Конспект урока по литературе в 10 классе





Скачать 70.95 Kb.
НазваниеКонспект урока по литературе в 10 классе
Дата публикации13.10.2013
Размер70.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им.М.Аверина г.Валдая

Конспект урока по литературе в 10 классе

Тема: Выбор смерти

(по драме А.Н.Островского «Гроза»)

Разработчик урока Потагина Т.К.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 1 им.М.Аверина

Валдай

2010
Урок литературы в 10-м классе

Жанр урока — дискуссионный зал.

Технология проблемного обучения.

Тема урока: Выбор смерти (по драме А.Н. Островского «Гроза»)

Цель и задачи урока

Цель: формирование ценностных ориентаций читателей пьесы А.Н.Островского «Гроза»

Задачи:

  1. Развитие навыка самоопределения к проблеме (на данном уроке к проблеме суицида) в процессе анализа различных точек зрения на ее решение.

  2. Выявление способов, позволяющие писателю, художнику, музыканту, чтецу, актеру выразить собственный взгляд на проблему суицида.

  3. Воспитание уважения к жизни, к чужому мнению.

  4. Развитие навыков ведения дискуссии

Урок проводится после прочтения драмы А.Н. Островского «Гроза».

Домашнее задание к уроку:

Познакомиться с критическими статьями о драме А.Н.Островского «Гроза». Выборочный конспект, отражающий вопросы, связанные с гибелью Катерины.

1. А.Н.Добролюбов «Луч света в темном царстве»,1860

http://ilibrary.ru/text/1492/p.1/index.html

2. Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы», 1864

http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0240.shtml

3. Аполлон Григорьев «После «Грозы» Островского», 1860

http://az.lib.ru/g/grigorxew_a_a/text_0400.shtml

Индивидуальные задания

    1. Выучить наизусть стихотворения В.Егорова. 2 человека.

    2. Подобрать музыкальные произведения из репертуара В.А.Моцарта, ассоциирующиеся с состоянием Катерины перед смертью.

Техническое обеспечение урока: интерактивная доска, компьютер, плеер, колонки

К уроку можно подготовить презентацию или использовать по ходу урока Интернет-ресурсы в режиме онлайн.

Ход урока

1. Работа с иллюстрациями

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=42183a70.jpg

  • Рассмотрите 2 эскиза костюмов Катерины художника А.Головина (1916г.)

Который из них, по вашему мнению, в большей степени «подходит» героине? В каком из них вы выпустили бы на сцену героиню, если бы вы были режиссером? Почему?

  • Рассмотрите картину «Катерина» художника С.Герасимова.

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=41f54457.jpg

  • Каким, по вашему мнению, представляет себе характер Катерины художник Герасимов? Почему вы так решили?

2. Работа со звуковым файлом

http://sheba.spb.ru/radio/ost-groza.htm

  • Прослушайте сцену из радиоспектакля по «Грозе» А.Н.Островского. Прощание с Борисом.

  • Ответьте на вопрос: Смерть Катерины — трагедия совести или быта? Какими средствами воссоздан характер Катерины в радиоспектакле?

      1. Проверка домашнего задания

3.1.Как оценивают критики характер Катерины? В чем видят причины ее смерти?

3.2. Кому принадлежат следующие высказывания?
1. Характер Катерины составляет шаг вперед…во всей нашей литературе

1-а. Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление
2. Решительный, цельный русский характер

2-а. Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве»…
3. Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный

3-а. Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями?
4. У Катерины все делается по влечению натуры

4-а. Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве
5. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…

5-а. Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…
6 Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера.

6-а. Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.
7 Нам отрадно видеть избавление Катерины.

7-а. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением

  1. Рефлексия

  • Чью точку зрения вы разделяете? А. Добролюбова? Д. Писарева? А.Григорьева?

  • Ранжируйте по степени важности (от большего к меньшему) причины, которые привели Катерину к самоубийству: чрезмерная религиозность, стыд, необразованность, грубость Кабанихи, слабость мужа, слабость Бориса, отсутствие жизненной цели, отсутствие детей, протест против «темного царства», слабость характера, сила характера.

  • Добавьте в список и другие причины, если, на ваш взгляд, они в какой-то степени подтолкнули Катерину к самоубийству.

  1. Работа с музыкальными файлами

  • Которое из двух произведений в большей мере созвучно состоянию Катерины перед смерти? Поясните свою точку зрения.

5.1. В. А.Моцарт Реквием ре-минор

http://s3.megapesni.ru/uploads/files/9054-mocart---rekviem.-lacrimosa.mp

5.2. В.А.Моцарт Реквием по мечте

http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=view_file&id=47008

6. Работа с поэтическими текстами

  • Прослушайте (подготовленное чтение наизусть) двух стихотворений Вадима Егорова — поэта-современника, известного барда, с чьим творчеством можно познакомиться на сайте

http://vadimegorov.by.ru/main.shtml

  • Какое отношение эти стихотворения могут иметь к теме урока?

Вадим Егоров
Иду по кладбищу.

Бреду по кладбищу.

Ограды сгнившие стоят осклабившись.

Кресты насупились, раскинув лапищи,

Иду по кладбищу
Лопочут листья мясисто-сочные.

А день-то, день-то прозрачный, солнечный

Все в желтых бликах, кривых оладушках..

Бреду по кладбищу.
И вдруг - по сердцу

И вдруг - по памяти

С могильной плитки -

Скорлупки каменной -

Лучисто щурится, смеется девочка:

В руках матрешка, в косичках ленточки.
А буквы прыгают, вопят, уродины,

Что было девочке четыре годика!

Что, мол, убитая

Она с матрешкой...

Шальным осколком ночной бомбежки

…..

Да как же это? В глазах сумятица!

Сознанье – пятится!

И ноги – пятятся!

Ведь ей бы маленькой,

Мелькая челкою,

Весенних зайчиков ловить ручонкою,

Стирать каракули зеленым ластиком,

Играть с подружками в квадраты классики.
Над полустершейся эпитафией

Смеется девочка… с фотографии
Вадим Егоров
Ваш бесчисленный правнук

Навсегда Вашей Милости верен.

Греховодник и праведник,

Вертопрах, правдолюбец и лгун,

Обожаю Вас, Жизнь,

Обожаю вас свято и ветрено,

Вас, старушку-процентщицу, у которой я вечно в долгу.
За минувшие ваши и ваши грядущие новшества,

Что меня, должника, научили смотреть веселей

На незримое, но ежечасно растущее множество

Неоплаченных вам и просроченных вам векселей...
Их, быть может ,оплатят стихов рукописные томики.

Только, если всерьез,

Разве эти долги погасить?

Да поможет мне бог расплатиться хоть малою толикой

За одно только то, что явились ко мне погостить.

И не знаю еще, что готовит мне норов ваш адовый,

Но в годину, когда

соберетесь оставить мой дом,

Обещаю вам, жизнь,

По-собачьи в глаза не заглядывать,

И руки не тянуть, и за ваш не цепляться подол,

И за давностью лет уподобиться бедному Йорику.

А покамест во мне

Хоть щепотка дыхания есть,

Обожаю вас, Жизнь,

И бесстыже впадаю в риторику,

Ибо эта риторика в вашу слагается честь!
И не ведаю где:

В Магадане, Одессе ли, Виннице

На обрыве, на грани,

На краю мне дарованных лет, -

Перед тем как туда.. в эту чертову бездну низринуться

Я счастливо шепну, благодарно шепну вам вослед:

"Обожаю Вас, Жизнь!"



        1. Обобщающая беседа


Жить иль не жить? От чего или от кого зависит решение этого вопросы? Как вы думаете?
Выбор делает человек. Сам. Выбор зависит от того, в первую очередь, каков человек, каковы его ценностные ориентации


          1. Домашнее задание


Сочинение «Смерть завершает жизни полотно...»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по литературе в 10 классе iconПлан-конспект урока система героев-двойников в романе Ф. М. Достоевского...
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Конспект урока по литературе в 10 классе iconКонспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по литературе
Конспект урока по литературе в 10 классе iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока по литературе в 10 классе iconПоощрения и наказания
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Конспект урока по литературе в 10 классе iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока по литературе в 10 классе iconКонспект открытого урока по литературе в 5 «А» классе по теме «Творчество И. А. Крылова»
Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица»
Конспект урока по литературе в 10 классе iconКонспект урока по литературе в 7 классе
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №105 Купинского района
Конспект урока по литературе в 10 классе iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по литературе в 10 классе iconКонспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект урока по литературе в 10 классе iconПлан-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч)
Продолжить обучать школьников лингвистическому, содержательному анализу текста и средств языка
Конспект урока по литературе в 10 классе iconСоциально-ориетированный проект «моя линия жизни»
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Конспект урока по литературе в 10 классе iconТесты по дисциплине «Региональные и местные налоги и сборы»
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Конспект урока по литературе в 10 классе iconКонспект урока по литературе в 10 (профильном) классе
Знать понятие «художественный образ», «эпиграф». Уметь пересказывать статью учебника
Конспект урока по литературе в 10 классе iconУчебник по литературе. Портрет писателя. Ход урока. Организационный...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока по литературе в 10 классе iconКонспект урока по литературе в 11 классе по роману М. Булгакова
Умк: Рамзаева Т. Г.: Русский язык. Учебник для 4 класса нач шк. В 2ч. – М.: Дрофа, 2009
Конспект урока по литературе в 10 классе iconКонспект урока в 5 классе
Конспект урока по геометрии в 7 классе с использованием электронного учебника бином


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск