Иррациональные уравнения





Скачать 67.41 Kb.
НазваниеИррациональные уравнения
Дата публикации04.07.2014
Размер67.41 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Иррациональные уравнения.

( Урок решения иррациональных уравнений)

Чулпан Сагирова, МОУ «Алексеевская общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»


Учитель математики первой квалификационной категории
Цели:

1. Ввести понятие иррациональных уравнений и показать способы их решений.

2. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать факты и понятия, развивать самостоятельность, мышление, познавательный интерес.

3. Содействовать формированию мировоззренческих понятий.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Организация применения различных способов решения иррациональных уравнений, уравнений с параметром.
Оборудование: компьютер,презентация ,дополнительный материал из окрытого банка заданий- прототипы заданий В3, В7




Этапы работы

Содержание этапа

I
II


III

IV

V

VI

Организационный момент

Цель: постановка целей и задач урока, принятие их учащимися


Изучение нового материала.

Закрепление изученного материала.


Домашнее задание.

Подведение итогов урока.


Учитель.

Здравствуйте, ребята!Начинаем мы решать
Надеюсь , что настрой на урок у вас серьезный , желаю вам высоких результатов.

Презентация.

Ставится вопрос - проблема. Какой шаг в решении уравнения приводит к появлению лишних корней?

Чтобы ответить на поставленный вопрос учащимся предлагается софизм. Софизм – доказательство ложного утверждения, причем ошибка в доказательстве искусно замаскирована. Софистами называли группу древнегреческих философов IV-V веков до нашей эры, достигших большого искусства в логике.Где допущена ошибка в следующей цепочке равенств? 16 – 36 = 25 – 45,
16 – 36 + 20,25 = 25 – 45 + 20,25,
(4 – 4,5)2 = (5 – 4,5)2,
4 – 4,5 = 5 – 4,5,
4 = 5,
2 . 2 = 5.

Ученики.

Прослеживают цепочку равенств, указывают на ошибку. Выступают с дополнительным материалом о древнегреческих софистах.

Учитель.

Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня, называются иррациональными.

Устно: какие из следующих уравнений являются иррациональными:

  1. x + = 2,

  2.  = 11 + x,



  3.  = 3,

  4. y2= 4.

Ученик.

Посредством уравнений, теорем
Он уйму всяких разрешал проблем.
И засуху предсказывал, и ливни –
Поистине его познания сильны. ( Гомер)

Ученики.

Устно решают уравнения.

- 6 = 2 ,   , - 4 = 7 ,   , 

Учитель

Алгоритм решения уравнений

  1. Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального к рациональному уравнению путем возведения в степень обеих частей уравнения или замены переменной.

  2. При возведении обеих частей уравнения в четную степень возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании указанного метода следует проверить все найденные корни подстановкой в исходное уравнение.

  3. Иногда удобнее решать иррациональные уравнения, определив область допустимых значений неизвестного и используя равносильные переходы.

Является ли число x0 корнем уравнения:









Решим уравнение:

Решение:

возведем обе части уравнения в квадрат:

x + 2 = x2,
x2 – x – 2 = 0,
x1 = – 1,
x2 = 2.

Проверка:

  1. x = –1, тогда 1 = – 1 ложно;

  2. x = 2, тогда 2 = 2 верно.

Ответ: x = 2;

Решим уравнение: +1 – 2x = 0

Решение:

= 2x – 1,
x2 + 5x + 1 = (2x – 1)2
x2 + 5x + 4 = 4x2 – 4x + 1,
x (x – 3) = 0,
x1 = 0,
x2 = 3.

Проверка:

x1 = 0, то + 1 – 2 . 0 =/= 0, значит, x1 = 0, не удовлетворяет уравнению.
x2 = 3, тогда +1 – 2 . 3 = 0, значит x2 = 3 корень уравнения.

Ответ: x = 3.

Решим уравнение:

Решение: возведя обе части уравнения в квадрат, получим:

2x – 3 = x – 2, x = 1.

Проверка: – обе части уравнения не имеют смысла

Ответ: корней нет.

Решим уравнение:

Решение: поскольку корни арифметические, то левая часть уравнения неотрицательна, а правая отрицательна, значит, уравнение решений не имеет.

Ответ: уравнение решений не имеет.

Ученица.

История “ Неразумных чисел”.

История иррациональных чисел относится к удивительному открытию пифагорейцев. А началось это с простого вопроса, связанного с вычислением диагонали квадрата, сторона которого равна 1.

Учитель

Предлагает решить следующие задания:


  • № 418 (а; б); I в. а)

  • № 419 (а; б). II в. б ) / проверяем по решению на доске.*

  • 420 (а; б).

  • 421 (а; б).

  • Прототипы заданий: В3№4,5,23;В7№6,9

Ученики проводят самооценку

Задание на дом.

  • № 417 (в, г );

  • № 418 (в; г);

  • № 419(в,г)

  • 420 (а; б).

  • 421 (а; б).

  • Задания из прототипов:В3 №12,13,15;В7№27,28

Ученики

Напоминают определение иррационального уравнения, алгоритм решения

Учитель

Спасибо за урок.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Иррациональные уравнения iconУрока календарно-тематическое планирование
Умение различат иррациональные уравнения; решать разными способами иррациональные уравнения
Иррациональные уравнения iconУрок. Содержит фактический материал по теме «Иррациональные уравнения»
Урок иссследования, комбинированный урок. Содержит фактический материал по теме «Иррациональные уравнения». План решения, самооценка...
Иррациональные уравнения icon«Иррациональные уравнения и неравенства» встречаются на егэ и на...
Материал, связанный с уравнениями и неравенствами, занимает значительную часть школьной программы математики. Одна из сложных тем...
Иррациональные уравнения iconУрок. Тема: «Иррациональные уравнения»
Цель: закрепить умение решать уравнения; способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний при решении уравнений;...
Иррациональные уравнения iconУрок 1-2
Изучение темы: «Степенная функция. Иррациональные выражения, уравнения и неравенства.»
Иррациональные уравнения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: формировать понятие «Иррациональные уравнения» и умения решать их основным способом
Иррациональные уравнения iconУчебные и образовательные программы на cd и dvd дисках
Математика. Часть Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические уравнения и неравенства. Прогрессия, планиметрия,...
Иррациональные уравнения iconТема: «Рациональные и иррациональные уравнения, неравенства и системы»
Элективный курс профильного обучения посвящен одному из традиционных разделов элементарной математики: решению рациональных и иррациональных...
Иррациональные уравнения iconКвадратный корень
Иррациональные числа – бесконечные десятичные непериодические дроби – представляют иррациональные числа
Иррациональные уравнения iconТема урока: Иррациональные уравнения и неравенства
Цель урока – обобщить основные методы решения иррациональных уравнений и неравенств; повторить свойства показательной и логарифмической...
Иррациональные уравнения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: сформировать у учащихся понятия: «уравнение», «линейное уравнение», «корень уравнения», «равносильные уравнения», «одз уравнения»;...
Иррациональные уравнения iconУрок в 11а классе Тема: Иррациональные уравнения (2 ч.)
Цель: обобщить и закрепить навыки решения иррациональных уравнений методом возведения в степень. Рассмотреть другие способы решения...
Иррациональные уравнения iconПланирование изучения темы «Обобщение понятия степени» 13 уроков...
Обобщить понятие квадратного корня на корень n-й степени и рассмотреть его свойства
Иррациональные уравнения icon«Развитие у учащихся умений обобщать и систематизировать средствами...
Общеобразовательной школы по школьным дисциплинам, в том числе по математике, в настоящее время нельзя считать вполне удовлетворительной....
Иррациональные уравнения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения», урок №1 темы «Квадратные уравнения»
Иррациональные уравнения icon"Ионные уравнения"
Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные уравнения реакций, полные и сокращённые...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск