Представление
на учителя русского языка и литературы
МБОУ «Гришкинская основная общеобразовательная школа»
Мамадышского муниципального района РТ
Хаффазову Мадину Тимергалиевну
Хаффазова Мадина Тимергалиевна работает в данной школе с 2006 года. За время работы она показала себя трудолюбивым, инициативным, любящим детей человеком.
Учитель работает над проблемой: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках». В обучении и воспитании учащихся использует разнообразные методы и средства обучения. Материалы уроков доступны, интересны, развивающие мышление, творческую активность. Большое внимание на уроках уделяет самостоятельной работе, использует дидактические игры, карточки с заданиями, тестовые задания. Использует различные учебно-наглядные пособия, технические средства обучения. На уроках видна система работы учителя со способными и слабоуспевающими учащимися, использование разноуровневых заданий. Так же на каждом уроке и вне уроков работает над формированием общей культуры личности, сохранением здоровья учащихся.
Мадина Тимергалиевна смело берётся за новое в педагогической практике. Много работает над развитием русской речи учащихся, старается обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта. В 2010-2011 учебном году её ученица Бахметова Регина в районной олимпиаде по русскому языку заняла 6 место, в 2010-2012 учебном году Ишпаева Арина – 2 место. Педагог успешно готовит учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации: в 2010-2011 учебном году успеваемость -100%, качество – 75%, в 2011-2012 учебном году успеваемость -100%, качество -64%.
Педагог несколько лет вела кружок «Русское слово», во время занятий которого учащиеся кроме подготовки к государственной итоговой аттестации писали заметки в районную газету «Вятка» о жизни школы и односельчан.
Мадина Тимергалиевна большое внимание уделяет самообразованию, работает над созданием творческой лаборатории. Выступает на заседаниях ШМО, педсоветах. Она каждый год проводит в неделе «Русского языка» различные мероприятия: вечера, посвященные творчеству поэтов и писателей, КВНы, конкурсы чтецов, презентации на разные темы, доклады. С желанием делится опытом работы, проводит открытые уроки для молодых учителей, участвовала в заочном туре муниципального конкурса «Учитель года» 2012, в тренинг-тестировании в формате ЕГЭ по предмету русский язык набрала 84 балла.
Директор школы: Шигабеева З.М.
Разработка урока по русскому языку в 9 классе.
Тема : Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.
Цель: обобщение и закрепление умений и навыков учащихся написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему.
Задачи: уметь определить основную мысль высказывания (тезиса) и прокомментировать её, привести убедительные доказательства : связанно высказывать о роли выразительных средствах речи в тексте и сделать вывод;
содействовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности и умения отстаивать свои взгляды;
воспитание любви к русскому языку.
Оборудование: тексты, медиапроектор, компьютер, экран, цветные карточки-полоски.
Ход урока.
Структура
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Организационный момент. Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, создать комфортную обстановку для творческой работы.
| 1.-Здравствуйте, ребята. С добрым утром! Я вижу: что все присутствуют и у всех хорошее настроение. Тема сегодняшнего урока: «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему». Цель урока: обобщение и закрепление умений и навыков написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему.
Задачи: уметь определить основную мысль высказывания (тезиса) и прокомментировать её, привести убедительные доказательства : связанно высказывать о роли выразительных средств речи в тексте и сделать вывод.
| 1.Приветствие и подготовка к уроку. Подготовка к творческой работе.
| 2.Актуализа-ция знаний.
Знать структуру сочинения – рассуждения.
| 1.- Дайте определение понятию «рассуждение».
2.- Скажите, из каких частей состоит сочинение-рассуждение?
| 1.Рассуждение -это тип речи , при помощи которого доказывается или объясняется какое –либо положение ; мысль; говориться о причинах и следствиях событий, явлений , оценках и чувствах. Рассуждение- это мысли о мире , а не сам мир .
2.Структура сочинения –рассуждения состоит из трёх частей: 1) тезис, 2) аргументы (доказательства), 3)вывод.
| Подготовка к сочинению.Уметь определить основную мысль высказывания.
Определить общую тему сочинений.
Написание вступления.
Дать определение выразительным средствам лексики
Уметь находить выразительные средства лексики и определить их роль в тексте.
Физкультминутка.
Дать определение выразительным средствам синтаксиса.
Уметь находить синтаксические средства и определить их роль в тексте.
Уметь делать вывод.
| 1.-Ребята, у вас у каждого свой вариант текста и высказывания для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему . Итак, мы будем писать сочинение по высказыванию. Для этого что мы делать?
2.-Прочитайте высказывание и определите тему сочинения, прокомментируйте её.
3.-Назовите общую тему сочинений.
4. –Хорошо, напишите вступление, то есть тезис сочинения.
5.-Основная часть сочинения – аргументы. 1 аргумент – лексическое явление. Назовите выразительные средства лексики и их функции.
6.-Находите в своих текстах выразительные средства лексики и определите их роль в тексте.
А теперь проведём физкультминутку.
7.-Назовите выразительные средства грамматики, то есть синтаксиса и их функции.
8.- Приведите пример синтаксического средства и укажите его роль в
тексте.
9. –Хорошо. А теперь напишите вывод.
-Кто прочитает свой вариант?
| 1.Определить основную мысль высказывания, прокомментировать её, привести в доказательства 1 лексическое и 1грамматическое явление, раскрыть их роль в данном тексте и сделать вывод.
2.Каждый ученик читает свой вариант.
1вариант: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». ( Маргарита Николаевна Кожина)
2вариант. «Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.(Лев Васильевич Успенский)
3вариант. «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Борис Николаевич Головин).
4вариант. «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». ( Александр Иванович Горшков)
5вариант. «Вернейший способ узнать человека- его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». (Дмитрий Сергеевич Лихачёв)
3.-Общая тема сочинений: богатство русского языка, его красота и выразительность.
4.- 1 вариант. Образец.
М.Н.Кожина утверждает, что раскрыть мир образов возможно через речевую ткань, то есть с помощью языка произведения. Я полностью согласен с её мнением . Действительно, русский язык богат и выразителен. Выразительные средства лексики и грамматики помогают точно и ярко изображать внутренний мир образов. Обратимся к тексту.
5.Выразительные средства лексики:
- Метафора (скрытое сравнение) –слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту, является источником образности , эмоциональности речи.
Эпитет (образное определение: прилаг. + сущ.) слово, определяющее предмет или подчеркивающее его свойства, создает яркий художественный образ.
Олицетворение – одушевление неживых предметов , помогают раскрыть образ глубже.
Многозначные слова помогают создать неповторяемый художественный образ.
Сравнение-1 предмет сравнивается с другим (как, будто, словно, точно).
Синонимы.
-Помогают избежать однообразия, устранить повторения одинаковых слов.
-Способствуют уточнению мысли, более четкому ее выражению, усилению и выделению.
-Употребляются как средство разнообразных оценок.
Антонимы.
-Используются для создания контрастных образов, для противопоставления понятий.
-Придают тексту яркость ,образность.
Устаревшие слова.
-Необходимы для восстановления колорита эпохи.
-Придают речи оттенок торжественности и взволнованность.
Книжная лексика.
Придает окраску важности, возвышенности и поэтичности тем понятиям, которые обозначают высказывание.
Разговорная лексика.
Создает впечатление живой, непринуж денной речи.
Фразеологизмы.
Придают речи образность и выразительность
Выносят в текст эмоциональность, экспрессию.
Придают высказыванию возвышенный тон.
6.Образец. В данном тексте в предложении9 употреблено разговорное слово «драпать» в значении убегать, создающее впечатление живой непринужденной речи.
Физкультминутка.
7.-Выразительные средства синтаксиса. Однородные члены предложения.
Конкретизируют то, что изображается.
Придают тексту динамику, экспрессию.
Обращение.
Являются средством речевой характеристики говорящего.
Усиливает выразительность текста.
Восклицательные предложения.
Придает тексту эмоциональность .
Помогают понять эмоциональное состояние героя.
Вопросительные предложения.
Придают тексту эмоциональность .
Формируют проблему, над которой размышляет автор.
Позволяет автору вовлечь читателя в диалог.
Используются для привлечения внимания.
Инверсия.
Выделяют ключевые, главные слова фразы.
Парцелляция.
Помогает автору акцентировать внимание на наиболее важных смысловых частях предложения.
Вводные слова.
Выражают отношение говорящего к тому, о чем он сообщает.
Выражают оценку достоверности изображаемого.
8. – К синтаксическим средствам можем отнести использование в предложении однородных членов. Например, в предложении 1 однородные определения «большая и интересная» конкретизируют признаков коллекции марок.
9. Образец . 3вариант.- Таким
образом , умелое применение выразительных средств лексики и грамматики помогают выразить мысли и чувства точно и ярко, привлечь внимание и производить сильное впечатление.
| 4.Итог урока.
| 4.- Мы с вами на уроке рассмотрели написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Проведём итог. Кто поможет?
| 4.- Чтобы составить текст сочинения – рассуждения на
лингвистическую тему, необходимо определить основную мысль высказывания, прокомментировать её, для аргументации привести 1 лексическое и 1 грамматическое явление, указать их роль в тесте и сделать вывод.
| 5.Домашнее задание.
| 5.-Домашнее задание : написать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.
| 5. Уметь отредактировать текст сочинения.
| 6.Рефлексия.
| 6. Ребята, у вас у каждого есть карточки – полоски. Давайте оценим свои знания с помощью этих полосок. Кто понял материал сегодняшнего урока и может объяснить другим, поднимите зелёную полоску. Хорошо. Кто понял материал, но не уверен ,что сможет объяснить другим, поднимите синюю полоску. Спасибо. А кто не понял – жёлтую полоску. Таких нет. Значит, все поняли материал урока и сможете написать сочинение. Молодцы! Спасибо за хорошую работу.
| 6. Самооценка своих знаний с помощью карточек – полосок.
| Эссе.
Деятельность современного педагога.
Вы взгляните в детские глаза,
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!
Эммануил Ильинко как-то сказал: «Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо!». Каждый ребенок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребенка. А я всегда ли помню об этом? Как современный педагог , что я делаю для этого? Наверно, эти вопросы волнуют многих моих коллег. Ведь проблемы, связанные с обучением и воспитанием учащихся в современной школе с каждым годом усложняются, требуют от учителя постоянной работы над самообразованием. Важное место в повышении профессионально-личностных качеств педагога занимает и обмен опытом между коллегами.
Современному учителю необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся стали активными участниками процесса обучения, занимались напряженной умственной деятельностью, решали проблемные задачи , обосновывали свое мнение. Он должен формировать у учащихся навыки поисково-исследовательской деятельности, использовать в работе развивающие и творческие задания. А для всего этого педагогу важно создать дружелюбное отношение в классе, чтобы дети чувствовали себя комфортно. Хороший учитель будет стараться никогда не пробуждать у детей чувство разочарования. Очень важно, чтобы учащиеся доверяли тебе полностью! Когда ребёнок учится прислушиваться к себе и своим товарищам, он становится уверенным в себе , у него появляется целеустремленность, он начинает получать удовольствие от проделанной работы. Именно эти навыки помогают учащимся стать успешной личностью.
Развитие творческих способностей учащихся целесообразно продолжать и во внеурочное время. Настоящему педагогу важно так же создание условий для самореализации личности и формирование ценностных ориентаций.
Одним из лучших педагогов я считаю свою учительницу русского языка и литературы Садыкову Равилю Ахкамовну. Она работает в Куюк –Ерыксинской школе. Её трудолюбие и самоотдача работе служит примером молодым учителям. Многолетний опыт, методическое мастерство, увлечённость своим делом , требовательность к себе и другим помогают ей найти верный путь в душу своих учеников. Она научила меня понимать, что научить ребёнка познавать мир, быть честным, добрым, отзывчивым и преданным Родине так же важно, как научить его писать, читать, считать. Она справедливо гордится своими учениками, радуется их успехам.
Учитель это не просто профессия - это образ жизни, это сама жизнь. Настоящий учитель всегда думает о своих детях, а не только в стенах школы, заботиться о их здоровье, старается помочь преодолевать трудностей не только в учебе, но и в личной жизни, найти свое место в современном очень сложном мире. Таких учителей в нашей стране очень много , и это радует душу, помогает смотреть в будущее с верой.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гришкинская основная общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района республики Татарстан
Разработка урока на тему: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» ).
Подготовила: учитель русского языка и
литературы Хаффазова М.Т.
Дер.Гришкино
2013 год.
Класс: 9.
Учебник: Русский язык. 9класс. С.Г.Бархударов. М., «Просвещение»,2010 г.
Тема: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».
|