Анализ методической работы ГОУ ЦО 1409 г. Москвы
за первое полугодие 2010-2011 учебного года. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
В 2010-2011 году для методической службы Центра был определен следующий круг задач:
Совершенствование профессиональной квалификации педагогов , через создание условий непрерывного повышения профессионально-педагогического компетенции.
Расширение и обновление методической базы школы
Содействие комплексному развитию центра образования, через развитие инновационной образовательной среды.
Введение в образовательный процесс информационной культуры высокого уровня.
Совершенствование работы , направленной на создание условий для развития одаренности детей
В соответствии с задачами были определены приоритетные направления развития методической службы Центра.
Усиление научной составляющей двух методических объединений, и формирование кафедры словесности и кафедры иностранных языков.
Создание методического совета – как коллегиального органа управления методической работой
Расширение диагностики развития учащихся ( в рамках исследования детской одаренности).
Продолжение работы над проектами и научно исследовательскими работа учителей и учеников.
Осуществление взаимодействия школы с другими учебными заведениями ( в рамках Малых академий наук и центра по поддержке одаренности)
Активизация работы с одаренными учащимися.
При планировании методической работы Центра были отобраны те формы работы , которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Формы методической работы 1. Тематические педагогические советы.
2. Методический совет
3.Методические объединения и кафедры ( 2 кафедры ,3 предметных мо и 1мо классных руководителей)
4. Работа учителей над темами самообразования.
5. Открытые уроки, их анализ.
6. Взаимопосещение и анализ уроков.
7. Предметные декады и недели .
8.Творческие микрогруппы (учителя, осваивающие новые технологии)
9. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.
10. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.
11. Аттестация педагогических работников.
Проведение педсоветов
В первом полугодии были проведены три тематических педсовета. Так в августе 2010 года прошел традиционный августовский педсовет, где были обозначены приоритетные направления методической службы , В ходе педсовета был сделан отчет за прошлый учебный год по основным направлениям работы Центра.В ноябре 2010 года состоялся тематический педсовет « Метапредметные компетенции учеников ». В ходе работы был представлен опыт работы в виде мастер классов : Костяевой Н.А., Мироновой Л.В., Назаренко И.А. и мастер-класс создания личного сайта учителя Савельева А.А. . Заместителем по НЭР Разуваевой И.И. были представлены теоретические аспекты темы педагогического совета
В декабре прошёл педагогический совет на тему « Развитие педагогического потенциала , как фактора обновления качества образования». В ходе педагогического совета были представлены итоги полугодия по успеваемости и по методической работе .Был представлен опыт интеграции учителей в основном и дополнительном образовании. Учителя через игру создали современную модель учителя Центра образования
Все педагогические советы были подготовлены и проводились исходя из поставленных задач, в связи с чем, в их структуру были включены следующие технологии:
- работа творческой группы учителей по подготовке к педсовету;
- работа творческих групп учителей в рамках педсовета для решения поставленных задач и обоснования сделанных выводов;
- демонстрация фрагментов уроков и занятий по теме педсовета с комментариями учителя;
- демонстрация мастер-классов;
- анализ и самоанализ деятельности педагогического коллектива;
- анкетирование учителей;
- «мозговой штурм».
Анализирую роль педсоветов в методической работе можно выделить следующие тенденции
Позитивная тенденция
| Причины позитивных тенденций
| 1. Заинтересованное участие педагогов в подготовке и проведении педсоветов
| Использование различных технологий проведения педсоветов
| 2. Включение каждого педагога в анализ результатов учебной деятельности школы
| Делегирование управленческих полномочий каждому учителю
| 3. Заинтересованность педагогов в выработке мотивационной сферы учения
| Личностно-ориентированная организация работы творческих групп учителей
| 4. Создание благоприятного климата педсовета
| Использование новых методик проведения педсоветов
| Негативные тенденции
| Причины негативных тенденций
| Необходимые меры по корректировке негативных тенденций
| 1. На данный промежуток времени еще не все педагоги активно включились в работу педсоветов
| Недостаточная мотивация деятельности
| Более тщательный отбор технологий педсоветов с большим упором на личностную ориентацию в организации и проведении
|
Работа методического совета школы
В первом полугодии 2010-2011 года был создан методический совет.
В своей деятельности МС ставил следующие задачи:
Диагностика состояния методического обеспечения учебно-воспитательного процесса (УВП) и методической работы в Центре образования.
Разработка новых методических технологий организации УВП в Центре образования.
Создание и организация работы методического объединения и научных кафедр.
Создание сплочённого коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции центра образования , стремящихся к постоянному профессиональному самосовершенствованию, развитию образовательных процессов Центра образования , повышению продуктивности преподавательской деятельности.
Способствование поиску и использованию в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, средств и методов преподавания, новых педагогических и образовательных технологий.
Изучение профессиональных достижений учителей, наставников; обобщение ценного опыта каждого и внедрение его в практику работы педагогического коллектива;
Стимулирование инициативы и активизация творчества членов педагогического коллектива в деятельности, направленной на совершенствование, обновление и развитие образовательного процесса Центра образования и работы учителя.
Проведение первичной экспертизы стратегических документов Центра образования (программ развития, образовательных и учебных программ, учебных планов и др.);
Контроль хода и результатов комплексных исследований, проектов, экспериментов, осуществляемых центром образования.
Анализ результатов педагогической деятельности, выявление и предупреждение ошибок, затруднений, перегрузки обучающихся и учителей; внесение предложений по совершенствованию деятельности методических подструктур и участие в реализации этих предложений.
Обеспечение условий для самообразования, самосовершенствования и самореализации личности педагога.
В первом полугодии было проведено 3 заседания МС, на которых рассматривались следующие вопросы:
1. Утверждение плана работы на новый учебный год.
.
2. Роль мо в подготовке учителя на квалификационную категорию . Портфолио успешного ученика
3. Аттестация учителя на подтверждение занимаемой должности
Позитивные тенденции
| Причины позитивных тенденций
| 1. Совершенствование системы профессионального сотрудничества
| Применение различных технологий проведения педсоветов
| 3. Становление системы взаиморазвития и обмена профессиональным опытом
| Включение новых членов в состав МС
| Негативные тенденции
| Причины негативных тенденций
| Необходимые меры по корректировке негативных тенденций
| Недостаточная активность и инициативность членов МС
| Недостаточная мотивация деятельности. Профессиональная усталость
| Более четкое планирование и распределение нагрузки между членами МС. Вовлечение в работу МС новых членов. Применение личностно-ориентированного подхода к распределению нагрузки в рамках МС
|
3.Работа методических объединений и кафедр Одной из основных задач, сформулированных в результате анализа работы методических служб школы : усиление мотивации педагогов на освоение инновационных педагогических технологий обучения и воспитания; обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы; повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом через работу в экспериментальных площадках; повышение эффективности образовательного процесса через использование ИКТ.
В результате повышения квалификации учителей по темам самообразования, повысился уровень владения педагогов школы инновационными технологиями образования. Успешность работы выявлялась через проведение и анализ открытых уроков, творческие отчеты учителей в рамках аттестации на квалификационную категорию. Тем не менее, результативность индивидуальной методической работы была выявлена не у всех учителей. Причиной тому стала низкая мотивация некоторых учителей к методической работе.
В планировании методической работы МСЦ( методические службы центра) старались отобрать тот комплекс мероприятий, который бы позволил, исходя из особенностей школы, наиболее эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед ними.
На заседаниях МО и кафедр обсуждались следующие вопросы:
* работа с образовательными стандартами;
* методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
* внедрение ИКТ в процесс обучения
* формы и методы промежуточного и итогового контроля;
Традиционными видами работы школьных методических служб являются предметные декады и недели . Система работы по проведению предметных декад и недель в этом полугодии была организована на хорошем уровне. Было проведено: декада словесности , декада иностранных языков и неделя естественно научного цикла . Заинтересованность учителей, проводивших данную работу, была высокой. Мероприятия декад и недели прошли на высоком уровне, к участию были привлечены не только учителя и ученики , но и родители .
Продолжена работа методических служб по наставничеству. В течение учебного года каждому молодому специалисту был прикреплен наставник из числа учителей школы с большим опытом работы. Каждым наставником был разработан индивидуальный план работы с прикрепленным молодым специалистом, организовано взаимопосещение уроков. В результате чего был проведен подробный анализ каждого урока, даны рекомендации по методике их проведения, что, безусловно, послужило повышению квалификации и молодых специалистов. Однако данная работа проводилась не систематически в виду большой загруженности наставников и малой активности стажёров
Позитивные тенденции
| Причины позитивных тенденций
| 1. Продолжилось проведение предметных декад и недель.
| Проведение предметных декад было рационально спланировано с учетом распределения ключевых общешкольных мероприятий по месяцам
| 3. Продолжилось развитие движения наставничества в МСЦ
| Заинтересованность членов МСЦ в росте профессиональных компетентностей молодых специалистов
| 4. Можно отметить более серьезный подход к выбору и реализации тем самообразования учителей школы
| Возросший уровень мотивации у ряда педагогов к овладению новыми технологиями в образовании и внедрении их в урочную деятельность
|
Негативные тенденции
| Причины негативных тенденций
| Необходимые меры по корректировке негативных тенденций
| 1. Пассивное отношение ряда педагогов школы, имеющих большой опыт работы, к обмену опытом и совершенствованию качества преподавания
| Снижение мотивации к педагогической деятельности.
Равнодушие.
Безразличное отношение к перспективам, как личностного развития, так и к перспективам развития школы
| Осуществлять более жесткий контроль деятельности педагогов, особенно вновь пришедших.
Обсуждение и совместный выбор ими и молодыми специалистами тем самообразования. Более четкое перспективное планирование отчетов работы над темами самообразования педагогов, выступления их на педсоветах, МО, конференциях.
Личностно-ориентированный подход к каждому педагогу в процессе его работы над темой самообразования
|
Одним из приоритетных направлений МР в первом полугодии являлось совершенствование профессиональных качеств учителя. В связи с этим учителями в течении полугодия посещали курсы , семинары, консультации , организованные методическим центром , внедряя затем в свою работу опыт, приобретенный на этих занятиях, методическую литературу, приобретенную на этих курсах. Педагоги охотно делились со своими коллегами опытом, приобретенным в ходе переподготовки.
Работа по повышению квалификации педагогов проводится планомерно в течение всего полугодия.
Позитивные тенденции
| Причины позитивных тенденций
| 1. Продолжение роста профессионального уровня педагогов школы
| Составление перспективного плана повышения квалификации с учетом потребностей школы и педагогов.
Заинтересованность педагогов школы в позитивном изменении качества учебного процесса
| 2. Выстраивание системы повышения квалификации педагогов на базе школы
| Хороший результат обучения команды педагогов школы по новым образовательным технологиям.
| 3. Повышение категории педагогов школы
| Заинтересованность в личностном росте.
|
Негативные тенденции
| Причины негативных тенденций
| Необходимые меры по корректировке негативных тенденций
| Равнодушное отношение ряда педагогов к росту своей профессиональной компетентности
| Нежелание затрачивать дополнительные усилия и время на повышение квалификации и овладение современными технологиями.
Надежда на продолжение педагогической деятельности, базирующейся на старом багаже знаний.
Профессиональная усталость.
Отсутствие потенциала инновационной деятельности
| Создание такой системы деятельности учебного заведения, при которой станет невозможным продолжать профессиональную деятельность без постоянного профессионального роста и включения во все инновационные процессы школы
|
4. Проведение открытых уроков
Открытые уроки проводились учителями школы в рамках аттестации на квалификационную категорию, педсоветов , при обмене опытом с педагогической общественностью округа и России с использованием современных технологий образования.
При составлении планов открытых уроков и мастер-классов использовались элементы различных технологий, таких как: применение коммуникативных и компьютерных технологий, межпредметные связи и другие.
Продолжается работа по формированию портфолио учителя. В настоящее время наиболее грамотно и полно составлены портфолио у учителей, проходивших аттестацию на квалификационную категорию. 5. Олимпиады, интеллектуальные марафоны, проектная деятельность Результативность работы с одаренными учениками сказалась при проведении школьных олимпиад и участии в предметных окружных , городских олимпиадах и конкурсах. Школьные олимпиады были проведены по географии, истории, обществознанию, русскому языку, литературе, математике, ОБЖ, физкультуре, биологии, информатике, физике, химии, иностранному языку.
Учащиеся школы приняли участие в городских олимпиадах по физкультуре, обществознанию, русскому языку, математике, географии, физике, биологии, химии, литературе, истории, иностранному языку
Результаты окружных олимпиад выглядят следующим образом
Предмет
| Кол-во участников
| Кол- во призёров
| Фамилии уч-ся
| обществознание
| 22
| 3
| Кулик Дарья 9 б , Кагермазова Диана 11 а , Смирнова Алина 11 а
| Экономика
| 17
| 3
| Ковалев Иван 9а , Смирнова Алина 11а ,Герасимов Андрей 11б ,
| математика
| 33
| 1
| Гоноцкая Анастасия 8 в
| физика
| 26
| 3
| Гоноцкая Анастаисия 8в , Миронова Наталья 8а , Денисов Д 11б
| биология
| 14
| 2
| Ярош Диана 8а , Алехин Константин 11б
| История
| 50
| 1
| Марченко Валентин 11а
| Французский язык
| 3
| 1
| Пархоцик Ярослав 11б
| Английский язык
| 131
| 9
| Савинова Елена 7а, Мишина Екатерина 7б , Билецкая Юлия 8а, Ярош Диана 8а, Лапина Яна 8 , Корякова Милада 8в , Гоноцкая Анастасия 8в, Минасова Лолита 9а, Львовская Мария 9а,
| Русский язык
| 39
| 2
| Иванова Василиса 9а , Василенко Артем 11б
| Литература
|
| 3
| Соколова Екатерина 11 кл,
Мелентьева анастасия 8кл
Савинова Елена 7 кл
|
В следующем учебном году руководителям МСЦ следует продумать работу по предварительной подготовке к олимпиадам. Результаты участия в конкурсах
Окружной этап « Учитель года» - Миронова Л.В. Назаренко И.А., Козаева А.З.
3-й Окружной конкурс трейдеров отв. учитель Козаева
Курсы « Финансовая грамотность и основы потребительских знаний» в рамках городской экспериментальной площадки на базе Центра образования
Участие во Всероссийском конкурсе КИТ отв. учитель Гак В.М.
Городской конкурс пед. мастерства, окружной этап « Самый классный –классный 2011» учитель Мельник О.Е.
Участие в августовском семинаре выставке в манеже в секции Одаренному ребенку – одаренный педагог учитель Кельганова И.Ю.
Участие в пятой международной научно-практической конференции « Совершенствование профессионализма учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС и реализации программы « Наша новая школа» ( Кельганова И.Ю.)
Участие в городском литературном конкурсе чтецов « Пока в России пушкин длиться…» ( Ученик 1а класса Лукьянов А., Учитель Дрябина О.В.
Участие в литературном конкурсе « Затоки чтения» учителя русского языка и литературы
Участие в конкурсе « Британский бульдог» учителя иностранных языков
Позитивные тенденции
| Причины позитивных тенденций
| 4. Можно отметить более серьезный подход к выбору и реализации тем по выбранной проблеме
| Возросший уровень мотивации у ряда педагогов к овладению новыми технологиями в образовании и внедрении их в урочную деятельность
| Отчет составил зам. директора Крючкова Н.Н. |