Скачать 379.8 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Новонадыровская средняя общеобразовательная школа” Альметьевского муниципального района Республика Татарстан Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено Директор Новонады- Зам. директора на заседании МО ровской СОШ по УВР Протокол №___от _И.М.Миназов______ _Г.А.Газизова_____________ “__”______2012г. “__31_”_____08___2012 г. “__31_”____08____2012г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРАДЛЯ 8 КЛАССАСоставила программу учитель_1___кв.категории Габитова Г.М ______________________ Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №__ от “_31__”____08_______ 20 12г. 2012-2013 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по литературе составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы по литературе под редакцией М.Г.Ахметзянова Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников. К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся: - использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа, - определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов, - самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), - умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута), - выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями, - владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров), - определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды, - осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы. Структура документа Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. Цель: Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе: – осмысление литературы как особой формы культурной традиции; – формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; – формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; – формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений. На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют Задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций. Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д. Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма. Задачи предмета: - познакомить учащихся татарских школ с образцами русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать интерес к русской литературе и культуре вообще, вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке, научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. - формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета. Общими показателями достижения цели литературного образования являются: -складывающиеся читательские интересы; -качество речевых навыков и умений, формируемых в процессе изучения литературы; -начитанность учащихся в области художественной литературы. Содержание программы. Введение. Художественная литература и действительность(1 час) Русская литература XIX века. А.С.Пушкин. Пушкин и декабристы. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»,«Арион», «Анчар». -2ч«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Формирование личности в повести. Проблема чести и долга в повести.»История бугачевского бунта»-3ч «Станционный смотритель». Тема «маленького человека» в повести. Образ повествователя в повести .2чРаз.речи.Сочинение по повести «Капитанская дочка»-1ч. М.Ю.Лермонтов. «Люблю я цепи синих гор…», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...», «Три пальмы». Взаимоотношения человека и природы в поэзии Лермонтова.-1ч. «Мцыри». Идейное содержание поэмы.Художественное своеобразие поэмы-2ч.Обучение сочинению по поэме»Мцыри»-1ч. Н.В.Гоголь. Биографический очерк. Комедия «Ревизор».Разоблачение социальных и нравственных пороков чиновников царской России в комедии «Ревизор».Речевая характеристика героев комедии «Ревизор».Хлестаков и «хлестаковщина»-4ч.Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В.Гоголя»Ревизор».-1ч. И.С.Тургенев. Биография писателя. Народ как носитель лучших черт национального характера в рассказе «Певцы»-1ч. Изображение русской действительности в рассказе «Бурмистр» -1ч.Внеклассное чтение.И.С.Тургенев»Живые мощи»-1ч. Ф.И.Тютчев. «Я встретил вас – и все былое…» А.А.Фет «На заре ты ее не буди…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…» А.К.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…», «Не ветер, вея с высоты…»- Чистота нравственного чувства и красоты родной природы.-2ч. Н.А.Некрасов. Биография поэта. Поэма «Мороз, Красный нос». Изображение крестьянской жизни в поэме. Поэтический образ русской женщины в поэме «Мороз, Красный нос-2ч. «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «Замолкни, Муза мести и печали!..», «Вчерашний день, часу в шестом… ». Печальная доля русской крестьянки в лирике Н.А.Некрасова.-1ч. Н.С.Лесков. Биография писателя. «Тупейный художник». Воспевание творческого труда народа в рассказе. -1ч Л.Н.Толстой. «После бала». Автор и рассказчик в рассказе «После бала»-2ч Урок внеклассного чтения. Л.Толстой. «Юность»-1ч А.П.Чехов. Биография писателя. «Человек в футляре». Изображение духовного оскудения человека в рассказе. Беликовщина как явление времени-2ч «Крыжовник», «О любви». Сохранение в человеке человека. -1ч.Развитие речи.Подготовка к домашнему сочинению.Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова,Н.В.Гоголя,И.С.Тургенева,И.С.Лескова,Л.Н.Толстого,А.П.Чехова.-1ч Русская литература XX века. И.А.Бунин. Биография писателя. Рассказ «Темные аллеи»-1ч А.И.Куприн «Куст сирени». Согласие и взаимопонимание как основа любви и счастья в семье в рассказе.-1ч М.Горький. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» в повести «Мои университеты».-1ч Урок внеклассного чтения. Мечта М.Горького о светлой жизни в рассказе «Сказки об Италии» В.В.Маяковский. Биография поэта. «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический смысл стихотворений поэта.-1ч Обличение бюрократизма в сатирическом стихотворении В.Маяковского «Прозаседавшиеся».-1ч М.Цветаева. Биография поэта. «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью рябина зажглась…», «Тоска по Родине! Давно…».-1ч О.Мандельштам. Биография поэта. «Раковина», «Автопортрет», «Мы живем, под собою не чуя страны…».-1ч.Развитие речи.Сочинение-анализ любимого стихотворения-1ч К.Г.Паустовский. Слово о писателе. «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе. -2ч. Урок внеклассного чтения по рассказам К.Г.Паустовского-1ч А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин».2ч Стихотворения о Великой Отечественной войны-1ч А.А.Сурков. «Песня смелых», «Бьется в тесной печурке огонь…». К.М.Симонов. «ты помнишь, Алеша, дороги смоленщины…», «Жди меня…» А.А.Платонов. «Возвращение». Война и семья – основная тема рассказа А.Платонова. 2ч А.Ахматова. Биография поэта. «Я живу, как кукушка в часах…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «» Мне ни к чему одичесие рати…», «Читатель», «Мужество». Патриотическая направленность лирики поэта.-2ч А.И.Солженицын Биография писателя. Рассказ «Матренин двор».Образ Матрены как воплощение деятельного добра.-2ч В.Астафьев. Биография писателя. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». -1ч Н.Рубцов. Слово о поэте. «Привет, Россия…», «Русский огонек», «Поэзия». Любовь к людям, к родной природе.-1ч Чингиз Айтматов. Биография писателя Повесть «Белый пароход» Осуждение жестокости и бездуховности. -2ч.Развитие речи.Доброта и красота души героев в произведениях А.И.Сложеницына,Ч.Айтматова,В.П.Астафьева.-1ч.Контрольная работа по творчеству этих писателей. Зарубежная литература Жюль Верн. «Таинственный остров» -1ч Артур Конан-Дойл. Рассказ «Пестрая лента»1ч Внекл.чтение.В.Скотт»Айвенго»,»Квентин Дорвард». Календарно-тематическое планирование учебного материала
|