Скачать 164.98 Kb.
|
МОУ Чурачикская СОШ Цивильского района Урок «Здравствуй, мама! Урок - мастерская Выполнила: учитель русского языка и литературы Волкова Ирина Виссарионовна С. Чурачики Тема урока: «Здравствуй, мама!» Урок – мастерская Цели урока:
Эпиграф к уроку: К нежной, ласковой самой Письмецо свое шлю. Мама, милая мама, Как тебя я люблю! И. Лашков Тип урока: урок развития речи. Форма урока: урок – исследование, урок – мастерская. Оборудование:
План урока:
Ход урока.
1). Здравствуйте, ребята! Добрый день, коллеги! Я рада видеть вас всех на нашем уроке. Начнем его с эмоциональной зарядки. Ребята, какое слово главное для вас на свете? ( Любовь, Родина, доброта, мама…) Я тоже согласна с вами: для каждого человека, большого или маленького, молодого или пожилого, мать – самый родной человек на свете. Все лучшее в каждом из нас исходит от матери, давшей нам самое бесценное – жизнь. Народная мудрость гласит: «К матери прильнешь – душу отведешь», «При солнышке – тепло, при матери – добро». Как гимн звучат слова русского писателя Максима Горького: «Вся гордость мира от матерей!...Прославим женщину – Мать, неиссякаемый источник все побеждающей жизни!» Итак, ключевое слово нашего урока… - «Мама». (На доске: рисунок – солнце с надписью «Мама».) Какая она, мама? Подберите определения к этому слову. (Ласковая, нежная, добрая, красивая, трудолюбивая, ненаглядная, заботливая, терпеливая, любимая…) 2). И назовем мы урок «Здравствуй, мама! (Включается без объявления фрагмент песни «Здравствуй, мама!» На стихи Роберта Рождественского. На экране фотографии матерей. Картины известных художников.) 3). Прозвучал фрагмент песни на стихи Роберта Рождественского «Здравствуй, мама!». 4). Запишите тему урока: «Здравствуй, мама!» Это урок – исследование текстов по проблеме семейных отношений и урок подготовки к написанию письма матери. 5). Какова главная мысль песни? Давайте запишем ее под диктовку: На земле хороших людей немало, Сердечных людей немало, И все – таки лучше всех на земле – Мама, моя мама. Р. Рождественский 6). Класс разбился у нас на три исследовательские группы с условными названиями: «Публицистика», «Письма солдат», «Письмо как эпистолярный жанр». Каждая группа получила поисковый лист с направлением исследования. Предоставим сейчас слово первой группе с условным названием «Публицистика».
Выступления учащихся с результатами исследования. 1). Результаты исследования группы «Публицистика». Ученик 1 Для исследования мы выбрали публицистический текст Ж. Магине, который тронул нас до глубины души. Послушайте его. (Ученик выразительно читает текст. На экране – текст Ж.Магине). Что подарить бабушкам – мамам? Перед каждым праздником один и тот же вопрос. На прошлый Новый год я решила вместе с покупными подарками подарить… чашу детских воспоминаний! Села писать письма. Письма-воспоминания. От руки, не на компьютере. Так увлек меня этот процесс, так унес он меня в детские дали, настолько увлекательным был, что захватило это действо меня с головой! Но больше одного письма в день – трогательного и нежного – у меня не получалось. Я писала своей маме, как я помнила ее запах и голос в раннем детстве, как ждала ее вечернего прихода за мной в детский сад. Как я искала щедрые подарки под елкой и свято верила, что это Дед Мороз мне туда их подложил. Как мы ходили к папе в больницу на 8 марта и он подарил моей замечательной мамочке флакон «Рижской сирени». Мама так растрогалась, что взяла флакон за верх коробочки… Духи «рассыпались» на тысячи мелких молекул. Сиренью пахла вся палата! Как в свой день рождения папа подарил ей красивые дорогие серьги – и это был лучший подарок ему – ее восторг и счастливые глаза. Много других трогательных и интимных воспоминаний. И в каждом письме я писала о том, как я люблю ее, что она самый дорогой для меня человек. Как я хочу, чтобы она всегда была с нами, чтобы болезни обходили ее стороной. Писала, и светлые слезы застилали мои глаза, помогая мне вылить на бумагу всю свою трепетную нежность к самому дорогому человеку. Как редко мы говорим нашим самым близким о любви… К сожалению… Суета и будни поглощают наше время. А ведь нашим старикам нужно совсем немного – им нужно наше внимание и понимание, важно чувствовать свою нужность. Иногда нужно просто их выслушать и услышать. У них должен быть авторитет в семье. И только мы можем поднять их значимость! Думаю, что такие вот письма из детства – тому доказательство. Письма написала, заклеила их в красивые конверты и подписала: «Вскрыть 1 января». На другом – 2 января и так далее. Затем перевязала их яркой атласной лентой и положила в чашу. Мама просила ей красивую чашу подарить. Сверху приклеила броскую этикетку: «Именная чаша воспоминаний». И строго-настрого велела не открывать ее до вечера 1 января. Отпраздновали Новый год по-семейному – с играми, розыгрышами и лотереями, с подарками и поздравлениями из разных стран. Весело, шумно! Разъехались по домам… А вечером… Я столько услышала в свой адрес нежности и признательности… Мама плакала и благодарила… Вот как – обратная связь! Мама хранит эти письма и иногда их перечитывает. Говорит, что это ее шедеврики. Так их и называет. Попробуйте и вы побаловать своих старших родственников такими вот трогательными откровениями. Это нужно не только им! (По Ж. Магине) Ученик 2 Считаем, автор поднял актуальную проблему семейных отношений, которая входит в широкий пласт нравственных проблем. Как же Магине раскрывает сформулированную проблему, каков ход мысли публициста? Автор Ж. Магине раскрывает проблему на примере взаимоотношений дочери с матерью. Она рассматривает три аспекта проблемы. Во-первых, Магине считает, что добрые письма – воспоминания – не только необычный подарок, но и возможность выразить свои чувства. Во- вторых, автор подчеркивает, что внимание к старикам позволяет им почувствовать свою значимость, свой авторитет в семье. В – третьих, отмечает: любовь к близким, забота о них рождают в стариках глубокую признательность, нежность. «Вот как – обратная связь!» - восклицает автор письма. Ученик 3 Для чего Ж. Магине поделилась с нами таким трогательным откровением? Что основное она хотела сказать нам, читателям? Думаем, главная мысль текста в том, что нежные, заботливые отношения в семье обогащают всех. Во – первых, теплое общение создает атмосферу взаимной любви, счастья, гармонии. Во – вторых, в таких семьях вырастают счастливые, добрые, внимательные дети, не мыслящие себя без заботы о родителях, окружающих. Ученик 4 О чем заставил задуматься текст Ж. Магине? Как редко мы говорим нашим самым близким о любви… К сожалению…Суета и будни поглощают наше время. Давайте сядем и напишем самому дорогому человеку письмо – воспоминание, побалуем такими вот трогательными откровениями. Выльем на бумагу всю свою трепетную нежность к самому главному человеку на свете. Это нужно не только матерям! Это нужно и нам! (На экране – тезисы исследования). СХЕМА Проблема – аспекты; тезис – аргументы – иллюстрации – вывод. Проблема семейных отношений
Тезис: Нежные, заботливые отношения в семье обогащают всех. Аргумент 1. Теплое общение создает атмосферу взаимной любви, счастья, гармонии. Аргумент 2. В таких семьях вырастают счастливые, добрые, внимательные дети, не мыслящие себя без заботы о родителях, окружающих. Учитель Спасибо вам, ребята, за содержательную работу. Поддержим ребят, сделаем необычный подарок своим мамам – напишем им письмо – воспоминание из детства. А теперь давайте послушаем некоторые письма, выбранные группой с направлением исследования «Письма нас согревают теплом». 2). Выступление исследовательской группы «Письма солдат». (Звучит фрагмент песни «Милая мама» на слова И. Лашкова. Музыка А.Аверкина. Юноша в солдатской форме пишет письмо. На экране – слова песни) В мыслях я навещаю Домик наш за рекой. Как живешь ты, родная? Сыну сердце раскрой. Припев: К нежной, ласковой самой Письмецо свое шлю. Мама, милая мама, Как тебя я люблю! (На экране - солдатский треугольник, письмо солдата). Ученик 1 (Юноша читает письмо. «Здравствуй дорогая и никогда не забытная моя мамочка!») Здравствуй дорогая и никогда не забытная моя мамочка! Я сегодня в своем распоряжении имею много времени, а поэтому вспомнил всю гражданскую и при этом не мог не вспомнить Вас, дорогая мама, и Вашу материнскую заботу и ласку. Мама, Вы, может быть, обижаетесь на меня, что я за последнее время не пишу Вам письма, но я думаю, что Вы все мои письма читаете всей семьей, безразлично, на кого бы они ни были написаны. Затем, дорогая мамочка. Сообщаю о себе: я живу пока хорошо, здоровье мое отличное, кормят очень хорошо (даже лучше, чем в то время, когда я служил в кадровой армии). Одет тоже очень тепло и чисто. В общем, забота о нас материнская: моемся каждую неделю, вообще условия бытовой жизни очень хорошие. Особенно если сопоставить с моей жизнью с 31-го до 36-го года. Жизнь-то хорошая, но сердцу нет покоя, потому что проклятый враг продолжает топтать нашу землю и издевается над нашими людьми. Потребуется еще много сил и крови, пока изгоним фашистов с нашей земли. И вот тогда только успокоится мое сердце, если раньше не сразит вражеская пуля. Но на войне не без этого, и об этом не следует думать. Дорогая мамочка, прошу, пиши, как твое здоровье и здоровье всей нашей семьи. Пишите, что сейчас работаете, как подготовились к зиме, сколько оставили в зиму скота и вообще все новости по нашим поселкам. Мама, от Миши я письма получаю. Как он живет, вам известно. Он мне пишет, что сфотографировался, и обещает выслать карточку. На днях жду. Кончаю писать свое письмо, стараюсь передать привет дорогому папе, сестрицам Маше и Ниночке, Елене Акимовне, племяннику Славику и любимым деткам Шуре и Валечке. Желаю всем доброго здоровья и наилучших успехов в Вашей жизни. До свидания, дорогая и незабытная мама! Остаюсь пока жив и здоров любящий сын Евгений. Дорогая мамочка, прошу: обо мне не беспокойся, береги свое здоровье, жди с победой! Полевая почта 1ю550 Ученик 2 (На экране фоторепродукция картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта») На экране фоторепродукция картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта», написанной в 1947 году. Как счастливы лица читающих! Наверное, в сотый раз перечитывают письмо с фронта. Письмо – это память о прошлом, в нем образ времени: идет Великая Отечественная война, автор письма воюет с фашистами. Письмо характеризует человека, написавшего его. Боец родом из деревни, он хорошо знает заботы земляков. Он заботливый, ласковый сын, любящий отец, работящий человек. Боец любит Родину, готов отдать за нее жизнь, верит в победу. Автор письма – воспитанный человек, он очень душевный. Ученик 3 Что трогает в этом письме? Как боец обращается к матери: «Здравствуй, дорогая и никогда не забытная моя мамочка!» Это письмо – письмо-урок, потому что оно учит бережному, внимательному отношению к своим близким в любое время и в любых условиях – это самое главное. Письма нас согревают теплом. Какое в них богатство чувств и мыслей! Ученик 4 ( Чтение наизусть стихотворения, написанного Эдуардом Асадовым в 1943 году. На экране – слайд «Солдат пишет письмо», фотография Э. Асадова) 4 мая 1944 года Эдуард Асадов после тяжелого ранения навсегда потерял зрение. После войны с отличием закончил институт. Опубликовано 35 сборников его стихов. Мама! Тебе эти строки пишу я. Тебе посылаю сыновний привет. Тебя вспоминаю такую родную, такую хорошую – слов даже нет! Сейчас передышка. Сойдясь у опушки. Застыли орудья, как стадо слонов, И где-то по-мирному в гуще лесов, Как в детстве, мне слышится голос кукушки… За жизнь, за тебя, за родные края Иду я навстречу свинцовому ветру. И пусть между нами сейчас километры – Ты здесь, ты со мною, родная моя!... И чем бы в пути мне война ни грозила, Ты знай, я не сдамся, покуда дышу! Я знаю, что ты меня благословила, И утром, не дрогнув, я в бой ухожу. Учитель Спасибо, ребята, за теплые слова, за интересную исследовательскую работу. Давайте запишем обращение солдата к матери. Мама! Родная моя. Дорогая моя. Тебя вспоминаю такую родную, такую хорошую. Никогда не забытная! Итак, какова роль письма в жизни людей, какие письма бывают, как оформляются письма? Слово – третьей исследовательской группе под условным названием «Письмо как эпистолярный жанр». 3). Выступление исследовательской группы «Письмо как эпистолярный жанр». Результаты исследовательской группы. Ученик 1 . Письмо имеет большое значение в жизни человека. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают друг другу новости, рассказывают о своей жизни, поддерживают в трудные минуты и разделяют радость. Письмо – это источник изучения эпохи, обычаев, облика людей, средство приобщения к общественной жизни, выражения уважения, любви и внимания. Ученик 2 Какую роль в жизни людей играют письма? Сохраняются ли у вас в семье чьи-либо письма? Если сохраняются, то почему? С какой целью, почему люди пишут письма? Люди в письмах поверяют друг другу свои тайны, делятся самым сокровенным. (На экране слова Дмитрия Лихачева из книги «Раздумья») В книге академика Дмитрия Лихачева «Раздумья» можно прочитать следующие строки: «Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Сюда можно добавить: и как он пишет. Язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры, будь то устная или письменная речь. (На экране: Эпистолярный жанр (слово «эпистолярный» латинского происхождения: epistola – письмо, то есть послание) развился из бытовой переписки. Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего – нибудь кому – нибудь. Письмовник – руководство для написания писем (в старину сборник образцов для составления писем). Адресат – кому пишут. Адресант – кто пишет. Ученик 3 Письмо – это отражение нашей культуры, нашей воспитанности. В старину издавались письмовники, учившие составлению писем. То есть письмовник – это руководство для написания писем. Жанр письма принято называть эпистолярным. Эпистолярный жанр (слово «эпистолярный» латинского происхождения: epistola – письмо, то есть послание) развился из бытовой переписки. В наше время не издаются никакие рекомендации, правила образца для письменного общения с близкими, но одно несомненно: сначала пишут о главном, обязательном, а далее о том, что кажется автору второстепенным. Ученик 4 Какие бывают виды писем? А). Бывают письма – пожелания, письма – поздравления, письма – информация.. Б). Официальные; служебные (деловые); личные. Письмо – это текст, который имеет свою структуру и свои стилистические особенности. Письмо – это текст, в котором можно выделить начало (зачин), основную часть и концовку. Что включает в себя начало? (Обращение. Предложение, в котором говорится о состоянии переписки…) О чем говорится в основной части письма? (Сообщение о себе) Как завершается письмо? (Концовка содержит много элементов: вопросы родителям, благодарность, просьбу писать письма, приветы, подпись и дату) ( На экране: Основные компоненты письма) Основные компоненты письма
Ученик 5 4). Письма родным и близким – это интимные письма, письма-повествования, в которых о чем-то сообщается, напоминается, подтверждается или отрицается. В них чаще, чем в других видах писем, встречаются эмоционально-оценочные суждения. Этот вид писем занимает значительное место в жизни. Желание узнать, как живут близкие люди, пока вас нет дома, побуждает в каждом письме задавать вопросы. Вопросы – это важная составная часть письма к родителям и близким людям. - Дарим вам, ребята, инструкцию, как писать письмо и как оформлять конверт. (На экране: схема письма родным и близким) Схема письма родным и близким
Индекс:_____________________ От кого:_____________________ Откуда:_____________________ - После оформления адреса отправителя заполняем адрес получателя: Индекс:____________________ Кому:______________________ Куда:______________________ Учитель Благодарю вас, ребята, за экскурс в историю письма, за уроки написания письма, за инструкцию.
Учитель Ребята, вы скоро покинете своих родителей: кто-то поедет учиться, кто-то работать. Не забудьте, что первым проявлением вашего внимания к родителям станут письма. Поэтому сегодня в качестве домашнего задания я предлагаю вам написать письмо, письмо-воспоминание матери. Я обещаю, что сохраню в тайне содержание каждого письма, а если зачитаю, то только с разрешения адресанта – автора письма. - Давайте с разрешения ученицы послушаем письмо. (Ученица читает свое письмо «Милая мама, здравствуй!». На экране: репродукция картины Б. Неменского «Мать». Чтение письма Прокопьевой Ани, ученицы 7 класса) Милая мама, здравствуй! Ты уезжаешь ненадолго, а мне без тебя скучно и одиноко. Мне не хватает тебя во всем. Помнишь, мы однажды рассматривали с тобой репродукцию картины Б.Неменского «Мать»: бедная деревенская изба, занавешенное окно, в углу свечка перед иконой, на полу четверо разметавшихся во сне бойцов, а в центре старая женщина держит в натруженных руках солдатскую гимнастерку. «Она их мать? – спросила я тебя. Ты задумалась и ответила: «Наверное, нет. Пожалуй, дорога войны привела бойцов в этот дом. Но посмотри, в ее лице столько тревоги, заботы, тепла, что художник назвал ее матерью». Я не сказала тебе, что я по-настоящему тогда осмыслила слова «материнское тепло». Ведь раньше я не задумывалась о том, почему мне так хорошо рядом с тобой. Я иду с тобой на прогулку, держусь за твою руку, и в тепле твоей руки я ощущаю свою защиту и опору. Что-то не ладится у меня с подругами, с уроками – ты подойдешь, погладишь меня по голове, поговоришь, и я сразу успокаиваюсь, а мои дела становятся не столь уже и трудными. Люблю, прижавшись к тебе, слушать твои рассказы… Я хочу, мама, чтоб не было никаких войн, чтоб все дети на земле согревались материнским теплом и передавали его своим детям. Тогда будет всем хорошо на земле. Хочу, чтоб ты скорее приехала. Я люблю тебя, мама! (Почему-то в письме говорить об этом мне легко и просто.) Жду тебя! Целую! Твоя Наташа.
(снова звучит песня «Здравствуй, мама!) Учитель Наш урок подошел к концу. 1). Спасибо вам, ребята, за урок, за вашу доброту. Всем вам я хочу поставить за исследовательскую работу «5». А своих коллег хочу поздравить с прошедшим Днем матери и пожелать всем здоровья, счастья. (На экране: слова В.П. Астафьева и Г.Н. Волкова). 2). Хочу обратить ваше внимание, ребята, на слова великих людей: Виктора Астафьева, известного русского писателя: «Берегите матерей, люди, берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются». И на слова известного академика, славного сына чувашского народа Г.Н. Волкова: «Бог есть. Мать есть бог. Все боги умирают,… у всех людей остается один бог – мать. Одна молитва – песня о матери. Дом матери будет золотым храмом человечности… Падение любого человека начинается с забвения своего долга перед матерью. Запомни это. Твою мать даже чужие люди называют совестью семьи, рода. …Даже в мелочи не доверяй человеку, забывшему родную мать… Да будет проклят человек, унижающий мать своих детей!» 3).Помните об этом, ребята. 4).А сейчас я хотела бы послушать вместе с вами фрагмент песни, которая мне очень нравится. Называется она «Поговори со мною, мама!» Исполнит ее ученица 10 класса Кириллова Сандра. ( Исполнение песни «Поговори со мною, мама» в исполнении Кирилловой Сандры) 5).Спасибо всем за внимание! Урок окончен. Вы свободны. |