Скачать 63.81 Kb.
|
Урок литературы в системе подготовки выпускников основной школы к итоговой аттестации. (Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г. Липецка Якуниной Н.Н.) Своё выступление мне хочется начать со слов благодарности учителю русского языка и литературы Миловановой Елене Николаевне, невольно ставшей моим наставником, когда на одном из уроков заметила, что русская литература сопрягается с образом дороги, пути, жизни вообще. Действительно, «Зимняя дорога» А.С.Пушкина, «Железная дорога» Н.А.Некрасова, образ птицы-тройки Н.В.Гоголя, Крестный путь героев Ф.М.Достоевского, духовные искания любимых героев Л.Н.Толстого… Воспоминание об этом эпизоде настроило меня на подобное восприятие литературы, продиктовало некоторую особенность при подготовке к урокам литературы. Итак, разговор начат с урока литературы. В той ситуации, когда перечень вступительных экзаменов для будущих абитуриентов вузов определяется незадолго до самой государственной итоговой аттестации, урок становится для обучающихся самым эффективным процессом при подготовке к экзамену. Литературное занятие в старших классах - это разговор, обсуждение, столкновение мнений и оценок, отсюда – неизбежная диалогичность урока, где высказывания учащихся, естественно следующие за словом учителя, подхватывающие его и отзывающиеся ему нередко возражением, откровенной полемикой. Уроки литературы призваны стать диалогом старшеклассников с самыми мудрыми их наставниками – гениальными писателями 19 и 20 столетий. Урок литературы – это ещё и диалог во времени. Отсюда следующая особенность разговора на занятии: частная тема урока становится сквозной в общем процессе литературного образования. Так, знакомясь с романом Н.Г.Чернышевского «Что делать?», я со своими учениками обращаюсь к корням русской утопии – к устному народному творчеству, затем переходим к русской утопии второй половины 19 века. В центре внимания на уроке становятся сны литературных героев, в которых те или иные авторы пытались выразить свою социальную и нравственную программу. Фундаментом в этом вопросе становится «Сон Обломова», это позволяет вспомнить (а значит повторить) социальные и нравственные истоки личности главного героя И.А.Гончарова, причины его трагедии. Экскурсом в прошлое не завершается разговор о русской социальной утопии. Литературные ассоциации переносят нас в век 20, и здесь, на мой взгляд, уместно сказать о писательских проектах А.П.Платонова и Е.И.Замятина. Подобная работа помогает в подготовке к решению вопросов части С1 и С2: Роль сна в раскрытии образа героя (на примере произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»); В каких произведениях русской классики сон является средством раскрытия характера героя? (Укажите произведения и авторов и обоснуйте свой ответ.) Ещё одним примером обращения к изученному ранее художественному материалу при рассмотрении новой литературной темы может служить урок, посвященный знакомству с рассказом А.П.Чехова «Студент». Рассказ достаточно определённо ассоциируется с одним известнейшим отрывком из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», тем эпизодом, где происходят две знаменательные встречи Андрея Болконского со старым дубом. Вписавшись в классическую традицию 19 века, «Студент», в свою очередь, составил литературную традицию для нового, 20 века. И в этом случае мы с учащимися говорим о произведениях К.Г.Паустовского (повесть «Время больших ожиданий», гл. «В глубине ночи»: повествователь путешествует на пароходе «Пестель» из Севастополя в Ялту. По прибытии в город герой, охваченный непонятным томлением, решает покинуть палубу. «Я оглянулся. Можно было ещё вернуться на пароход, но возбуждение охватило меня. …Вдруг я понял, что не могу противиться зову темноты, что она тянет меня.… Куда же я шёл?.. Я вынул спички и зажёг сразу три, чтобы вспышка огня была ярче обыкновенной. Жёлтый огонь осветил вывеску на стене дома: «Дом Антона Павловича…» Я вдруг почувствовал глубокую горечь и боль всех утрат, настигавших меня в жизни. Я подумал о маме и Гале, о не заслуженной мною любви, о Лене, о внимательном и утомлённом взгляде Чехова сквозь пенсне. Тогда я прижался лицом к каменной ограде и, стараясь изо всех сил сдержаться, всё же заплакал. …И внезапное чувство близкого и непременного счастья охватило меня. Почему – я не знаю».). В старших классах разговор о произведении становится всё более усложнённым и полемичным, всё более взыскательным и к самостоятельности читательской мысли ученика, и к её аргументированности обострённым чувством писательского текста, многократным и увлечённым вчитыванием в него. Только на этом пути органичного погружения в художественное творение возможно его истолкование. Это постижение произведения зовётся анализом. Обучению умению интерпретировать лирическое стихотворение я уделяю внимание на уроках, посвящённых поэтическим индивидуальностям. Примером такой работы может служить художественный анализ лирического произведения В.В.Набокова «День за днём…» (1923г.). День за днём, цветущий и летучий, Мчится в ночь, и вот уже мертво Царство исполинское, дремучий Папоротник счастья моего. Но храниться под землёй беспечной, В сердце сокровенного пласта Отпечаток веерный и вечный, Призрак стрекозы, узор листа. Перечень заданий к анализу стихотворения предусматривает владение информацией предтекстовой, владение лингвостилистическим арсеналом средств, знания основ стихосложения, выход к определению темы и идеи текста, его интерпретации. Так возникает некая формула лирического завещания поэта: «Смерть – жизнь». И если на первый взгляд это явное противостояние, то, вглядевшись в эту формулу, можно говорить о непрерывности течения жизни: от смерти к жизни. В такой работе обучающемуся необходимо мобилизовать весь свой культурный кругозор, ведь анализируемое стихотворение нужно попытаться вписать в контекст творческого пути поэта, литературного направления, в культурологический контекст эпохи, замечая в произведении особенности стиля поэта. Так, изучая творчество А.А. Блока, мы рассматриваем в эволюционном развитии тему, связанную с образом Прекрасной Дамы. Весь арсенал средств художественной выразительности, используемый поэтом, помогает нам увидеть особенности каждого нового поэтического образа. Рассматривая эту тему в творчестве С.М.Соловьёва, я с учащимися подхожу к решению задания С4, которое предусматривает поиск как общих, так и отличительных черт в изображении образа лирической героини. Позже я с учащимися перехожу к опытной работе по интерпретации прозаического текста, начиная с малой прозы. Так, по прочтении рассказа М.В.Гаршина «Красный цветок», посвящённый памяти И.С.Тургенева, я предлагаю задание: современник Гаршина, писатель Г.И.Успенский, в статье «Смерть Гаршина» размышлял о главном герое «Красного цветка»: «Видим, что жизнь оскорбила в нём чувство справедливости, огорчила его, что мысль о жизненной неправде есть главный корень душевного страдания». Обоснуйте это суждение и выделите те микросюжеты рассказа, которые напоминают о присутствии добра в мире. Старшеклассники учатся осмыслять разумное право на субъективное восприятие текста. В сопричастности творчеству писателя мои старшеклассники готовы пойти ещё дальше, продолжая писательское произведение собственными литературными или иными, но непременно художественными опытами. Так рождаются темы творческих работ: «Сны, которые видит современник» (по мотивам романов «Обломов» И.А.Гончарова и «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского); «Изба, которую построил Сергей Есенин» (рисунок, выполненный с использованием строк из стихотворений С.Есенина); «Как жить? Что помнить?» (По повести В.Г.Распутина «Живи и помни».) В качестве примера такой работы предлагаю прослушать авторский текст учащейся 11 класса: Как жить? Что помнить? На земле Нам жизнь на миг дана, И выбрать надо по себе, Что для тебя она. «Зима на сорок пятый» шла, Последний год войны, И неотступной мысль была: «Дожить бы до весны!» Страх смерти-слабых душ удел- Свинцовых пуль верней, А он бессмертия хотел В рождении детей. И путь предательский избрал, Неверный сделав шаг. С людьми, с природой связь порвал. Вся сила жизни-страх Как может слабость быть сильна- Всю жизнь определить. Жестока может быть она- Он зверем начал выть. Существовать-только не жить, Один, сбежав от всех, Живым растаял он для них Как прошлогодний снег. А он бессмертия хотел В рождении детей Но Человеком не сумел Остаться для людей. Живи и помни, человек, В беде, в пучине дней, В век боли, слёз, в безумный век Жестокости, смертей Ты должен быть с твоим народом, Ты память страшных лет, И перед всем славянским родом Тебе держать ответ. Формулировка тем предполагает элементы исследовательской работы учащихся, что весьма эффективно способствует подготовке к выполнению задания части С5: В чём состоит своеобразие решения темы природы в лирике Сергея Есенина? Итак, урок развернул перед учениками картину литературного процесса в его историческом движении, смене литературных направлений, эволюции художественных методов. Каждый школьник проходит свой путь литературного образования, готовясь к экзамену по предмету или готовясь к самостоятельной жизни. |