Скачать 98.19 Kb.
|
ГБОУ «Ракитянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ОБРАЗ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В КАРТИНАХ М.В.НЕСТЕРОВА» 4 КЛАСС Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ «Ракитянская специальная (коррекционная) обшеобразовательная школа-интернат VIII вида» Кошелева Оксана Сергеевна Ракитное 2013 Тема: Образ Сергия Радонежского в картинах М.В.Нестерова. Цель: познакомить учащихся с образом Сергия Радонежского в картинах М.Нестерова; побуждать интерес к жизни Сергия Радонежского; Задачи:
Оборудование: репродукции картин М.В.Нестерова – «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Труды преподобного Сергия»; презентация к уроку; повесть Л.А.Чарской «Один за всех», эпиграф. Предварительная работа: чтение повести Л.А.Чарской «Один за всех». Эпиграф: «Слава Богу, показавшему нам житие мужа свята – благодарим Бога за премногую Его благость, яко даровал нам Преподобного Сергия…» Блаженный Епифаний Ход урока I. Организация класса. 1. Приветствие учащихся. 2. Положительный настрой учащихся на урок. II. Сообщение темы урока, постановка цели. – Ребята, на внеклассном чтении мы с вами читали повесть Лидии Алексеевны Чарской «Один за всех». (Слайд 2) О ком эта повесть? (О преподобном Сергии Радонежском.) – Почему повесть называется «Один за всех»? (Потому что преподобный Сергий один молится за всех нас.) – Сегодня у нас необычный урок изобразительного искусства – мы не будем рисовать. Сегодня мы с вами познакомимся с картинами Михаила Васильевича Нестерова, на которых художник изобразил образ Сергия Радонежского. Эти картины помогут вам лучше представить преподобного Сергия Радонежского, больше узнать о его жизни. Итак, тема нашего урока «Образ Сергия Радонежского в картинах М.В.Нестерова». (Слайд 3) III. Актуализация знаний учащихся. – Ребята, а что вы знаете о преподобном Сергии Радонежском? (В детстве преподобный Сергий не умел читать, но потом чудесным образом он научился грамоте. С раннего возраста преподобный Сергий хотел уйти в лес, чтобы там молиться, но родители попросили его остаться, и он послушался их. После смерти родителей преподобный Сергий со своим братом Стефаном ушли в лес. Брат вскоре ушел в монастырь, и преподобный Сергий остался один в лесу. Вскоре слава о его подвигах дошла до людей, и вокруг него образовался монастырь – Троице-Сергиева лавра.) (Слайд 4) – Ребята, со дня рождения преподобного Сергия Радонежского прошло 700 лет, но люди его не забыли, а Троице-Сергиева лавра выросла, окрепла и стала одним из богатейших русских монастырей. «Слава Богу, показавшему нам житие мужа свята – благодарим Бога за премногую Его благость, яко даровал нам Преподобного Сергия…», так начинает свое сказание блаженный Епифаний, ученик Сергия Радонежского, о житии преподобного спустя 26 лет после его смерти. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку. IV. Вводная беседа. – Давайте вспомним о жизни Сергия Радонежского, опираясь на повесть Л.А.Чарской «Один за всех», с которой мы познакомились на внеклассном чтении. – Кто является главным героем этой повести? (Преподобный Сергий.) – Какие еще герои есть в повести? (Родители, братья, монахи.) – Какие эпизоды из этой повести вам особенно запомнились? – Как выглядит главный герой в начале повести? (Сначала он ребенок – мальчик в русской рубахе, у него светлые волосы и голубые глаза.) – А кто он потом? (Монах в черной рясе.) –Чтобы вы лучше представили себе главного героя, я познакомлю вас с картинами художника Михаила Васильевича Нестерова посвященные жизни и трудам Сергия Радонежского. Но сначала несколько слов о художнике. V. Знакомство с художником М.В.Нестеровым – Михаил Васильевич Нестеров (Слайд 5) родился в 1862 году, это известный живописец, автор талантливых своеобразных картин, создатель поэтических религиозных образов. Писал портреты и пейзажи. Природа играет в его живописи особую роль. В его картинах она выступает как живое действующее лицо, этим самым как бы усиливая настроение реального погружения в увиденный на холсте мир. У Нестерова редко встречаются картины без пейзажей, но «безлюдных» пейзажей почти тоже нет. За 50 лет творческой деятельности Нестеров написал 15 больших полотен, посвящённых Сергию Радонежскому. Его деяния Нестеров изучал по хроникам и летописям. «Я писал жизнь хорошего русского человека 14 века, лучшего человека древних лет Руси, чуткого к природе и её красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Эту прекрасную жизнь я и пытался передать», - вспоминал Михаил Нестеров. Познакомимся с некоторыми из них. VI. Работа над картиной М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею». – Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины «Видение отроку Варфоломею» (Слайд 6) – Кто изображён на картине? – В какой позе стоит отрок Варфоломей? Как он одет? (Это деревенский пастушок, с огромными и чистыми синими глазами. Он спокоен, словно зачарован ожиданием какого-то чуда. Мальчик одет в простую русскую рубашку, широкие брюки и сапоги.) (Слайд 7) – Как художнику удалось передать трогательную беззащитность отрока? (Хрупкая фигурка мальчика среди далеко простирающейся местности - словно берёзка на ветру, худенькие руки с плотно сжатыми пальцами сложены в молитве.) – Всмотритесь внимательнее в глаза Варфоломея. (Слайд 7) Что поражает в них? (В голубых глазах светится душевная чистота, спокойствие и какое-то тихое ожидание, но они поражают недетской силой убеждённости.) – Кто изображён в правой части полотна? (Слайд 6) (Старец-монах). – Удивлён ли Варфоломей появлением старца? (Нет. Варфоломей как будто ждал его и теперь погружён в созерцание.) – Как изобразил художник старца-монаха? Видим ли мы его лицо? (Мы не видим его лица, почти целиком закрытого капюшоном. Наверное, художнику важно было показать не выражение лица, а общий облик старца. Он стоит, слегка наклонив голову. Вокруг головы круг, как солнечное сияние. С особой тщательностью художник изобразил руки с тонкими пальцами, держащие дароносицу. Образ монаха не конкретен, как бы нереален: он – видение отроку.) – Что вы видите над головой монаха? (нимб) – О чем говорит нимб? (Что этот человек- святой). – Что изображено на переднем плане картины? На заднем плане? (Нивы сжаты, рябина, тронутая утренним холодом, покраснела, золотые листья берёзки облетают, тёмные островерхие ели чётко выделяются среди пожелтевшего леса; видны мягкие очертания холмов и перелесков). – Какое время года изображено на полотне? – Как вы это определили? – Какие цвета и оттенки использовал автор для изображения осени? – В чем вы видите особенности композиции картины? – Какой фрагмент повести Лидии Чарской «Один за всех» отражён на картине? – Чем закончилась эта чудесная история о мальчике, который страстно мечтал постичь грамоту? – Поделитесь своими впечатлениями от произведения живописного полотна Нестерова. VII. Работа над картиной М.В.Нестерова «Юность преподобного Сергия» – Второй работой художника М.В.Нестерова, посвященная Сергию Радонежскому, была картина «Юность преподобного Сергия». Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины (Слайд 8). Этой картине поэт Иван Есаулков посвятил стихотворение. Послушайте его. Оно поможет вам лучше понять и воспринять картину художника. У Нестерова на картине Изображён младой пустынник. В родную пущу, он ушёл – Ему здесь очень хорошо. Вот юный Сергий перед нами, С большими кроткими очами, С худым и благостным лицом. Разлиты мир, любовь кругом. Медведь, довольно добродушный, У ног Святого лёг послушно, А птичка радостно поёт, Приветствуя весны приход. Природа вся весною дышит, И Сергий голос леса слышит – Ему живой, зелёный шум Не навевает горьких дум, А навевает только радость, Смиренье, праведность и благость. И чист, и мудр Святого взор, Вбирающий в себя простор. Давно хотел уединиться, Быть ближе к Богу и молиться. Был путь не близок, не далёк. Нашёл он этот уголок. Никто ему здесь не мешает, И радостно душа вмещает В себя окрестный окоём, Что с детских лет ему знаком. Он смотрит с радостью, с надеждой, Так, как смотрел на мир он прежде. И только нимб над головой Нам говорит, что он – Святой. Пленяет облик красотою И детской кроткой чистотою. Наедине с природой он И Божьим миром умилён. – Кто изображён на картине? (Юный Сергий) – В какой позе стоит юный Сергий? – Как он одет? – Какое у него выражение лица? Что у него над головой? – Кого вы видите у ног святого? (Медведя) Что он делает? (Мирно лежит у ног Сергия.) – А можно ли медведя назвать тихим, добрым, мирным животным? (Нет, конечно.) Но обратите внимание, медведь, всё-таки, сдружился с Сергием. Сергий его не прогонял, кормил, даже было такое, что отдавал медведю последнюю еду, а сам оставался голодным. Это говорит о том, что Сергий был действительно особенным человеком. – Что изображено на заднем плане картины? (Небольшая деревянная церковь.) – Варфоломей вместе со старшим братом решают стать монахами, пойти в лес, построить там монастырь и служить богу. Так и сделали. Облюбовали место на горе Маковец и построили там небольшой деревянный монастырь. Через некоторое время к нему пришёл инок Митрофан, от которого Варфоломей принял пострижение в монашество с именем Сергий, было ему 23 года. – Какое время года изображено на полотне? – Как вы это определили? – Какие цвета и оттенки использовал автор для изображения весны? – Какое событие из книги Лидии Чарской «Один за всех» явилось основой картины? – Поделитесь своими впечатлениями от картины М.В.Нестерова «Юность преподобного Сергия» VII. Работа над картиной М.В.Нестерова «Труды преподобного Сергия» – Третьей работой художника М.В.Нестерова, посвященная Сергию Радонежскому, была картина «Труды преподобного Сергия». (Слайд 9) Это триптих – картина, состоящая из трех частей. – О Сергии Радонежском узнали другие люди. Они приходили к монаху и оставались с ним жить, строить себе деревянные дома, церковь. Все работали сообща, вместе. Сергий Радонежский трудился вместе со всеми. Попробуйте определить, где он на картине? (С нимбом над головой.) – Рассмотрите левую сторону триптиха. (Слайд 10) – Что делает преподобный Сергий? (Несет на плече в ведрах воду) – На территории монастыря не было питьевой воды, только недалеко протекала речка. Было даже такое, Сергий Радонежский, пока все спали, вставал рано утром, шёл на речку, чтобы потом каждому рабочему поставить у крыльца ведро воды. Это ещё раз говорит о душевной доброте Сергия и заботе ближнего. Он всю жизнь был скромным, милосердным. – Как одет Сергий? – Какое у него выражение лица? – Какое время года изображено на полотне? – Как вы это определили? – Какие цвета и оттенки использовал автор для изображения? – Рассмотрите центральную часть триптиха. (Слайд 11) – Что делает преподобный Сергий? (С другими монахами пилит бревна.) – Ребята, монахи делали всё для себя сами. Монастырь сначала был деревянным, но по истечении времени монахи построили каменный храм. – Что же ещё монахи делали вместе? (Мололи муку, пекли хлеб, шили одежду, гладили) – Какое время года изображено на этой части триптиха? – Как вы это определили? – Рассмотрите левую сторону триптиха. (Слайд 12) – Что здесь делает преподобный Сергий? – Как одет Сергий? – Какое у него выражение лица? – Какое время года изображено на полотне? – Как вы это определили? – Какие цвета и оттенки использовал автор для изображения? – Поделитесь своими впечатлениями от картины М.В.Нестерова «Труды преподобного Сергия». VIII. Обобщение изученного материала. – Прошли годы, десятки лет, столетия. Теперь на месте деревянного монастыря, основанного и построенного когда-то Сергием Радонежским, возвышается каменный монастырь – Троице-Сергиева лавра. (Слайд 13). А жизнь преподобного Сергия представляет богатый пример необыкновенного трудолюбия, кротости, милосердия, готовности работать для ближних и ради пользы ближних. – Ребята, скажите, с репродукциями картин какого художника вы сегодня познакомились? – Кому посвящены эти картины? (преподобному Сергию Радонежскому) – Кто запомнил названия картин Михаила Васильевича Нестерова, с которыми мы сегодня познакомились? (Слайд 14) – Какой эпизод жизни преподобного Сергия художник изобразил на картине «Видение отроку Варфоломею»? – Какой эпизод жизни Сергия Радонежского художник изобразил на картине «Юность преподобного Сергия»? – Какой эпизод его жизни художник изобразил на картине «Труды преподобного Сергия»? IХ. Итог урока и рефлексия – Наш урок подошел к концу. Ребята, какая картина М.В.Нестерова понравилась вам больше? (Слайд 14) – Почему именно эта картина понравилась больше? – Хочется закончить урок стихотворением Светланы Жачук Из века в век Твой ясный свет Сияет над Россией. Твой образ Пресвятой Живёт в сердцах людей. Ты открываешь к Истине пути И воскрешаешь силы, Даруя Миру Свет Любви и радости своей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
|