«Декабристы» это «не народ» в привычном российском представлении о нём





Скачать 77.43 Kb.
Название«Декабристы» это «не народ» в привычном российском представлении о нём
Дата публикации28.06.2014
Размер77.43 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы


10 пунктов о «декабристах»

Главная политическая проблема России сегодня – никто не знает, что ожидать от путинского режима после 4(18) марта, и тем более никто не знает, что делать с путинским режимом после 4(18) марта.
То, что режим сохранится в том или ином виде – никто не сомневается. Но каким он сохранится – никто не знает, даже сам режим, я думаю.
Конечно, режим, который установится после победы Владимира Путина в первом туре, будет отличаться от режима, который установится после победы Владимира Путина во втором туре. Но чем они будут отличаться?
После победы Владимира Путина режим будет мстить за декабрьско-февральскую нервотрёпку или просто умиротворится, или действительно воспримет случившееся как урок и примется перезагружаться, исполнять обещания-уступки?
Что будет требовать внесистемная оппозиция от путинского режима после его формальной победы на президентских выборах? Всё ещё «отставки Чурова» и «перевыборов в Государственную Думу»? Или всерьёз сделает ставку на «нелегитимность выборов»? «Всерьёз» - это значит в одиночку призывать «народ» к непризнанию власти, которую он худо-бедно поддерживает, то есть автоматически встать под аресты и резиновые пули режима, всерьёз же защищающего собственную легитимность.
Как будут себя чувствовать и что будут делать после победы Владимира Путина 100 тысяч москвичей с «Болотной и Сахарова» и их единоклассные братья по всей стране?
Условно говоря, после победы Владимира Путина останутся ли Борис Акунин, Леонид Парфёнов, Ксения Собчак и другие в «движении»? Или каким должен быть послевыборный режим, чтобы они остались? А нужно, чтобы они остались? А кому нужно и для чего?

Ну и так далее.
***

Чтобы с нормального старта начать разбираться с тем, что делать тем, кто хочет что-то делать, нужно признать и взять за основу проектирования несколько очевидных вещей.
1.
«Декабристы» - это «не народ» в привычном российском представлении о нём. То есть не «простые люди», не простолюдины. Основная масса «декабристов» - это очень непростая и очень малочисленная часть российского населения (даже в Москве 120 тысяч – это всего лишь 1% жителей). Социальный портрет этой группы – отдельная и очень небанальная задача, и слава богу, что серьёзные исследователи не идут по пути привычных рассуждений о «среднем» или «креативном» классе. Но, так или иначе, основная масса «декабристов» (60-70% на первом Болотном и Сахаровском митинге) - это люди, занятые в постиндустриальных отраслях экономики, в сфере информационных услуг, в столичном хайтеке в качестве хозяев небольших компаний, менеджеров, специалистов, экспертов-фрилансеров. В значительной степени это «офисные», «цифровые», «сетевые» и «креативные» люди, но не каждый из них.
Прозвище «сетевые хомячки» скорее описывает социальный темперамент «декабристов», чем их социальный статус. Слова «сетевики», «сетевая общественность», «сетевые активисты» - фиксируют лишь доминирующий способ коммуникации и мобилизации, но не социальные характеристики конкретных «сетевых жителей», вышедших на Болотную площадь и проспект Сахарова. К «сетевой общественности» можно отнести и миллионы воинственно аполитичных завсегдатаев «В контакте», и напуганных «революцией» любителей «Сути времени», и лояльных к режиму поклонников «блогера Чиркунова». «Офисный планктон» (при всей антинаучности) - значительно шире «декабристского класса», и только часть недовольных фальсификациями граждан можно отнести к нему, и то в верхних его «стратах» и не во всех «отраслях». «Средний класс» также значительно шире «декабристского» и включает в себя множество среднедоходных групп, которым чужд или даже противен «болотный протест». «Креативный класс» - лишь поверхностно очевидная категория, её применимость не выдерживает самых простых «социологических испытаний». Можно, конечно, использовать достаточно разработанных неклессовских «людей воздуха», но вряд ли это облегчит дискурс о «декабристах».
Более или менее очевидно то, что «декабристы» - это социально (а иногда и лично) те же люди, что участвовали в тушении пожаров знойным летом 2010 года, только «декабристов» гораздо больше.
2.
«Декабристский протест» - сугубо московский протест. Такой, как в Москве, концентрации относительно доходных «постиндустриальных рабочих мест» нет нигде в России, даже в Санкт-Петербурге. Только в Москве «декабристский класс» достиг такой концентрации, что «осознал себя как класс», возмутился политическим пренебрежением к себе со стороны правящего режима и действительно стихийно вышел на улицу, лишь как поводом воспользовавшись призывом «профессиональных несогласных».
В провинции всё происходило ровно наоборот: традиционные протестные группы воспользовались ситуативной политической ажитацией местных сетевых сообществ (а где-то изначально традиционные протестные группы сами инициировали антифальсификационный протест или оседлали «московский сигнал»), и именно традиционная гражданская и политическая протестная публика, а не «сетевые хомячки», составила основу «декабрьских протестующих» в провинции. Более того, в провинции (и, видимо, не только в провинции, судя по последнему «болотному митингу») значительная часть сетевых «гражданских новобранцев», остро чувствуя колебания ивент-моды, очень скоро охладела к протестной движухе. Не способствовала их гражданскому закреплению и необходимость как-то подстраиваться под офлайновую организованность, смущала, подчас жёсткая, политизация протеста (прежде всего, конкретный нешуточный «антипутинизм» традиционных «демократов» и несистемных леваков), не говоря уже о незамысловатых репрессиях местных «держиморд».
Так или иначе, «провинциальный декабризм» реализуется в основном в рамках традиционных политических и гражданских организованностей, «сетевые хомячки», в лучшем случае, выступали в роли спускового механизма. Во всём своём блеске, масштабе и гражданской новизне «бунт сетевых хомячком» заявил о себе исключительно в столице.
3.
«Декабристский протест» - протест без вождей. Медийные вожди «декабристов» не являются таковыми де-факто. Более того, большинство «вождей» - «профессиональные несогласные» - социально и политически чужды основной массе «декабристов».

За исключением Алексея Навального и части инициаторов «Лиги избирателей», но последние и не претендуют на политическое лидерство, а являются типичными сетевыми лидерами, то есть лидерами мнений. С Навальным же совсем отдельная история, но о ней когда-нибудь потом.

Вожди протестующих масс - сами по себе, протестующие массы - сами по себе. Массовый «сетевой хомячок» политически ничей (даже политически «не собственный» - «без царя в голове»), он этим гордится, хотя на самом деле это его трагедия.
4.
«Декабристский протест» - всё ещё сугубо сетевой протест. Дисциплинарные конвенции ограничиваются временем и местом следующей акции, политические конвенции и вовсе иллюзорны. У «декабристов» нет общепризнанных лидеров. Реальная политическая повестка «декабристов» ситуативна до мимолётности. Это и есть настоящий сетевой активизм. Но беда в том, что во всяком политическом процессе возможности сетевого активизма ограничены, а место его - в самом начале процесса.
Сетевое сообщество может тушить пожары по всей стране, но, не впуская в себя вертикальные структуры, сетевое сообщество не может добиваться политических целей. В сетевом сообществе могут формулироваться ценности, но сетевое сообщество не может производить программы и проекты (в том числе политические) и, тем более, не может обеспечивать их исполнение, ведя переговоры, концентрируя ресурсы и осуществляя их эффективное использование в заданных целях («первая колонна марширует налево, вторая колонна марширует направо»).
5.
Декабрьские и последующие события - это не революция и даже не пролог её, и даже не «оранжевая» профанация революции (подробнее об этом - завтра или послезавтра).
6.
Многие «декабристы» - стеснительные путинцы. Среднестатистический участник «декабрьских событий» не хочет свергать/менять режим, он хочет всего лишь попугать его. Попугать и вернуться домой, чтобы снова жить более или менее комфортно в объятиях того же, но уже исправившегося режима. «Не свергать, а попугать» («наказать», «преподнести урок») - это то, что принципиально отличает российских массовых «несогласных» от «цветных революционеров» прошлых лет и от арабских бунтовщиков прошедшего года.
Многие участники «декабрьских событий» стеснительно надеются, иногда даже скрывая эту надежду от самих себя, что всё обойдётся, и Владимир Путин, вкусив «молодильных яблок» с Болотной и Сахарова, останется у власти. Иначе придут эти «ужасные люди»: Зюганов, Жириновский, Прохоров или даже Немцов, Касьянов, Навальный - кому кто ужаснее.
7.
«Сетевые хомячки» - политически одиноки. «Простой народ» к «декабристам» не подтянется: он либо на противоположной стороне, либо просто в стороне. Десятилетние социальные раздачи режимом нефтедолларов – вещь серьёзная и привычная. Революции не будет в том числе и поэтому.


8.
Существующая политическая альтернатива путинскому режиму так же архаична, как и сам режим. «Либеральная» и «левая» внесистемная оппозиция в лице ПАРНАСа, Левого Фронта и других оказались в таких глубоких идеологических колеях, уходящих в глубины XIX века, что выбраться из них внесистемная оппозиция уже не может, а колеи эти уже никуда не ведут. Именно поэтому «декабристы», как российские носители «реальной современности», и невосприимчивы к Владимиру Рыжкову, Борису Немцову, Сергею Удальцову и другим – всем своим ПОСТпостмодерным нутром «декабристы» чувствуют их архаичность. Дело не в содержании традиционных модерных и постмодерных идеологий – содержание вполне себе «положительное» - а в «мистической» чужеродности для «декабристов» модерных и постмодерных кодов.

Точнее, для каких-то «декабристов» чужды только модерные коды, а для каких-то - уже и постмодерные. Возможно, это основание для какого-то грядущего идеологического раскола в среде «реально современных».

О «системной оппозиции» я привычно и не говорю.
9.
«Декабрьские события» не подорвали Консервативный консенсус в стране. «Путинское большинство» несколько деморализовано, дезориентировано, не такое фанатичное, но реальное. «Декабристы» не предложили альтернативы социальном оплоту режима. Сетевые сообщества вообще не могут вырабатывать и предлагать политические альтернативы.
10.
Главная проблема не только стихийного декабристского «восстания», но и вообще «движения российского гражданского возрождения» – это дефицит новых организованностей и «сетевая иллюзия» (о «сетевой иллюзии» здесь: http://www.pgpalata.ru/averkiev/0043). Арабские революции начались с протестной мобилизации в социальных сетях, но власть в арабских странах берут исламистские контрэлитные организованности, весьма традиционного, кстати, толка.
После 4(18) марта в российской «гражданской повестке» будет не «смена режима», а «дрессировка режима» и выбивание из него предвыборных уступок. Кто будет этим заниматься? ПАРНАС с Владимиром Рыжковым, Борисом Немцовым и другими? Левый Фронт с Сергеем Удальцовым? Новейшая «Лига избирателей» с замечательными Леонидом Парфёновым и Борисом Акуниным? Лично Алексей Навальный? Дефицит новых организованностей налицо, его можно пощупать.
Главный вопрос - смогут ли «декабристы» создать собственные организованности и сформулировать собственную политическую повестку. Если нет, то кто тогда станет для «декабристов» российскими «исламистами», кто инфицирует в них организованность. Или никто, так как просто не успеет ничего инфицировать, поскольку сразу после выборов «декабристы» окончательно и быстро «рассосутся»?
Вот от этих «очевидных вещей» и можно постепенно «танцевать» к «чёрному ящику» послевыборного путинского режима.

8 февраля 2012 г. Игорь Аверкиев


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Декабристы» это «не народ» в привычном российском представлении о нём iconКонспект урока по литературе Поэты-декабристы (Литературная гостиная...
Учитель. Это ответ Одоевского, который принадлежит к поэтам – декабристам. Кто они, поэты-декабристы, и о чем они пипсали? Послушаем...
«Декабристы» это «не народ» в привычном российском представлении о нём iconЯвно вызывающее название книги, конечно, может задеть вас. Но нового...
Но в чем именно эта избранность? Кто избрал народ Израиля? Если народ выбран Творцом, то в чем виноват народ? Почему Творец избрал...
«Декабристы» это «не народ» в привычном российском представлении о нём iconВсемирная Паутина это совокупность информационных ресурсов, связанных...
Всемирная Паутина это совокупность информационных ресурсов, связанных средствами телекоммуникаций и основанных на гипертекстовом...
«Декабристы» это «не народ» в привычном российском представлении о нём iconМетодические материалы к 235-летию со дня рождения Н. М. Карамзина челябинск 2001
Клио (в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница истории). Это дало повод Западной Европе, знавшей тогда нас особенно...
«Декабристы» это «не народ» в привычном российском представлении о нём iconЛитература XIX века «Мильон терзаний»
«Народ освобожден, но счастлив ли народ» (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
«Декабристы» это «не народ» в привычном российском представлении о нём iconМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Да, действительно, таинственная, потому что в привычном понимании область-это большая территория, в которую входят различные населённые...
«Декабристы» это «не народ» в привычном российском представлении о нём iconУрок в 5 классе М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
Народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нём, пью – мерещится он мне, он один цельный, большой, неподкрашенный и без...
«Декабристы» это «не народ» в привычном российском представлении о нём iconНазвание этапа урока
Бывают мгновения, когда человек в самом, казалось бы, привычном и частовстречающемся, вдруг обнаруживает чудесное, необыкновенное,...
«Декабристы» это «не народ» в привычном российском представлении о нём iconПоложением о представлении обязательного экземпляра диссертации
Внимание! Диссертация представляется на регистрацию в течение 30 дней с момента ее защиты в соответствии с Положением о представлении...
«Декабристы» это «не народ» в привычном российском представлении о нём iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чуткий, внимательный к слову, искренне любящий русский народ, а, значит, и свой народ
«Декабристы» это «не народ» в привычном российском представлении о нём iconТема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии»
Мудрость: гласит, что народ, который думает на один год вперёд выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд выращивает...
«Декабристы» это «не народ» в привычном российском представлении о нём iconСоциальная философия
Философия истории в современном представлении — это раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического...
«Декабристы» это «не народ» в привычном российском представлении о нём iconПланеты солнечной системы и Луна. Вещественный состав земной коры
Философия истории в современном представлении — это раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического...
«Декабристы» это «не народ» в привычном российском представлении о нём iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Культурология. Это латинское слово, впервые употребленное оратором Цицероном (I в до н э.) в привычном для нас значении. Cultura...
«Декабристы» это «не народ» в привычном российском представлении о нём iconРеферат по теме: «Герои Отечества»
Война – это страдания, слёзы, сиротство. Война – это большой удар по нашему Отечеству. Наша Родина, словно дерево, на котором не...
«Декабристы» это «не народ» в привычном российском представлении о нём iconДосье профессиональных результатов учителя английского языка
Всероссийская дистанционная викторина «Необычное в привычном», апрель-декабрь 2009


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск