Скачать 169.01 Kb.
|
Программа курса «Литература Вологодской области» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе, на основе программы «Литература Вологодской области» (составители С.Ю. Баранов, И.В. Мовнар; науч. ред. С.Ю. Баранов. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. Она ориентирована на формирование субъекта культуры, обладающего основными компетенциями в сфере словесности данного региона. Цель изучения курса: Воспитание любви к малой родине и ответственности за её судьбу, чувства гордости её историей и культурой. Включение этого курса в базисный план обусловлено значимостью литературы как вида искусства в культуре региона и широким общественным признанием творчества писателей-вологжан. История литературы на территории края насчитывает около семи столетий, в её ходе был накоплен большой фонд произведений разных жанров, знакомство с лучшими из которых может дать значительный образовательный, воспитательный и развивающий эффект. Изучение этих произведений будет способствовать интеграции школьников в культурное пространство Вологодчины, укреплению духовных и социальных связей с ней. Преподавание литературы родного края имеет в Вологодской области давнюю и богатую традицию. Творчество отдельных писателей, эту литературу представляющих, входит в федеральные программы. К литературе Вологодского края школьники приобщаются и на уроках внеклассного чтения. Проблематике, с ней связанной, посвящаются факультативные и специальные курсы, внеклассные мероприятия, занятия кружков. В некоторых образовательных учреждениях области ведётся работа по литературному краеведению. Вместе с тем ощущается потребность в единой для всего образовательного пространства области основе изучения литературы Вологодского края. Такая основа должна быть административно санкционированной, чётко структурированной, филологически обоснованной и методически обеспеченной. В соответствии с региональным базисным планом в образовательных учреждениях области продолжается обязательное преподавание учебного предмета «Литература Вологодского края и в 9 классе. Настоящая программа призвана обеспечить реализацию установок стандарта. Помимо основных целей регионального компонента, программа ориентирована на решение специфических задач, определяемых содержанием и образовательными возможностями учебного предмета. Эти задачи перечислены в стандарте. Непременным условием успешной работы является постановка преподавания литературы Вологодского края на прочную филологическую основу – как теоретическую, так и историко-литературную. На данный учебный предмет распространяются положения, зафиксированные в федеральном стандарте основного общего образования по литературе (разделы «Требования к уровню подготовки», «Основные историко-литературные сведения», «Основные теоретико-литературные понятия», «Основные виды деятельности по освоению литературных произведений»). На уроках литературы Вологодского края действуют те же методические принципы, что и при изучении курса «Литература» по федеральному базисному плану. В программу включены авторы и произведения, отобранные с учётом принципа культурной репрезентативности, художественной состоятельности, воспитательной эффективности, а также особенностей восприятия учащихся 8 класса. Для изучения предлагается материал, представляющий разные стадии и эпохи истории художественной словесности. При этом задача воссоздания единой, хронологически последовательной истории литературы Вологодского края в программе не ставится. Согласно Федеральному стандарту, изучение словесности на историко-литературной основе начинается с 9 класса, при переходе к среднему (полному) общему образованию. В процессе изучения программного материала необходимо уделять внимание установлению теоретических, тематических, ассоциативных связей с основным курсом литературы. Региональный учебный план допускает два варианта преподавания предмета: - как самостоятельный курс (распределение часов еженедельное в течение полугодия или раз в две недели в течение года; - как модуль соответствующего учебного предмета федерального компонента. Внедрение настоящей программы в учебный процесс не отменяет других форм работы по предмету (внеклассное чтение, факультативные и элективные курсы, кружки, культурно-массовые мероприятия). Особую значимость эти формы приобретают в 6,7,10 и 11 классах, где изучение литературы Вологодского края базисным планом не предусмотрено. Данная программа рассчитана на 17 часов.
Несказочная народная проза Легенды, предания и былички - жанры устного народного творчества. Легенда - рассказ религиозного характера о чудесных событиях. Предание - рассказ с установкой на историческую достоверность. Быличка - рассказ, основанный на народных суевериях. Распространение и собирание произведений этих жанров на территории Вологодского края. Использование их сюжетов и образов в литературном творчестве. Легенда о святом «Как мужик с Николой путешествовали, и что они видели», легенды об основании Спасо-Каменного монастыря и о белоризцах. Предания об Иване Грозном и Петре Первом, связанные в Вологодским краем (происхождение названия Насон-город, проклятие Грозным Насон-города и реки Вологды, Петр Первый в Тотьме, замысел строительства Мариинской системы). Их соотношение с исторической правдой. Былички «Как девки на беседе сидели» (в записи Б. М. и Ю. М. Соколовых) и «Леший» (в изложении Ф. А. Арсеньева). Литературные произведения по мотивам легенд, преданий и быличек: «Сила молитвы» П. Е. Вересова, «Деревня Блудново» А. Я. Яшина, «Откуда кружева пошли» Е. С. Триновой, «Петр Первый и звонарь» Ю. М. Леднева. Сведения об авторах этих произведений. Жития Житие - один из ведущих жанров древнерусской литературы, род средневековой биографии. Описание жизни христианских святых по определенному канону в произведениях этого жанра. Вологодский край - «Северная Фиваи- да», один из центров православной святости. «Житие Кирилла Белозерского» у написанное Пахомием Логофетом, - памятник древнерусской словесности. Соответствие произведения жанровому канону. Роль святого Кирилла в истории Православной церкви и духовной культуры Вологодского края. Основание им крупнейшего на Русском Севере монастыря. Религиозные подвиги и чудеса, сотворенные святым. Образ Кирилла в житии и произведениях древнерусского изобразительного искусства. Духовная поэзия Картины старины Богатство истории Вологодского края, участие вологжан в событиях общерусского масштаба. Интерес вологодских писателей к исторической тематике, тесная связь минувшего и настоящего в их произведениях. Патриотическая окраска темы прошлого. Обобщенный образ древней патриархальной Руси в стихотворении Ф. П. Савинова «Спас-Преображенье». Историческая основа стихотворения С. С. Орлова «Монолог воина с поля Куликова» и ее поэтическая обработка. Н. М. Рубцов о слиянии земной красоты и небесной святости в Ферапонтовском монастыре как памятнике древнерусской культуры (стихотворение «Ферапонтово»). Тема национального достоинства в балладе С. Стрибожича «Иосиф Непея», Изображение Петра I и повседневного быта жителей Вологодского края в исторической новелле В. С. Железняка «Петр на Сухоне». Тема патриотизма в стихотворении В. В. Коротаева «Русь». А. В. Круглов. «Отверженный» Соединение в рассказе «Отверженный» черт художественного произведения и этнографического очерка. Подробное изображение картин суровой северной природы, образа жизни зырянских охотников. Простота чувств и нравственная требовательность обитателей северных лесов. Смелость, самоотверженность и верность — наиболее ценимые ими качества. Проступок Абрама и его трагические последствия. Сходство сюжетов рассказа А. В. Круглова «Отверженный» и поэмы М. Ю. Лермонтова «Беглец», черты различия между произведениям. В. А. Гиляровский. «Один из многих» Сведения о писателе. Продолжение в его творчестве традиций русского критического реализма. Содержание и из дательская судьба сборника «Трущобные люди». Острота социальной проблематики рассказа <(Один из многих», входящего в этот сборник. Обобщающий смысл названия произведения. Жизнь и нравы социального «дна» в изображении Гиляровского. «Преступление» Никиты Ефремова в изложении автора газетной заметки и автора рассказа. Простота стиля произведения. В. Т. Шаламов. «Пава и дерево» Сведения о писателе. Образ мастерицы Анны Власьевны, хранящей традиции вологодского кружевоплетения. Вехи биографии героини рассказа, смысл жизни в ее понимании. Черты крестьянской психологии в характере, в отношении к людям. Профессиональная гордость Анны Власьевны, взыскательность в оценке результатов труда. Сложности и тонкости мастерства кружевниц в передаче автора. А. В. Петухов. «Дай лапу, друг медведь!..» Сведения о писателе. Две сюжетные линии повести: взаимоотношения ребят (Валерки, Борьки и Андрюшки) и история охоты на медведей. Тесная связь этих линий между собой. Темы дружбы, доверия, взаимопонимания. Особенности характеров мальчиков, их интересы и заботы, формирование человеческих качеств. Трудности и радости общения детей со взрослыми. Изображение жизни природы в повести, тема бережного отношения к ней. Охотник дед Макар и браконьеры. Медведи в восприятии людей. Народная речь Язык - основа национальной культуры. Художественная литература как искусство слова. Роль литературы в освоении богатств русского языка. Использование писателями выразительных возможностей народной речи. Отраженир особенностей говоров Вологодского края в художественных произведениях. А. В. Круглов о большом значении слова в человеческой жизни (стихотворение «Слово»). Поэтическая образность стихотворения А. А. Романова «Русский язык». А. Я. Яшин о необходимости ценить и беречь богатства на родной речи (стихотворение «Родные слова»). Ее использование О. А. Фокиной для создания образа крестьянина-па- харя (стихотворение «Оратай»). Мастерская передача про изношения, интонаций живой народной речи в рассказах «Колыбельная» В. И. Белова и «С кусоцъкём» В. П. Астафьева. Язык персонажа - важное средство создания образа в этих рассказах. Бухтина как жанр устного народного творчества, образ рассказчика в произведениях этого жанра. «Митькины бухтины» К. А. Коничева и «Бухтины воло годские» В. И. Белова (фрагменты).
|