Литература Конспект урока по литературе в 10 (профильном) классе
Тема: знакомство с поэмой «Мертвые души»
Цель: изучение особенностей поэтики Н.В. Гоголя
Задачи:
обучающая – уметь определять особенности композиции поэмы и мастерство создания образов персонажей, видеть юмор и сатиру писателя;
развивающая – развивать навыки работы по анализу эпизода произведения;
воспитывающая – воспитывать систему нравственных ценностей, внутреннюю культуру, патриотизм.
Домашнее задание к уроку:
прочесть поэму «Мертвые души», определить элемента сюжета, подготовить устное сообщение о Чичикове и помещиках (по вариантам). Эта часть работы представляет, по сути, краткий пересказ.
Этапы урока
| Ход урока
| 1. Беседа по содержанию произведения. Характеристика образа Чичикова
2. Знакомство с городом N.
Выразительное чтение.
3. Обсуждение приемов создания образов помещиков. 4. Домашнее задание
| - Перескажите сюжет поэмы. Кто подсказал этот сюжет писателю?
- Назовите значимых персонажей. По какому плану дан образ каждого помещика?
- В чем особенность эпохи создания «Мертвых душ»? Как тема накопления капитала выражена в произведении?
- В чем, по вашему мнению, новаторство образа Чичикова?
-Подберите аргументы к следующим характеристикам Чичикова, данным Ю.М. Лотманом (работа по группам):
1) Чичиков – романтический герой светского плана. (Герой у Собакевича «подвыпив, стал читать…послание в стихах Вертера к Шарлотте» и письмо неизвестной дамы к Чичикову).
2) Чичиков – романтический разбойник ( герой у Коробочки).
3) Чичиков – демоническая личность, Наполеон, которого «выпустили с острова Елены…» (общее обсуждение героя после его же краха)
- Какова композиционная роль помещиков в создании образа главного героя? Докажите, что это литературные проекции последнего.
- Как начинается поэма? Каков смысл этого эпизода?
Во время чтения внимание учащихся обращается на юмористические несуразицы в описании города. Обсуждение выразительных средств.
- Каков образ города N? (Прослушивание сообщений учащихся.)
- План знакомства с каждым помещиком. (въезд в усадьбу, парк, господский дом, описание встречи Чичикова, портрет помещика, описание семьи, обед, эпизод продажи мертвых душ) Средства выражения авторской позиции. - Характеристика помещика по выбору.
| Система уроков по литературе в 10 (профильном) классе
Тема: изучение пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»
Цель: дать представление об отражении эпохи в драме.
Задачи:
обучающая – различать характерные особенности пьесы как рода литературы, определять способы создания образов персонажей, видеть отражение эпохи;
развивающая – развивать навыки работы по анализу эпизода произведения;
воспитывающая – воспитывать систему нравственных ценностей, внутреннюю культуру, патриотизм.
Домашнее задание к уроку:
прочесть пьесу «Бесприданница», определить элемента сюжета, подготовить устное сообщение по теме «Город Бряхимов и его обитатели», Эта часть работы представляет краткий пересказ с элементами анализа.
Урок 1. «Бесприданница» как драматическое произведение »
Цель: повторение теории по теме «Драма как род литературы», особенности русской драматургии второй половины 19 века.
Этапы урока
| Ход урока
| 1.Лекция.
2. Элементы драматического произведения в пьесе Островского. Лекция-беседа.
3. Прослушивание доклада ученика.
4. Домашнее задание.
| Впервые теорией драмы занялся Аристотель (древнегреческий философ и ученый 384-322 г. до н.э.)
в трактате «Поэтика». «Подражать действительности можно 3 способами: рассказывая о событиях (объективно) подобно Гомеру – это будет эпос; в форме исповеди, открывая внутренний мир своих переживаний – лирика; или показывать эту действительность – это драма».
Драма граничит с театром, но не сливается. В центре драмы – действие. Аристотель разделял драму на два жанра: трагедия и комедия.
В трагедии действующие персонажи – боги и герои, ведущая категория – судьба, рок. В классической трагедии – пять актов, ведущих к катарсису (очищению). Миф становится художественным приемом, допускающим различные трактовки.
До 18 века понятие драмы не менялось, но английский писатель Лилло определил ещё один жанр – среднюю форму (слезная комедия или буржуазная трагедия).
Дидро и Лессинг поддержали этот средний род, назвав социальной буржуазной драмой.
Белинский определяет такие произведения как «собственно драму» и предсказывает расцвет таким пьесам. В 19-20 веках преобладает драма с острым конфликтом между самоценным личностным характером персонажа и условиями его жизни.
- К какому из перечисленных жанров можно отнести «Бесприданницу? Почему?
- Драматическая борьба развивается в определенной социальной среде; герой драмы, охваченный единым, цельным стремлением — страстью — нарушает обычаи, интересы, бытовые нормы окружающего общества, начиная от норм устава благочиния (в водевиле) и кончая нормами государственными или религиозными.
- Драма построена на едином внешнем действии с его перипетиями.
- На каком внешнем действии построена «Бесприданница»?
- В.Г. Белинский считал, что «…в драме не должно быть ни одного лица, которое не было бы необходимо в механизме ее хода и развития» и что «…решение в выборе пути зависит от героя драмы, а не от события».
- Аргументируйте эти слова на примере пьесы.
- Драма тяготеет к условности образов.
- Как вы понимаете эту мысль?
- Докажите, что героям драмы присуща большая страстность, склонность к внезапным решениям, чем персонажам эпического произведения.
- Содержание жизни в драме осваивается через конфликт. Как вы понимаете это определение?
- Каков основной конфликт пьесы?
- Что такое внутренний конфликт?
- У каких персонажей он присутствует?
- Каково основное средство воплощения конфликта?
- «Бесприданница» начинается с болтовни. Разрешается же страданием, катастрофой и очищением. Поясните эту мысль.
- Как отражается в пьесе эпоха, каковы ее характерные черты?
- Основной предмет поисков драматурга – значительные и яркие, целиком заполняющие сознание душевные движения, которые являются преим. реакциями на ситуацию данного момента: на только что произнесенное слово, на чье-то движение.
- Приведите примеры из текста, подтверждающие это высказывание.
- Определите экспозицию, завязку, кульминацию и развязку пьесы.
Сценическая судьба «Бесприданницы».
- Сейчас вы прослушали доклад о непростой судьбе любимой пьесы Островского. Чем объяснить такой долгий неуспех драмы?
- Что изменило отношение зрителей к спектаклю? Какой увидела Ларису Огудалову Вера Федоровна Комиссаржевская?
- Распределить элементы сюжета по действиям драмы.
- Составить краткую характеристику каждого персонажа.
|
Урок 2. Город Бряхимов и его обитатели
Цель: дать представление об отражении эпохи в произведении.
(текстуальная работа по 1 действию)
Этапы урока
| Ход урока
| 1.Опрос домашнего задания.
2.Беседа с элементами анализа.
4.Краткая письменная работа аналитического характера. 5.Домашнее задание.
| Учащиеся аргументируют распределение экспозиции, развития действия, кульминации и развязки произведения, затем выборочно зачитывают характеристики персонажей.
- Кто первый появляется на сцене? Почему?
- Каковы основные темы разговоров горожан Ивана и Гаврилы, Кнурова и Вожеватова?
- В чем проявляется старый быт и новые веяния?
- Какой мотив пронизывает все произведение?
- Кто и почему обсуждает семью Огудаловых?
Чтение диалога Кнурова и Вожеватова в лицах.
- Как тема всевластия денег отражается на Карандышеве?
- Почему результаты действий Юлия Капитоновича противоположны его намерениям? Приведите примеры из текста.
- Только ли Карандышев испытывает неудовлетворенность настоящим, несовестимость амбиций и реального положения вещей? Аргументируйте свой ответ.
- В чем проявляется дисгармоничность Кнурова, Вожеватова, Паратова, Хариты Игнатьевны?
- Почему все они тянутся в Ларисе?
- Для чего нужны друг другу Лариса и Карандышев?
- Как объяснить столь долгое ухаживание последнего?
-В каких взаимоотношениях находятся персонажи драмы? Если понадобится, разбейте по группам. Прокомментируйте это разделение.
- Какова роль Робинзона? Чем очень важен этот персонаж «второго плана»?
- Как и в чем выражается противоречивость сознания человека пореформенной эпохи? - Напишите сочинение-миниатюру на тему «Город Бряхимов и его обитатели».
Повторить речевую характеристику как способ создания образа.
Продумайте ответ на вопрос «Какова композиционная роль Робинзона?»
|
Урок 4. Характеристика образа Сергея Сергеевича Паратова
Цель: исследование проблематики драмы.
(текстуальная работа по 2 действию)
Этапы урока
| Ход урока
| 1. Еще раз о теории драмы. 2. Выразительное чтение эпизода. 3. Беседа.
4.Запись в тетрадь.
5. Аналитическая беседа
6. Домашнее задание.
| - Как вы понимаете, что такое «драма» в узком смысле этого слова?
Существуют такие разновидности драмы, как «бытовая», «психологическая», «символическая», «героическая» и «романтическая».
- Попробуйте дать определение каждому виду.
- К какому из них относится «Бесприданница»? Почему?
Чтение разговора Кнурова и Огудаловой (можно в лицах).
- Как держится каждый из них?
- О чем этот разговор? Что он, по сути, представляет?
- Как персонажи относятся к Ларисе?
- Какой ее видят? Почему?
- А какой видят Ларису Дмитриевну Паратов и Карандышев? Обоснуйте свое мнение.
- Как развивались отношения Паратова и Ларисы?
- Поясните слова Паратова «Ведь я было чуть не женился на Ларисе, - вот бы людей-то насмешил!»
- Почему Лариса решает выйти за Карандышева?
- Как объяснить ее желание поскорее уехать в деревню? Чего боится девушка?
- Почему Лариса полюбила именно Паратова?
Выразительное чтение разговора Сергея Сергеевича с Харитой Игнатьевной. ( Можно по ролям.)
- Почему Паратов не признается в том, что обручен?
- Для чего ему нужен разговор с Ларисой? Какую цель он преследует?
- Какой раскрывается Лариса в этом разговоре?
- А что можно сказать о характере Паратова?
- У кого из персонажей столь же больное самолюбие?
- Что еще есть общего у Паратова с Карандышевым?
- Перескажите ссору между ними. В чем истинная ее причина?
- Кто начинает первый и почему?
- Как ведет себя Лариса?
- Почему Паратов не успокаивается и продолжает мстить Карандышеву?
Критик А. Григорьев (покойный друг Островского) писал о Паратове – « тип блестящий, страстный действительно, хищный действительно (вроде Печорина) имеет в природе свое оправдание, ибо вносит в жизнь нужное ей тревожное начало.
Образом Паратова Островский как бы полемизирует с другом. Во что превратился хищный тип? Что осталось от истинной страстности, широты натуры, стихийности, которыми Григорьев этот тип оправдывал?
- Для чего Сергею Сергеевичу нужен Робинзон?
- Расскажите о нем: настоящее имя, занятие, при каких обстоятельствах «попал» к Паратову?
- В качестве кого он содержится у последнего?
- Как это характеризует Сергея Сергеевича? Прокомментируйте слова Вожеватова об актере: «Это такое счастье, такое счастье! Вот находка-то золотая!.. Эко вам счастье, Сергей Сергеич! Кажется, ничего б не пожалел за такого человека…»
- Что можно после этих слов угадать о Вожеватове – одном из хозяев жизни?
- Каким предупреждением Ларисе является Робинзон?
Проанализируйте характеристику Паратова, данную Григорьевым. Ответьте на вопрос: «Как и в чем изменился этот страстный хищный тип при наступлении новой общественной формации?» Подберите примеры из текста, подтверждающие, с одной стороны, силу и неординарность натуры Сергея Сергеевича, а с другой – показывающие его измельчание.
|
Урок 5,6. Обед у Карандышева
Цель: анализ кульминации драмы. Узнавание Карандышева и Ларисы. Лариса перед проблемой выбора.
(текстуальная работа по 3 и 4 действиям)
Этапы урока
| Ход урока
| 1. Знакомство с термином «узнавание». Лекция.
2. Беседа об узнавании Карандышева.
3. Развязка драмы. Узнавание и очищение Ларисы Дмитриевны.
4. Особенности композиции пьесы.
Запись в тетрадь
Домашнее задание.
| - Узнавание – один из самых важных элементов пьесы. Аристотель говорил об узнавании как о самом трагическом моменте драмы. Потрясенный неожиданным ходом событий, герой постигал их истинный смысл, открывал нечто существенное в себе самом. Узнавание перерастало в осознание.
-Какую цель преследует Карандышев, собирая этот обед?
- Подтвердите это словами самого Юлия Капитоновича.
- Как вы думаете, почему 3 действие начинается с возмущенных реплик Ефросиньи Потаповны?
- Чем она возмущается?
- Покажите попытки Карандышева доказать, что у него все должно быть не хуже, чем у сильных мира сего?
- Зачитайте примеры из текста.
- В какое время происходит обед?
- Определите время всей пьесы.
- Чем объяснить такую сжатость драмы?
- В каком душевном состоянии находится Карандышев во время обеда?
- Почему он заблуждается все больше и больше?
-Прокомментируйте слова Юлия Капитоновича, которые он произносит в ответ на просьбы Ларисы спеть: « Уж коли я говорю, что не станет, так не станет».
- В чем комичность и трагичность тоста Карандышева?
- В какой момент начинается узнавание Юлия Капитоновича?
- Почему он, ранее избегавший правды, теперь говорит её во всеуслышание?
- Как понять то, что Юлий Капитонович не осуждает Ларису?
- « И ведь это не разбойники, это почетные люди… Это все приятели Хариты Игнатьевны», - почему Юлий Капитонович указывает, что гости связаны именно с матерью Ларисы, а не с последней?
- После узнавания наступает или очищение или желание отомстить. Что происходит с Карандышевым?
В конце 3 действия из-под шутовской маски, надетой на Юлия Капитоновича Паратовым и Вожеватовым, проглядывает человеческое лицо, измученное и страдающее.
- Какой романс выбирает Лариса и почему именно его?
- Как реагируют окружающие?
- Чем они восхищаются?
- Что чувствует Паратов? Из чего это видно?
Чтение разговора Ларисы и Сергея Сергеевича.
- Какова позиция Паратова?
- Зачем он уговаривает девушку ехать за Волгу?
- Почему Лариса соглашается?
- Какой выбор стоит перед ней?
Неожиданность поступков героев свидетельствует о внутреннем конфликте.
- Назовите неожиданные поступки Паратова.
- Карандышева?
-Почему получается, что Карандышев совершает все по собственной воле, кроме погони с пистолетом, а Паратов – нет?
В поведении героев Островского сказываются противоречия времени.
В каких-то эпизодах разные герои действуют как родственные фигуры ( примеры себялюбия Паратова и Карандышева); Лариса поступает с женихом так же, как Паратов с ней.
Робинзон по-своему ведет главную тему пьесы.
- Чье настоящее и чье будущее напоминает герой?
С ним уже произошло то, что хотят сделать с Ларисой.
- Чем вызвано общее стремление купить Ларису?
- Что особенно привлекает в ней кнуровых-вожеватовых?
- Почему?
- Выделите этапы узнавания Ларисы.
1. Разговор с Паратовым по возвращении из поездки.
2. Предложение Кнурова.
3. Разговор с Карандышевым.
Карандышев после узнавания, страдая, становится проницательнее. Юлий Капитонович высказывает Ларисе, что она – вещь для Кнурова и Вожеватова. Однако Карандышев остается самим собой. То есть продолжает действовать под влиянием больного самолюбия – мстить.
Лариса, страдая, движется к очищению. Движется она сложным путем. Сначала, в злом упоении, Огудалова велит Карандышеву позвать своего будущего хозяина. (Эта ситуация зеркальна помолвке Паратова – тот тоже куплен. Правда, Паратов тщательно скрывает факт овеществления себя, Лариса - говорит об этом прямо.) Все четверо мужчин хотят превратить Ларису в свою вещь.
- Что можно сказать об их отношении Кнурова-Вожеватова к людям вообще? Почему оно такое?
- А каково мировоззрение Карандышева?
- Паратова?
Что хотел предотвратить Карандышев: превращение невесты в вещь или в чужую вещь?
- Почему Юлий Капитонович стреляет?
- Только ли для того, чтобы Лариса не досталась никому?
- Зачем Карандышев хочет, чтобы девушка сохранила свое честное имя?
- Это вопрос самолюбия героя?
- Каковы последние слова Ларисы?
- Какой драматический термин это обозначает?
- Почему героиня оказалась способной к всепрощению?
Дома сформулируйте темы сочинения по произведению, составьте развернутый план одной из них.
| |