Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 117.8 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.05.2014
Размер117.8 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
Педагогический марафон

Азовский ННМР

Омская область 2013год

Тема

«Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность»

Выполнила: учитель начальных классов

МКОУ «Берёзовская СОШ»

Демидова Галина Леоновна

Содержание

Введение

1.Знакомство с образовательной программой «Служу Отечеству пером».

2.Из опыта работы.

3.Газета «Добрята».

4.Заключение.

5. Используемая литература.

6.Приложение.

«Чтение – окошко,

через которое дети видят и познают мир и самих себя»

В.А.Сухомлинский
Введение

Современный человек живет в условиях изобилия информации. Поэтому умение находить и извлекать нужные данные из иллюстрации или текста, преобразовывать их является важнейшим в наши дни. Без этого умения невозможно жить в обществе и достичь в нем успехов. Вот почему перед учителями начальной школы стоит цель - формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций.

Работа по формированию читательской компетентности проходит не только на уроках литературного чтения, она должна быть связана с ее развитием и на других ступенях обучения и воспитания. После введения ФГОС ее можно продолжать и во внеурочной деятельности.

Современное качество образования в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Чтение – окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Так нужно помочь детям шире открыть это окно.

1.Знакомство с образовательной программой «Служу Отечеству пером».

Это «окно» поможет раскрыть образовательная программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» предназначенная для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений, издательство «Твердыня» город Томск. Данная программа разработана на основе федеральной программы «Национальная программа поддержки и развития чтения на период 2007 – 2020г.», где феномен чтения рассматривается комплексно, как основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, как важнейший способ освоения базовой социально значимой информации.

Цель программы: формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста.

Задачи, которые касаются развития читательской компетентности: развивать эмоционально-смысловое восприятие мира посредством слова и повышать речевую грамотность.

Актуальность программы в том, что она позволяет детям не только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать ее, но и учит добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал.

Мы живём в обществе, которое характеризуется изменениями в сфере производства, экономических связей, в характере труда, где всё более значимой становится информация.

Информация – это сведения, помогающие общаться со всем миром, лучше ориентироваться в нём. Информация позволяет человеку стать более свободным, ориентироваться в экономической и социальной жизни страны.

Умение пользоваться информацией является важнейшей составляющей общего культурного развития личности. Информированный человек всегда успешен, ориентирован на саморазвитие. Поэтому задача обучения основам детской журналистики является актуальной.

Можно говорить о принципиальной новизне программы: информационной - умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем; привлечение младших школьников к работе в детских периодических изданиях; приобретение детьми опыта писателя, читателя, и т. д.

Содержание программы кружка расширяет содержание программы литературного чтения.

2. Из опыта работы.

Цель, которую я ставлю – это выявление приёмов организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности. 
Я – человек.

Я умею мечтать.

Думать, трудиться и книги читать.

Я – человек.

Я умею творить.

И миру добро научусь я дарить.

Все задания предназначены для развития у младших школьников мыслетворчества и рукотворчества через идею Добра. Может использоваться на уроках русского языка, развития речи, литературного чтения. Многообразие текстов в рабочей тетради позволяет отрабатывать основные приемы, полученные на уроках.

Первый и второй год – подготовительный

Третий – основной

Четвёртый - заключительный

В первом классе преимущественно дети работают в рабочей тетради «Я красивый мир творю». Дети учатся чувствовать и видеть красоту мира и людей, творчески мыслить и понимать смысл слов.   Рисунки-раскраски, творческие задания, добрые стихи и тексты развивают воображение и чувства, учат понимать красоту как основу всего сущего. Настоящее пособие содержит 3 приложения для индивидуальной работы детей: «Словарь добрых слов», мини-журнал и предметные картинки для раскрашивания и вырезания.


Дети обладают абсолютной чувствительностью к цвету, поэтому много заданий на раскрашивание, рисование картинок к тексту. В первом классе в программу включены такие виды работ, как «Закончи строчку», «Учимся рифме», «Подбери слова», «Придумай и напиши», конструирование предложений, «Анкетирование», в рубрике «Учимся задавать вопросы». А также рассказы на тему, в этом направлении.

К концу 1 класса дети, совместно с родителем и учителем подготовили свои первые проекты, в которых помещены и рассуждения самих ребят по теме: «Красота труда», «Красота дружбы», «Красота сердца», «Красота мысли» и т. д. Это было заключительным этапом первого года обучения.

Во втором классе дети работают в тетради «Дорогою добра». Сквозные герои Добренок и Добринка вводят в мир человеческих отношений, помогают познать себя и окружающий мир. Тексты, которые читали в рабочей тетради «Дорогою добра» воспитывают чувство патриотизма, любви к родному языку, побуждают к размышлению.

Произведения помещены разножанровые. Работа над фрагментами рассказов детских писателей, великих педагогов строится в три этапа (до чтения, во время, и после), в ходе бесед дети размышляют, выделяют главную мысль, учатся выражать свое и авторское отношение к изображенному.

Занятие начинаются с хоровой речевой разминки (скороговорки, чистоговорки, заклички), что позволяет улучшить качество речи, а заканчиваются пословицей или поговоркой, развивая образное представление. Фольклорные тексты от малых жанров до былин и сказок обучают выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости и темпа речи.

На занятиях создают проблемно-поисковые ситуации, настраиваю всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.

Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Я замечала, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.
Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования мои дети воображали прочитанное и как бы видели его наяву, усматривали за словами картины и образы, без труда не только называли тему любого эпизода или ситуации, но и представляли детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства. 
Чтобы повысить интерес к чтению использую элементы драматизации. Ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям.
Любимой формой работы стало для детей создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявлялись творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов демонстрировали умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам. 

В ходе занятий продолжается работа над оттенками лексического значения слов: составление дерева-корнеслова с корнем «род», «отец», «слов»; подбор однокоренных слов. Эти виды работ очень нравятся детям.

Для более глубокого осмысления материала, дети рисовали, сочиняли свои стихи, рассказы, сказки. Тематика различная: гора забытых обид, необычные способности, волшебное лето, мои увлечения, старая фотография, счастливый день и др. все работы помещали в литературные журналы.

Занятия журналистикой приобщили ребят к проектной деятельности. Они создают множество работ по кружку, и это помогает им в учебной проектной деятельности на уроках.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Мне удалось заметить, что на занятиях, где звучала музыка, дети проявляют высокую активность, которая выражалась в творчестве детей.
В третьем классе тетрадь под названием «Радужный   мир». Четвёртый год обучения «Звонкий   голос   детства» Они знакомят детей с профессией журналиста, помогают им приобрести навыки собственного литературного творчества. Рисунки-раскраски, стихи, кроссворды, способствуют лучшему освоению предлагаемых занятий. Используя материал, данный в тетради, дети научатся писать тексты в таких газетных жанрах как заметка, зарисовка, отзыв, интервью, репортаж.

В тетради даются советы по выпуску стенных газет, созданию авторской книги в компьютерном варианте и оформлению Уголка журналиста.
    Тетрадь «Звонкий голос детства» может использоваться учителями начальных классов на уроках русского языка, литературного чтения, риторики, а также при проведении классных часов, в кружковой работе.
    Она будет полезна родителям детей и всем, кто заинтересован в повышении уровня языкового развития ребёнка и в лучшем усвоении им школьной программы.

3. Газета «Добрята»

Неотъемлемой частью программы по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» является полноценная всероссийская увлекательно-познавательная газета-журнал «Добрята».

 Цель газеты-журнала: с помощью позитивной информации заложить в сознание детей понятия Добра, Любви, Справедливости, Ответственности. Издание помогает детям в выработке целостного миропонимания, творческого подхода к любому делу, учит патриотизму, гражданственности, любви к родному Слову.

Уникальность газеты в том, что она состоит из творческих работ детей: заметок, зарисовок, стихотворений, рисунков, размышлений о добре, мире и нашей родной земле.

 Газета «Добрята» способствует установлению дружеских контактов со сверстниками по всей стране и за рубежом.

Заключение.

Анализируя свой опыт, я пришла к выводу, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы.

Положительные результаты приносят нестандартные формы работы с детской книгой, способствуют повышению интереса к самостоятельному чтению книг: читательские конференции, устные журналы,  выпуск литературной газеты, конкурсы и викторины.

Результаты деятельности отвечают сформированной читательской компетентности: дети имеют общий уровень речевого развития, словарного запаса, грамматической и фонетической сторон речи, замечается стремление к самовыражению речевыми средствами; знают жанры литературного творчества, где и как собрать нужную информацию; умеют выпускать школьную газету. Трое учеников приняли участие в научно-практической конференции, один стал лауреатом, один призёром, третий получил сертификат участника. Работы двоих участников конференции имели направленность по журналистике. В редакцию газеты «Добрята» приняты работы отдельных ребят, и теперь мы ждём публикации в журнале. Улучшилось и чтение у ребят. Оцениваю чтение по критериям: скорость, осознанность, правильность, выразительность. Из 17 обучающихся высокий уровень имеют 10 человек, выше среднего 5 человек, 2 человека средний уровень.
Следует отметить, что эта работа способствует развитию и формированию универсальных учебных действий.

Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

Занятия журналистикой в тесном союзе с методом учебного проекта создают условия для общения с людьми, развития литературных и творческих способностей детей, свободного владения словом, языком, речью, способствуют выработке аналитического склада ума, трудолюбия. Помогают успешному вхождению в социум, а значит, отвечают практическим интересам личности.

В заключении, следует сказать, что в решении задач формирования читательской компетентности невозможно подходить шаблонно, учителю необходимо самому чувствовать своеобразие литературного произведения, уметь донести его неповторимость до детей. Чтению надо учиться и чтению надо учить. Данная программа знакомит детей с основами профессии журналиста, помогает им приобрести навыки собственного литературного творчества. На третьем году занятий планируем продолжить и расширить работу над литературной газетой «Ассорти».

Используемая литература

1.Горчакова, Т. В. Служу Отечеству пером. Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики / Т. В. Горчакова, Л. Н. Бударина, Т. В. Коростелева. – Томск. : Твердыня, 2010. 98 с.

2.Горчакова, Т. В. Дорогою Добра. Методическое пособие к рабочей тетради по основам детской журналистики / Т. В. Горчакова, Л. Н. Бударина, Т. В. Коростелева, Н. А. Панюкова – Томск. : Твердыня, 2008. 164 с.

3.Горчакова, Т. В. Дорогою Добра. Рабочая тетрадь по основам детской журналистики для учащихся начальных классов / Т. В. Горчакова, Л. Н. Бударина, Н. А. Панюкова, Т. В. Коростелева, Н.В. Павлова; под. ред. Г. С. Горчакова. – Томск. : Твердыня, 2007. 67 с.

4.Бунеев, Р. Н. Уроки литературного чтения в 1-м классе. Методические рекомендации / Р. Н. Бунеев, Е. В Бунеева, О. В. Пронина, О. В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2006. 192 с.

5.Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. /В. А. Сухомлинский. – Киев, 1969. – С. 169.

Приложения

1.Призентация к докладу

2.Детский журнал «Добрята»

3.Диск к образовательной программе «Служу Отечеству пером»

4.Издательские тетради по кружку с 1 по 4 класс

5.Методические рекомендации (в помощь руководителю)

6.Творческие работы обучающихся (проекты) 1 класс

7. Учебные проекты 2 класс

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск