Скачать 49.27 Kb.
|
Цель урока: - создание декоративного подноса по мотивам жостовской росписи.Задачи урока: - знакомство учащихся с народным промыслом Жостово, приобщение к истокам национальных традиций,развитие творческих способностей в процессе создания подносов, научить видеть и передавать характерные особенностижостовской живописи, воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.Оборудование: Для учащихся: пластинка, открытки, ножницы, клей, тряпочки. Для учителя: подносы, плакат «Основные этапы росписи», плакат «Классические композиции-схемы», морфологическая дорожка, аудиозапись «Золотое кольцо», «Русская народная музыка», Свиридов «Метель», «Тройка». ХОД УРОКА
дороже душе моей всяких иных. Цель урока – знакомство с народным промыслом Жостово, приобщение к истокам национальных традиций, развитие творческих способностей в процессе создания подноса. Ребята, мы отправляемся в путешествие в старинное русское село. Имя ему Жостово. А вот на чем, угадайте!
(аудиозапись Свиридов «Метель», «Тройка»)
Пожалуйте к нам сюда! Вот подарки, так подарки! Краской огненной горят.
Появилось это чудо. Кто придумал эти краски, Словно взятые из сказки? - К северу от Москвы, на живописном берегу Клязьминского водохранилища раскинулось старинное русское село. Имя ему Жостово. Славу этому селу создали лакированные подносы, которые вот уже более 150 лет изготавливают искусные мастера. В девятнадцатом веке в Троицкой волости (Мытищинский район) в деревнях: Федосково, Осташково, Хлебниково, Троицкое работали мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Первым таким заведение в Москве была фабрика купцов Коробова и Лукуткиных, основанная в восемнадцатом веке в селе Федоскино в 7 км от Жостова. Здесь выпускали славные портсигары, кошельки, коробочки, подносы. Во второй половине девятнадцатого века их стали изготавливать еще и из железа, которое привозили с Урала, из Нижнего Тагила. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу рынок сбыта. В Троицком уезде появилось несколько подносных мастерских, из них 3 крупные. Одна принадлежала семье крестьян Вишняковых. Год основания этой мастерской (1825) принято считать датой рождения всего жостовского промысла. Роспись подносов год от года становилась все разнообразнее. На ура шли цветочные композиции и сюжетные сцены. Жостовский поднос вошел в быт как трактирный, чайный. Потому всем нам понятно, насколько уместны были на нем цветы! Изготовление подносов – это трудоемкий процесс. Послушайте сообщение об этом. Листы железа разрезаются, кроятся на заготовки нужного размера роликовыми ножницами. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе мощностью до 200 тонн при помощи комбинированного штампа и прессформ. Уникальные подносы создаются вручную специалистами-кузнецами по давней кустарной традиции: ручными ножницами выкраивается поднос, на наковальне выбивается, вытягивается по форме. Затем происходит бортовка подноса, т.е. заготовка его краев с закладкой в них для прочности проволоки, после чего кузнец выравнивает поднос на наковальне молотком. В Жостове производились подносы самых разнообразных форм: прямоугольные – так называемые сибирские по аналогии с уральскими подносами, овальные, круглые, крылатые с фестончатыми краями, готические – с краями, имеющими стреловидные очертания, и др. Продолжаем знакомство с восхитительным творчеством жостовских мастеров. Традиционный мотив жостовской росписи – цветочный букет на черном фоне. В жостовских букетах можно увидеть нежные и яркие оттенки. Цветы на подносе легко узнаются. Это королева цветов - роза, алы мак, звездчатые астры или георгин.. их подбирают с особой выдумкой и вкусом. Дополняют композицию более мелкие цветочки: васильки, колокольчики. Рядом с цветами можно увидеть фрукты. Пышные цветочные композиции переносят нас в мир фантазии и волшебства. Мастер пишет по воображению, руководствуясь традициями. Жостовская роспись выполняется в две стадии, т.е. в два приема – замамвок и выправка Основные этапы росписи (плакат)
В основе росписи лежит сочный, упругий свободный мазок кисти. Пишут масляными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Палитрой служит стекло. Классические композиции -схемы (плакат)
Напомнить правила соблюдения ТБ при работе с ножницами Старая пластинка – это основа для работы, т.е. поднос, а использованные открытки – цветы для украшения. Этапы работы –
(аудиозапись: «Золотое кольцо»; «Народная музыка»)
«Составь предложение – поднос, Жостово» Морфологическая дорожка «Жостово»
Конкурс на лучший поднос. Художники жостовского промысла передают свое мастерство от отца к сыну или дочери, из поколения в поколение. Среди замечательных художников Жостово можно отметить Лезнова А.И., Дюжаева В.И., Гончарову Н.Н. и др. слава мастеров известна за пределами России. Прямоугольные, овальные, круглые, огромные и совсем крошечные, эти подносы-картины цветут вечным цветом подлинного народного искусства. Велика Россия наша И талантлив наш народ Об искусниках-умельцах На весь мир молва идет! Клименковская средняя школа Открытый урок по изобразительному искусству в 7 классе тема: «Жостовский поднос – картина» |