Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 169.01 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.05.2014
Размер169.01 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Литература > Программа курса

  1. c:\users\user\scan0001.jpgПояснительная записка

Программа курса «Литература Вологодской области» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе, на основе программы «Литература Вологодской области» (составители С.Ю. Баранов, И.В. Мовнар; науч. ред. С.Ю. Баранов. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. Она ориентирована на формирование субъекта культуры, обладающего основными компетенциями в сфере словесности данного региона.

Цель изучения курса: Воспитание любви к малой родине и ответственности за её судьбу, чувства гордости её историей и культурой.

Включение этого курса в базисный план обусловлено значимостью литературы как вида искусства в культуре региона и широким общественным признанием творчества писателей-вологжан. История литературы на территории края насчитывает около семи столетий, в её ходе был накоплен большой фонд произведений разных жанров, знакомство с лучшими из которых может дать значительный образовательный, воспитательный и развивающий эффект. Изучение этих произведений будет способствовать интеграции школьников в культурное пространство Вологодчины, укреплению духовных и социальных связей с ней.

Преподавание литературы родного края имеет в Вологодской области давнюю и богатую традицию. Творчество отдельных писателей, эту литературу представляющих, входит в федеральные программы. К литературе Вологодского края школьники приобщаются и на уроках внеклассного чтения. Проблематике, с ней связанной, посвящаются факультативные и специальные курсы, внеклассные мероприятия, занятия кружков. В некоторых образовательных учреждениях области ведётся работа по литературному краеведению.

Вместе с тем ощущается потребность в единой для всего образовательного пространства области основе изучения литературы Вологодского края. Такая основа должна быть административно санкционированной, чётко структурированной, филологически обоснованной и методически обеспеченной. В соответствии с региональным базисным планом в образовательных учреждениях области продолжается обязательное преподавание учебного предмета «Литература Вологодского края и в 9 классе.

Настоящая программа призвана обеспечить реализацию установок стандарта. Помимо основных целей регионального компонента, программа ориентирована на решение специфических задач, определяемых содержанием и образовательными возможностями учебного предмета. Эти задачи перечислены в стандарте.

Непременным условием успешной работы является постановка преподавания литературы Вологодского края на прочную филологическую основу – как теоретическую, так и историко-литературную. На данный учебный предмет распространяются положения, зафиксированные в федеральном стандарте основного общего образования по литературе (разделы «Требования к уровню подготовки», «Основные историко-литературные сведения», «Основные теоретико-литературные понятия», «Основные виды деятельности по освоению литературных произведений»). На уроках литературы Вологодского края действуют те же методические принципы, что и при изучении курса «Литература» по федеральному базисному плану.

В программу включены авторы и произведения, отобранные с учётом принципа культурной репрезентативности, художественной состоятельности, воспитательной эффективности, а также особенностей восприятия учащихся 8 класса. Для изучения предлагается материал, представляющий разные стадии и эпохи истории художественной словесности. При этом задача воссоздания единой, хронологически последовательной истории литературы Вологодского края в программе не ставится. Согласно Федеральному стандарту, изучение словесности на историко-литературной основе начинается с 9 класса, при переходе к среднему (полному) общему образованию. В процессе изучения программного материала необходимо уделять внимание установлению теоретических, тематических, ассоциативных связей с основным курсом литературы.

Региональный учебный план допускает два варианта преподавания предмета:

- как самостоятельный курс (распределение часов еженедельное в течение полугодия или раз в две недели в течение года;

- как модуль соответствующего учебного предмета федерального компонента.

Внедрение настоящей программы в учебный процесс не отменяет других форм работы по предмету (внеклассное чтение, факультативные и элективные курсы, кружки, культурно-массовые мероприятия). Особую значимость эти формы приобретают в 6,7,10 и 11 классах, где изучение литературы Вологодского края базисным планом не предусмотрено.

Данная программа рассчитана на 17 часов.


  1. Учебно-тематический план






п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

1

Легенды

1 час

2

Былички

1 час

3

Жития

3 час

4

К.И. Коничев «Пётр Первый на Севере».

1 час

5

С.С. Орлов «Монолог воина с поля Куликова».

В.С. Железняк «Пётр на Сухоне»

1 час

6

Н.М. Рубцов «Ферапонтово».

С.П. Багров «Россия, родина, Рубцов»

1 час

7

А.В. Круглов «Отверженный»

1 час

8

В.А. Гиляровский «Один из многих»

1 час

9

В.Т. Шаламов «Пава и дерево».

1 час

10

А.В. Петухов «Дай лапу, друг медведь!..»

3 часа

11

К.А. Коничев «Митькины бухтины».

В.И. Белов «Бухтины вологодские».

1 час

12

Рассказы Ю.М. Леднева, В.Д. Елесина о животных.

1 час

13

В литературной гостиной «Родные слова».

1 час

ВСЕГО

  1. асов




  1. Содержание программы учебного курса


Несказочная народная проза

Легенды, предания и былички - жанры устного народного творчества. Легенда - рассказ религиозного характера о чудесных событиях. Предание - рассказ с установкой на историческую достоверность. Быличка - рассказ, основанный на народных суевериях. Распространение и собирание произведений этих жанров на территории Вологодского края. Использование их сюжетов и образов в литературном творчестве. Легенда о святом «Как мужик с Николой путешествовали, и что они видели», легенды об основании Спасо-Каменного монастыря и о белоризцах. Предания об Иване Грозном и Петре Первом, связанные в Вологодским краем (происхождение названия Насон-город, проклятие Грозным Насон-города и реки Вологды, Петр Первый в Тотьме, замысел строительства Мариинской системы). Их соотношение с исторической правдой. Былички «Как девки на беседе сидели» (в записи Б. М. и Ю. М. Соколовых) и «Леший» (в изложении Ф. А. Арсеньева). Литературные произведения по мотивам легенд, преданий и быличек: «Сила молитвы» П. Е. Вересова, «Деревня Блудново» А. Я. Яшина, «Откуда кружева пошли» Е. С. Триновой, «Петр Первый и звонарь» Ю. М. Леднева. Сведения об авторах этих произведений.

Жития

Житие - один из ведущих жанров древнерусской литературы, род средневековой биографии. Описание жизни христианских святых по определенному канону в произведениях этого жанра. Вологодский край - «Северная Фиваи- да», один из центров православной святости. «Житие Кирилла Белозерского» у написанное Пахомием Логофетом, - памятник древнерусской словесности. Соответствие произведения жанровому канону. Роль святого Кирилла в истории Православной церкви и духовной культуры Вологодского края. Основание им крупнейшего на Русском Севере монастыря. Религиозные подвиги и чудеса, сотворенные святым. Образ Кирилла в житии и произведениях древнерусского изобразительного искусства.

Духовная поэзия

Религиозные сюжеты, образы и переживания в творчестве русских поэтов всех времен. Выражение христианского представления о мире и человеке, утверждение нравственных ценностей в духовной поэзии. Священное Писание и народные духовные стихи как ее источники. Народный духовный стих «О двух братьях Лазарях» из собрания Н. А. Иваницкого. Традиция переложения псалмов в русской поэзии, «Первый псалом царя Давида» Н. Ф. Бунакова как пример следования ей. Поэтическая картина рождественской ночи в одноименном стихотворении С. П. Кис- немского. Художественная обработка апокрифического предания в балладе П. Е. Вересова «Камо грядеши?»,. Современное звучание евангельского сюжета о рождении Христа в стихотворении А. А. Ганина «Был мрак и тишина. Но ангел вдруг явился...». Воплощение христианских идей прощения и сострадания ближнему в стихотворении А. В. Круглова «Молитва». «Слезный плат» Н. А. Клюева - произведение о святости материнского страдания. Краткие сведения об авторах этих произведений.

Картины старины

Богатство истории Вологодского края, участие вологжан в событиях общерусского масштаба. Интерес вологодских писателей к исторической тематике, тесная связь минувшего и настоящего в их произведениях. Патриотическая окраска темы прошлого. Обобщенный образ древней патриархальной Руси в стихотворении Ф. П. Савинова «Спас-Преображенье». Историческая основа стихотворения С. С. Орлова «Монолог воина с поля Куликова» и ее поэтическая обработка. Н. М. Рубцов о слиянии земной красоты и небесной святости в Ферапонтовском монастыре как памятнике древнерусской культуры (стихотворение «Ферапонтово»). Тема национального достоинства в балладе С. Стрибожича «Иосиф Непея», Изображение Петра I и повседневного быта жителей Вологодского края в исторической новелле В. С. Железняка «Петр на Сухоне». Тема патриотизма в стихотворении В. В. Коротаева «Русь».

А. В. Круглов. «Отверженный»

Соединение в рассказе «Отверженный» черт художественного произведения и этнографического очерка. Подробное изображение картин суровой северной природы, образа жизни зырянских охотников. Простота чувств и нравственная требовательность обитателей северных лесов. Смелость, самоотверженность и верность — наиболее ценимые ими качества. Проступок Абрама и его трагические последствия. Сходство сюжетов рассказа А. В. Круглова «Отверженный» и поэмы М. Ю. Лермонтова «Беглец», черты различия между произведениям.

В. А. Гиляровский. «Один из многих»

Сведения о писателе. Продолжение в его творчестве традиций русского критического реализма. Содержание и из дательская судьба сборника «Трущобные люди». Острота социальной проблематики рассказа <(Один из многих», входящего в этот сборник. Обобщающий смысл названия произведения. Жизнь и нравы социального «дна» в изображении Гиляровского. «Преступление» Никиты Ефремова в изложении автора газетной заметки и автора рассказа. Простота стиля произведения.

В. Т. Шаламов. «Пава и дерево»

Сведения о писателе. Образ мастерицы Анны Власьевны, хранящей традиции вологодского кружевоплетения. Вехи биографии героини рассказа, смысл жизни в ее понимании. Черты крестьянской психологии в характере, в отношении к людям. Профессиональная гордость Анны Власьевны, взыскательность в оценке результатов труда. Сложности и тонкости мастерства кружевниц в передаче автора.

А. В. Петухов. «Дай лапу, друг медведь!..»

Сведения о писателе. Две сюжетные линии повести: взаимоотношения ребят (Валерки, Борьки и Андрюшки) и история охоты на медведей. Тесная связь этих линий между собой. Темы дружбы, доверия, взаимопонимания. Особенности характеров мальчиков, их интересы и заботы, формирование человеческих качеств. Трудности и радости общения детей со взрослыми. Изображение жизни природы в повести, тема бережного отношения к ней. Охотник дед Макар и браконьеры. Медведи в восприятии людей.

Народная речь

Язык - основа национальной культуры. Художественная литература как искусство слова. Роль литературы в освоении богатств русского языка. Использование писателями выразительных возможностей народной речи. Отраженир особенностей говоров Вологодского края в художественных произведениях. А. В. Круглов о большом значении слова в человеческой жизни (стихотворение «Слово»). Поэтическая образность стихотворения А. А. Романова «Русский язык». А. Я. Яшин о необходимости ценить и беречь богатства на родной речи (стихотворение «Родные слова»). Ее использование О. А. Фокиной для создания образа крестьянина-па- харя (стихотворение «Оратай»). Мастерская передача про изношения, интонаций живой народной речи в рассказах «Колыбельная» В. И. Белова и «С кусоцъкём» В. П. Астафьева. Язык персонажа - важное средство создания образа в этих рассказах. Бухтина как жанр устного народного творчества, образ рассказчика в произведениях этого жанра. «Митькины бухтины» К. А. Коничева и «Бухтины воло годские» В. И. Белова (фрагменты).


  1. Календарно-тематическое планирование





Тема

Кол-

во часов

Виды деятельности учащихся

Теория литературы

Развитие речи

Межпредметные связи, краеведение

1

Несказочная народная проза. Легенды и предания Вологодского края.

1 час

Составление плана вступительного слова учителя, выразительное чтение и обсуждение легенд и преданий

Легенда, предание

Словарная работа, письменный ответ на вопросы

Соотношение содержания преданий и легенд с исторической правдой

2

Жанр былички на территории Вологодского края. Чтение и обсуждение быличек «Как девки на беседе сидели», «Леший».

1 час

Чтение быличек и обсуждение их содержания по вопросам учителя, составление плана ответа на вопрос «Каковы особенности былички как жанра УНТ?»

Быличка

Словарная работа, устные ответы на вопросы учителя

Сообщения «Литературные произведения по мотивам легенд, преданий, быличек»

3

В мире древнерусской словесности. «Житие Кирилла Белозерского». Чтение и обсуждение произведения.

1 час

Составление плана вступительного слова учителя, чтение и обсуждение произведения

Жанры древнерусской литературы, житие, Северная Фиваида, Православная церковь

Составление словаря «Жития Кирилла Белозерского»

Подготовка сценария заочной экскурсии в Кирилло-Белозерский монастырь

4

Образ Кирилла в «Житии Кирилла Белозерского» и в произведениях древнерусского изобразительного искусства.

1 час

Участие в беседе, сопоставление произведений разных видов искусства (житие и житийная икона)

Православная церковь, духовная культура, Русский Север, монастырь

Подробный пересказ, составление плана, словарная работа

Литература и религия

5

Устный журнал «Религиозные сюжеты, образы и переживания в творчестве поэтов Вологодского края»

1 час

Сообщения о поэтах, выразительное чтение, комментированное чтение.

Религиозные сюжеты, образы, духовная поэзия, народный духовный стих, псалмы, апокрифические предания.

Сообщения о поэтах, выразительное чтение, комментированное чтение.

Литература и религия

6

К.И. Коничев . Сведения о писателе. Комментированное чтение и анализ фрагментов из книги «Пётр Первый на Севере».

1 час

Сообщение о писателе, анализ эпизода, аналитическая беседа по тексту книги

Историческая основа, сюжет

Участие в аналитической беседе, выборочный пересказ

Подготовка выставки книг на тему «История Вологодского края»

7

Историческая тематика в творчестве вологодских писателей. Чтение и обсуждение произведений С.С. Орлова «Монолог воина с поля Куликова», В.С. Железняка «Пётр на Сухоне».

1 час

Литературная беседа по вопросам учителя, устные сообщения учащихся об исторической основе произведений, устное словесное рисование

Историческая тематика, историческая основа стихотворения, историческая новелла, обобщённый образ

Участие в литературной беседе, подготовка устных сообщений, устные монологические ответы, выразительное чтение

Подготовка выставки книг на тему «История Вологодского края»

8

В художественном мире стихотворения Н.М. Рубцова «Ферапонтово».

С.П. Багров «Россия, родина, Рубцов».

1 час

Сопоставительный анализ стихотворений, изобразительно-выразительные средства

Лирика, лирический герой, тропы, фигуры

Выразительное чтение, подготовка устных ответов на вопросы учителя

Сценарий заочного путешествия в Ферапонтов монастырь

9

Нравственные уроки рассказа А.В. Круглова «Отверженный»

1 час

Литературная беседа по вопросам учителя, комментированное чтение фрагментов

Повествование, смысл названия, стиль произведения

Устные монологические ответы, участие в аналитической беседе

Литература и русский язык

10

Жизнь и нравы социального «дна» в рассказе В.А. Гиляровского «Один из многих». Смысл названия произведения.

1 час

Составление плана вступительного слова учителя о писателе, издательской судьбе сборника «Трущобные люди», аналитическая беседа

Рассказ, социальная проблематика, образ-персонаж, смысл названия

Составление словаря произведения, письменный ответ на вопрос «Смысл названия рассказа «Один из многих» В.А. Гиляровского

Отбор материала к докладу «Вологодский край в жизненном и творческом пути В.А. Гиляровского»

11

Чтение и обсуждение произведения В.Т. Шаламова «Пава и дерево». Образ кружевницы в рассказе.

1 час

Участие в аналитической беседе по содержанию рассказа, характеристика образа-персонажа по плану

Рассказ, способы создания образа-персонажа, стиль произведения, смысл названия

Участие в аналитической беседе, различные виды пересказов

Заочная экскурсия (видеофильм) в дом-музей В. Шаламова

12

А.В. Петухов. Сведения о писателе. Комментированное чтение повести «Дай лапу, друг медведь!..»

1 час

Составление вступительного слова учителя о жизненном и творческом пути писателя, комментированное чтение повести

Повесть, сюжетные линии повести, темы повести, образы-персонажи, особенности характеров, пейзаж

Составление вступительного слова учителя о жизненном и творческом пути писателя, комментированное чтение повести

Литература и экология

13

А.В. Петухов. Комментированное чтение повести «Дай лапу, друг медведь!..»

1 час

Комментированное чтение повести, аналитическая беседа по тексту

Повесть, сюжетные линии повести, темы повести, образы-персонажи, особенности характеров, пейзаж

Подробный и выборочный пересказы, построение устных монологических ответов на вопросы учителя

Литература и экология

14

Тема дружбы, доверия и взаимопонимания в повести А.В. Петухова «Дай лапу, друг медведь!..»

1 час

Анализ эпизода, устное словесное рисование, выборочный пересказ

Повесть, сюжетные линии повести, темы повести, образы- персонажи, особенности характеров, пейзаж

Устное словесное рисование, выборочный пересказ

Подготовка библиографии на тему «Тема дружбы, доверия и взаимопонимания в творчестве писателей 20 века»

15

Бухтина как жанр устного народного творчества. Образ рассказчика в произведениях «Митькины бухтины» К.А. Коничева и «Бухтины вологодские» В.И. Белова.

1 час

Выразительное чтение, анализ, беседа по текстам произведений

Бухтина как жанр УНТ, образ рассказчика, язык персонажа, средства создания образа-персонажа

Конкурс на лучшее исполнение произведений

Сообщения на тему «Язык как средство характеристики образа-персонажа»

16

«Они прибавят в мире доброты, которой так недостаёт на свете!». Рассказы Ю.М. Леднева, В.Д. Елесина о животных.

1 час

Участие в аналитической беседе по содержанию рассказа, характеристика образа-персонажа по плану

Сюжетные линии произведения, темы, особенности характеров, образы-персонажи

Подробный и выборочный пересказы, построение устных монологических ответов на вопросы учителя

Литература и экология

17

В литературной гостиной «Родные слова».

1 час

Выразительное чтение, участие в литературной беседе и дискуссии «Как нам сохранить русский язык?»

Национальная культура, выразительные возможности народной речи, поэтическая образность

Выразительное чтение, чтение наизусть литературная дискуссия.

Литература и русский язык



  1. Литература

  1. Литература Вологодского края. – 7- 8 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Сост. С.Ю. Баранов. – Вологда: Учебная литература, 2012.

  2. Программы «Литература Вологодской области» / Сост. С.Ю. Баранов, И.В. Мовнар; науч. ред. С.Ю. Баранов. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.

  3. Художественные произведения по программе курса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск