Пояснительная записка Направление работы: естественно-научное





Скачать 128.26 Kb.
НазваниеПояснительная записка Направление работы: естественно-научное
Дата публикации09.07.2014
Размер128.26 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Математика > Пояснительная записка
VI Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» на 2011-2012 учебный год

I этап

IV направление – естественно-научное
Тема урока: «Геометрический и физический смысл производной».

11 класс

Ф.И.О. учителя Вакуленко Ирина Петровна

Должность учитель математики

Место работы МБОУ СОШ № 1

Муниципальное образование Темрюкский район


г.Темрюк

2011 год
Пояснительная записка
Направление работы: ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ.
Тема урока: «Геометрический и физический смысл производной». 11 класс.
Класс общеобразовательный. Уровень обучения – базовый.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных школ: Алгебра и начала анализа в 10-11 классах для ОУ Краснодарского края на 2010-2011 учебный год, разработанная кафедрой физико-математических дисциплин и информатики ККИДППО.

Учебник: Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс в 2ч. Автор А.Г.Мордкович. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2009 год.

Урок необходимо проводить в соответствии с программой. Раздел: «Производная» (учебник «Алгебра и начала математического анализа 10-11классы» автор ) А.Г.Мордкович.

Цель урока: закрепить понятия геометрического и физического смысла производной; сформировать начальное представление об истории развития математического анализа. Учить работать с теоретическими вопросами учебника, способствовать развитию творческой деятельности учащихся на уроке, потребности их к самообразованию.

Одна из важнейших задач урока: подготовка учащихся к ЕГЭ. Урок проводится в общеобразовательном классе, где ребята учатся анализировать и обобщать полученные результаты.

Во время урока демонстрируются слайды, которые помогают вовлечь всех учащихся в совместный процесс обучения, применять полученные знания при решении упражнений, делать выводы, развивать логическое мышление.
Оборудование и материалы для урока: плакаты, тренажёры для устного счёта (задания для учащихся 10-11 классов при подготовке к ЕГЭ по математике), проектор, интерактивная доска, презентация для сопровождения урока.
Этапы урока: организационный момент; проверка теоретических знаний, используемых при выполнении домашнего задания; устный счёт; экскурс в историю; изучение темы; работа с учебником; закрепление материала; подведение итогов работы на уроке; домашнее задание.

На уроке используются частично-поисковые методы.


Анкета-заявка

На участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок» по естественно-научному (четёртому) направлению
2011-2012 учебный год

1.Фамилия, имя, отчество автора (полностью) Вакуленко Ирина Петровна___________

2.Год, месяц день рождения _ 1965 год, 16 октября__________

3.Место работы __муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 муниципального образования Темрюкский район______

полный адрес: индекс _353500_ город _Темрюк_ улица _Володарского,37_____________

федеральный телефонный код города _86148__ телефон/факс _ 5-13-83________________

e-mail _school1@tem.kubannet.ru____________________________(указать обязательно)

4.Должность _учитель математики_______________________________________________

5.Педагогический стаж работы _20 лет________________________________________

6.Преподаваемый предмет _ алгебра и начала анализа _____________________________

7.Класс проведения урока _11 класс_____________________________________________

8.Домашний адрес автора (полностью) индекс _353500_ город _Темрюк______________

_Краснодарский край_ федеральный телефонный код города _86148__________________

телефон _51722__ сотовый телефон _8918-41-05-078________________________________

e-mail

9.ФИО руководителя общеобразовательного учреждения

__Дяденко Ольга Викторовна____________________________________________________

телефон для связи _5-13-83_ федеральный код города _86148________________________

телефон _5-13-83 факс _ 5-13-83________________________________________________

e-mail _school1@tem.kubannet.ru____________________________(указать обязательно)

10.Название органа управления образования, направившего участника

Управление образованием муниципального образования Темрюкский район____________

Подпись председателя жюри______________________(расшифровка подписи, должность)

_____________________________________________________________________________

Подпись руководителя общеобразовательного учреждения

_________________________________

Дата заполнения___________
М.П

Рецензия
на урок алгебры и начал анализа учителя МБОУ СОШ № 1 муниципального образования Темрюкский район Вакуленко Ирины Петровны

Раздел: «Производная»

Тема: «Геометрический и физический смысл производной» 11 класс.
Согласно современным представлениям о технологиях обучения математике в общеобразовательной школе в основе лежит технология, построенная на результатах независимых экзаменов и систематически проводимых диагностических работах, которая обеспечивает повышение уровня обученности учащихся и качества их математических знаний.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся, повышения уровня усвоения знаний, ликвидации выявленных пробелов в знаниях учитель математики Вакуленко И.П. использует различные методы: беседа, проблемность, наглядность, индивидуальная работа со слабыми учащимися, использование ТСО и. др.). Отчётливо отмечается систематическая последовательность и преемственность учебных операций.

Учителем используется достаточное материальное и организационное обеспечение ( учебники, тетради, плакаты, тренажёры для устного счёта, презентация урока, проектор, интерактивная доска и др.)

Содержание урока достаточно научно. На всём его протяжении прослеживается отчётливая целенаправленность как всего урока в целом, так и отдельных его этапов, выбрана оптимальная форма работы, используется методика опережающего обучения. Наблюдается работа по подготовке учащихся к ЕГЭ.

Большое значение этот урок имеет и как средство реализации воспитательных задач в процессе обучения: развивает у учащихся коммуникативные способности (культуру общения, умение работать в парах, элементы ораторского искусства); способствует развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию.

Урок, проведённый Вакуленко Ириной Петровной, достиг своих целей и заслуживает отличной оценки. Учитель показал высокий профессионализм.


Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

МБОУ СОШ 1 г.Темрюка Л.Н.Ушакова
Директор МБОУ СОШ № 1 О.В.Дяденко
Тренажёр для устного счёта.


Таблица № 11. Найти производные функций:
1В. 2В. 3В. 4В.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Тема: «Геометрический и физический смысл производной».

Класс: 11 (общеобразовательный уровень).

Цели урока:

- обучающая: : изучить понятие геометрического и физического смысла производной и закрепить его при решении упражнений; сформировать начальное представление об истории развития математического анализа. Учить работать с теоретическими вопросами учебника;

- развивающая: способствовать развитию общения как метода научного познания, смысловой памяти и произвольного внимания;

- воспитательная: развивать у учащихся коммуникативные способности (культуру общения, умение работать в парах, элементы ораторского искусства); способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию.

Оборудование и материалы для урока: проектор, интерактивная доска, презентация урока, учебники, тетради, плакаты, тренажёры для устного счёта).

Содержание слайдов:

  1. Титульный. №1

  2. Цель урока. №2

  3. План урока. №3

  4. Эпиграф к уроку. №4

  5. График функции. № 7.

  6. Экскурс в историю. № 8, 9,10.

  7. Акцентируем теорию по теме: № 5, 6.


Ход урока.

1.Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, объявляет тему урока, цели, план урока, зачитывает эпиграф к уроку, используя презентацию.

Эпиграфом к уроку служат слова французского философа-материалиста, атеиста Дени Дидро (1713-1784) – современника Декарта, Лейбница, личного библиотекаря Екатерины Великой. Учитель зачитывает эпиграф с помощью слайда № 3.

2. Устный счёт. Проверка теоретических знаний, используемых при выполнении домашнего задания:

- дать определение предела функции в точке;

-дать определение функции, непрерывной в точке х=а; функции, непрерывной на промежутке Х;

- что называют приращением аргумента, приращением функции;

- какие задачи приводят к понятию производной;

- какую прямую называют касательной к кривой в данной точке;

- по какой формуле вычисляется угловой коэффициент касательной;

- дать определение производной функции в точке;

- формулы для нахождения некоторых производных элементарных функций.

Далее учащимся предлагается работа с тренажёром для устного счёта (таблица № 11), которые находятся на столах у учащихся. В это же время, пока весь класс работает над теорией и тренажёрами, слабоуспевающие учащиеся выполняют работу по карточкам в индивидуальных тетрадях.
Карточка1:

1. Найдите производную функции f (х) =

2. Вычислите значение производной функции
в точке .

Карточка 2:

1. Найдите производную функции f (х) = .

2. Вычислите значение производной функции
в точке .

Карточка 3:-

1. Найдите производную функции f (х) = 10х4-6х.

2Вычислите значение производной функции
в точке .

Карточка 4:

1. Найдите производную функции f (х) = .

2. Вычислите значение производной функции
в точке .

Карточка 5:

1. Найдите производную функции f (х) =.

2.Вычислите значение производной функции
в точке .

Учащиеся после устной работы сдают выполненные задания.
3.Экскурс в историю. Учитель рассказывает об истории развития математического анализа, сопровождая демонстрацией слайдов презентации. (Слайды №№ 8, 9,10).

Математический анализ, ядро которого составляют дифференциальное и интегральное исчисления – самая тонкая область всей математики. Раздел математики, в котором изучаются производные и их применения к исследованию функций, называется дифференциальным исчислением, а раздел математики, в котором изучается операция интегрирования функции, то есть восстановления функции по её производной называется интегральным исчислением. Дифференциальное исчисление создано Ньютоном и Лейбницем сравнительно недавно, в конце XVII столетия.

Большой вклад в развитие дифференциального исчисления внесли:

- Архимед, который задолго до этого решил задачу на построение касательной к спирали, сумел найти максимум функции f (х) = х² (а-х).

- Ж.Лагранж (1736-1813), который ввёл современные обозначения у', f '.

- Исаак Ньютон (1643-1727), проводивший математические исследования, при помощи которых легче всего было понять природу производной.

- Пьер Ферма (1601-1665), математическое определение производной которого было принято всеми математиками, успешно применявшими в своём методе нахождения экстремумов многочленов задачи о построениях касательных к кривым.

- Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-176), который установил геометрический смысл производной, как тангенс угла наклона касательной. С его именем связаны имена выдающихся личностей, термины и понятия: Эпоха Просвещения, Пётр I, Россия, Ньютон, рококо, арифмометр, кратер на Луне, подводная лодка, «Философский век».

Исследование свойств функций при помощи производной применяется к решению так называемых задач на наибольшее и наименьшее значения. Например, Ферма решил задачу определения конуса наибольшего объёма и цилиндра с наибольшей поверхностью, вписанных в данный шар. Подобные задачи мы с вами тоже будем решать.

4. Изучение нового материала. Учитель: часто бывает так, что решая задачи, очень далёкие друг от друга по содержанию, мы приходим к одной и той же математической модели. Сила математики состоит в том, что она разрабатывает способы оперирования с той или иной математической моделью, которыми потом пользуются в других областях знаний. На прошлом уроке мы рассмотрели две различные задачи – физическую и геометрическую: задача о скорости движения и задача о касательной к графику функции. (Плакат, на котором даны формула мгновенной скорости и чертёж кривой, где в точке М к ней проведена прямая -предельное положение секущей, которую называют касательной к кривой L в точке М). Рассмотренные на прошлом уроке задачи позволяют истолковать производную с физической и геометрической точек зрения. Сегодня вы сами сможете ответить на этот очень важный вопрос, если очень внимательно поработаете с учебником.

5.Постановка проблемы. Работа с учебником. I ряд получает задание: В чём заключается физический (механический) смысл производной (учебник стр160). II ряд: В чём состоит геометрический смысл производной (учебник стр.160). III ряд: дать определение функции, дифференцируемой в точке. Как называют процедуру нахождения производной функции и как связаны между собой понятия непрерывность и дифференцируемость функции в точке (учебник стр.162)?

Учитель объясняет метод теоретического опроса, демонстрирует график (слайд № 7), задаёт вопросы. Фиксирует результаты ответов на слайдах презентации. После применения теоретических знаний к графику функции направляет предложения учащихся на выдвижение гипотезы. Выдвигаемые предположения фиксируются на слайдах. Слайды: Акцентируем теорию по теме: №№ 5,6.

Итак, геометрический смысл производной: если к графику функции у = f (х) в точке с абсциссой хо можно провести касательную, не параллельную оси ОУ, то значение производной f '(хо) равно угловому коэффициенту касательной у = кх + b, то есть

к = f '(хо).

Замечание. Так как угловой коэффициент к = tg a, где a- угол наклона касательной, то верно равенство f '(хо) = tg a.

Физический смысл производной. Если материальная точка движется прямолинейно по закону s (t), то производная функции у = s (tо) выражает мгновенную скорость материальной точки в момент времени tо, т.е. v = s' (tо).

Замечание при решении задач будем считать, что если s' (tо) = 0, то в момент времени tо точка останавливается.

6.Закрепление материала. Задачник «Алгебра и начала математического анализа. Ч.2», автор А.Г.Мордкович. Устно: №№ 27.3, 27.4 стр.79. письменно: №№ 28.7.а,б; 27.11а,б,

28.25 а,б.

Выполнение следующих упражнений:






1. На рисунке изображен график функции

и касательная к нему в точке

с абсциссой . Найдите значение

производной в точке .


2.На рисунке изображен график функции






и касательная к нему.

Чему равно значение производной этой

функции в точке с абсциссой ?


Если осталось время, то можно решить подобные задания.

7. Подведение итогов. Учитель: подведём итоги. Мы сегодня рассмотрели важные вопросы раздела «Производная». Кто напомнит мне в чём они заключаются? Ученики дают определения геометрического и физического смысла производной. Учитель: ребята, что мы уже умеем с вами находить? Ученики: находить производные некоторых элементарных функций, значения производной в некоторой конкретной точке, мгновенную скорость, угловой коэффициент касательной, угол между касательной к графику функции в заданной точке и осью абсцисс.

Учитель: ребята, на следующем уроке мы научимся составлять уравнение касательной к графику функции в точке, принадлежащей графику.

8. Домашнее задание. Пункт 28, №№ 28.7в,г; 27.11в,г, 28.25 в,г. Индивидуально: №28.40 б,в, № 28.43 а, №28,45 а.

Литература

1. Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс в 2ч. Автор А.Г.Мордкович. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2009 год.

2. Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»№15, № 10, № 29, 1998г., №24,1999г.

3.Готовимся к ЕГЭ по математике. Обобщающее повторение курса алгебры и начал анализа / Под редакцией Е.А.Семенко. – Краснодар: 2006 Ч.3-121с.

4. Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ-2011 по математике / Под редакцией Е.А.Семенко. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. – 107с.

5. Уроки математики с применением информационных технологий. 5-10 классы. Методическое пособие/ Л.И.Горохова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «
Глобус», 2010. – 266 с. - (Современная школа).
















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Направление работы: естественно-научное iconПояснительная записка Направление кружка : естественно-научное. Актуальность,...
Рассмотрение более сложных заданий олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления у учащихся
Пояснительная записка Направление работы: естественно-научное iconПояснительная записка Описание
Научное направление возникло в 2003 году, развивалось благодаря научной работе преподавателей кафедры, работающих над диссертационными...
Пояснительная записка Направление работы: естественно-научное iconПояснительная записка основная образовательная программа начального...
Научное направление возникло в 2003 году, развивалось благодаря научной работе преподавателей кафедры, работающих над диссертационными...
Пояснительная записка Направление работы: естественно-научное iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Огромную роль в формировании и развитии эстетических принципов Чехова сыграло его медицинское образование, как естественно-научное...
Пояснительная записка Направление работы: естественно-научное iconОбразовательная программа гбоу школы №355 (5-11 общеобразовательные классы )
Влксм. В 70-е годы ХХ века школа была опорной площадкой с современными техническими средствами обучения. В 80-е годы в старшей школе...
Пояснительная записка Направление работы: естественно-научное iconПояснительная записка Руководство чтением как приоритетное направление...
Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной...
Пояснительная записка Направление работы: естественно-научное iconПояснительная записка к уроку по теме «Вода и её свойства»
«Вода и её свойства» в 9-ом классе моу сош №24, г. Крымска, Краснодарского края по естественно – научному направлению
Пояснительная записка Направление работы: естественно-научное iconПлан программа кружка ручного труда «весёлые петельки» Составила...
Целью, которого, является подготовка детей к школе через ведение кружковой работы. Эта цель решается через следующие задачи
Пояснительная записка Направление работы: естественно-научное iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса. Целью дисциплины...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Пояснительная записка Направление работы: естественно-научное iconПрограмма факультативного курса Самохвалова Т. В. Пояснительная записка
Курс рассчитан на 68 часов учебного времени. Являясь факультативным в классах естественно-математического, социально-экономического,...
Пояснительная записка Направление работы: естественно-научное iconАнализ работы кафедры естественно-математического цикла. Учителя...
Учителя естественно-математического цикла в течение 20012-2013 учебного года работали над темой: Повышение результатов обучения по...
Пояснительная записка Направление работы: естественно-научное iconНаучная библиотека
Нгту, а также других источников. Библиографические записи сгруппированы по разделам, далее по годам. Каждый раздел соответствует...
Пояснительная записка Направление работы: естественно-научное icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Направление работы: естественно-научное iconСправка о проведении недели естественно-научных предметов
В соответствии с планом работы школы и мо учителей в школе проводилась неделя естественно-научного цикла с 20. 01. 2014г -25. 01....
Пояснительная записка Направление работы: естественно-научное iconПояснительная записка курсовой работы «Решение задачи о загрузке...
Пояснительная записка курсовой работы «Решение задачи о загрузке (задача о рюкзаке), использую рекуррентные соотношения» содержит...
Пояснительная записка Направление работы: естественно-научное iconПояснительная записка Курс по выбору сдм «Теоретические аспекты перевода»
Направление подготовки 5403 м 01 – Филологическое образование (Языковое образование)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск