Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а





Скачать 158.64 Kb.
НазваниеУроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а
Дата публикации14.07.2014
Размер158.64 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Шутова Татьяна Викторовна работает учителем математики в данной школе 24 года. С 1994 года ведет классы с углубленным изучением математики. Ее выпускники успешно поступают в технические ВУЗы. В результате работы над проблемой «Организация самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока» у Татьяны Викторовны накоплен положительный опыт, который помогает совершенствовать педагогический процесс.

На уроках Шутовой Татьяны Викторовны постоянно совершенствуется преподавание за счет внедрения творческих методов, приемов и форм работы, видна предельно четкая организация урока. Кропотливая индивидуальная работа с каждым учеником позволяет добиваться учителю ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

В старших классах Татьяна Викторовна практикует проведение уроков-лекций, практических занятий, консультаций и зачетов. В классах с углубленным изучением она стремится дать повышенную математическую подготовку. Много усилий прилагает на уроках формированию умственной самостоятельности учащихся. Проводит много самостоятельных, проверочных и контрольных работ. Это дает свои результаты: ее выпускники успешно поступают в технические ВУЗы, экзаменационные работы в классах с углубленным изучением математики выполнены с хорошим показателем уровня знаний

Сущность работы Татьяны Викторовны - в создании эффективной организационно-методической системы обучения математике в средней общеобразовательной школе, обеспечивающей развитие познавательной активности и творческой инициативы школьников.

Главное в системе обучения и воспитания - поощрение творческой инициативы, как всего коллектива учащихся, так и каждого ученика; органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности; управление общением старших и младших школьников. Продуктивность системы в том, что все учащиеся Шутовой Т.В. успешно овладевают знаниями, практическими умениями, предусмотренными программой по математике, а лучшие становятся победителями математических олимпиад. Татьяна Викторовна добивается сформированности у каждого ученика устойчивого интереса к математике. Система работы складывается из традиционных и нетрадиционных (авторских) форм учебной и внеклассной работы:

Уроки-лекции с целью изучения новой темы крупным блоком, активизация мышления школьников при изучении нового, экономии времени для дальнейшей творческой работы;

Уроки-решения "ключевых" задач по теме. Учитель вместе с учащимися вычисляет минимальное число задач, на которых реализуется теория, учит распознавать и решать "ключевые" задачи;

Практикумы по решению задач (традиционно).

Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а
отвечает на них учитель;

Уроки-зачеты, целью которых является организация индивидуальной
работы, помощи старших учащихся младшим, постепенная подготовка к
решению более сложных задач;

Уроки анализа результатов зачетов;

Уроки проведения контрольных работ;

Уроки анализа контрольных работ (подведение итогов);

Математические бои;

Интегрированные уроки;
Математические олимпиады;
Урок-лекция
Задачи:
-введение новой темы крупным блоком;
-систематизация материала целой темы;
-создание теоретической основы для решения математических задач теме;
-обучение учеников правильной математической речи;
-осуществление подготовки к выпускным и вступительным экзаменам;
-формирование у учащихся умения внимательно слушать объяснения учителя, активно воспринимать учебную информацию, осмысливать, логически упорядочивать учебный материал, выделяя в нем главное;
-развитие эмоциональной сферы школьников;
-развитие интереса школьников к математике;
-познакомить учащихся с методами математических исследований,
которые используются в процессе изучения темы, и заложить основы для доступной учащимся исследовательской деятельности.

Структурные элементы:
- обоснование необходимости изучения темы;
- проблемные ситуации, анализ этих ситуаций;
- работа с утверждениями по определенной схеме;
- обсуждение круга вопросов, которые близки к теме лекции и которые предлагаются для самостоятельной работы;
- сообщение материала, выносимого на зачет, список литературы, дата
проведения зачета;
- разбор решения ключевых задач по теме.


Условия высокой эффективности:
- глубокое знание учителем содержания материала;
- знание психологических особенностей и познавательных возможностей
учащихся;
- четкое управление деятельностью учащихся;
- знание методики изложения материала лекции;
- обучение учащихся приемам работы на лекции;
- оснащенность кабинета математики учебной и научно-популярной
литературой;
- Личная заинтересованность учителя в успехах учеников.
Решение ключевых задач
Задачи:

-формирование у каждого школьника умений.
- распознавать ключевые задачи, в том числе из дополнительных источников;
- решать ключевые задачи по теме;
- классифицировать задачи учебника по типам;
- составлять схемы ("справочники") по решению ключевых задач;
- работать с имеющимся в кабинете "банком задач";
- пополнять "банк задач" в процессе выполнения домашних творческих работ.


Технология:
- формирование теоретических знаний - основы решения ключевых задач;
- формирование знаний о способах решения ключевых задач;
- формирование умения распознавать, решать ключевые задачи;


Результативность:

  • Обеспеченность необходимым фундаментом для решения нестандартных задач, для перехода учащихся к работе с научно-популярной литературой;

  • возможность дифференцировать работу учащихся;

  • ликвидация перегрузки учащихся (решается меньшее число задач, меньше задается на дом);

  • снижение затрат труда учителя по планированию уроков, проверке знаний учащихся;

  • отсутствие конфликтов с учениками и родителями;

  • обеспечение благоприятных морально-психологических условий для учащихся (заранее известно, какой тип задач подлежит контролю и т.д.).



Условия эффективности:

  • умелое выделение ключевых задач;

  • отсутствие формализма в требованиях по овладению учениками умениями решать ключевые задачи;

  • правильно организованный контроль;

  • способность предвидеть затруднения, типичные ошибки учащихся и выбирать методы их преодоления.


Технология решения ключевых задач.


Формирование теоретических основ решения ключевых задач. Актуализируются опорные теоретические знания и практические умения. Например, с целью обучения детей решать тригонометрические уравнения необходимо добиться:

  • Знания свойств тригонометрических функций, формул тригонометрии;

  • Способов решения алгебраических уравнений;

  • Знание формул сокращенного умножения и т. д.


Формирование знаний о способах решения ключевых задач. В форме лекции разбирается решение всех ключевых задач по теме, выделяются условия, характеризующие ключевую задачу; обосновывается способ решения каждой задачи, дается образец письменного оформления некоторых ключевых задач; указываются теоретические положения как основа для осуществления учениками самоконтроля.

Формирование умений распознавать и решать ключевые задачи.
Организуется самостоятельная работа учащихся (в школе и дома) по решению системы задач; указываются источники, где можно найти образцы решения ключевых задач, разнообразные задачи по теме.

Контроль за умениями решать ключевые задачи.

Организация контроля подчинена правилу: контролировать несколько раз - при изучении текущей темы и при изучении последующих тем; осуществляется в форме урока, контрольной работы или зачета; проводится дифференцированно: сильные ученики просто называют ключевые задачи; слабые - называют и показывают решение большинства ключевых задач; при этом используются различные задачники.

Контролю подлежат умения:
- распознавать ключевые задачи;
- осуществлять самоконтроль по процессу и результату;
- правильно решать и письменно оформлять решение ключевых задач.

Урок-консультация
Подготовка учащихся к уроку-консультации.
Урок проводится после изучения теории параграфа или какой-либо его части, разбора ключевых задач.

Учащиеся готовятся с первого урока изучения темы. На отдельные

карточки выписываются задачи (из разных источников), которые не поддаются сведению к ключевым задачам. Накануне урока учащиеся получают задание подготовить карточки с условиями задач. Карточки

учащиеся сдают учителю на консультации.

Контрольная работа
Цель: Заключительный письменный контроль и оценка знаний учащихся по теме.
Объекты контроля:
- система понятий;
- специальные и общеучебные умения;
- алгоритмы решения задач и др.
Урок анализа результатов контрольной работы.
Задачи:
- оказание помощи ученикам;
- подведение итогов работы по теме.

Результат:
После урока анализа контрольной работы каждый ученик знает:
-степень соответствия его знаний по теме требованиям учителя;
-свои пробелы в знаниях, умениях по теме;
-задания, форму отчетности по ним, сроки представления, проверяющего;
-возможность получить консультацию (у учителя, у старшего товарища).

Математический бой
Командное соревнование по решению математических задач, которое проводится между классами. Задачи: формирование умений, коллективной деятельности. Математический бой проходит в два этапа.


1 этап
- представление оформленных решений учителю до математического боя, определение учеников для представления задачи;
- сбор участников и всех желающих через 2 дня после выхода журнала;
- определение учителем порядка выступления классов;
- выступления (рассказ учеником решения задачи - ученик- "противник"
находится вне класса в это время, постановка вопросов классом-"противником", вычленение недочетов или признание решения верным);
- оценка учителем решений каждой команды одной задачи по пятибалльной системе.
Критерии оценки:
- Оригинальность метода решения задачи;
- Наличие различных методов решения;
- Наличие предлагаемых обобщений задач;
- Качество вопросов для другой команды.


2 этап
- Самостоятельное решение учащимся задач на внеклассных занятиях
(работа в условиях групповой формы; менее активных; создание ситуаций
успеха; сообщение необходимой для решения задач теоретической информации);
- Разбор задач;
- Подведение итогов боя учителем.
Интегрированные уроки

Задачи:

-показать взаимосвязь между предметами;

-заинтересовать учащихся в изучении предмета.
Интегрированные уроки проводятся совместно с учителями физики и информатики.

Математическая олимпиада


Алгоритм подготовки школьников к олимпиаде
- распределение по соответствующим темам школьного курса основных идей, встречающихся при решении олимпиадных задач;
- осуществление взаимосвязи задач одного типа с типами, которые были рассмотрены ранее;
- формулировка задач, решение которых не может быть выполнено учениками;
- постановка заданий поиска нескольких методов решения одной задачи;
- обобщение задачи, распределение найденного метода на более широкий класс задач;
- обучение стратегии поиска решения задачи;
- письменное оформление решений задач, т.е. точное изложение сведений с помощью математического языка;
- подготовка школьников (всех желающих) к последующим этапам олимпиады.
   Система контроля за знаниями учащихся
         Контроль делится на 2 типа: текущий и итоговый.
        

Виды текущего контроля:
        1. Математический диктант
        2. Индивидуальный опрос
        3. Самостоятельная работа
        4. Программированный контроль
        5. Практикум
        6. Взаимоконтроль
        7. Творческие домашние задания
       

Цель текущего контроля:
        · выяснить глубину усвоения материала;
        · выявить пробелы в знаниях;
        · спланировать работу по ликвидации пробелов и дать возможность учащимся прорабатывать материал.
       

Виды итогового контроля:
        1. Контрольная работа
        2. Зачет
        3. Экзамен

      Контрольные работы проводятся внутри темы или в конце ее изучения.
        Зачетом, как правило, завершается изучение наиболее крупных тем.
        Экзамены проводятся в конце первого и второго полугодия.
 

Зачет как наиболее эффективное и надежное средство проверки достижений учащихся определенного уровня математической подготовки

Комбинированный зачет
        Цель: проверяются как теоретическая, так и практическая подготовка учащихся.
        Класс делится на подгруппы, что позволяет за 2 урока выслушать устные ответы каждого ученика по теории. Решение задач оформляется учащимися письменно.
        Комбинированному зачету предшествует урок - консультация, на котором учащимся предоставляется право добровольно доказывать теоремы и отвечать на теоретические вопросы. Ответившим отлично на все вопросы учащимся предоставляется право принимать зачет по теории у других учащихся.
        На зачете каждый ученик отвечает трем экзаменаторам-ученикам устно теорию, а решение задач сдает учителю. Оценки выставляются в зачетный лист.
 
Разноуровневый зачет

Цель для учителя: получить объективную информацию о состоянии знаний и умений учащихся для обоснованного управления процессом и осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
        Цель для учащихся: продемонстрировать свои достижения определенного уровня сложности.
        Содержание зачета: подбираются задачи разной степени сложности.
        Критерии оценки уровня обученности:
        · теоретическая обоснованность решений;
        · количество задач и выбранный уровень;
        · оценка "5" не ставится, если решены задачи минимального уровня.

Зачет по открытым текстам.
         За 2-3 недели до зачета учащимся предлагаются тексты задач разного уровня сложности, которые будут вынесены на зачет.

Многоэтапный зачет.
        Структура
        I этап подготовительный.
        II и III этапы проводятся на уроке.

I этап. За 2 недели учащиеся получают домашнее задание: подобрать пять заданий по проверяемой теме.    Например, по курсу тригонометрии в 10 классе определена следующая тематика заданий:
        · преобразование тригонометрического выражения;
        · доказательство тождеств;
        · решение тригонометрических уравнений и неравенств.
        Критерий - нестандартность, оригинальность и сложность подобранных заданий и их решения.
        Условие - пользоваться любой дополнительной литературой, кроме учебника.
         Работа проверяется учителем и наиболее интересные задания "авторы" представляют на уроке-консультации.

II этап. Ответ по карточкам обязательного уровня "с ходу" и опрос по основным понятиям и формулам в форме теста.

При положительной оценке за ответ ученик работает с карточкой более сложного уровня письменно. За зачет ученик получает три оценки. Обязательный уровень усвоения материала можно проверить с помощью теста. Тест состоит из задания и правильного ответа (эталона). По этому эталону определяется число операций, необходимых для решения задания.



Одним из критериев качества обучения математике является достижение цели процесса обучения. Критерием оценки эффективности работы учителя является уровень сформированности у учащихся системы знаний, умений и навыков

.В 2001 году Правительством Российской Федерации была одобрена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Авторы концепции считают, что целью модернизации образования является выход на новую модель Российской школы. Модернизация осуществляется по нескольким направлениям, среди которых важное место занимает введение ЕГЭ в практику школы.

Основными целями ЕГЭ являются:

- итоговая аттестация выпускников общеобразовательных школ на соответствие требованиям, единых для всей страны Государственных стандартов;

- отбор наиболее подготовленных выпускников школ, независимо от места их жительства, для продолжения обучения в вузе;

- оценка качества образования в целом по стране и в каждом конкретном регионе.

Информационная работа, которую проводит учитель, включает в себя знакомство учащихся и их родителей с целями ЕГЭ, структурой и содержанием контрольных измерительных материалов, степенью трудности заданий, условиями их успешного выполнения. Включенные в КИМы тематические подборки заданий и материалы ЕГЭ прошлых лет используются учителем на этапе заключительного повторения.

В связи с внедрением ЕГЭ в практику Российской школы, становится актуальной проблема подготовки школьников к экзамену. Одним из направлений в решении этой проблемы является организация повторения.

Цель, которая ставится при работе в выпускном классе - создание условий для полноценного математического образования школьников. Одним из таких условий является организация повторения.

При решении этой проблемы необходимо учитывать дидактические основания, существующие в современной науке.

В современной дидактике существует классификация уроков по основной образовательной цели. Основная дидактическая цель уроков повторения заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений. Для уроков повторения главное заключается в упрочении в памяти основных положений темы. Всякая работа, связанная с повторением и закреплением материала, несет в себе элементы систематизации и обобщения. Для систематизации и обобщения выделяются узловые вопросы программы. Особенности этого типа урока заключаются в том, что при их проведении используются обзорные лекции, устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.

Широкое применение на таких уроках схем и моделей дает возможность направить внимание учащихся, их сознание, мышление на раскрытие закономерных связей и отношений. В своей практике Шутова Татьяна Викторовна использует различные виды повторения, приведенные в таблице.

Виды уроков повторения



Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. Умственное развитие при повторении обеспечивается его вариативностью. Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином порядке с применением новых способов деятельности.

Работу по подготовке к ЕГЭ в выпускном классе начинается с знакомства школьников с требованиями, предъявляемыми к их математической подготовке. Практика показывает, что каждый учитель сталкивается с проблемой повторения и закрепления материала. Решение этой проблемы учителем начинается с обеспечения положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного и усвоенного материала, раскрывается перспектива учебной деятельности, устанавливается связь учебного материала, предназначенного для повторения, с идеями, которые предстоит освоить, ученики убеждаются, что эти идеи интересны и важны. В своей практике педагог использует различные виды уроков повторения, но наиболее эффективными являются уроки, на которых осуществляется систематизация и обобщение изученного материала. Приступая к итоговому повторению, учащиеся знакомятся с последовательностью, в которой будут рассматриваться вопросы, затем в каждой теме выделяется теоретический материал, знание которого необходимо для обоснования решения задач. Повторение темы начинается с обзорной лекции, в которой полностью освещаются вопросы теории. На лекциях происходит обобщение свойств функций, даются приемы и методы решения задач, углубляются и расширяются знания учащихся. На последующих уроках даются образцы решения задач. Установлено, что повторение протекает успешно, если оно проводится на вариативном материале, с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень.

В уроки заключительного повторения включаются задачи и упражнения с параметрами и с модулями. В школьных учебниках практически нет заданий по данным темам. Однако овладение методикой их решения является полезным: оно существенно повышает уровень логической подготовки учащихся, позволяет по-новому взглянуть на известные школьникам функциональные зависимости. В качестве заданий, углубляющих и расширяющих знаний учащихся, используются материалы ЕГЭ прошлых лет.

Российская высшая школа в настоящее время все чаще предъявляет тесты абитуриентам и студентам. В связи с этим учитель должен знакомить учащихся средней школы с тестовой технологией и формировать у них навыки работы с тестами.

Тестовая система сдачи экзаменов создает значительные психологические проблемы для школьников с замедленной реакцией. Они нередко обладают хорошими способностями, но не умеют быстро переключаться с одной задачи на другую. Поэтому на уроках заключительного повторения предлагаются тренировочные тесты, которые использовались на ЕГЭ в предыдущие годы.

Сформированность вычислительных навыков учащихся является критерием, характеризующим качество математической подготовки школьников. Наряду с этим она является одним из важных показателей учебных и личностных достижений школьников.

Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений. В связи с включением в ЕГЭ задач геометрического содержания, возрастает роль повторения и закрепления материала по планиметрии.

Традиционные уроки повторения могут стать средством активизации творческой деятельности учащихся. На таких уроках целесообразно подбирать серию задач, выводящих учащихся на новый более качественный виток. Активность школьников более усиливается, если требуется найти связь между ранее изученными математическими объектами. Происходит не только систематизация знаний, но и возникает желание импровизировать, составлять новые задачи.

Одним из аспектов рассматриваемой проблемы является организация работы над ошибками.

Работа над ошибками включает в себя следующее:

• предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем курса на основе прогнозирования, знания типичных ошибок и трудностей;

• обнаружение и исправление ошибок самими учащимися на основе самопроверки, редактирования;

• исправление, учет, классификация ошибок учителем с последующим обобщением и использованием, как для общей диагностики, так и для организации индивидуальной работы с учащимися.

В процессе математической деятельности учащихся в арсенал приемов и методов мышления включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование, аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умения действовать по заданному алгоритму и конструировать новые в ходе решения задач.

Таким образом, осуществляется качественная подготовка школьников к ЕГЭ.

        Требования к тесту:
        1. Содержание составляют задания, которые изучались и являются системообразующими.
        2. Задания располагаются по возрастающей степени трудности.
        3. Ответы должны быть правдоподобными, один из которых правильный.
        4. В одном тесте должны быть задачи одного уровня.

         Пример теста по теме тригонометрия (обязательного уровня):




     

Применение тестов обеспечивает объективную оценку знаний и умений учащихся, выявляет факт усвоения знаний и способствует установлению эффективной обратной связи.
        Тестирование в классах с углубленным изучением предмета занимает свое место при проведении экзаменов, чередуясь с письменными и устными экзаменами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а iconОтчет за апрель, май 2011 г сп по алгебре, геометрии Рехтиной Галины Александровны
Еженедельно проводились онлайн консультации. Участвовали Прудникова Дарина и Велищенко Илья. Ученики индивидуально через сообщения...
Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а iconУроках Согласно тематического планирования были проведены уроки,...
Согласно тематического планирования были проведены уроки, на которых рассматривались вопросы, касающиеся антикоррупции, а именно
Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а iconЧасти слова. Фронтальная работа. Задают вопросы и отвечают на них....
Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей, повернитесь к ним, поздоровайтесь подарите им свои улыбки
Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения...
Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а iconТема: Наглядные формы представления информации. Цели урока
Ученики отвечают на следующие вопросы ( Вопросы и ответы отображены в презентации)
Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а iconЗадают вопросы по биографии поэтессы
Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас второй урок по творчеству Ю. В. Жадовской и тема его звучит следующим образом
Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а iconУрок в 8-м классе Урок проводится главным образом в форме беседы...
Урок проводится главным образом в форме беседы ученики отвечают на вопросы учителя
Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а iconВопросы к экзаменам 4 курс 2013 год
Задачи женской консультации в профилактике материнской и перинатальной смертности
Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а iconКонспект консультации тренинга
Цель: обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей в соответствии с международными нормами о правах ребенка
Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На доске прикреплены изображения животных. Один ученик загадывает животное, остальные задают вопросы. Цель – угадать животное
Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Хочешь стать классной девчонкой? Секреты звезд, советы стилиста, уроки визажиста, консультации врача, письма твоих ровесников и поиск...
Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а iconПсихолого-педагогическая характеристика класса
Учащиеся организовано приходят на занятия, имеют учебные принадлежности, редко что-то забывают дома. Учащиеся мотивированы на учебу,...
Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а iconТы уроки сделал?
На сцене – пещера, очаг, бивни мамонтов. Классную доску заменяет одна из стен пещеры. Ученики в шкурах переговариваются
Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
К первым относятся: педагогические советы, семинары и практикумы, творческие микро-группы педагогов, консультации, выставки, взаимопосещения,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск