Скачать 150.64 Kb.
|
МОУ ИРМО «Смоленская средняя общеобразовательная школа» Конкурс методических разработок Номинация: «Урок с использованием интерактивной доски» Константинова Наталья Петровна учитель русского языка и литературы 2012 год Содержание
1. Пояснительная записка. В данной номинации представлен урок русского языка в 6 классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-». Тип урока: урок закрепления и обобщения полученных знаний, пятый в системе уроков по данной теме. Урок проводится в игровой форме с учетом возраста учащихся и называется «Путешествие по городу приставок пре- и при-». На данном уроке используется презентация, разработанная в программном обеспечении интерактивной доски, предусматривающая интерактивное взаимодействие учителя и учащихся с ТСО. Целью этого урока является развитие умения грамотно писать и говорить. Задачи урока: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Особенность урока состоит в том, что приставка при- зависит от значения: « присоединения», «добавления к чему-либо», «нахождения вблизи чего-либо», «неполного действия», а приставка пре- зависит от значения: «очень» и «пере». Материал к уроку подобран с учетом полученных знаний на предыдущих уроках. Игровые моменты заключаются в том, что учащиеся получают не просто задания, а передвигаются по определенным улицам-заданиям. При выполнении заданий используются: эвристическая беседа, частично-поисковый метод, самостоятельная работа. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся на уроке при анализе, при условиях выбора орфограммы. На протяжении всего урока осуществляется обратная связь: учитель имеет возможность быстро проверить, как ученик выполнил задание, а ученик проверяет свою работу. Ошибки сразу анализируются, исправляются. Ведется работа со «Словарем трудных слов», куда записываются слова, к которым невозможно применить правило ( это устаревшие слова, заимствованные и слова, в которых нет приставки). Эти слова нужно запомнить. В урок включена и творческая работа - сочинить сказку с использованием слов с приставками пре- и при-. На уроке проводится индивидуальная работа: работа по карточкам, что дает возможность учителю проверить знания по данной теме конкретного ученика. Домашняя работа дифференцированная: учащиеся выбирают задание в соответствии со своими возможностями. Анализируя, учитель выясняет, с кем и над чем работать в дальнейшем. 2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-» Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-. Цель: научить учащихся грамотно писать. Задачи: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Тип урока: урок обобщения, закрепления изученного материала. Формы работы:
Оборудование: интерактивная доска с подготовленными задачами; План-конспект
Ход урока.
- Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли у вас приготовлено для урока: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, тетрадь для опорных конспектов, дневник.
- Проверим домашнее задание, упражнение 164. 1. - Как объяснил М.М.Пришвин, почему он работает с черновиками? - А теперь работаем в парах: проверяем, в каких словах есть орфограмма «Гласные в приставках пре- и при-»? - Обозначьте состав слова черновиков. 2. – Три человека работают по карточкам. - Проверяем: читаем задание, а затем - слова - Молодцы, хорошо справились с домашней работой.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы будем путешествовать по городу приставок пре- и при-. На каждой улице вы будете выполнять задания. Как хорошо вы усвоили тему «Гласные в приставках пре- и при-», покажет ваша работа. Желаю вам удачи, постарайтесь использовать все ваши знания!
Пре- при-? На значение слова смотри!
При- : При-шить, при-винтить, при-бежать, при-лететь, при-морский, при-брежный, при-сесть, при-открыть. Пре-: Пре-забавный, пре-милый, пре-рвать, пре-града. - Примеры записать в тетрадь. 2. Улица Отвечайка. – Как можно попасть в школу? Прийти, прибежать, прискакать, приползти, приехать, прилететь. 3.- На улице Соображайка мы учимся грамотному письму: заменить словосочетание одним словом. а) Присоединить:
б) - На улице Называйка скажите, как называется:
4. – На улице Объясняйка необходимо объяснить значение слов: Превосходный ответ, превышать размер, преданья старины глубокой, преградить дорогу, преступить закон, превратности судьбы, прекратить читать. 5. – Чтобы различить значение слов, мы отправляемся на улицу Различайка. Работа со словами, которые различаются по значению:
- Составить 3 словосочетания или предложения с данными словами. 6. - Составляем словосочетания и объясняем их значение на улице Составляйка.
7. – На улице Заменяйка заменить словосочетание словом с приставкой пре- или при-:
8. – На улице Запоминайка получаем следующее задание: Запомнить! - Вы уже знаете, что существует много слов (это устаревшие слова, заимствованные слова и слова, в которых нет приставки) и в них значение приставок при- и пре- определить очень трудно, поэтому нужно обращаться к орфографическому словарю или запоминать такие слова. Запишите их. Камень преткновения, президент, примадонна, преимущество, препятствие, пренебрежение, предание, приключение, приятель, причудливый, причина, приоритет (первый), привелегия. 9. –Улица Закрепляйка. Она предлагает вам выписать слова с приставкой при- и пре- из четверостиший (детская передача «Радионяня») и из стихотворения А.Каютина и объяснить значение этих слов. 1). Прибыл ли поезд, приплыл теплоход, Космонавт прилетел из Вселенной- В словах придет, прилетит, приплывет Пишется при-, несомненно. 2). Винт привинтил, прикрутил колесо, Приклеил, пришил умело – Пишем мы при-, говоря обо всем, Что добрые руки приделали. 3). В прекрасном замке на горе Жила-была приставка пре-. Особо преотважная, Важная – преважная. Гордая – прегордая, Добрая – предобрая. Ее считали очень мудрой, И называли все премудрой. Был у нее прелестный пудель. Прехрабрый пес по кличке Дудель. Он преспокойно спал у двери, Когда вошла приставка пере-. Она сказала: «На заре Я уезжаю. Друг мой, пре-, Меня не будет два-три дня, Ты поработай за меня. Позаменяй меня, прошу. Спокойной ночи. Я спешу». 10. –На улице Проверяйка мы подведем итоги: поработаем с перфокартой. - Раздаю листочки, где два столбика: пре- и при-. Крестиком отмечаем в нужном столбике слово с номером по порядку, затем проверим. Приехать, прехороший, пресытиться, прибыть(вовремя), пристроить, преодолеть, пребывать ( в горах), приблизиться, приветствовать, превозносить, престранный, присвоение, пригладить, презирать (ложь), прилежный, приклеить, препятствие, претворить (в жизнь). 11. – И вот мы уже подошли к улице Сочиняйка. Здесь нужно сочинить сказку с использованием слов с приставками пре- и при-. Такое задание вы будете выполнять дома, так как на это необходимо время, но я вам раздам образец сказки, дома вы вспомните сказочных героев и сочините интересную сказку или продолжите эту, а на следующем уроке расскажете. IV. - На улице Выполняйка получите домашнее задание на выбор: 1). Продолжить сказку или сочинить новую с использованием слов с приставками пре- и при-. 2) Составить пять предложений с приставками пре-, при-. 3). Составить предложения со словами из таблицы (с улицы Повторяйка). V. - Улица Итоговая. Выставление оценок. - Вы сегодня очень хорошо все поработали. Я довольна, что вы были активны, старались отвечать правильно, были уверенны при ответе, думаю, что научились различать приставки пре- и при-. - Урок окончен. Спасибо за урок. Заключение Предложенный урок был апробирован. Разработка является универсальной и может быть использована любым учителем без корректировки. Данный урок можно использовать для повторения, закрепления и обобщения знаний. Список литературы
Приложения Приложение1 Карточка № 1: вставить нужную букву: «и» или «е». пр_винтить пр_обрести пр_морский пр_градить пр_увеличение пр_забавный пр_земление пр_глушить пр_одолевать пр_рвать Карточка № 2: подпиши приставку пре- или при-. Слово соедини с близким значением. _клеить _сесть присоединение _уменьшить приближение _смешной близость _школьный неполное действие _слать пере- _неприятный «очень» _бить _милый _озерный Карточка № 3. Проверь и исправь. Придорожная, приглупый, прегрозить, придвинуть, прикрасный, прегорела,примудрость, приусадебный, преудивительный, преводить, пригнула,преготовься, приклонить, преображение, прибольшой, прикурил, предобрые, преволжские, призабавное, прилипить. Приложение 2. Перфокарта
Приложение 3. Сказка В одном лесу жил злой-презлой волк. Однажды он пришел к домику козы, где жили семеро козлят. Он запел тоненьким-претоненьким голоском, чтобы обмануть их. Козлята были умные, они только чуть-чуть приоткрыли дверь. Увидев волка, они быстро ее захлопнули. Не удалось волку обмануть козлят. И отправился он восвояси… Приложение 4. Диск с презентацией и методической разработкой. |