Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 215.69 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.05.2014
Размер215.69 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
Научно-практическая конференция

учителей литературы

«Литература в современной школе»

Тема: «Методика обучения сравнительной характеристики героев

с целью развития читательских умений и навыков школьников»

(Из опыта работы)

Автор:

Трусова Зоя Ивановна

Зеленоград, гимназия № 1528

учитель русского языка и литературы

Москва

2006 г.

Тема моей работы: “Методика обучения сравнительной характеристики героев с целью развития читательских умений и навыков школьников” (из опыта работы).

Цель: Ознакомить с системой уроков по формированию основ читательской деятельности при составлении сравнительной характеристики персонажей.

Задачи:

- определить алгоритмы сравнительной характеристики

- раскрыть особенности алгоритмов при работе с художественным

текстом

- показать процесс формирования умений и навыков сравнительной

характеристики
В обогащении читательской культуры школьников, в выработке у них определённых подходов к художественному произведению, в постижении образной специфики литературы большое значение имеет работа над сравнительной характеристикой персонажей.

Планируя систему уроков по новелле “Кавказский пленник” Льва Николаевича Толстого в пятом классе, я называю для себя и своих учеников важную тему, которую формулирую так: «Формирование умения сравнительной характеристики героев». Ставлю несколько целей: «Учить глубокому и вдумчивому прочтению рассказа. Учить пониманию литературного характера, мотивов поступков, мыслей и чувств по внешним и внутренним проявлениям». Отрабатываю навыки: «Восприятие художественного слова посредством сопереживания, наслаждения, воссоздание образов, развитие образного воображения, мышления и оценки».

На этом уроке я показываю процесс формирования умения сравнительной характеристики героев. Это очень важный и нужный урок в системе уроков по новелле «Кавказский пленник». На этом уроке мы должны определить алгоритм сравнительной характеристики и активно использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста, развивая основы читательской деятельности.

Итак, моя работа на этом уроке начинается со слов: «Сегодня формируем умения сравнительной характеристики двух героев — Жилина и Костылина. Вычленим алгоритм сравнительной характеристики».

Первый вопрос звучит так:

«Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём два главных действующих лица?»

Ребята сразу понимают важность и трудность работы, ведь в новелле два действующих главных персонажа, но Л. Толстой имел в виду Жилина, называя своё произведение «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники». Почему? Учащиеся творчески нацелены на работу.
Что общего у наших героев?

Ребята чётко определяют:

1) Служили на Кавказе.

2) Жилин и Костылин - дворяне.

3) Оба офицера русской армии, оба отправляются в отпуски

попадают в плен.
Определив общее у героев, мы продолжаем работу с текстом. Находим портрет Жилина и Костылина.

Костылин: «... мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льётся».

Жилин: «Невелик ростом, а удал был».

Сравниваем портреты героев: «Какое отношение должно возникнуть у читателя к Жилину и Костылину».

К Костылину появилось презрение, неприязнь, от описания его внешности. Такой жалкий, ничтожный человек может быть слабым, готовым на подлый поступок.

Жилин внешне обычный человек, но чувствуется в нём сила и мужество.
Называем пословицы, которые придумал народ о людях неказистых, неброских, но душевно сильных, крепких?

  1. Мал, да удал;

  2. Мал золотник, да дорог.


Ребята заметили, что портрет Костылина противоречит портрету русского офицера. Толстой не случайно отбирает лексику, характеризующую Костылина. Выбираем из текста слова, которые характеризуют внешность Костылина.

Костылин: «Грузный» - тяжёлый

«Толстый » - полный

«Красный» - вспотевший.

Эта работа над лексикой нам необходима. Ребята убеждаются, что автор намеренно использует отрицательные слова, эпитеты с оттенком негативного отношения к герою.
Делаем вывод: Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа.
Следующий вопрос задан ребятам так: «есть ли в тексте монолог героев?» Учащиеся находят монолог Жилина, зачитывают:

-Матушка, вынеси, не зацепись ногой…
Жилин разговаривает с лошадью, называет её «матушкой», «сердечной». Он любит лошадь, жалеет, видя её страдания. Жилин не стремится представить себя героем, он не любит красивых слов, он наблюдателен, умен, точно и лаконично передаёт свои мысли и чувства. Костылин не способен любить и понимать кого-либо, кроме себя самого. Поэтому у него нет внутреннего монолога, автор с иронией говорит о нём «закатился, что есть духу, ожаривает лошадь».
Делаем вывод: Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское понимание.
Дальше наблюдаем за поведением героев?

1. Как повели себя офицеры при первой встрече?

2. Почему Жилин хочет поехать один, а почему Костылин?
Сравнивая героев, выявляем:

Костылин; «Есть хочется, да жарко».

Он нетерпелив, легкомысленен, руководствуется своими

прихотями, а не знанием положения.

Жилин: «Остановился, раздумывает, ехать ему вперёд

одному. Подъезжает Костылин и уговаривает его ехать».

Перед тем, как ехать в ущелье, Жилин смотрит, нет ли

татар. Он хорошо понимает опасность и рассчитывает на

свою силу и быстроту лошади.

3. Как характеризует поведение героев в плену?

4. Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин

нарочно пишет письмо так чтобы оно не дошло.
Система вопросов не случайна, она направлена на сравнение поступков героев.

Сравниваем поступки героев, Жилин не хочет тревожить старую мать и требовать от неё непосильного, он надеется на свои силы, активно ищет выхода. «Не боялся да не буду бояться вас, собак!»

Костылин - эгоист, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, а сам для этого не хочет ничего предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам.

Чтобы более глубже и целенаправленнее прошло сравнение поступков героев, я дала задание ребятам по группам: самостоятельно проанализировать поведение героев в других эпизодах новеллы, отметить, какие черты характера героев проявились.
Вопросы:

I вариант. Занятия героев в дни долгого плена, их отношение с татарами.

II вариант. Подготовка к побегу.

III вариант. Совместный побег.

IV вариант. Долгий путь Жилина к своим. Почему Костылин не совершает побег как Жилин?

Ребята отвечают на свои вопросы по вариантам. Выявляется сравнение:


Жилин

Костылин


главная цель Жилина - освобождение, поэтому он делает подкоп, внимательно следит за тем, что происходит в татарском ауле, ждёт подходящего момента. Поднимается на гору, чтобы определить дорогу, даже подкармливает заранее хозяйскую собаку. Старается всё предусмотреть. Жилин вызывает симпатию не только у хозяина, где живёт, но и у простых татар своей храбростью, мастерством. Завязывается крепкая дружба с Диной.


Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на подлость. Он не совершает поступка, не бежит из плена. Костылин не герой, он не способен на большой поступок.


Ребята симпатизируют и любят Жилина, считают его настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, стремится к освобождению. Они выделяют в характере Жилина сильную волю, мужество, храбрость, находчивость.

Сравнивая поступки героев, открываем новый аспект в понимании характеров героев. Наблюдая за текстом, выявляем отношение героев к природе. Жилин любит и понимает природу. «Костылин так и упал со страху. А Жилин смеётся, говорит: «Это олень, слышишь, как рогами лес ломит? Мы его боимся, а он нас боится».
Делаем вывод: Поступки, мотивы поступков, взаимоотношение героев - это необходимое средство для сравнительной характеристики. Это новый алгоритм, необходимый для сравнительного анализа.

Дальше пробуем обобщить наши представления о Жилине и Костылине.

Жилин - смелый, решительный, мужественный человек. Это герой.

Костылин - слабый, нерешительный. Слабый телом и духом человек.

Следующий вопрос на выявление приёма, лежащего в основе сравнительной характеристики. Ученики легко определяют: это антитеза. Два непохожих человека. Один обладает героическим характером. Другой характеризуется беспомощным поведением, слабым характером.

Задаю вопрос: «Зачем Толстой противопоставляет героев?»

Выходим на авторскую позицию. Автор - носитель добра, справедливости. Он выражает свою мысль о человеке, каким он должен быть. Как много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой недостоин называться человеком.

На этом уроке мы овладевали читательской культурой, учились анализировать текст.

Вполне закономерен вопрос: «Как вы поняли, что значит сравнивать героев художественного произведения?» Ребята отвечают: «Найти общее и отличительное». Следующий мой вопрос такой: «Как вы это делаете?»

Ученики отвечают: «Путём сравнения».
Итак, мои ученики глубоко и вдумчиво перечитали новеллу и, бесспорно, хорошо усвоили. Что для сравнительной характеристики героев нужно знать общее и отличительное у героев. Теперь подходим к логическому завершению урока: «Какой алгоритм сравнительной характеристики новеллы «Кавказский пленник» мы определили?»
Ученики отвечают:

1. Портрет.

2. Поведение героев.

3. Речь.

4. Отношение к окружающим.

5. Взаимоотношение героев.

6. Отношение к природе.

7. Отношение автора.
Дано домашнее задание с определённой целью; закрепить приобретённое умение сравнительной характеристики героев новеллы Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Домашнее задание: Подготовить рассказ о герое, который вам нравится больше, построить свой рассказ на основе сравнительной характеристики.
Итак, этот урок очень важен в системе уроков по новелле.

Во-первых, мы формировали умения и навыки сравнительной характеристики персонажей,

во-вторых, показали важность этого урока для понимания

авторской позиции,

в-третьих, вычленяя алгоритм сравнительной характеристики героев, получили необходимые знания для анализа художественного текста.
Приступаем к работе над сравнительной характеристикой Хлестакова и Городничева в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Новелла «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого и комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя по родо-жанровому своеобразию различны. От эпического начала мы переходим к драматическому, от новеллы - к комедии. Но алгоритм сравнительной характеристики, изначально вычлененный в новелле, применим и к произведениям другого жанра.
Итак, комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Для анализа сравнительной характеристики как способа выявления авторской позиции нам необходимо посмотреть афишу действующих лиц и авторские «Замечания для господ актёров», где автор описывает характеры и костюмы своих героев, потом приступить к внимательному прочтению текста. У детей достаточно развита читательская культура, поэтому работа не вызывает трудностей.

Таким образом, моя задача на уроке – не простое комментирование, а особая форма анализа, выявляющего развитие драматического конфликта при анализе сравнительной характеристики Городничего и Хлестакова.

Предлагаю систему вопросов:

1) Почему известие о приезде ревизора так встревожило чиновников уездного городка, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»?

2) Почему весть о возможном прибытии ревизора вызывает такое волнение и тревогу у чиновников?

3) Проследить за состоянием городничего, обратить внимание на авторские ремарки.

4) Почему городничий избирает такой способ знакомства с важной персоной из Петербурга?

5) Кто же этот Иван Александрович Хлестаков из Петербурга?

6) Проанализировать монолог Осипа.

7) Наблюдаем за трагикомической ситуацией 8-го явления.

8) Наблюдаем за внутренним состоянием городничего, «человека с грубо развитыми склонностями души», обращаем внимание на авторские ремарки к его репликам, а также его высказывания в слух, в сторону и про себя. Получается интересная характеристика городничего, при которой используются новые аспекты алгоритма – речь героев.



Ремарки



Речи про себя,

в сторону



Говорит вслух


«Робея».


«Всё рассказали проклятые купцы».



«Извините, я право не виноват».

«Вытянувшись и дрожа всем телом».

«О, тонкая штука!..»

«Ну, слава богу, деньги взял…»


«Помилуйте, не погубите…»

«Дрожа».

«Нужно быть посмелее…»

«Благое дело изволили предпринять…»


«С лицом, принимающим ироническое выражение».


«Да, рассказывай! – не знал, чем заплатить!..»
«В Саратовскую губернию!..»

«Прошу посмотреть, какие пули отливает…»


«Осмелюсь ли просить вас… но нет, я недостоин…»


Таким образом, и инкогнито сохранено, и благородство проявлено, и взятка «подсунута», а то, что ревизор с такой радостью за неё схватился, заставляет Антона Антоновича облегчённо вздохнуть: «Ну, слава богу, деньги взял. Дело, кажется, пойдёт на лад…».

Дальше мы сравниваем хвастливые речи Хлестакова в III действии и городничего в IV действии.

Сравнительная характеристика Хлестакова и городничего


«Там, говорят, есть две рыбицы: ряпушка и корюшка, такие, что только слюнка потечёт, как начнёшь кушать…»

(Городничий, V, 1)


Ср.: «Я люблю поесть… Как называлась эта рыба?.. Очень вкусная».

(Хлестаков, III, 5)

«Я хочу, чтоб наш дом был первым в столице…»

(Анна Андр., V, 1)


«У меня дом первый в Петербурге…»

(Хлестаков, III, 6)

«Все знакомые твои будут с самым тонким обращением: графы и все светские…»

(Анна Андр., V, 1)

«А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я ещё не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели…»

(Хлестаков, III, 6)


«Вы будете… деликатные разные супы кушать…»

(Добчинский, V, 5)


«Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа…»

(Хлестаков, III, 6)



Идеалы жизни Хлестакова и убелённого сединами старого городничего оказываются одинаковыми.

Хлестаковщина раскрывается в идеалах городничего и Хлестакова, в поведении, в поступках, в мыслях, в речи.

Итак, сравнительная характеристика героев комедии Н.В. Гоголя

- даёт нам глубокое понимание авторской позиции.

- развивает умение сравнивать те или иные элементы художественного образа

- выявляет особенности алгоритмов при работе с текстом, учитывая родо-жанровую специфику произведения.

Изучая роман Л. Н. Толстого «Война и мир», я дала своим ученикам задание: самостоятельно сравнить два письма, письмо Жюли Карагиной и ответ княжны Марьи.

Такую работу мои ученики ещё не делали, поэтому мне было очень интересно понаблюдать, сумеют ли они реализовать, полученные знания по теме «Сравнительная характеристика героев», ведь я предложила поработать над текстовым материалом, написанным в эпистолярной форме.
Изучая роман Л.Н. Толстого «Война и мир», я дала своим ученикам задание: самостоятельно сравнить два письма, письмо Жюли Карагиной и ответ княжны Марьи.

Такую работу мои ученики еще не делали, поэтому мне было очень интересно понаблюдать, сумеют ли они реализовать, полученные знания по теме «Сравнительная характеристика героев», ведь я предложила поработать над текстовым материалом, который написан в эпистолярной форме.


Предлагаю сравнение

Жюли

Княжна Марья

Милый и бесценный друг, какая страшная и

ужасная вещь разлука!

Сколько не твержу себе, что половина моего существования и моего счастья в вас, что … сердца наши соединены неразрывными узами … я не могу подавить некоторую скрытую грусть, которую испытываю в глубине сердца со времени нашей разлуки. Отчего мы не вместе, как в прошлое лето, в вашем большом кабинете, на голубом диване,

на диване «признаний»?

Милый бесценный друг. Ваше письмо… доставило мне большую радость… моя поэтическая Жюли. Вы жалуетесь на разлуку, что же я должна была сказать, если бы смела - я, лишенная всех тех, кто мне дорог? Ах если бы не было у нас утешения религии, жизнь была бы очень печальна.

Вся Москва только и говорит, что о войне… .

Дай бог, чтобы корсиканское чудовище, которое возмущает спокойствие Европы, было низвергнуто ангелом.

Я получила письмо от брата. Он оставляет нас для того, чтобы принять участие в этой войне, в которую мы втянуты бог знает как и зачем.

Я видела раздирающую душу сцену. Это партия рекрут, посылаемых в армию. Надо было видеть состояние, в котором находились матери, жены и дети…..

Я говорю о молодом Николае Ростове. Мои отношения к нему, при всей мимолетности своей, были одною из самых сладостных отрад моего бедного сердца….я вам расскажу когда-нибудь наше прощание и все, что говорилось при прощании. Ах! Милый друг, вы счастливы, что не знаете этих жгучих наслаждений, этих жгучих горестей.

Почему приписываете вы мне строгий взгляд, когда говорите о вашей склонности к молодому человеку? В этом отношении я строга только к себе….Я понимаю эти чувства у других, и если не могу одобрить их, никогда не испытавши, то я не осуждаю их.

Главная новость, занимающая всю Москву, -смерть старого графа Безухова и его наследство…. Пьер-наследник всего , сверх того, признан законным сыном…Пьер сделался графом Безучховым и владельцем одного из лучших состояний России…(он всегда казался мне очень ничтожным.)

Известие о смерти графа Безухова дошло до нас…. И мой отец был очень тронут им, я не могу разделить вашего мнения о Пьере…. У него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я больше всего ценю в людях.

Знаете ли вы, что недавно всеобщая тетушка Анна Михайловна доверила мне, под величайшим секретом, замысел устроить ваше супружество.

Это….сын князя Василия, Анатоль..

Отец мне ничего не говорил о женихе, я вам скажу, милый и бесценный друг, что брак, по-моему, есть божественное установление, которому нужно подчиниться.

Мое почтение вашему батюшке и мои приветствия мамзель Бурьен. Обнимаю вас от всего сердца.

Прощайте, милый и добрый друг….


Письма девушек очень похожи одно на другое. Возвышенный язык, поэтические фразы. Но в письме Жюли - болтовня, легкомыслие, сплетни, в письме княжны Марии- душевная чистота, спокойствие, ум. Княжна Марья принимает каждое слово подруги всерьез, за чистую монету. Прежде всего, она утешает бедняжку Жюли, жестоко страдающую в разлуке с ней. В ее письме все правда. Некрасивая (Толстой много раз подчеркивает: некрасивая, даже жалкая!) одинокая девушка заперта в деревне, но она жалеет и утешает Жюли, ее религия вызывает уважение, потому что бог княжны Марьи – это справедливость, ее вера – это прежде всего, требовательность к себе; веем другим она прощает слабости, а себе - никогда.

Они говорят о войне, в которой обе ничего не понимают (только княжна Марья признается в этом, а Жюли нет), о войне Жюли пишет не своими словами, а теми, которыми говорят в гостиных. Княжна Марья со своей верой не вспоминает ни чудовищ, ни ангелов. Она видела рекрутский набор и потрясена горем матерей, жен и детей.

Жюли пишет о важном событии - о молодом Николае Ростове. Она пишет длинно,

туманно и нежно об отношениях, которые были между нею и Николаем. И княжна Марья не осуждает её. Мои ученики не осуждают Жюли, они ее жалеют, считая, что

в этот момент в ней появилось что-то светлое и нежное, она поэтично говорит о любви, хотя каждая строчка пропитана враньем и надуманностью того, чего не было.

Жюли пишет о Пьере негативно, надменно искажает его фамилию, называя «Безучховым», княжна Марья не разделяет суждений подруги, потому что одиночество и, может быть, тягостные уроки математики научили ее думать. Она молода и неопытна, слишком верит людям и не замечает внутренней фальши красивых слов Жюли, но чувство собственного достоинства не позволит ей схитрить, умолчать, не вступиться за человека, которого она уважает.

Княжна Марья пишет, что брак есть…божественное установление, которому нужно подчиниться, она так думает, но в глубине души мечтает о любви, семье, детях.
Финал письма почти одинаков.

Сравнивая письма девушек, мы видим неискреннюю Жюли Карагину, каждое слово которой как будто продиктовано Анной Павловной Шерер и чистую, умную, искреннюю,

естественную в каждом слове княжну Марью.

Итак, сравнительная характеристика княжны Марьи и Жюли Карагиной на текстовом материале, написанном в эпистолярной форме, выявляет:

-осмысление идейного замысла писателя

-понимание глубины и сложности человеческого характера

-восприятие художественного воплощения авторского слова.
Изучив роман Евгения Замятина «Мы», мои одиннадцатиклассники долго обсуждали страшный мир, построенный на «математически безошибочном счастье». Один ученик спросил, кто страшнее: Благодетель Великого Единого государства или Великий инквизитор из легенды Ивана Карамазова Ф.М. Достоевского. Вполне естественно, что захотели ребята перечитать текст и сравнить два образа, созданные Е. Замятиным и Ф.М. Достоевским.

Определяем алгоритмы для анализа сравнительной характеристики Благодетеля и инквизитора:

  1. портрет

  2. речь

  3. поступки

  4. авторское отношение

  5. природа в жизни персонажей

Обращаем внимание: Благодетель построил «Великое Единое государство», а инквизитор «Царство Великого инквизитора». Следовательно, поступки персонажей оцениваются через созданный ими мир государственной системы.

Эпиграфом к этому сравнению взяли слова из романа «Преступление и наказание».

«Живая душа жизни потребует, живая душа

не послушается механики, живая душа

подозрительна, живая душа ретроградна»

/ Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Ф.М. Достоевские

«Братья Карамазовы»

Легенда о Великом инквизиторе.

Е. Замятин «Мы»

Образы главных героев

Великий инквизитор – тиран, производное от инквизиции.

Инквизиция – это сыскная и судебно-полицейская организация, творившая суд и расправу над инакомыслящими, опиравшаяся на сложную систему шпионажа, доносов, клеветы, изощренных зверских пыток.

(В имени главного героя используется приём оксюморон)

Благодетель - благой деятель. Человек, служащий на процветание и созидание государства.

(В имени главного героя звучит авторская ирония)

Название государства

Царство Великого инквизитора

Великое Единое Государство

Политический режим

Власть Великого инквизитора.

Власть Благодетеля.

Орган государственной власти (Правосудие)

Правосудие в руках Великого инквизитора

«Государственная машина», «Недреманное око», подчинённое Благодетелю.

Уровень жизни общества

«Муравейник» - люди – “человеческое стадо”.

«Человеческое стадо», где живут люди – “нумера”. (O-90, D-503, S-4711, R-13, I-330)

Работа

Стадо рабов.

“Единомиллионно начинаем работать – единомиллионно кончаем”, “сливаясь в единое миллионнорукое тело”.

Свобода личности

“Счастье людей в том, что нет свободы”. Свобода, свободный дух – это “дебри, отягощающие душу”.

“Нам нечего скрывать друг от друга”. “Мы – счастливейшее среднее арифметическое”.

Душа человека

“Снят страшный дар”, которым обладали люди (люди без души).

1) “Душа – древнее, давно забытое слово.”

2) Сон как часть души – это “серьёзная психическая болезнь.”

Разум

Таких слов нет и быть не может. Люди не имеют «мозг» и «душу».

“Мой мозг был хронометрически выверенным, сверкающим, без единой соринки механизмом.”

Будущее

“Осознали потребность всемирности соединения людей”

“Предстоит благодетельному разуму подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах, - быть может, ещё в диком состоянии свободы.”

Государственная идея

Инквизитор:

“Железная рука ведёт человеческое стадо к принудительному счастью”

Благодетель:

“Наш долг заставить всех быть счастливыми, мы несём математически безошибочное счастье. Мы победим, потому что разум должен победить.”



Природа

-

Небо – “синее, неиспорченное ни единым облаком”.

“Стерильное, безукоризненное небо”.

Земля – “плоскость”.

Солнце – “равномерно расположенное по зеркальной поверхности”.

Портрет

“Девяностолетний почти старик, высокий, прямой, с иссохшим лицом, со впалыми глазами, но из которых еле светится, как огненная искорка, блеск”.

Он в “грубой” одежде.

Взгляд сверкает зловещим огнём”.

“Он простирает перст свой”.

Лица “не разобрать, оно ограничено строгими, величественными, квадратными очертаниями”.

Глаза - “стеклянные”, “безумные”, “ждущие логического следствия своих безумий”.

Одежда. “Белый, мудрый Паук – в белых одеждах”.

Фигура – “неподвижная как из металла”.

Руки – “заслоняют собою всё”, “тяжёлые, каменные, колени еле выдерживают их вес”.


Образ Великого инквизитора трансформировался и вновь, обновлённый, появляется уже в образе Благодетеля. Если в легенде инквизитор ещё человек, то в Великом Едином государстве Благодетель – машина, человек-паук, одетый в белые одежды. Не случайно Достоевский даёт портрет инквизитора в начала легенды, Замятин рисует поступки Благодетеля, а только потом его портрет. Описания лица нет, “оно ограничено строгими, величественными, квадратными очертаниями”. Особое внимание уделяется рукам, которыми он построил это государство. Благодетель не произносит слов, а все свои приказы отдаёт “медленными, чугунными жестами”. В государстве Благодетеля люди утратили собственные имена, заменив их на “нумера”, носят одинаковые серые формы, сливаясь в общую безликую массу, которой легко манипулирует Благодетель. Е. Замятин образом Благодетеля, который построил Великое Единое государство, показал, чем грозит людям, обществу, стране внедрение “математического счастья”, если индивидуальное “я” подавляется безликим “мы”, если забыты нравственность и человеческие ценности.

Итак, сравнительная характеристика:

- даёт богатый материал для восприятия художественного слова писателя;

- развивает образное мышление;

- помогает сделать вывод над прочитанным;

- воспитывает художественный вкус, обогащая читательское пространство.

Был разработан алгоритм сравнительной характеристики героев.

На основе полученного алгоритма была разработана методика обучения. В результате у учащихся были сформированы умения и навыки работы с текстом. Таким образом, повышается читательская культура школьников, потому что «читатель – составляющая часть искусства».









Библиография.


  1. Программа по литературе под. редакцией М.Б. Ладыгина.

  2. Тексты.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», «Война и мир».

Н.В. Гоголь «Ревизор».

Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»

Е. Замятин «Мы»

  1. Г.И. Беленький «Методическое руководство к учебнику – хрестоматии «Родная литература» для 7 класса». Статья «Н.В. Гоголя «Ревизор».

  2. К.С. Станиславский. Статьи. Беседы. Письма.

Москва 1953 г. стр. 526.

  1. Докусов А.М. и Маранцман В.Г. Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в школе». Ленинград 1975 г.

  2. Машинский С. Художественный мир Гоголя.

Москва 1975 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск