине, что бы вы могли предположить? О: Такая необычная натура обязательно приведёт к конфликту . В: Какую особенность имеет конфликт пьесы? ( внешний и внутренний: по материалам предыдущих уроков) Внешний конфликт: ? Слайд «Внешний конфликт» (Приложение 4) Какую роль сыграли основные персонажи «тёмного царства» в судьбе Катерины? Кабаниха ( синквейн) Очень ярко Кабаниха проявляет себя в сцене «Проводы Тихона» Д.2,явл.3,4,5. Как ведут себя герои в этой сцене? Как это их характеризует? В: Какова цель Кабанихи? О: Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего непокорную Катерину. В: А что же муж Катерины? (в этой сцене) В: Подберите эпитет – жалок
Тихон не понимает натуру Катерины, не понимает её стремлений. Наблюдая сцену прощания, мы уже знаем, в отличие от Тихона, что тревожит Катерину. Д.2 явл.10. Монолог с ключом (выразительное чтение) - что можно сказать о структуре предложений? - сколько ремарок ? почему? - почему так утвердительно прозвучало последнее предложение? Катерина отказывается притворяться перед собой. Естественное чувство побеждает над догмами «Домостроя» Почему же Катерина полюбила Бориса? ДОБРОЛЮБОВ: «В ЭТОЙ СТРАСТИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ДЛЯ НЕЁ ВСЯ ЖИЗНЬ; ВСЯ СИЛА ЕЁ НАТУРЫ, ВСЕ ЕЁ ЖИВЫЕ СТРЕМЛЕНИЯ СЛИВАЮТСЯ ЗДЕСЬ. К БОРИСУ ВЛЕЧЁТ ЕЁ НЕ ОДНО ТО, ЧТО ОН ЕЙ НРАВИТСЯ, ЧТО ОН И С ВИДУ, И ПО РЕЧАМ НЕ ПОХОЖ НА ОСТАЛЬНЫХ ОКРУЖАЮЩИХ ЕЁ, К НЕМУ ВЛЕЧЁТ ЕЁ И ПОТРЕБНОСТЬ ЛЮБВИ, НЕ НАШЕДШЕЙ СЕБЕ ОТЗЫВА В МУЖЕ, И ОСКОРБЛЁННОЕ ЧУВСТВО ЖЕНЫ И ЖЕНЩИНЫ, И СМЕРТЕЛЬНАЯ ТОСКА ЕЁ ОДНООБРАЗНОЙ ЖИЗНИ, И ЖЕЛАНИЕ ВОЛИ, ПРОСТОРА, ГОРЯЧЕЙ, БЕЗЗАПРЕТНОЙ ЛЮБВИ. В: А Борис? Что это за человек?
На доске: несостоятельный – не имеющий необходимых данных, возможностей и т.д. для того, чтобы сделать то, что надлежит. В: Два мужчины в жизни Катерины. И оба как будто( на первый взгляд) любят. Но мы с полной ответственностью можем назвать их «НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМИ»? Почему? Чего не хватает им? О: Самого главного – любви и сострадания. Конфликт Катерины с «тёмным царством» ( и «самодурами», и «жертвами» обширен, многогранен, драматичен и, как конфликт в реалистическом произведении, носит неразрешимый характер. Таблица Но внутренний конфликт и вовсе трагичен. Слайд «Внутренний конфликт» (Приложение 5) В: Какая сцена является кульминацией конфликта? Д.4,явл.4.5( кадры из фильма «Гроза») В: Кабаниха всегда была не довольна Катериной. А Тихон улыбается! Он шутит! Но Катерину ранят и намёки, и ласковые шутки Тихона. Почему? О: Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. В: В чём внутренний конфликт Катерины? Чего так боится Катерина?
Слайд « Христианская этика» (Приложение 6) Что же её мучит? Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. Её высокая нравственность восстаёт против обмана, который вошёл в её жизнь. В: А зачем это прилюдное покаяние? О: Попытка искупить свою вину, сурово наказать себя. Попытка нравственного очищения. Обращение к эпиграфу Для Катерины оно оказалось не просто драматичным, а даже трагичным. В: «Драматичен» и «трагичен» - это сказано не случайно. Почему? О: Только отчаяние заставило ее совершить самоубийство. Слайд «Катерина в оценке русской критики» (Приложение 7) По-разному оценивали образ Катерины русские критики. По-разному воплощали этот образ и русские актрисы на сцене. Сообщение «Катерина в изображении русских актрис» Вывод: Слайд «Заключение» (Приложение 8) Д.З. – на выбор
|