Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/14
Дата публикации24.05.2014
Размер2.08 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
«Поиск. Опыт. Традиции» №1 - 2008

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­


Редакционная коллегия:

Редактор

Л.А.Наумова

Т. А. Образкова

Научный консультант

Л.В. Андриевская

Корректор Т. А. Образкова

Технический редактор

Л.А. Зайцева

Ответственный секретарь

Г.Б. Ермакович

Н.Н. Санакова
Ильинова И.В., Ильина Н.А., Дорохова В.А, Ефремова Е.А, Трофимова И.А., Козлова И.Е, Серова Н.И., Головина Л.В., Сазонова Н.Н., Архипова И.Н., Миненкова Г.А., Фуныгина Т.В.

-------------------------------------------
На 1-й странице обложки: литография А.С. Пушкина

-------------------------------------------

Адрес редакции:

Самарская область,

Кинель – Черкасский район,

с. Тимашево,

ул. Комсомольская 31,

тел. 2 – 42 – 47,

e-mail: timkust@mail..ru.

-------------------------------------------

Сдано в набор 24.11. 2008 г.

Подписано в печать 30.11.2008 г.

Формат альманах

Тираж 50 экз.

Цена 100 р.

-------------------------------------------







О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

А. С. Пушкин





Заказ № 01

«Поиск. Опыт. Традиции» №1 - 2008 3

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Содержание
Главная тема

Стратегия развития Российского образования

(из Послания Президента РФ Д. Медведева Федеральному собранию от 5 ноября 2008 г.) 5
Методика. Опыт.

Образкова Т.А. Современные типы и формы уроков. Доклад как форма самостоятельной

и эффективной работы учащихся на уроках литературы 6
Самообразование учителя

Сазонова Н.Н. Влияние психологических особенностей детей на восприятие и

усвоение информации 8

Андриевская Л.В. Научная организация педагогического труда и ее специфика 11
Консультация

О планировании учебного материала по русскому языку для учащихся

6-х классов 12

Используйте эти материалы

Ильина Н.А. Перспективно-опережающие технологии с использованием опорных схем

как способ формирования ключевых компетентностей на уроке математики.

«Живые» уравнения» (1 класс) 22

Образкова Т.А. Урок-праздник как эффективная форма работы при закреплении

пройденного материала. Урок-праздник «И я судьбу благословил…», посвященный

творчеству А.С. Пушкина (9 класс) 26

Серова Н.И. Нетрадиционная форма урока. Урок-инсценировка по басням

И.А. Крылова (6 класс) 33
Андриевская Л.В. Гражданская война - трагедия в истории России 20 века (9 класс).

Урок-практикум с применением мультимедийных технологий. 34

Образкова Т.А. Урок-спектакль – одна из форм

творческого подхода к задачам образования и воспитания. Урок-спектакль по

роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (10 класс). 37

Козлова И. Е. Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений (10 класс) 45

Ильинова И.В. Урок реализации деятельностного подхода в изучении химии.

Сущность химических реакций (8 класс) 51
Фуныгина Т.В. Урок-игра. Обобщение знаний. Страноведение (5 класс) 55

Фуныгина Т.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.

It is fine to be healthy (6 класс) 57
Головина Л.В. Урок чтения. К.И. Чуковский «Путаница», «Радость» (2 класс) 59

«Поиск. Опыт. Традиции» №1 - 2008 4

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Санакова Н.Н. Интеллектуальная игра как форма интернактивного обучения школьников

на уроках литературы 63
Санакова Н.Н. Вечер паспортизации для учащихся 8-9 классов

«Я – гражданин России» 65

Дошкольное образование. Преемственность

Трофимова И.А.Речевое развитие детей на этапе дошкольного и младшего

школьного возраста 68
Ефремова Е.А. Проблема преемственности детского сада и школы, пути решения

(презентация на электронном носителе) 69
Дорохова В.А. Проблема психологической эффективности сохранения линии

преемственности в педагогическом процессе (презентация на электронном носителе) 72

Сообщения и заметки

История становления этических традиций на Руси.

(Заметки из Дневника классного руководителя) 77
Традиции

Из опыта работы Л.А. Бурбо – директора Тимашевской средней школы № 1

(1970- 1988 годы) 82

Точка зрения

Краеведческий музей как основа духовного воспитания учащихся 86
СТАТИСТИКА

Итоги экзаменов 2007/2008 учебного года за курс основной школы 87
Конкурсы

Положение о школьном конкурсе «Учитель года» 93
Критика и библиография

Р.Киреев «Говорите мне о любви» 96
Приложения (на электронном носителе)

Андриевская Л.В. Гражданская война – трагедия в истории России 20 века.

Ефремова Е.А. Проблема преемственности детского сада и школы, пути решении.

Дорохова В.А. Проблема психологической эффективности сохранения линии

преемственности в педагогическом процессе.
Ильинова И.В. Урок реализации деятельностного подхода в изучении химии.

Сущность химических реакций.
Головина Л.В. Урок чтения. К.И. Чуковский «Путаница», «Радость».

Санакова Н.Н. Интеллектуальная игра по творчеству М.Ю. Лермонтова на уроке литературе

в интерактивном режиме.

«Поиск. Опыт. Традиции» №1 - 2008 5

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­


Главная тема


Стратегия развития Российского образования

(из Послания Президента РФ Д. Медведева Федеральному собранию от 5 ноября 2008 г.)
Система образования … образует личность, формирует сам образ

жизни народа, передает новым поколениям ценности нации

Дмитрий Медведев

Интеллектуальная энергия, творческая сила – это главное

богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития

Дмитрий Медведев
Стратегия развития российского образования в целом будет утверждена Правительством. Ее реализация продолжится как в рамках национального проекта, так и с опорой на недавно принятое законодательство. Сегодня же основной акцент сделаю на школьном образовании. Оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека и является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны.

Совсем недавно вместе с профессиональным сообществом мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа». Ее составляющими станут пять направлений.

Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась.

Второе. Одновременно с реализацией стандартов общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Третье. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно – для пополнения школ новым поколением учителей. Причем вовсе не обязательно только с педагогическим образованием.

Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. И хотел бы подчеркнуть – мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе. Но и сами педагоги должны внимательно и уважительно относиться к ученикам, помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Четвертое. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.

Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть «ветхой» - и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые формы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых

и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически

«Поиск. Опыт. Традиции» №1 - 2008 6

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Пятое. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону - нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Нужно уйти от устраненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риск для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов.

Уверен, если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом.



Методика. Опыт.

Современные типы и формы уроков
Вопрос о типах и формах современных уроков продолжает быть дискуссионным: предлагаются различные подходы к его классификации в зависимости от дидактической цели, этапов учебного процесса, методов обучения, способов организации учебной деятельности школьников, цели организации занятий и т. п. Наиболее приемлемы

комбинированный урок,

урок изучения нового материала,

уроки закрепления знаний, их систематизации и формирования умений и навыков, уроки контроля и оценки знаний учащихся.

И все же в настоящее время вопрос о количестве основных типов уроков не столь важен, так как большую значимость приобретают структуры названных типов уроков, особенности ее компонента, их взаимосвязь и последовательность.

Одна из причин порой недостаточно высокого методического уровня организации и проведения урока заключается в том, что большинство учителей продолжает придерживаться структуры традиционного занятия, в основе которого лежит деятельность только самого учителя: опросить, объяснить, повторить, дать домашнее задание. В таком случае учитель исходит из логики учебного предмета, а не из логики его усвоения учащимися.

Время диктует необходимость самых разных форм организации обучения, в основе которых равноправный диалог учителя и ученика, что, возможно, в будущем, приведет к постепенному переходу обучения в самообучение. И здесь велика роль не только специальных предметных, но и «общеучебных» умений школьников, таких, как умение работать самостоятельно с учебником, телеинформацией, научной литературой, архивными материалами и пр. К этому идет современная школа, один из главных принципов которой – практическая направленность.

В связи с этим следует осуществлять сознательно-коммуникативное обучение. В этом отношении особая роль отводится урокам, построенным в форме бесед, лекций, конференций, заочных экскурсий (нестандартным), уроков с использованием компьютерных технологий, метода-проекта, уроки-концерты, уроки-инсценировки и пр.

«Поиск. Опыт. Традиции» №1 - 2008 7

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­




Образкова Т.А.- учитель русского языка МОУ Тимашевская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»

Кинель-Черкасского района Самарской области.


Доклад как форма самостоятельной работы учащихся на уроках литературы.
Школьной реформой выдвигается задача научить школьников самостоятельно работать с источниками информации, пробуждать у них интерес к данному роду деятельности, воспитывать стремление к углублению своих знаний.

В школьной практике широко используются различные виды и формы самостоятельной работы учащихся, многие из них достаточно изучены и полно освещены в методической литературе. Однако вопрос о подготовке ученических докладов и об использовании их на уроках литературы изучен недостаточно.

Система ученических докладов обычно применяется на учебных занятиях в старших классах, но в отдельных случаях, с учетом уровня подготовленности учащихся, эта форма допустима в средних классах. Доклады учащихся должны отвечать определенным требованиям: их тематика обусловливается целями и задачами урока; они должны быть доступными и посильными для школьников. Практика показывает, что лучшие результаты достигаются в том случае, если для выступлений учащихся отбирается не главный учебный материал, а дополнительный, являющийся отдельной частью изучаемой темы.

По своему объему доклад должен быть на 8-10 минут.

Задания практикуются как индивидуальные, так и групповые. Даются они задолго до проведения уроков.

Как известно, уроки, посвященные обзорным темам, проводятся методом школьной лекции, но нередко учителя вводят в них небольшие доклады, подготавливаемые по частным вопросам данной темы. Например, в процессе обзорной лекции о творчестве А.Т. Твардовского (11 класс) уместно заслушать сообщения об отдельных главах поэмы «За далью – даль», об иллюстрациях О.Г. Верейского к поэме «Василий Теркин».

Изучение каждой монографической темы лучше начинать с биографии писателя. Личность художника слова лучше раскрывается в рассказе учителя с использованием хронологической таблицы, воспоминаний современников, эпистолярного наследия. Учащиеся самостоятельно готовят доклады об отдельных этапах жизни и творчества писателя. Например, при изучении биографии А.С. Пушкина (9 класс) можно заслушать доклад на тему «Друзья Пушкина», сообщения о портретах поэта, созданных В. Тропининым и О. Кипренским, о содержании некоторых репродукций картин и т. д.

При знакомстве восьмиклассников с биографией А.М. Горького отдельные учащиеся могут сделать доклады на темы: «А.М. Горький в Самаре», «Портреты Горького художников И. Бродского и В. Серова» и др.

Ученические доклады можно использовать на уроках, посвященных анализу художественного произведения, в процессе работы над текстом. Учащиеся готовят сообщения по осмыслению отдельных глав, сцен, персонажей. Так при изучении романа «Евгений Онегин» (9, 10 классы) учащиеся анализируют «Сны Татьяны и Онегина», «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина», «Татьяна Ларина в Москве» и др.

При изучении романа И. Гончарова «Обломов» можно предложить учащимся подготовить сообщения о воспитании в семье И. Обломова и А. Штольца, либо сопоставить одно с другим.

Особенно широкое распространение получили доклады учащихся по самостоятельному разбору образов изучаемого произведения. При чтении драмы Островского «Гроза» отдельным ученикам поручается подготовить доклады об образах «темного царства»: Кабановой и Дикого, либо о представителях молодого поколения: Тихоне. Катерине, Варваре, Борисе, либо о «самых незначительных» образах: Феклуши, Глаше.

«Поиск. Опыт. Традиции» №1 - 2008 8

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Используя на уроках произведения живописи (интегрированные уроки), целесообразно предложить учащимся подготовить сообщения об отдельных иллюстрациях или картинах. Например, образ Наташи, Болконского и других героев «Войны и мира» десятиклассники усвоят полнее и глубже, если на уроке будут рассмотрены иллюстрации Д. Шмаринова и др. При изучении драмы А. Островского «Гроза» удачным будет сообщение учащихся по картине С. Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом», сообщение об историческом памятнике «Домострой».

Целесообразно делать доклады о просмотренных фильмах. Например, при изучении романа Л. Толстого «Война и мир» можно предложить учащимся сопоставит сцену «Прощание А. Болконского с отцом», «Первый бал Наташи, «Разговор Андрея с дубом», «Бородинское сражение» и пр.

Ученические доклады применяются и на занятиях, посвященных изучению художественного мастерства писателя (Пейзаж и его роль в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк», Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «Черты романтизма в романе «Евгений Онегин» и др.).

Доклады и сообщения особенно эффективны на заключительных занятиях и на уроках повторения. Задания обобщающего характера следует предлагать дифференцированно, с учетом индивидуальных интересов и возможностей учащихся. Так к заключительному уроку «О воспитательном значении романа И. Гончарова «Обломов» учитель предлагает наиболее подготовленным учащимся сделать сообщения об общественном и литературном значении романа.

Ученические доклады как особая форма самостоятельной работы школьников могут быть использованы на уроках разных типов. Но успех такой важной формы работы во многом зависит от правильного отбора тем для сообщений, от тщательной подготовки докладов, от конкретной помощи учителя.

Подготовка доклада – для учащихся большая школа самостоятельной работы, особенно в век информационных технологий, которые, как показывает практика, следует использовать умело.

Получив тему, ученик должен ее понять, осмыслить, определить ее границы. Затем ему следует ознакомиться с рекомендованной литературой, составить предварительно план своего выступления, посоветоваться с учителем. Ему же целесообразно предоставить подготовленный текст доклада. Ни в коем случае не пускать это дело на самотек: существует опасность погубить любое творческое начинание ученика.

Важно своевременно распределять задания, устанавливать сроки выполнения. Практика показывает, что для ученических сообщений следует давать примерно 1-2 недели, а иногда и больше.

Только совместная деятельность ученика и учителя обеспечит серьезную подготовку доклада, вызовет интерес у учащихся к этому важному виду самостоятельной работы.

Опыт показывает, что разумное использование ученических докладов способствует оживлению уроков, активизации мыслительной деятельности учащихся, более прочному усвоению учебного материала и развитию речи.



Самообразование учителя

Знание репрезентативных систем – важная составляющая учебно-воспитательного процесса современной школы. Очевидно, что результаты обучения и воспитания учащихся напрямую связаны с их психологическими особенностями. В свете новых требований к деятельности учителя, поставленных перед ним новых задач: дать обществу компетентностно-ориентированного ученика, владеющего навыками творческой

«Поиск. Опыт. Традиции» №1 - 2008 9

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

самостоятельной деятельности, - школе предстоит максимально полно развивать каждого по его способностям и возможностям. В помощь учителю предлагается обилие материала (советы ученых и психологов), но «обилие» теоретического материала не предполагает решение проблемы, а лишь направляет ее к разрешению, и здесь главная роль принадлежит учителю-практику. И все же, конечный результат работы учителя – практика во многом определяется качеством теоретической базы, используемой им в решении учебных и воспитательных задач.






Сазонова Н.Н. - педагог – психолог Кинель - Черкасского ППМС – Центра Самарской области


Влияние психологических особенностей детей на восприятие и усвоение информации

Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации, людей условно можно разделить на три категории. Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию? Представляя информацию детям, учитель должен использовать все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого ребенка вне зависимости от его психологических особенностей есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков: чтения, письма и др. Известно, что особенности умственной работы (уровень отвлекаемости, особенности запоминания и пр.) визуалов, аудиалов, кенистетиков существенно отличаются. Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ребенок, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разных языках",как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

На что обязательно обращать внимание, чтобы распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации?

Направление взгляда. При общении у визуалов взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
Особенности внимания. Кинестетику трудно сконцентрировать внимание на каком-либо объекте, его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает. Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал, запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь. Запись домашнего задания (оно записано на классной доске). Визуал послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать ее у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске. Если аудиал захочет записать домашнее задание, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано.

«Поиск. Опыт. Традиции» №1 - 2008 10

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­С его слов запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать у одноклассников, что задано, или попросит сделать это родителей Кинестетик чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера заданных упражнений. Поведение детей на перемене. Визуал чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь, особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке". Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил. Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.

Советы специалистов по работе с учениками с различными видами восприятия:

- от визуала можно требовать быстрого решения задач;
- от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних! При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется: - визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием; - кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно дать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения. Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке": - визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
- аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
- кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен "видеть весь лист". Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя. Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться, выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука «бренькнула», и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, аудиал - рассказать подробнее.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
«Поиск. Опыт. Традиции» №1 - 2008 11




Андриевская Л.В. – заместитель директора по научной работе МОУ Тимашевская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» Кинель-Черкасского района Самарской области


­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Научная организация труда и ее специфика

На современном этапе развития общества научная организация труда активно внедряется в сферу образования. НОТ в педагогике – процесс специфический, т.к. он строится на взаимодействии обучающих и обучаемых.

Основополагающими условиями научной организации труда являются:

а) умение определить основное, главное направление своей деятельности на год, месяц, неделю, день и соотносить ее с деятельностью коллектива;

б) способность реально распределять рабочее время и исключать стихийность в работе;

в) потребность в повышении своего профессионального уровня (самообразование);

г) контроль и анализ результатов.

Система НОТ предполагает умение учителя не только передавать учащимся глубокие и прочные знания, но и прививать им наиболее рациональные навыки учебного труда, выявлять индивидуальные особенности и способности и развивать их, вести их к компетентностно-ориентированному обучению. Система НОТ должна применяться при планировании работы школьного методического объединения, творческих лабораторий, членам которых следует иметь четкое представление о профессиональных умениях, возможностях, творческом потенциале каждого учителя, ибо качество образования и воспитания во многом зависит от степени подготовленности учителя, его интеллекта и т.д. Поскольку основная масса учителей еще не готова сразу переключиться на новую для них систему работы и оплату труда, методическим объединениям и руководителям творческих лабораторий следует разработать специальные памятки по созданию «личной лаборатории учителя», упорядочить методы подготовки к урокам, выбору форм уроков. К НОТ следует переходить постепенно, по мере готовности теоретической, материальной базы. К примеру, в настоящее время рекомендуется широко использовать нетрадиционные формы уроков. Конечно, нельзя без предварительной подготовки и создания определенных условий переносить чей-то опыт на свой урок, видимо, сначала следует опробовать его «элементы». По мере приобретения собственного опыта, соответствующей его апробации, новый метод станет эффективной формой работы. НОТ учителя требует совершенствования всех сторон учебно-воспитательного процесса, в том числе технического оснащения уроков. Научная организация труда учителя предполагает контроль за знаниями учащихся. Наиболее рациональные его формы – методические наблюдения, изучение школьной документации, комбинированные срезы, текущий, промежуточный и итоговый контроль. Следует обращать внимание на степень овладения обучающимися практическими навыками по предмету, на причины слабых знаний у всего класса и отдельных учащихся, объективность оценки в соответствии с существующими нормами, эффективность методов и приемов, используемых учителем в работе с отстающими и др. Не менее важным в системе НОТ является обучение школьников ее приемам. Ставя задачу привития школьникам навыков самостоятельного труда, следует помнить, что НОТ - не просто сумма отдельных способов и средств обучения, а стройная система работы, и знакомство с ней должно проходить поэтапно. Вначале следует научить школьников организовывать свой труд – ставить перед собой цель, выделять главное, рассчитывать свои силы, составлять план работы, выполнять его и подводить итоги. Это важный навык для выполнения самостоятельной работы. Система НОТ включает в себя обучение работе с информацией. Занятия целесообразнее строить на конкретном производственном материале. Поскольку перед каждым

«Поиск. Опыт. Традиции» №1 - 2008 12




видом работы нужен «инструктаж», следует заготовить соответствующие рекомендации в виде памяток: как пользоваться справочниками, словарями, информационными технологиями ит.д. Внимание вопросам НОТ должно уделяться внимание и в период подготовки к экзаменам. Следует организовать консультации по составлению режима дня в период экзаменов, особенностям подготовки по каждому предмету. Проблема НОТ должна решаться в школе комплексно, так как она требует кооперирования труда учителей – предметников, рационального использования времени каждого, согласованной деятельности всего педагогического коллектива.


Консультация

Учебно-методический совет учителей русского языка МОУ ТСОШ «ОЦ» предлагает в помощь учителям школы примерное планирование программного материала. Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для общеобразовательных школ и предусматривает комплексную работу по действующим учебникам для общеобразовательных школ и дополнительным учебным пособиям. Программный материал систематизирован по темам и срокам с указанием формы уроков.

Предлагаемое планирование примерное, учитель может использовать его творчески, либо в качестве образца, с учетом уровня подготовки учащихся и других конкретных условий.


Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор МОУ ТСОШ «ОЦ» зам по УР на заседании МО

_________________________ ___________________ протокол №_________

«____» ___________________ «____» _____________ от «____» __________

Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе на 2006 – 2007 учебный год

Учитель: Архипова Ирина Николаевна


Количество часов по плану

Программа


Авторы
Учебник

Авторы:

в год - 204 часа; в неделю – 6 часов.

Министерства образования Российской Федерации для общеобразовательных школ «Русский язык 5-9 классы», Просвещение, Москва, 2002 год.
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

«Русский язык» для 6 класса общеобразовательных школ,

Просвещение, Москва, 2005 год

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростнецова и др.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск