Скачать 108.02 Kb.
|
План –конспект урока по литературе Поэты-декабристы (Литературная гостиная в 9 классе) Цели урока:1.Познакомить учащихся с творчеством поэтов-декабристов. 2.развивать навыки выразительного чтения стихов. Ход урока: 1.Объявление темы урока. 2. учитель читает стихотворение А.С.Пушкина “В Сибирь”, рассказывает историю создания стихотворения Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. Затем звучит стихотворение-ответ Пушкину в исполнении учащегося: Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам взметнулись наши руки, И – лишь оковы обрели. Но будь покоен, бард! – цепями, Своей судьбой гордимся мы, И за затворами тюрьмы В душе смеемся над царями. Наш скорбный труд не пропадет, Из искры возгорится пламя, - И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя. Мечи скуем мы из цепей И пламя вновь зажжем свободы: Оно нагрянет на царей, И радостно вздохнут народы. Учитель. Это ответ Одоевского, который принадлежит к поэтам – декабристам. Кто они, поэты-декабристы, и о чем они пипсали? Послушаем несколько произведений из их творчества. Ученик1. <...>Мой век, как тусклый метеор, Сверкнул, в полуночи незримый, И первый вопль – как приговор Мне был судьбы непримиримой. Я неги не любил душой, Не знал любви, как страсти нежной, Не знал друзей, и разум мой Встревожен мыслию мятежной. Забавы детства презирал, И я летел к известной цели, Мечты мечтами истреблял, Не зная мира и веселий. Под тучей черной, грозовой, Под бурным вихрем истребленья, Средь буйных капищ развращенья Пожал я жизни первый плод, И там с каким-то черным чувством Привык смотреть на смертный род, Обезображенный искусством. Как истукан, немой народ Под игом дремлет в тайном страхе. <...>К моей отчизне устремил Я, общим злом пресытясь, взоры, С предчувством мрачным вопросил Сибирь, подземные затворы, И книгу Клии открывал, Дыша к земле родной любовью; Но хладный пот меня объял – Листы залиты были кровью! <...> («Певец в темнице». <1822>) Ученик2. При очевидной общности декабристской поэзии каждый поэт шел своим путем и сказал свое слово. Владимир Федосеевич Раевский (1795-1872) представляет своим творчеством раннюю декабристскую поэзию. При жизни Раевский-поэт не был известен, не публиковал свои произведения. Стихи его сохранились благодаря тому, что были найдены при аресте и приобщены к следственному делу как улика (поэтическое слово декабристов действительно равно реальному поступку и даже может стать уликой, причиной уголовного преследования). Излюбленный жанр Раевского – дружеское послание, развитое им в гражданскую проповедь; стихи его отличаются лаконичностью, подчеркнутой сдержанностью, «неукрашенностью», суровостью. И в стихах и в жизни Раевский был, по определению Пушкина, спартанцем. В лирике В.Ф.Раевского создан автобиографический образ героя в стиле «гражданского романтизма»: Ученик3 Меня жалеть?.. О, люди, ваше ль дело? Не вами мне назначено страдать! Моя болезнь, разрушенное тело – Есть жизни след, душевных сил печать! <...> К чему же мне бесплодный толк людей? Пред ним отчет мой кончен без ошибки; Я жду не слез, не скорби от людей, Но одобрительной улыбки. («Предсмертная дума». 1842) Поэзия Вильгельма Карловича Кюхельбекера (1799-1846) отличалась тяжеловесным, шероховатым, несколько архаичным языком – результат стремления придать поэзии весомое, значительное содержание. По мнению В.К.Кюхельбекера поэзия не обязательно должна быть сладкозвучной, гладкой, текучей и плавной, но должна быть такой, где все «парит, гремит, блещет, порабощает слух и душу читателя» («О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие»). Основной темой, которой Кюхельбекер «порабощал» читателей, была тема поэта и поэзии. В стихотворении «Тень Рылеева» он рисует образ казненного поэта-декабриста, который, обращаясь к поэту-узнику, открывает ему грядущее: «Поверь, не жертвовал ты снам: Надеждам будет исполненье!» Он рек – и бестелесною рукой Раздвинул стены, растворил затворы – Воздвиг певец восторженные взоры – И видит: на Руси святой Свобода, счастье и покой. Ученик4. Предназначение поэта, по Кюхельбекеру, не просто услаждать читателя, а напоминать ему об «отчизне» и направлять жизненный путь народа. Поэт обладает способностью убеждать людей, и это делает его влиятельной общественной силой, вот почему появляется образ поэта-гражданина. Героическое и прекрасное сливаются в одно целое, понятие поэтического включает в себя и высокие идеалы политической борьбы, и реальные поступки. Понимание поэта как пророка окрашивает некоторые стихи Кюхельбекера восточным – ветхозаветным – колоритом («Пророчество», 1823; «К богу», 1824; «Жребий поэта», 1823-1824), понимание необходимости для поэта участвовать в самых сложных коллизиях народной жизни приводит в поэзию Кюхельбекера образы поэтов с трагической судьбой – Грибоедова, Дельвига, Пушкина, Гнедича, Рылеева, Лермонтова, Одоевского. В последекабристской лирике поэта слышатся ноты трагической безнадежности и трагического примирения, например, в посвященном лицейской годовщине стихотворении «19 октября 1828 года» или «19 октября», написанном десять лет спустя. Итогом размышлений Кюхельбекера над темой поэта и поэзии стало стихотворение «Участь русских поэтов» (1845): Горька судьба поэтов всех племен; Тяжеле всех судьба казнит Россию: Для славы и Рылеев был рожден; Но юноша в свободу был влюблен… Стянула петля дерзостную выю. Не он один; другие вслед ему, Прекрасной обольщенные мечтою, Пожалися годиной роковою… Бог дал огонь их сердцу, свет уму. Да! чувства в них восторженны и пылки: Что ж? их бросают в черную тюрьму Морят морозом безнадежной ссылки…, Или болезнь наводит ночь и мглу На очи прозорливцев вдохновенных; Или рука любовников презренных Шлет пулю их священному челу <...> Ученик6. Александр Иванович Одоевский (1802-1839) осознал себя поэтом после декабрьского восстания и главный смысл своего поэтического дела видел в том, чтобы поддерживать мужество своих товарищей. Декабрист Лорер называл его «главным поэтом» узников. Стихи поэта-декабриста воодушевляли его друзей. Его песни декабристами-музыкантами перелагались на музыку и хором распевались во время работы и прогулок. Не случайно поэтому стихи Одоевского рождались как импровизация, которую он читал, но не записывал (тексты поэзии Одоевского сохранились благодаря записям его друзей). В тюремных элегиях Одоевский с горечью пишет о своей оторванности от жизни. Но поэт-декабрист не отказывается от своих политических убеждений и верит, что «высоких мыслей достоянье» и «святые порывы», во имя чего боролись декабристы, не пропадут бесследно и с течением времени осуществятся. Скорбные чувства преодолеваются мыслью о человечестве, от поколения к поколению идущем вперед («Элегия», 1829). Готовность пожертвовать собой за счастье родины не покидает декабриста – «Стихи на переход наш из Читы в Петровский завод» (1830): Что за кочевья чернеются Средь пылающих огней, - Идут под затворы молодцы За святую Русь. За святую Русь неволя и казни – Радость и слава. Весело ляжем живые За святую Русь… Ученик7. Александр Александрович Бестужев-Марлинский (1797-1837) более известен как прозаик и литературный критик, но он был еще и одаренным поэтом. Своеобразие стиля Бестужева-поэта особенно заметно в стихотворении «Сон», написанном в годы якутской ссылки: <...>Очнулся я от страшной грезы, Но все душа тоски полна, И мнилось, гнут меня железы К веслу убогого челна. Вдаль отуманенным потоком, Меж сокрушающихся льдин, Заботно озираясь оком, Плыву я, грустен и один. На чуждом небе тьма ночная; Как сон, бежит далекий брег, И, шуму жизни чуть внимая, Стремлю туда невольный бег, Где вечен лед, и вечны тучи, И вечна сеемая мгла, Где жизнь, зачахнув, умерла Среди пустынь и тундр зыбучих, Где небо, степь и лоно вод В безрадостный слиянны свод, Где в пустоте блуждают взоры И даже нет в стопе опоры! <...> (1829) «В лирике Бестужева, - пишет исследователь его творчества, - нет резких перепадов от безудержного восторга к горестному отчаянию, к мрачной безысходности. Вся она как бы соткана из полутонов, сложных и тонких переходов от одного состояния к другому. И все же общий тон его поэзии мажорный, светлый даже в своей печали». Ученик8 Интересный поэт декабризма – Федор Николаевич Глинка (1786-1880). Литературную известность он приобрел прежде всего как автор прозаических «Писем русского офицера», но его стихи достойны самой высокой оценки, например, его песня «Тройка» или знаменитая «Песня узника» (1826): Не слышно шуму городского В заневских башнях тишина! И на штыке у часового Горит полночная луна! А бедный юноша! ровесник Младым цветущим деревам, В глухой тюрьме заводит песни И отдает тоску волнам! «Прости, отчизна, край любезный! Прости, мой дом, моя семья! Здесь за решеткою железной – Уже не свой вам больше я! Не жди меня отец с невестой, Снимай венчальное кольцо; Застынь мое навеки место; Не быть мне мужем и отцом! Сосватал я себе неволю, Мой жребий – слезы и тоска! Но я молчу, - такую долю Взяла сама моя рука». <...> Ученик9. «Изо всех наших поэтов Ф.Н.Глинка, может быть, самый оригинальный, - писал А.С.Пушкин, - Он не исповедует ни древнего, ни французского классицизма, он не следует ни готическому, ни новейшему романтизму; слог его не напоминает ни величавой плавности Ломоносова, ни яркой и неровной живописи Державина, ни гармонической точности, отличительной черты школы, основанной Жуковским и Батюшковым <...> Небрежность рифм и слога, обороты то смелые, то прозаические, простота, соединенная с изысканностью, какая-то вялость и в то же время энергическая пылкость, поэтическое добродушие, теплота чувств, однообразие мыслей и свежесть живописи, иногда мелочной, - все это дает особую печать его произведениям». Декабрист Гаврила Степанович Батеньков (1793-1863) не был профессиональным поэтом, но двадцать с лишним лет одиночного заключения в Алексеевском равелине Петропавловской крепости сделали его поэтом. Стихотворение «Одичалый» - потрясающий по драматизму переживаний монолог одинокого узника: <...>Скажите: светит ли луна? И есть ли птички хоть на воле? И дышат ли зефиры в поле? По-старому ль цветет весна? <...> Вон там, весной, Земли пустой Кусок вода струей отмыла. Там глушь: полынь и мох густой – И будет там моя могила! Ничьей слезой Прах бедный мой В гробу гнилом не оросится И на покой Чужой рукой Ресниц чета соединится <...> Батеньков принес пессимистичную ноту, необходимую для полнозвучия в «аккорде» декабристской поэзии. 3.Учитель. Мы не услышали произведений еще одного поэта-декабриста, чье творчество мы будем подробно изучать на следующем уроке. Это К.Ф.Рылеев. Подготовьте его биографию и выучите его стихотворение по своему выбору. Примечание: В момент рассказа учащимися о поэтах, на экране появляются слайды с их изображением. "Уж постоим мы головою за Родину свою" Действующие лица:
(Занавес закрыт. На сцене стоит стол, на нем лежит карта мира.) Ведущий:XIX век… 1812 год… Чем удивит? Что принесет? В тот год решил Наполеон все страны подчинить… И вот готовится к войне… (Выходит Наполеон, подходит к карте, рассматривая ее, делает пометки.) Наполеон:Да. Так тому и быть. Мне будет армия нужна: Французской маловато. Возьму Германию, Италию… И вот они – солдаты! Хочу Россию подчинить, Хочу в Москву войти. Все я сумею, все смету преграды на пути! (Наполеон уходит.) Ведущий: Россия – мирная страна, войне никто не рад: Крестьяне хлебушек растят, Дворяне все на бал спешат, Все, впрочем, как всегда! (Открывается занавес. Бал. Дамы и гусары вальсируют. На экране демонстрируются кадры из кинофильма Э. Рязанова "Гусарская баллада" (1962 г.), сцена "Объявление войны". На сцену выходит солдат со свитком в руках.) Солдат: Русский император Александр I издал Манифест. Попросил народ свой, ради чести, В силу кровной мести, Отстоять Отчизну, отстоять страну. И Кутузова направил, Чтоб войска он все возглавил. Так ответил на войну (закрывает свиток). Нас войной не запугаешь, Дух славянский не задавишь! (Гусары надевают кивера. Дамы, прощаясь с ними, машут платочками и уходят. Выходит барабанщик, гусары исполняют перестроения под марш (по выбору музыкального руководителя), затем тоже уходят. На сцену возвращаются дамы и ведут между собой разговор.) 1-я дама:Нам в стороне стоять нельзя, Смотрите, что скажу вам я: Умею спицами вязать, свяжу для армии носки. 2-я дама: А я свяжу жилет. 3-я дама: А я сошью кисет. 4-я дама: А если нужно, я пойду работать в лазарет. Дамы (все вместе): Мы только вместе победим, Войны и горя не хотим! (Уходят). (Демонстрируются сцены сражений из кинофильма С. Бондарчука "Война и мир" (1967 г.), воспитатель читает текст.) Ведущий: Сражались русские войска Отважно и удало, За Родину, Отчизну-мать Их полегло немало! (Дети исполняют танец-импровизацию "Гусары с саблями", муз. с диска "Классика в современных ритмах" в исполнении В. Мэй. Затем продолжается демонстрация кадров из фильма "Война и мир". Ведущий читает текст.) Ведущий: И Полоцк пал, и Орша, Минск – Пока силен француз. Смоленск оставлен. Это так. Но мы с тобою, Русь! (Дети исполняют танец-импровизацию "Гусарская конница", муз. с диска "Классика в современных ритмах" в исполнении В. Мэй. Затем продолжается демонстрация кадров из фильма "Война и мир". Ведущий читает текст.) Ведущий: Уж месяц как идет война. Подходит враг к полям Бородина. И целый день идет сражение одно, В котором русские непобедимы все равно. (Дети исполняют танец-импровизацию "Орудия к бою", муз. с диска "Классика в современных ритмах" в исполнении В. Мэй. Гусары заряжают пушки ядрами, идут "военные действия".) 1-й гусар: Там впереди Москва! 2-й гусар: Об этом помнит каждый! 3-й гусар: И план Кутузова отважный – немного отступить… 4-й гусар: Чтоб силы сохранить! 5-й гусар: И вот Наполеон в Москве, Москва пуста, в огне пылает. Врагу Москва враждебно отвечает. (Гусары уходят. Выходят крестьяне-партизаны в лаптях, с дубинами, вилами, рогатинами.) Партизаны: Все на защиту Родины идут И партизанскую войну ведут! (Партизаны исполняют старинную солдатскую песню "Солдатушки, браво, ребятушки", муз. и сл. народные.) Партизаны: Мы только вместе победим, Войны и горя не хотим! (Партизаны уходят. Демонстрируются кадры из фильма "Война и мир" (пожар в Москве). Ведущий читает текст.) Ведущий: Горит Москва, но не сдается, И над врагом огнем смеется! (Дети исполняют "Танец огня" под музыкуИ.С. Баха "Токката". Затем под "Марш Радецкого"И. Штрауса выходят гусары, торжественно проходят и выстраиваются. Партизаны также проходят в зал, встают между ними.) 1-й гусар: Наполеон не сразу понял, Что с Россией войну проиграл. 2-й гусар: И что Россия – это сила! Все вместе: Тайком во Францию бежал! 1-й партизан: Своим врагам мы скажем честно: Не знаем страха мы в бою! Все вместе: Уж постоим мы головою за Родину свою! (Гусары и партизаны вместе исполняют песню на мотив "Давным-давно", муз. Т. Хренникова, сл. Г. Гладкова, из фильма "Гусарская баллада".) Все вместе (поют): В сраженьях всякое бывает, И каждый знает, что сраженье – не кино. Там храбрость, смелость выручает. Давным-давно, давным-давно, давным-давно! Пусть враг забудет про Россию, Но будет помнить, будет помнить лишь одно: Его прогоним, как и прежде. Давным-давно, давным-давно, давным-давно! (Под музыку А. Петрова из фильма Э. Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово" выходят дамы с цветами и вручают их гусарам и партизанам.) 1-я дама: В честь Победы над врагом Торжествует все кругом! 2-я дама: Всех на бал зовут оркестры В славу доблести и чести! (Объявляется бал. На усмотрение музыкального руководителя эта часть праздника может быть заполнена знакомыми детям парными бальными танцами: полькой, вальсом, полонезом, мазуркой. Можно организовать также индивидуальные выступления с игрой на музыкальных инструментах, в оркестре. Дошкольники могут сыграть в музыкальные игры, аттракционы, исполнить стихотворения, посвященные событиям 1812 г.) М.А. Воронкова, заведующий ГОУ "Детский сад № 333" г. Москвы; И.В. Минчукова, старший воспитатель ГОУ "Детский сад № 333" г. Москвы; Л.В. Рыбакова, музыкальный руководитель ГОУ "Детский сад № 333" г. Москвы 1822> |
Конспект урока по теме: Ода Горация «к мельпомене» в переводах русских поэтов 18-19 вв Цели урока: познакомить учащихся с переводом оды Горация; совершенствовать навыки сопоставительного анализа лирического произведения;... | Урок-экскурсия по литературе в 7 классе. «Литературная Самара XIX- xx веков. Горький в Самаре» Цель урока: Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана | ||
Разработка урока по литературе в 8 классе на тему регионального компонента... Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством О. Н. Гуссаковской, раскрыть тему и основную мысль рассказа «Вечер первого снега» | Конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины... План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века» | ||
План-конспект открытого урока по химии в 8 классе Тема: Кислоты,... Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот | Урок внеклассного чтения в 3 классе Тема урока: Знакомство с книгой Ю. В. Линника «Лесной театр» Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством карельского поэта и писателя и его книгой для детей | ||
Конспект урока музыки в 7 м классе Тема: «Память жанров» Цели урока Познакомить учащихся с понятием “Память жанра”, с разными музыкальными жанрами, получившими свое развитие в крупных музыкальных формах... | Тема : Своеобразие литературы XIX века. Жизненный и творческий путь... Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий | ||
Конспект урока Литературное чтение 4 класс Тема: Страна детства.... Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,... | План-конспект Открытого занятия Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,... | ||
Конспект урока по физике в 10 классе тема «Реактивное движение». Цели урока Обучающая: ввести понятие реактивного движения; познакомить учащихся с примерами реактивного движения в живой природе и возможностями... | Конспект урока А. С. Пушкин «у лукоморья» Цели урока: познакомить... Цели урока: познакомить учащихся с вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» | ||
Конспект урока музыки по теме: «Добрый праздник среди зимы» Цель... Цель урока: Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. В. Гоголя; актуализировать личностный смысл учащихся к изучению биографии... | ||
Конспект урока по литературе в 10 классе Цели и задачи изучения темы | Конспект урока алгебры в 7 классе Тема урока: Произведение многочленов.... Научить применять правило при преобразовании произведения любых двух многочленов в многочлен стандартного вида |