Скачать 166.86 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №53 г. Брянска» Научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Исследовательская работа Метод неопределенных коэффициентов Математика Выполнила: ученица 11 класса Лукашова Анастасия Геннадьевна Руководитель: учитель математики Драп Людмила Стальевна Брянск 2013 Цель работы: Научится решать уравнения методом неопределенных коэффициентов. Задачи работы: -изучить теоретический материал по данной теме; -узнать алгоритм метода неопределённых коэффициентов; -разобрать примеры, иллюстрирующие использование этого метода; -применить изученный материал для уравнений, не решенных этим методом. Введение В школе мы узнаём что-то новое, проводим исследования и эксперименты, так как полученные знания пригодятся нам в будущем. В начальной школе на уроках математики мы выясняли, при каких допустимых значениях буквы обе части того или иного равенства принимают одинаковые числовые значения. На равенство в этом случае мы смотрим как на уравнение относительно указанной неизвестной величины. В 8 классе мы познакомились с решением квадратных уравнений с одной переменной. В этом учебном году при подготовке к ЕГЭ я столкнулась с задание, в котором нужнол было найти значения a и b при, которых равенство выполняется при всех допустимых значениях переменной x. Приводя в правой части равенство дроби к общему знаменателю и учитывая, что знаменатели в левой и правой частях равны, получим: 5x+31=ax+2a+bx-5b. Так как многочлены в левой и правой частях равны, то получаем систему . Решив эту систему, я получила a=8, b=-3. Значит равенство верно при a=8, b=-3. Метод решения, который был применен при выполнении этого задания, называется методом неопределенных коэффициентов. Из дополнительного материала известно, что метод неопределенных коэффициентов применяется для представления дроби в виде суммы дробей. Появилось желание узнать больше про данный метод и при решении каких заданий его можно применять. Так была определенна тема моей работы «Метод неопределенных коэффициентов». Метод неопределенных коэффициентов. Существуют различные способы и методы решения задач и наиболее удобным, простым и понятным всем является метод неопределённых коэффициентов. Метод неопределённых коэффициентов – это метод, применяемый в математике для отыскания коэффициентов выражений, вид которых заранее известен. Этот метод впервые применил французский философ Рене Декарт (1596-1650) в своей книге «Рассуждение о методе»(1637). Для Декарта самым ясным и точным языком для выражения научных истин был язык математики. Он стремился и в философии, и в науке найти математические законы, свести каждый вопрос или каждую задачу к математической. Декарт хотел создать такой универсальный математический метод, который позволил бы всякому, овладевшему им, решать любую задачу. Таким и стал, разработанный им метод неопределённых коэффициентов. Теоретической основой метода неопределённых коэффициентов являются следующие теоремы: Теорема 1 (о многочлене тождественно равном нулю). Если при произвольных значениях аргумента x значение многочлена A(x)=a0+a1x+a2x²+….+anxⁿ, заданного в стандартном виде, равно нулю, то все его коэффициенты a0, a1, a2….an равны 0. Теорема 2. Два многочлен равны тогда и только тогда, когда равны их коэффициенты. A(x)=a0+a1x+a2x²+….+anxⁿ B(x)=b0+b1x+b2x²+….+bnxⁿ Для того чтобы A(x)=B(x) необходимо и достаточно чтобы a0=b0, a1=b1, a2=b2, ….an = bn. Итак, очевидно, что равные многочлены принимают при всех значениях x одинаковые значения. И наоборот, если значения двух многочленов равны при всех значениях x, то многочлены равны, то есть их коэффициенты при одинаковых степенях x совпадают. Значит, идея применения метода неопределённых коэффициентов к решению задач состоит в следующем: пусть нам известно, что в результате некоторых преобразований получается выражение определённого вида и неизвестны лишь коэффициенты в этом выражении. Тогда эти коэффициенты обозначают буквами и рассматривают как неизвестные. Затем для определения этих неизвестных составляется система уравнений. Примеры, иллюстрирующие использование метода неопределенных коэффициентов.
Алгоритм:
Рассмотрим на примере: Представим дробь в виде суммы дробей. Отношение многочленов раскладывают на простейшие дроби, если степень многочлена числителя меньше степени многочлена в знаменателе. Решение: Во-первых, раскладываем знаменатель на множители x3-x=x(x2-1)=x(x-1)(x+1). Во-вторых, раскладываемую дробь представляем в виде суммы простейших дробей с неопределенными коэффициентами , a, b и c – коэффициенты, которые необходимо найти. В-третьих, приводим полученную сумму простейших дробей с неопределенными коэффициентами к общему знаменателю и группируем в числителе слагаемые при одинаковых степенях x. . Пришли к равенству: При x≠0, x≠±1 это равенство сводится к равенству двух многочленов. (a+b+c)x2+(b-c)x-a=2x2-5x-1. Два многочлена являются равными тогда и только тогда, когда коэффициенты при одинаковых степенях одинаковые. В-четвертых, приравниваем коэффициенты при одинаковых степенях x. Таким образом, получаем систему линейных уравнений с неопределенными коэффициентами в качестве неизвестных. В-пятых, решаем полученную систему уравнений, находим неопределенные коэффициенты. Так как, а=1, то получаем , , , итак, a=1, b=-2, c=3. Следовательно, . В данной дроби степень многочлена числителя меньше степени многочлена в знаменателе. Как быть, если степень многочлена числителя больше степени многочлена в знаменателе. В этом случае сначала проводят деление многочлена числителя на многочлен знаменателя, а уже затем проводят представление правильной дробно-рациональной дроби.
Алгоритм:
Рассмотрим на примере: Разделить многочлен A(x)=x3-2x2+x-1 на многочлен B(x)=x-2. Решение: Запишем формулу деления многочленов с остатком x3-2x2+x-1=(x-2)Q(x)+r. В этой формуле Q(x) – это многочлен второй степени, потому что при умножении на х дает х3. Значит, Q(x) = ax2+bx+c, где a, b, c – неопределенные коэффициенты. Что нам известно об r? – это число, так как его степень не может превышать степень делителя. Значит, x3-2x2+x-1= (x-2)(ax2+bx+c)+r=ax3+bx2+cx-ax2-2bx-2c+r=ax3+(b-2a)x2+(c-2b)x-----2c+r По теореме о равных многочленах получаем систему уравнений . , Ответ: x3-2x2+x-1=(x-2)(x2+1)+1.
Алгоритм:
Рассмотрим на примере: Не выполняя действий, представить произведение (x-1)(x+3)(x+5) в виде многочлена стандартного вида. Решение: Произведение есть многочлен третьей степени, коэффициент при старшем члене (x3) равен 1, а свободный член равен (-15). Значит, (x-1)(x+3)(x+5)=x3+ax2+bx-15, где a и b неизвестные коэффициенты. Так как многочлены тождественно равны, то они равны при всех значениях переменной. Пусть х=1 и х=-3, тогда получаем: Значит (x-1)(x+3)(x+5)=x3+7x2+7x-15. Ответ: x3+7x2+7x-15
Суть метода неопределенных коэффициентов состоит в том, что вид сомножителей, на которые разлагается данный многочлен, угадывается, а коэффициенты этих сомножителей (так же многочленов) определяется путем перемножения сомножителей и приравнивания коэффициентов при одинаковых степенях переменных. Теоретической основой метода являются следующие утверждения: Два многочлена равны тогда и только тогда, когда равны их коэффициенты. Любой многочлен третьей степени имеет хотя бы один действительный корень, а потому разлагается в произведение линейного и квадратичного сомножителя. Любой многочлен четвертой степени разлагается в произведение многочленов второй степени. Алгоритм:
Рассмотрим на примере: Дан многочлен Разложить его на множители, если известно, что все его корни – целые числа. Решение: Будем искать разложение в виде: полагая числа a, b, c и d его корнями. Раскроем скобки в правой части и сгруппируем по одинаковым степеням. Приравниваем коэффициенты при одинаковых степенях. Так как корни нашего многочлена – целые, то из последнего уравнения системы заключаем, что они должны быть делителями числа 30. Следовательно, их следует искать среди чисел Проведя испытания, установим, что корни нашего многочлена -2, -5, 1 и 3. Следовательно х4+ 3х3 - 15х2 - 19х + 30 = (х - 1)(х - 3)(х + 2)(х + 5) Ответ: (х - 1)(х - 3)(х + 2)(х + 5) Заключение. Рассмотренные в работе примеры могут быть решены и другими способами. Но цель работы заключалась в том, чтобы решить их методом неопределённых коэффициентов, показать универсальность этого метода, его оригинальность и рациональность, не отрицая того, что в некоторых случаях он приводит к громоздким, но не сложным преобразованиям. Теперь я знаю, в каких случаях можно применять метод неопределённых коэффициентов. Я чаще смогу применять метод неопределённых коэффициентов для решения заданий. Список используемой литературы. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г.. Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.―М.: Просвещение, 2009.Глейзер Г.И.. История математики в школе.―М.: Просвещение, 1983Дорофеев Г.В., Потапов М.К., Розов Н.Х.. Пособие по математике.―М.: Наука, 1972. Халлиуллин А.А.. Можно решать проще // Математика в школе.― 2003. -№8 Ресурсы интернета. Приложение. Практическая деятельность. Решение уравнений методом неопределенных коэффициентов. Задание 1: Выполнить деление многочлена х5 – 6х3 + 2х2 -4 на многочлен х2 – х + 1. Ответ: Q(x) = x3 + x2 - 6x - 5, R(x) = x + 1. Задание 2: Представить в виде многочлена стандартного вида произведение (х - 1)(х + 3)(х + 5). Ответ: х3 +7х2 + 7х – 15. Задание 3: Выполнить деление многочлена х7 –1 на многочлен х3 + х + 1 Ответ: Q(x) = x4 - x2 - x + 1, R(x) = 2x2 – 2. Задание 4: Разложить на множители многочлен 3x 3 – x 2 –3x +1 Ответ: (x –1)(3 x 2+ 2x –1) Задание 5: Решить уравнение:(x2 + 4x – 2)2 + 4(x2 + 4x – 2) – 2 = х Ответ: x1=; x2=; x3=; x4=. Задание 6: Разложить дробь на простейшие. Ответ: Решения. Задание 1: Выполнить деление многочлена х5 – 6х3 + 2х2 -4 на многочлен х2 – х + 1. Решение: Надо найти такие многочлены Q(x) и R(x), что х5 – 6х3 + 2х2 -4 = (х2 – х + 1) Q(x) + R(x), причём степень многочлена R(x) меньше степени многочлена (х2 – х + 1). Из того, что степень произведения многочленов равна сумме их степеней, следует, что степень многочлена Q(x) равна 5 – 2 = 3. Многочлены Q(x) и R(x) имеют вид: Q(x) = q 3x3 + q 2x2 + q 1x + q0, R(x) = r 1x + r0. Подставим Q(x) и R(x): х5 – 6х3 + 2х2 -4 = (х2 – х + 1)( q 3x3 + q 2x2 + q 1x + q0) + r 1x + r0. Раскроем скобки в правой части равенства: х5 – 6х3 + 2х2 -4 = q 3x 5 + q 2x4 + q 1x3 + q 0x2 – q 3x4 - q 2x3 - q 1x2 –q 0 x + q 3x3 + q 2x2 + q 1x + q 0 + r 1x + r0 = q 3x 5 + (q2 – q3) x4 + (q1 - q 2 + q3) x3 + (q0 - q 1 + q2) x2 + (q1 – q0 +r1) x + q0 +r0. Для отыскания неизвестных коэффициентов получаем систему уравнений: q0 +r0. = - 4, решая которую, получаем q3 =1, q2 =1, q1 =-6, q0 =-5, r1 = 1, r0 = 1. Ответ: Q(x) = x3 + x2 - 6x - 5, R(x) = x + 1. Задание 2: Представить в виде многочлена стандартного вида произведение (х - 1)(х + 3)(х + 5). Решение: Произведение есть многочлен третьей степени, коэффициент при старшем члене равен 1, а свободный член равен (- 15), тогда запишем: (х - 1)(х + 3)(х + 5) = х3 + ах2 + вх - 15, где а и в - неизвестные коэффициенты. Для вычисления их положим х = 1 и х = - 3, тогда получим: откуда а =7, в = 7. Ответ: х3 +7х2 + 7х - 15. Задание 3: Выполнить деление многочлена х7 –1 на многочлен х3 + х + 1. Решение: Надо найти такие многочлены Q(x) и R(x), что х7 –1 = (х3 + х + 1) Q(x) + R(x), причём степень многочлена R(x) меньше степени многочлена (х3 + х + 1). Из того, что степень произведения многочленов равна сумме их степеней, следует, что степень многочлена Q(x) равна 7– 3 = 4. Многочлены Q(x) и R(x) имеют вид: Q(x) = q 4x4 + q 3x3 + q 2x2 + q 1x + q0, R(x) = r 2x2 + r 1x + r0. Подставим Q(x) и R(x): х7 –1 = (х3 + х + 1) (q 4x4 + q 3x3 + q 2x2 + q 1x + q0 ) + ( r 2x2 + r 1x + r0 ). Раскроем скобки в правой части равенства: х7 –1= q 4x 7 + q 3x6 + q 2x5 + q 1x4 + q 0x 3 + q 4x5 + q 3x4 + q 2x3 + q 1x2 + q 0 x + q 4x4 + q 3x3 + q 2x2 +q 1x + q 0 + r 2x2 +r 1x + r0. х7 –1= q 4x 7 + q 3x6+(q2 + q4) x5+(q1+ q3) x4+(q0 + q 2 + q3) x3+(q1 + q2 +r2) x2 +(q0 +r1) x+( q0 +r0). Получаем систему уравнений: из которой получаем: q4=1, q3 = 0, q2= -1, q1 = -1, q0 =1, r2 = 2, r1 =0 , r0 = -2. Ответ: Q(x) = x4 - x2 - x + 1, R(x) = 2x2 - 2. Задание 4: Разложить на множители многочлен 3 x3 – x2 – 3 x + 1. Решение. Поскольку многочлен третьей степени разлагается в произведение линейного и квадратичного сомножителей, то будем искать многочлены x – p и ax 2 + bx + c такие, что справедливо равенство 3 x3 – x2 – 3 x + 1 = (x – p)(ax2 + bx + c) = ax3 + (b – ap) x2 + (c – bp) x – pc. Приравнивая коэффициенты при одинаковых степенях в левой и правой частях этого равенства, получаем систему четырех уравнений для определения четырех неизвестных коэффициентов: a=3 b−ap=−1 c−bp=−3 −pc=1. Решая эту систему, получаем: a = 3, p = –1, b = 2, c = –1. Итак, многочлен 3 x3 – x2 – 3 x + 1 разлагается на множители: 3 x3 – x2 – 3 x + 1 = ( x – 1)(3 x2 + 2 x – 1). Ответ: ( x – 1)(3 x2 + 2 x – 1). Задание 5: Решить уравнение:(x2 + 4x – 2)2 + 4(x2 + 4x – 2) – 2 = х. Решение: Данное уравнение преобразуется к виду x4 + 8x3 + 16x2 – x – 6 = 0. Оно не имеет рациональных корней. Левая часть уравнения является многочленом четвертой степени. Этот многочлен раскладывается в произведение двух квадратных многочленов: (х2+px+q)(х2+bx+c). Задача состоит в отыскании коэффициентов p, q, b, c. Имеем: x4 + 8x3 + 16x2 – x – 6 =(х2+px+q)(х2+bx+c) Многочлены, стоящие в левой и правой частях этого равенства, тождественно равны. Приравнивая их коэффициенты при одинаковых степенях x, получим систему уравнений: p (1) +b=8 (1) q+c+pb=16 (2) pc+qb=-1 (3) qc=-6 (4) Попробуем найти некоторое целочисленное решение этой системы. Из последнего уравнения системы следует, что для q (как и для c) возможны следующие целые значения: Начинаем перебор корней: Пусть q=1, c= - 6. В этом случае второе и третье уравнения дают систему: p (2) b=21 -6p+b=-1 Для b получаем уравнение: b2+b-126=0 D=1- 4 (-126) = 505, т.к. корень из 505 не извлекается, то целых решений не будет. П (3) усть q=-1, c=6. В этом случае второе и третье уравнения дают систему: pb=11 6p-b=-1 Для b получаем уравнение: b2+b-66=0 D=1-4(-66)= 1+264=265, т.к. корень из 265 не извлекается, то целых решений не будет. П (4) усть q=2, c=-3. В этом случае второе и третье уравнения дают систему: pb=17 -3p+2b=-1 Для b получаем уравнение: 2b2-b-51=0 D=1-4 2(-51) = 409, т.к. корень из 409 не извлекается, то целых решений не будет. П (5) усть q=-2, c=3. В этом случае второе и третье уравнения дают систему: pb=15 3p-2b=-1 Для b получаем уравнение: -2b2-b+45=0 D=1-4(-2) 45=361, корень извлекается b1= b2= Уравнение имеет целый корень b=-5, тогда из первого уравнения системы (1) получим p=13. Итак имеем: x4 + 8x3 + 16x2 – x – 6 =(х2+13x-2)(х2-5x+3) Следовательно, данное уравнение эквивалентно совокупности квадратных уравнений: х2+13x-2=0 (1) х (2) 2-5x+3=0 (2) Решим первое уравнение: х2+13x-2=0 D= 169-4(-2)=169+8=177 x1= x2= Решим второе уравнение: х2-5x+3=0 D=25-43=25-12=13 x3= x4= Таким образом, мы получили 4 корня уравнения. Ответ: x1=; x2=; x3=; x4=. Задание 6: Так как степень многочлена в числителе меньше степени многочлена в знаменателе, то производить деление нам не придется. Переходим к разложению знаменателя на множители. Выносим x за скобки, получаем: . Находим корни квадратного трехчлена (например, по теореме Виета): Следовательно квадратный трехчлен можно записать: Знаменатель примет вид: . При данном знаменателе, исходная дробь раскладывается в сумму трех простейших дробей с неопределенными коэффициентами: Полученную сумму приводим к общему знаменателю: Таким образом, пришли к неравенству: Для нахождения неопределенных коэффициентов, начинаем подставлять в полученное равенство «частные значения», при которых знаменталь обращается в ноль. При x=0 имеем При x=2 имеем: При x=3 имеем: Ответ: |
Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская... Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Исследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса... Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края | Исследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо... Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции.... | ||
Фи ученика Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа... | Список учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической... Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа) | ||
Метод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием... Концептуальная основа экспериментальной технологии обучения астрономии в средней школе 1 | Лабораторная работа Учитель орагнизует деятельность и помогает в осуществлении задания. Так же используется частично-поисковый метод, метод проблемного... | ||
Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс... Инновационные технологии в обучении графическим дисциплинам. Метод проблемного обучения | Реферат «Я хочу рассказать о…Юрии Борисовиче Левитане». 8-в класс... Проектно – исследовательская работа «Вихрь чувств в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | ||
Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает... | 1 Конференция проводится в форме (конкурсных) презентаций ученических... Школьном этапе традиционной краевой межкадетской научно-практической конференции «Дети в мире науки» | ||
Общая характеристика нир ученическая научно-исследовательская работа-... Ученическая научно-исследовательская работа это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная... | Среднего профессионального образования Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,... | ||
Жанры исследовательских работ школьников Описание оценки жанров "реферат", " Исследовательский реферат ", " Исследовательская работа ", " Проектно-исследовательская работа".... | Педагогический проект «Проектная и научно-исследовательская работа... Поэтому необходимо внедрять в учебный процесс новые современные технологии, например метод проектов, как один из методов, который... |