Скачать 241.29 Kb.
|
ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОПД. В.2 «Управление персоналом» Специальность 080111.65 «Маркетинг» Специализация: «Маркетинг в коммерческой деятельности»
Новосибирск 2012 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1 Цель дисциплины Целью дисциплины «Управление персоналом» является подготовка студентов к управленческой деятельности, освоение студентами специфики работы с персоналом, как важнейшим ресурсом организации. 1.2. Задачи дисциплины Основные задачи дисциплины:
1.3. Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника Изучение дисциплины «Управление персоналом» базируется на знании студентами материала цикла общепрофессиональных дисциплин: «Основы маркетинга», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет и аудит». Дисциплина формирует комплекс знаний, позволяющих студентам разрабатывать эффективные стратегии и модели управления персоналом организации. 1.4. Требования к уровню освоения содержания дисциплиныПосле изучения дисциплины «Управление персоналом» студенты должны: знать:
уметь:
владеть:
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Темы и их краткое содержание Тема 1. Эволюция взглядов на управление персоналом. Система управления персоналом организации Эволюция взглядов на управление персоналом. Основные парадигмы управления персоналом: традиционная и гуманистическая. Менеджмент персонала и эффективность производства. Концепция управления персоналом организации. Цели и функции управления персоналом. Принципы и методы построения системы управления персоналом организации. Влияние специфики управления персоналом на эффективность организации Тема 2. Кадровая политика организации Сущность и направления кадровой политики. Внутренние и внешние факторы, влияющие на проведение кадровой политики. Виды кадровой политики. Анализ открытой и закрытой кадровой политики. Сущность стратегического управления персоналом. Цели и принципы стратегического управления персоналом. Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления персоналом. Формирование стратегии управления персоналом в организации. Тема 3. Подбор и прием персонала на работу Планирование человеческих ресурсов. Поиск персонала. Набор персонала. Влияние стратегии фирмы на формулировку основных принципов комплектования штата. Принципы, методы и этапы отбора сотрудников. Процедуры отбора. Интервью как ключевая отборочная процедура: виды, формы, специфика и ошибки. Проблема испытательного срока. Наем и адаптация персонал. Тема 4. Профессиональное обучение персонала организации Развитие человеческих ресурсов фирмы: формирование и раскрытие потенциала личности и группы. Виды (формы) обучения персонала. Специфика обучения взрослых; непрерывное обучение как парадигма современного менеджмента. Формы и методы обучения персонала. Профессиональный рост. Планирование карьеры: Продвижение персонала, ротация, карьера как форма развития профессионального потенциала. Кадровый резерв, его формирование. Методы оценки обучения персонала. Тема 5. Деловая оценка персонала Сущность и цели оценки персонала. Анализ факторов, учитываемых при оценке персонала. Элементы и этапы оценки персонала. Методы оценки персонала: оценка потенциала работника, деловая оценка персонала. Методы индивидуальной оценки и методы групповой оценки персонала. Значение центров оценки персонала. Функции, выполняемые центрами оценки. Аттестация персонала. Цели, виды, задачи аттестации персонала. Итоги проведения аттестации в организации. Тема 6. Мотивация и стимулирование персонала Модель мотивации персонала. Понятие и процесс мотивации. Потребности и мотивы. Оплата труда. Функции и принципы организации оплаты труда. Теории мотивации. Системы морального и материального стимулирования. Управление системой льгот и выплат. Нетрадиционные системы компенсации. Тема 7. Эффективное управление персоналом организации Подходы к оценке эффективности системы управления персоналом. Принципы оценки эффективности системы управления персоналом. Показатели, используемые при оценке эффективности системы управления персоналом. Оценка эффективности деятельности службы управления персоналом. Эффективность деятельности руководителя. Аудит персонала. Классификация видов аудита. Основные направления и параметры аудита. Отдел человеческих ресурсов как одна из служб организации. 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ 3.1. Для очного обучения
2. Для заочного обучения
Формы итогового контроля: Дневное обучение: зачет. Заочное обучение: зачет. 4.1. Перечень контрольных вопросов к зачету по дисциплине «Управление персоналом»
4.2. Примерные темы рефератов
6. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6.1. Основная литература
6.2. Дополнительная литература
6.3. Электронные образовательные ресурсы
6.4. Интернет ресурсы
Преподавание дисциплины «Управление персоналом» осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным учебным планом и программой по дисциплине. Дисциплина «Управление персоналом» является дисциплиной по выбору цикла общепрофессиональных дисциплин. Целью методических рекомендаций является повышение эффективности лекционных и практических занятий за счет более четкой их организации преподавателем, создания целевых установок на усвоение дисциплины в целом, систематизации материала, демонстрации взаимосвязи дисциплины с другими дисциплинами, полного методического обеспечения образовательного процесса. Целью дисциплины «Управление персоналом» является подготовка студентов к управленческой деятельности, освоение студентами специфики работы с персоналом, как важнейшим ресурсом организации. Проведение как теоретических, так и практических занятий предполагает использование различных методов обучения. Средства обеспечения освоения дисциплины. При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие средства: − основную и дополнительную литературу, включая актуальную периодическую печать; − контрольные задания для закрепления теоретического материала (если они предусмотрены по учебному плану); − электронные версии лекций, учебников и методических указаний для выполнения практических работ и СРС. Лекции. Лекции являются одним из традиционных методов обучения по дисциплине. Цель лекции – систематизация основ научных знаний по дисциплине, концентрация внимания студентов на наиболее сложных и дискуссионных проблемах изучаемой дисциплины. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ проблем, связанных с ней. Содержание лекций в целом определяется программой дисциплины. Структура текстов лекций, то есть, последовательность разделов, тем и вопросов должна полностью соответствовать тематическому плану рабочей программы по дисциплине. Структурно каждая лекция должна состоять из:
Контрольных вопросов для самостоятельной подготовки по теме. При подготовке к лекционным занятиям преподавателям рекомендуется регулярно и тщательно изучать все значимые проблемы в сфере образования, а также знакомиться с новинами учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия. При чтении лекций следует руководствоваться планом в соответствии с программой дисциплины. В ходе лекционного занятия преподаватель должен:
Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. При этом следует аргументировать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам. Иногда по ходу изложения лекционного материала можно задавать риторические вопросы и самому давать на них ответы. Это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя категориальный аппарат. В заключительной части лекции необходимо:
На чтении лекций по данной дисциплине рекомендуется использовать видео и аудио-ролики. Для представления на учебном занятии средств графической информации преподаватель заранее осуществляет подготовку презентации по теме занятия. При этом преподавателю необходимо учитывать определенные правила компоновки материала в наглядном пособии: 1. Лаконичность. Не перегружать слайды информацией. Лучше сделать 2-3 частных слайда, чем один всеобъемлющий. 2. Выделение главного. На каждом слайде основное понятие должно занимать центральное место и по расположению и по объему. 3. Структурность. На каждой схеме материал должен иметь четко выраженную структуру и выделенные взаимосвязи, графически обозначенную иерархию объектов и понятий. Опыт графического исполнения наглядных пособий для учебного процесса показывает, что высота букв и цифр должна быть не менее 1/200 расстояния от экрана до обучаемого, сидящего за последним столом. Например, если это расстояние равно 8 м, то высота букв должна быть не менее 4 см. Целесообразным соотношением высоты к ширине буквы признается 5:3. Толщина штриха должна быть не менее 1/5 высоты. С точки зрения цветового оформления слайдов отмечается более эффективное восприятие изображения или текста черного цвета на белом фоне, нежели белого на черном. Проблемные вопросы предполагают возможность организации дискуссии. Обсуждение вопросов тем дисциплины происходит в процессе высказывания и отстаивания собственных точек зрения студентами и корректировки их мнений преподавателем. Практические занятия. В целях углубления теоретического содержания дисциплины в рабочей программе предусмотрено проведение практических занятий, направленное на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. При этом теоретический материал должен выступать не как самоцель, а как средство интерпретации реальных данных, полученных маркетологами в результате анализа конкретных экономических явлений. В этом случае теория будет выполнять именно ту функцию, которую она и призвана выполнять в реальной практической деятельности. При проведении практических занятий необходимо обратить внимание на развитие у студентов навыков творческого мышления при поиске и обобщении учебного материала, умений применять полученные знания при решении ситуативных задач. При проведении практических занятий преподавателю важно учитывать посещаемость занятий студентами и оценивать каждую выполненную работу в журнале отметкой о выполнении, оказывать методическую помощь студентам при проведении занятия. Оценка выполненной работы осуществляется преподавателем комплексно: по результатам выполнения заданий, устному сообщению и оформлению работы. В начале практического занятия необходимо раскрыть теоретическую и практическую значимость темы занятия, определить порядок его проведения, время на проведение каждого задания. В заключительной части практических занятий следует подвести его итоги: дать объективную оценку выполнения намеченных заданий каждым студентов и учебной группой в целом. Необходимо назвать положительные стороны и недостатки проведенного практического занятия, ответить на возникшие вопросы студентов. Занятия, пропущенные студентами по разным причинам, подлежат отработке, для этого необходимо студентам назначить время отработки. Методические рекомендации преподавателю по организации самостоятельной работы студентов. Большое значение в организации изучения дисциплины принадлежит самостоятельной работе студентов, в ходе которой они должны работать с рекомендованной литературой, анализировать происходящие события с мировой и отечественной экономике. Для этого в ходе каждого занятия они должны получать конкретное задание на самоподготовку и весь необходимый для его выполнения методический материал. Самостоятельная работа играет ведущую роль в формировании личности будущего специалиста и является необходимым условием развития его потенциальных возможностей. Она должна обеспечивать не только усвоение, контроль и самоконтроль определенных знаний, но и помогать формированию навыков самостоятельного их приобретения. Самостоятельная работа студентов предполагает:
Контроль. Для повышения эффективности изучения дисциплины рекомендуется использовать вспомогательный, текущий, рубежный и итоговый виды контроля. Вспомогательный контроль применяют в ходе чтения лекций и непосредственно перед проведением практических занятий. Он позволяет выяснить насколько доходчиво, понятно, доступно излагает преподаватель материал. Проверяет первый уровень усвоения. Текущий контроль применяют для проверки качества аудиторной или самостоятельной работы студентов по учебным элементам, рассмотренным на предыдущих занятиях. Наиболее подходящим способом являются опросы и тестовый контроль. Проверяет второй и третий уровни усвоения. Рубежный (коллоквиум, тесты) охватывает обычно большой объем учебной информации – тему, раздел. Итоговый контроль представляет собой проверку усвоения всей дисциплины или его значительной части проводится в форме зачета.
Приступая к изучению новой учебной дисциплины, студенты должны ознакомиться с программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке ИРСО и НГПУ, встретиться с преподавателем, ведущим курс «Управление персоналом» получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести две тетради - для конспектирования лекций и осуществления записей на практических занятиях. Глубина усвоения дисциплины зависит от активной и систематической работы студента на лекциях и практических занятиях, а также в ходе самостоятельной работы, по изучению рекомендованной литературы. При этом, полезно уяснить и запомнить следующие рекомендации:
2. Прочное усвоение и долговременное закрепление учебного материала невозможно без продуманной самостоятельной работы. Такая работа требует от студента значительных усилий, творчества и высокой организованности. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют следующие задачи: дорабатывают лекции, изучают рекомендованную литературу, готовятся к практическим занятиям, к коллоквиуму, контрольным работам по отдельным темам дисциплины. При этом эффективность учебной деятельности студента во многом зависит от того, как он распорядился выделенным для самостоятельной работы бюджетом времени. Результатом самостоятельной работы является прочное усвоение материалов по предмету согласно программе дисциплины. В итоге этой работы формируются профессиональные умения и компетенции, развивается творческий подход к решению возникших в ходе учебной деятельности проблемных задач, появляется самостоятельности мышления. 3. Целью практических занятий по данной дисциплине является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины «Управление персоналом». В результате изучения дисциплины на практических занятиях и во время самостоятельной работы студент должен владеть:
При подготовке к практическому занятию целесообразно выполнить следующие рекомендации: изучить основную литературу; ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т. д.; при необходимости доработать конспект лекций. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования программы дисциплины. При выполнении практических занятий основным методом обучения является самостоятельная работа студента под управлением преподавателя. На них пополняются теоретические знания студентов, их умение творчески мыслить, анализировать, обобщать изученный материал, проверяется отношение студентов к будущей профессиональной деятельности. В ходе практического занятия с целью более глубокого усвоения изучаемого материала студент может задавать уточняющие вопросы преподавателю, выступать с обзорами статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы практического занятия. Оценка выполненной работы осуществляется преподавателем комплексно: по результатам выполнения заданий, устному сообщению и оформлению работы. После подведения итогов занятия студент обязан устранить недостатки, отмеченные преподавателем при оценке его работы. 4. В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Семинарские занятия выполнят также контрольные функции. На них пополняются теоретические знания студентов, их умение творчески мыслить, анализировать, обобщать жизненные явления, проверяется отношение студентов к будущей профессиональной деятельности. В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения, доску и мел. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара устранить недостатки, отмеченные преподавателем. 5. Готовясь к реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной практикой. 6. При подготовке к зачету студент должен:
При подготовке к эзачету необходимо повторять пройденный материал в строгом соответствии с программой дисциплины, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет) и содержащихся в данной программе, использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных при изучении дисциплины по уважительной (неуважительной) причине. |