ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Статус документа
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов математики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет необходимый набор практических, самостоятельных, контрольных работ, зачетных и тестовых работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа учебного курса составлена на основе:
Рабочая программа написана на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. 2004г, №4, с.4
регионального базисного учебного план и примерных учебных планов для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования от 31.03.2005год № 574 с последующими изменениями от 01.07.2011 №1018;
Учебник «Алгебра 8 класс» Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова.- М.: Просвещение, 2010 г.
Учебник «Геометрия 7- 9» А.В. Погорелов. М.: Просвещение, 2010 г.
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7 – 9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение 2009 г.
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 – 9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение 2009 г.
Методические рекомендации АОУ ДПО ВО «ВИРО» « методические рекомендации для образовательных учреждений Вологодской области по переходу на Федеральный базисный учебный план 2004 гола, Региональный базисный учебный план 2005 года»; Учебного плана общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ №5». Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования предполагает изучение в 5-9 классах единого предмета «Математика», включающего в себя разделы « Арифметика», « Алгебра», «Геометрия», « Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей». Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 5ч в неделю в 8 классе, учитывая социальный заказ учащихся, согласно требованиям Программы общеобразовательных учреждений, стандартов на изучение предмета из компонента часов образовательного учреждения добавлен 1час . Всего-204 часов. (Алгебра и начала анализа-134 ч, геометрия- 70 ч) всего 204 часов.
Распределение часов:
Алгебра – 134 ч в год, – 4ч в неделю.
Геометрия – 70 ч в год,– 2ч в неделю.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
продолжить овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
продолжить формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в 8классах, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Содержание курса обучения 8 класса
АЛГЕБРА
Рациональные дроби. Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественное преобразование рациональных выражений. Функция и её график.
Квадратные корни. Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближённого значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция и её график.
Квадратные уравнения. Квадратное уравнение. Формулы корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным и простейшим рациональным уравнениям.
Неравенства. Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Степень с целым показателем. Элементы статистики. Степень с целым показателем и её свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
Повторение. Решение задач. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 8 класса).
ГЕОМЕТРИЯ
Геометрические построения. Окружность. Касательная к окружности и ее свойства Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника.
Четырехугольники. Определение четырехугольника. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат и их свойства. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника. Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки.
Теорема Пифагора. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Неравенство треугольника. Перпендикуляр и наклонная. Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Значения синуса, косинуса, тангенса некоторых углов.
Декартовы координаты на плоскости. Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнения прямой и окружности. Координаты точки пересечения прямых. График линейной функции. Пересечение прямой с окружностью. Синус, косинус и тангенс углов от 00 до 1800.
Движение. Движение и его свойства. Симметрия относительно точки и прямой. Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Понятие о равенстве фигур.
Векторы. Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.
Итоговое повторение. Решение задач. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 8 класса).
Тематическое планирование учебного материала
Номер
параграфа
| Содержание материала.
| Количество
часов.
|
| АЛГЕБРА.
| 134
| Глава 1.
| РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДРОБИ
Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
| 24
| 1
| Рациональные дроби их свойства.
| 5
| 2
| Сумма и разность дробей.
| 7
|
| Контрольная работа №1по теме «Сложение и вычитание рациональных дробей»
| 1
| 3
| Произведение и частное дробей.
| 10
|
| Контрольная работа №2по теме «Преобразования рациональных дробей»
| 1
| Глава 2
| КВАДРАТНЫЕ КОРНИ
Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие числа; выработать умение выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
| 22
| 4
| Действительные числа.
| 2
| 5
| Арифметический квадратный корень.
| 5
| 6
| Свойства арифметического квадратного корня.
| 3
|
| Контрольная работа №3по теме «Квадратные корни»
| 1
| 7
| Применение свойств арифметического квадратного корня.
| 10
|
| Контрольная работа №4 по теме «Действия с квадратными корнями»
| 1
| Глава 3
| КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ
Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения, простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
| 26
| 8
| Квадратное уравнение и его корни.
| 10
|
| Контрольная работа №5 по теме «Квадратные уравнения»
| 1
| 9
| Дробные рациональные уравнения.
| 14
|
| Контрольная работа №6по теме «Дробные рациональные уравнения»
| 1
| Глава 4
| НЕРАВЕНСТВА
Основная цель – ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
| 19
| 10
| Числовые неравенства и их свойства.
| 7
|
| Контрольная работа №7по теме «Неравенства»
| 1
| 11
| Неравенства с одной переменной и их системы.
| 10
|
| Контрольная работа №8 по теме «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной»
| 1
| Глава 5
| СТЕПЕНЬ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИКИ.
Основная цель – выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразования. Сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
| 16
| 12
| Степень с целым показателем и ее свойства
| 6
|
| Контрольная работа №9 по теме «Степень с целым показателем»
| 1
| 13
| Элементы статистики
| 9
|
| ПОВТОРЕНИЕ
| 8
|
| ГЕОМЕТРИЯ.
| 70
| § 5
| ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ
Основная цель - систематизировать и расширить знания учащихся о свойствах окружности.
| 7
| П 38-39
| Окружность. Окружность, описанная около треугольника.
| 3
| П 40,41
| Касательная к окружности. Окружность вписанная в треугольник.
Контрольная работа №1по теме «Геометрические построения».
(на 20-25 мин.)
| 4
| § 6
| ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ
Основная цель - дать учащимся систематизированные сведения о четырехугольниках и их свойствах.
| 19
| П50-52
| Определение четырехугольника. Параллелограмм. Свойство диагоналей параллелограмма.
| 3
| П 53
| Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма.
| 2
| П 54-56
| Прямоугольник. Ромб. Квадрат.
| 4
|
| Контрольная работа №2по теме «Параллелограмм и его свойства»
| 1
| П 57,58
| Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника.
| 3
| П 59
| Трапеция.
| 3
| П 60
| Теорема о пропорциональных отрезках.
| 2
|
| Контрольная работа №3по теме «Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции ».
| 1
| § 7
| ТЕОРЕМА ПИФАГОРА
Основная цель – сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников, необходимый для вычисления элементов геометрических фигур на плоскости и в пространстве.
| 13
| П 62-64
| Косинус угла. Теорема Пифагора. Египетский треугольник.
| 4
| П 65,66
| Перпендикуляр и наклонная. Неравенство треугольника.
| 2
| П 67
| Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.
| 3
| П 68, 69
| Основные тригонометрические тождества. Значение синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.
| 3
|
| Контрольная работа №4по теме «Теорема Пифагора».
| 1
| § 8
| ДЕКАРТОВЫ КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ.
Основная цель – обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах; развит умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач.
| 10
| П 71-73
| Опреление декартовых координат. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками.
| 2
| П 74-76
| Уравнение окружности. Уравнение прямой. Координаты точки пересечения прямых.
| 3
| П 77-79
| Расположение прямой относительно системы координат. Угловой коэффициент в уравнении прямой. График линейной функции.
| 3
| П 81
| Определение синуса, косинуса, тангенса любого угла от 00 до 1800
| 2
| § 9
| ДВИЖЕНИЕ.
Основная цель – познакомит учащихся с примерами геометрических преобразований.
| 7
| П 82, 83,
86, 87
| Преобразования фигур. Свойства движения. Поворот. Параллельный перенос и его свойства.
| 3
| П 84,85
| Симметрия относительно точки. Симметрия относительно прямой.
| 3
|
| Контрольная работа №5 по теме «Декартовы координаты на плоскости». Движение».
| 1
| § 10
| ВЕКТОРЫ.
Основная цель - познакомит учащихся с элементами векторной алгебры и их применением для решения геометрических задач; сформировать умение производить операции над векторами.
| 8
| П 91,92
| Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов.
| 2
| П 93-95
| Координаты вектора. Сложение векторов. Сложение сил.
| 2
| П 96, 98
| Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов.
| 3
|
| Контрольная работа №6по теме «Векторы».
| 1
|
| ПОВТОРЕНИЕ
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 8 класса).
| 6
|
| Итого:
| 204
|
| Из них к.р.
| 15
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса математики в 8 классе ученик должен знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятий алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства, системы уравнений для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира.
примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
В результате изучения АРИФМЕТИКИ в 8 классе ученик должен уметь:
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
В результате изучения АЛГЕБРЫ в 8 классе ученик должен уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; выполнять разложение многочленов на множители;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений,
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
описывать свойства изученных функций и строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
В результате изучения ГЕОМЕТРИИ в 8 классе ученик должен уметь:
распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, использовать определения, свойства, признаки;
изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования планиметрических фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
построения геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир);
вычисления длин, площадей основных геометрических фигур с помощью формул(используя при необходимости справочники и технические средства).
В результате изучения ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ в 8 классе ученик должен уметь:
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить простейшие статистические характеристики, как среднее арифметическое, мода, медиана, размах, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решение практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решение учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
понимание статистических утверждений.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся демонстрирует полное понимание сути теории и свободно оперирует ей, творчески применяет теоретические знания на практике. При решении задач наблюдаются четко осознанные действия. Решает нестандартные задачи. Не допускает вычислительных ошибок. Умеет самостоятельно получать знания, работая с дополнительной литературой (учебником, компьютером, справочной литературой)
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов. Не задумываясь решает задачи по известному алгоритму, проявляет способность к самостоятельным выводам. Допускает вычислительные ошибки крайне редко и, если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов, то может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся запомнил большую часть теоретического материала, без которого невозможна практическая работа по теме. Решает самостоятельно только те практические задачи, в которых известен алгоритм, а остальные задания может выполнить только с помощью учителя и учащихся. Допускает много вычислительных ошибок.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Не может выполнить ни одного практического задания с применением данной теории.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик присутствовал на занятиях, смотрел, списывал с доски, не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Учебник «Алгебра 8 класс» Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова.- М.: Просвещение, 2010 г.
Учебник «Геометрия 7- 9» А.В. Погорелов. М.: Просвещение, 2010г.
Учебник «Алгебра 8 класс»Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов.- М.: Мнемозина, 2010г.
«Геометрия, Дидактические материалы для 7-9 классов общеобразовательных учреждений» Н.Б.Мельникова, Г.Б. Лудина, Н.М. Лепихова-М.:Просвещение, 1987г. Мнемозина, 1998г..
«Упражнения по планиметрии на готовых чертежах» С.М.Саврасова, Г.А.Ястребинецкий, пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987г.
Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика.
История математики в школе. VII-VIIIкл. Пособие для учителей. / Г.И. Глейзер – М.: Просвещение, 1982 – 240 с.
Арутюнян Е.Б. Математические диктанты для 5-9 классов –М.: Просвещение, 1991
CD-ROMМатематика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
«Алгебра 8 класс. Дидактические материалы» В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк. – М.: Просвещение,2010г.
Дидактический раздаточный материал по темам.
|