Скачать 196.79 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет прикладной политологии Программа дисциплины «Теория организации и политический менеджмент» для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра Авторы программы: Марьин-Островский А.Н., к.п.н., преподаватель кафедры теории политики и политического анализа, andrey_mo@hse.ru Одобрена а заседании кафедры теории политики и политического анализа «___»______ 2012 г. Зав. кафедрой д.п.н., проф. Г.И. Мусихин Рекомендована секцией УМС «Политология» «___»____________ 2013г Председатель к.полит.н. М.Г.Миронюк Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________2013 г. Ученый секретарь д.фил.н. М.А. Пильгун ________________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра (3 курс), изучающих дисциплину «Теория организации и политический менеджмент». Программа разработана в соответствии с:
Целью освоения дисциплины «Теория организации и политический менеджмент» является формирование у студентов целостных и комплексных представлений о:
В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин базовой (общепрофессиональной) части. Для специализаций «Политический анализ» и «Политическое управление» настоящая дисциплина является обязательной дисциплиной. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин профессионального цикла:
5.1. Критерии оценки знаний, навыков
В рамках курса будет проводится деловая игры «Выбор». Идея деловой игры состоит в попытке имитировать управление избирательной кампанией. В рамках игры студенты должны будут проводить имитационные социологические исследования, разрабатывать стратегию и тактику кампании, а затем реализовывать свой план. В рамках семинарских занятий студенты должны будут представить результаты своей работы в рамках деловой игры. Кроме того в рамках курса будут проводится семинары в традиционной форме. Критерии оценки:
Объем отчета до 5 тыс. знаков. В рамках отчета студент должен представить весь объем работ, проведенный им в рамках деловой игры.
Характеристики теста:
5.2. Порядок формирования оценок по дисциплине Результирующая оценка=0,4*Оценка на зачете+0,6*Накопленная оценка Основные критерии оценки на зачете (итоговый контроль).
Накопительная оценка. Накопительная оценка=0,30*домашнее задание +0,7*Работа на семинарах Критерии оцени домашнего задания и работы на семинарах представлены выше. Объем и качество самостоятельной работы определяется посредством активности студента на семинарских занятиях, лекциях, в ходе дополнительных проводимых тестов. Все округления проводятся согласно правилам математики. Оценка за итоговый контроль не является блокирующей.
Тема 1. Введение в политический менеджмент: предмет и содержание дисциплины. Понятие «политический менеджмент». Предмет дисциплины «Политический менеджмент». Противоречия трактовок содержания дисциплины «Политический менеджмент». Соотношение «государственного» и «политического» управления. Варианты структуризации дисциплины. Задачи политического менеджмента. Системное понимание политического менеджмента. Роль насилие в политическом менеджменте. Тема 2. Соотношение общего и политического менеджмента. Понятие «менеджмент». Задачи менеджмента. Значение маркетинга в управлении. Социальное управление. Школы менеджмента. Функции и процесс управления. Планирование. Организация. Руководство (лидерство). Контроль. Типы и процесс принятия управленческих решений. Процесс коммуникации в организации. Роль менеджера. Внешняя и внутренняя среда организации. Структура организации. Бизнес-процессы. Тема 3. Базовые положения общей теории систем и теории организации. Становление и базовые понятия системного подхода. Способы описания системы. Закон и закономерности развития систем. Моделирование системы. Анализ и синтез систем. Взаимодействие системы со внешней средой. Организация как система. Классификация организационных систем. Модели организационного развития. Системные принципы управления организацией. Тема 4. Базовые положение общей теории фирмы. Подходы к анализу экономики фирмы. Границы фирмы и границы рабочих мест. Структура фирмы. Интеграция фирмы. Оппортунистическое поведение. Проблема принципал-агент. Теория контрактов. Трансакционные издержки. Специфические активы. Права собственности. Фирма и рынок. Влияние конкуренции на фирму. Теория позиционирования. Ресурсная концепция. Стратегическая теория. Концепция динамических способностей. Концепция знаний. Концепция открытых инноваций. Тема 5. Принципы и модели стратегического менеджмента. Предмет стратегического менеджмента. Понятие стратегии. Особенности политического стратегического управления. Процесс стратегического управления. Задачи создания стратегии. Анализ внешней среды. Анализ состояния организации. Конкурентное преимущество. Маркетинговая стратегия. Диверсификация. Выполнение стратегии: главные достоинства, реинжиниринг и структура Выполнение стратегии: бюджеты, политики, наилучшая практика, системы поддержки и вознаграждения Выполнение стратегии: культура и руководство Тема 6. Принципы управления коммерческими и политическими проектами. Понятие «проект». Стандарты управления проектами. PMBOK. Характеристики проектов. Портфели и программы проектов. Управление проектами. Группы процессов управления проектами. Инициация. Планирование. Исполнение. Мониторинг и управление. Завершение. Области знаний управления проектами. Управление интеграцией проекта. Управление содержанием проекта. Управление сроками проекта. Управление стоимостью проекта. Управление качеством проекта. Управление человеческими ресурсами проекта. Управление коммуникациями проекта. Управление рисками проекта. Управление поставками проекта. Тема 7. Общий и политический маркетинг. Понятие «маркетинг». Трактовки понятия «политический маркетинг». Нужда, потребность, запрос. Товары и услуги. Виды товаров. Базовые понятия маркетинга. Маркетинг отношений. Маркетинговая трактовка рынка. Особенности «политического рынка». Концепция «административного рынка». Предмет и функции маркетинга. Модель маркетингового процесса. Управление маркетингом. Комплекс маркетинга – «4Р». Комплекс продвижения. Сегментация. Дифференциация. Позиционирование. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Тема 8. Маркетинговые технологии в политическом менеджменте. Понятие «маркетинг». Трактовки понятия «политический маркетинг». Нужда, потребность, запрос. Товары и услуги. Виды товаров. Базовые понятия маркетинга. Маркетинг отношений. Маркетинговая трактовка рынка. Особенности «политического рынка». Концепция «административного рынка». Предмет и функции маркетинга. Модель маркетингового процесса. Управление маркетингом. Комплекс маркетинга – «4Р». Комплекс продвижения. Сегментация. Дифференциация. Позиционирование. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Тема 9. Политические технологии. Способы классификации политических технологий. Коммуникативные и некоммуникативные политические технологии. Маркетинговые политические технологии. Маркетинговый комплекс политического продвижения. Пропаганда. Политическая реклама. Политический PR. Имиджмейкинг. Прямой маркетинг. Модели политической коммуникации. Интернет маркетинг. Административные технологии. Институциональное конструирование. Система политических коммуникаций в современной России. Тема 10. Управление политическим кампаниями. Стратегия и тактика политических кампаний. Управление избирательными кампаниями. Диагностика политической ситуации. Этапы проведения избирательной кампании. Партийное строительство. Мидийое направления политической кампании. Полевое направление политической кампании. Использование онлайн и мобильных коммуникаций в политических кампаниях. Фондрайзинг. Управление имиджем в политической кампании. Спичрайтинг. Дебаты. Оценка результатов политических кампаний. Тема 11. Лоббизм и взаимодействие с государственными органами власти. Потенциал и ограничения лоббистской деятельности. Взаимодействие со сферой «политического», как приоритет стратегического развития компании. Регулирование лоббистской деятельности. Принципы раскрытия информации. Субъекты лоббизма. Объекты лоббизма. Свойства лоббизма. Прямые и косвенные методы лоббирования. Лоббирование в СМИ. Лоббирование в законодательных и исполнительных органах власти. Лоббизм как бизнес (лоббистские фирмы). Методы лоббизма. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 7.1. Базовый учебник Базовый учебник по данной дисциплине отсутствует. 7.2. Основная литература. Володенков С.В. Управление современными политическими кампаниями. М., 2012. Государственная политика / Под ред. А.И.Соловьева, М., 2012. Забурдаева Е.В. Политическая кампания. Стратегия и технологии. М., 2012. Котлер Ф. Армстронг Г. Основы маркетинга. М., 2009. Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. 2012. 7.3. Дополнительная литература. Абрамян Э. Promotion как современная маркетинговая коммуникация. // Маркетинговые коммуникации.- 2001.- № 3.- С. 15-18. Аналитические сообщества в публичной политике: глобальный феномен и российские практики / Отв. ред. Н.Ю.Беляева, М., 2012. Антикризисный менеджмент / Под. ред. . А.Г. Грязновой, М., 2003. Ахременко А.А. Политический анализ и прогнозирование, М., 2012. Бакулев Г.П. Нормативные теории массовой коммуникации // Социологические исследования.- 2005.- № 1.- С. 105-114. Баранов А.О. Влияние инноваций на долгосрочный экономический рост: эволюция подходов к анализу и моделированию во второй половине XX – начале XXI вв. / А.О.Баранов, Д.О.Неустроев // ЭКО, 2010, № 9. Гончарова Н.П. Кризисное состояние общества: содержание и структура понятия // Известия Алтайского государственного университета. 2010, № 1,2. Горчева А.Ю. Политический менеджмент исторический опыт России, М., 2002. Государственная политика и управление, в 2-х частях / Под ред. Л.В.Сморгунова, М., 2006-2007. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама. М., 2012. Дегтярев А.А. Принятие политических решений, М., 2004. Зимина В.Д., Борисов Н.А. Политическое управление, М., 2008. Ильясов Ф. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М., 2000 Капустин Б.Г. Современность как предмет политической теории. М.,1998. Каспэ С.И. Центры и иерархии: пространственные метафоры власти и западная политическая форма, 2008. Кордонский С. Ресурсное государство, М., 2007. Купряшин Г.Л. Модернизация государственного управления: институты и интересы, М., 2012. Кутлалиев А., Попов А. Теории коммуникаций в рекламе: от Аристотеля до наших дней. // Реклама. Теория и практика.- 2005.- №5.- С. 2-10. Латфуллин Г.Р., Новичков Н.В. Политическая организация. М., 2007. Лексин В. Н., Лексин А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1997. Лобанов В.В. Основы государственной политики, М., 2009. Лукман Н. От полицейского государства к правовому государству // Антология мировой политической мысли: в 5 т., М., 1997, т. 2. Магдиева И.О. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в условиях финансового кризиса: аспекты налогообложения // региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 2. Морозова Е.В. и др. Политический менеджмент, Краснодар, 2007 Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., 1999. Недяк И. Л. Политический маркетинг: особенности развития научно-исследовательского направления. // ПОЛИС. Политические исследования, № 3, 2010, C. 144-155. Нежданов Д.В. Политический маркетинг: вчера, сегодня, завтра, СПб., 2004 Норт Д., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. В тени насилия: уроки для обществ с ограниченным доступом к политической и экономической деятельности, М., 2012. общения // Политические исследования, 1996, №3. Олсон М. Логика коллективных действий: Общественные блага и теория групп./Пер. с англ. Е.Окороченко, М., 1995. Ольшанский Д.В. Политический PR. М., 2003. Перегудов С.П. Политическая система России в международном контексте: институты и механизмы взаимодействия, М., 2011. Побережников И.В. Модернизация: теоретико-методологические подходы. Экономическая история // Под ред. Бородкина Л.И., Вып.8, М., 2002. Политико-административное управление / Под ред. В.С.Комаровского, Л.В.Сморгунова, М., 2004. Политические коммуникации / Под ред. А.И.Соловьева, М., 2004. Политический менеджмент / Отв. ред. В.И.Жуков, М., 2002 Попова О.В.Политический анализ и прогнозирование, СПБ., 2011. Пушкарева Г.В.Политический менеджмент, М., 2002. Ралдугин Н. В. Правовая экспертиза проектов федеральных законов. М., 1998. Расулев А., Воронин С. Государственное регулирование экономики и финансовый кризис // Общество и экономика. 2009. № 1. Рейни Х.Дж. Анализ и управление в государственных организациях, М., 2004. Рой О. Основы государственного и муниципального управления. СПб., 2013. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®). http://www.bmstu.ru Соловьев А. И. Латентные структуры управления государством, или игра теней на лике власти // ПОЛИС. Политические исследования.- 2011.- № 5.- C. 70-98. Соловьев А.И. Принятие государственных решений, М., 2009. Соловьев А.И. Трансъячеистые коммуникации как источник и форма государства / Полис, № 6 , 2006. Стейер Р., Беласко Д. Управление: от старых форм к новым реальностям // Современное управление, 1999. Стратегическое планирование / Под ред. Э.А. Уткина М.,1998. Туронок С.Г.Политический анализ, М., 2003 Хаджер М. Публичная политика без государства? Анализ публичной политики и институционального вакуума // Политическая наука, 2003, 36 (2). Цыбулевская Е.А. Общество переходного типа как феномен. Характеристики социальной транзитивности // Известия Томского политехнического университета. 2006, т.3, № 1,2. Шабо Ж.-Л., Государственная власть: пределы и порядок осуществления // Полис, 1993, № 3. Шив Ч.Д., Хайэм А.У. Курс МВА по маркетингу. М.,2007. Элиты и общество в сравнительном измерении / Под ред. О.В.Гаман-Голутвиной, М., 2011. Agranoff R., McGuire M. Collaborative Public management: New Strategies for Local Governments. Washington D.C.: Georgetown University Press, 2003. Beck W., van der Maesen, L., Thomese, F. and Walker A. (eds) Social quality of Europe, The Hague: Kluwer International. 2001 Book Paper The Second Social Quality Conference in Asia “Social Quality and Sustainable Welfare Societies: Towards a new partnership between Asian Universities and Universities of the European Union. Taiwan, Book Paper. The Third Social Quality Conference in Asia, 2009. Bovaird T. Public Governance: Balancing Stakeholder Power in a Network Society // International Review of Political Science, 2005, Vol. 71. Bogasson P., Musso J. The Democratic Prospect of Network Governance // American Review of Public Administration, 2006, Vol. 36. Clark E., Lawrence C., Carr T., Cayer N. American Public Policy: An Introduction. Wadsworth Publishing, California, 2008. Democratic Governance and New Technology: Technologically Mediated Innovations in Political Practice in Western Europe – ed. by Jens Hoff, Ivan Horroks and Pieter Tops – Routledge, London and New York, 2000. Decision Making and Problem Solving: Independent Study, Novembr 2005, FEMA. Fung A. Varieties of Participation in Complex Governance // Public Administration Review. December. Special Issue, 2006. Handbook of Decision Making. Ed. GÖktug MorÇÖl. Penn State Harrisburg. Pennsylvania. 2007. Heady , Public Administration A Comparative Perspective, Marcel Dekker, N.Y., 2001. Gupta, Dipak. Analyzing Public Policy. Concepts, Tools and Techniques. CQ Press, 2001, ch.6. McGann J., Sabatini R. Global Think Tanks. Policy networks and governance. N.Y., 2011. Merkle J. Management and Ideology. The Legacy of the International Scientific Management Movement. Bercley,1980. Minzberh H., Lampel J., Quinn J. Ghoshal S. The Strategy Process. Concept, Contexts, Cases. Essex: Pearson Ed. Lim, 2003. Political Science Research Methods. Janet Johnson, Richard Joslyn, H.T. Reynolds. – 4th ed., CQ Press, 2001. Poster M. Cyberdemocracy: Internet and the public sphere, MS., University Of California, Irvine http://www.hnet.uci.edu/mposter/writings/democ.html Public Management and Administration: Аn Introduction. By Owen E.Hughes. 2003. Rethinking political institutions. The Art of the State. Ed. by I.Shapiro, S.Skowronek, D.Galvin. N.Y., L. 2006. Smith M. A. American Business and Political Power: Public Opinion, Elections and Democracy. Chicago: University of Chicago Press, 2000. The Tools of Government . A Guide to the new Governance. Ed. by L.M.Salamon. Oxford. 2002. Weimer, David end Vining, Aidan. Policy Analysis. Concepts And Practice - Prentice Hall, Englewood Cliffs, 1992. West Darrel M. Digital Government: Technology and Public Sector Performance. – Princeton University Press, 2005. Whu Rules ? Politico-administrative Relation. Ed. by T.Verheijen, Budapest. Hungary, 2001. 7.4. Справочники, словари, энциклопедии Википедия: свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
В процессе чтения лекций используется ноутбук и проектор. |