Т.Я. Чекмарева
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко.
1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
2. развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
3. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
4. применение полученных знаний и умений на практике;
5. развитие и совершенствование следующих общеучебных умений:
- коммуникативных (владен6ие всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
- информационных (умение осуществлять библиографический поиск, умение работать с текстом);
- организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
Курс русского языка в старших классах направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся, на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представление о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Для успешного усвоения учащимися материала, предложенного рабочей программой, предполагается использование следующих
Выбор педагогических технологий и методов связан с поставленными целями и задачами изучения русского языка.
- тематические и итоговые контрольные работы на основе пятибалльной системы оценивания, диктанты;
- тесты.
2012-2013 учебный год.
- смысл понятий «речевая ситуация», «литературный язык», «языковая норма», «культура речи»;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения речевого оформления;
- использовать основные виды чтения, извлекать необходимую информацию из различных источников;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка;
- соблюдать нормы речевого поведения.
№ урока
| Наименование темы/ раздела
| Виды деятельности обучающихся
| Планируемые образовательные результаты изучения темы
| Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке
|
| Введение
|
|
|
|
1
| Русский язык как развивающееся явление
| Урок усвоения новых знаний
| Понимать социальную роль русского языка в обществе, связь языка и истории, место русского языка в системе языков народов мира
| Составление тезисов лекций
|
| Простое предложение
|
|
|
|
2
| Некоторые случаи согласования подлежащего и сказуемого в предложении
| Урок усвоения новых знаний
| Знать основные случаи согласования подлежащего и сказуемого в предложении, уметь выявлять случаи нарушения согласования
| Работа с текстом
|
3
| Тире между подлежащим и сказуемым
| Повторительно-обобщающий урок
| Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правила на практике, интонационно правильно произносить предложения
| Объяснительный диктант, комментированное письмо
|
4
| Типы и стили речи
| Урок развития речи
| Знать основные типы и стили речи, определять стили исходных текстов, тему, идею и основные языковые особенности
| Комплексный анализ текста
|
5
| Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения
| Повторительно-обобщающий урок
| Знать структурные особенности односоставных предложений, уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать в тексте неполные предложения
| Анализ фрагментов из художественных произведений
|
6
| Контрольный диктант по теме «Простое предложение»
| Контрольная работа
| Уметь анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, анализировать языковые единицы с точки зрения уместности их употребления
| Тест в формате ЕГЭ (первая часть, задания типа А)
|
| Предложения с однородными членами
|
|
|
|
7
| Знаки препинания между однородными членами
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь опознавать однородные члены, соблюдать перечислительную интонацию, строить предложения с несколькими рядами однородных членов, правильно ставить знаки препинания
| Комментированное письмо
|
8
| Однородные и неоднородные определения
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь различать однородные и неоднородные определения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями
| Предупредительный диктант, комментированное письмо
|
9
| Согласование в предложениях с однородными членами
| Повторительно-обобщающий урок
| Знать особенности согласования в предложениях с однородными членами, пунктуационно грамотно оформлять предложения
|
|
| Предложения с обособленными и уточняющими членами
|
|
|
|
10
| Обособление определений
| Повторительно-обобщающий урок
| Знать условия обособления определений, различать согласованные и несогласованные определения, способы выражения определения
| Составление плана параграфа, иллюстрация своими примерами
|
11
| Обособление приложений и дополнений
| Повторительно-обобщающий урок
| Знать условия обособления приложений и дополнений, уметь распознавать приложения, использовать приложения в качестве средств выразительности речи
| Предупредительный диктант, комментированное письмо
|
12
| Обособление приложений и дополнений
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь правильно ставить знаки препинания при приложении
| Предупредительный диктант, комментированное письмо
|
13
| Обособление обстоятельств
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, знать условия обособления обстоятельств
| Комментированное письмо
|
14
| Уточняющие обстоятельства
| Повторительно-обобщающий урок
| Иметь представления об уточняющем обстоятельстве, его признаки, смысловые особенности, уметь ставить знаки препинания при уточняющих обстоятельствах
|
|
15
| Сравнительные обороты
| Повторительно-обобщающий урок
| Иметь представления о сравнительном обороте, уметь опознавать его в тексте, правильно ставить знаки препинания при выделении сравнительного оборота
|
|
16
| Контрольная работа по теме «Обособление»
| Контрольная работа
| Уметь анализировать текст и языковые единицы с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей
| Лингвистический анализ текста
|
| Вводные слова, обращения, междометия
|
|
|
|
17
| Вводные слова и предложения
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь употреблять в речи вводные слова и предложения, правильно строить предложения с вводными конструкциями, расставлять знаки препинания
| Диктант «Проверяю себя», конструирование предложений
|
18
| Обращения, междометия, слова-предложения Да и Нет
| Повторительно-обобщающий урок
| Иметь представления об обращении, его функциях и способах выражения, уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями
| Составление таблицы «Запятая при обращении»
|
19
| Текст.
| Урок развития речи
| Знать признаки текста, определять тему, идею, проблематику текста
| Комплексный анализ текста
|
| Сложное предложение
|
|
|
|
20
| Сложносочиненное предложение
| Повторительно-обобщающий урок
| Знать грамматические признаки ССП, основные группы ССП по значению и союзам, определять смысловые отношения между частями ССП, правильно ставить знаки препинания
| Объяснительный диктант, составление таблицы «Группы сложносочиненных предложений»
|
21
| Сложноподчиненное предложение с одним придаточным
| Повторительно-обобщающий урок
| Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей, уметь определять место придаточного по отношению к главному, правильно расставлять знаки препинания
| Комментированное письмо, конструирование предложений
|
22
| Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь производить структурно семантический анализ СПП с несколькими придаточными, уметь использовать такие предложения в текстах разных стилей и типов
| Объяснительный диктант
|
23
| Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными
| Повторительно-обобщающий урок
| Уметь производить структурно семантический анализ СПП с несколькими придаточными, уметь использовать такие предложения в текстах разных стилей и типов
| Объяснительный диктант
|
24
| Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными
| Урок усвоения новых знаний, практикум
| Комплексный анализ текста
|
25
| Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными
| Урок развития речи
| Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему
|
26
| Бессоюзное сложное предложение
| Повторительно-обобщающий урок
| Знать условия постановки знаков препинания между частями БСП, конструировать предложения, производить синонимическую замену сложных предложений
| Тезисный план параграфа, иллюстрации своими примерами, конструирование предложений
|
27
| Сложное предложение с разными видами связи
| Повторительно-обобщающий урок
| Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами связи
| Тест, составление предложений по схемам
|
28
| Контрольный диктант по теме «Сложное предложение»
| Контрольная работа
| Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно содержательный анализ текста, уметь обнаруживать орфограммы и пунктограммы
|
|
| Прямая и косвенная речь
|
|
|
|
29
| Знаки препинания в предложениях с прямой речью
| Повторительно-обобщающий урок
| Знать основные способы передачи чужой речи, различать прямую и косвенную речь, обосновывать постановку знаков препинания при прямой речи
| Составление схем, конструирование предложений с прямой речью по схемам
|
30
| Замена прямой речи косвенной
| Повторительно-обобщающий урок
| Знать понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот
| Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи
|
31
| Знаки препинания при цитатах
| Повторительно-обобщающий урок
| Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании
| Объяснительный диктант, пунктуационный разбор
|
32
| Знаки препинания при цитатах
| Урок развития речи
|
|
|
33
| Тест
| Контрольная работа
|
|
|
34
| Тест
| Контрольная работа
|
|
|
- элементы технологии развития критического мышления.