Скачать 326.47 Kb.
|
Муниципальное учреждение «Управление образования местной администрации городского округа Прохладный КБР» Учебно-методический кабинет Городское методическое объединение учителей математики «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях перехода на ФГОС» «Проценты» Урок в 5 «а» классе Абакумова Ольга Петровна, учитель математики МБОУ «Лицей №3» Протокол заседания ГМО №____ от « » апреля 2012 г. Руководитель ГМО ______________ Седова Т.П. Тема урока: «Проценты» Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Вид учебного занятия: практикум. Цели урока: 1) Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Проценты»; закрепление навыков решения трёх типов задач на проценты при решении задач практической направленности. 2) Развитие элементов логического мышления, творческой деятельности, коммуникативных умений, мировоззрения. 3) Воспитание эстетических качеств, бережного отношения к природе. Оборудование:
План урока 1. Организационный момент. Самопроверка домашнего задания по образцу (слайд2) 2. Математическая разминка.(слайд3) Учащиеся получают карточки в трех вариантах с выполненными заданиями, часть из которых имеют неверные ответы, необходимо выбрать правильные ответы и назвать их номера по порядку. На экране появляются буквы, соответствующие этим номерам, из которых получаются слова: Задача, процент, экология.
Правильные ответы: (слайд 4) I: 1, 4, 5, 6, 8, 10 (задача) II: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10 (экология) III: 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9 (процент) Учащимся предлагается сформулировать тему урока: «Проценты» (Решение задач экологического содержания) (слайд5) Сегодня мы с вами совершим небольшую прогулку по лесу, поставив перед собой следующие цели (слайд 6 ) - систематизировать знания по теме «Проценты»; - отработать навыки решения задач на проценты всех трёх видов; - способствовать воспитанию гуманного отношения к природе Отправляясь в путь, необходимо захватить с собой самый необходимый багаж. Это теоретические знания, которые мы будем применять при решении задач. 3. Информационная минутка «Что такое экология?» (слайд 7 ) Буквально слово “экология” (в переводе с греческого "oikos" – дом, "logos" – наука) означает «наука о доме, о взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей их средой». Экологический – значит относящийся к природной среде, к среде обитания всего живого. Экологические проблемы возникли не сегодня. Но в наши дни ситуация резко ухудшилась: каждую минуту на планете исчезает 23 га леса и три биологических вида. Поэтому, обращая пристальное внимание на экологию, человек пытается прежде всего сохранить самого себя. Но, спасая себя, необходимо спасти природу. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека. 4. Актуализация опорных знаний Продолжить фразу (слайд 8)
(надо дробь умножить на 100);
Повторение трех основных типов задач на проценты
(слайд 9) Чтобы найти процент от числа, нужно число (умножить) на процент, переведенный ( в десятичную дробь).
Часто встречаются слова ("который"), ("что составляет") и ("который составляет"). Чтобы найти число по его проценту, нужно его известную часть (разделить ) на (проценты), переведенные (в десятичную дробь).
Типовой вопрос: Сколько процентов составляет одна величина от другой? Чтобы найти, сколько процентов число составляет от другого числа, нужно ту часть, о которой спрашивается, (разделить) на общее количество и (умножить) на (100 %). 5. Решение задач. (слайд 12 ) (слайд 13) Большую площадь земного шара занимают леса. Мы можем отдыхать в тени деревьев, дышать свежим, чистым, обогащённым кислородом воздухом. Лес даёт человеку продукты питания. Это дом, в котором живут звери и птицы. Охраняйте и берегите лес Класс разделен на три группы, каждой группе предлагается решить задачу Задача 1: Сколько лет растёт дерево? (слайд 14) Мамонтово дерево (Америка) – 2500лет – 100% Дуб - ? – 40% Сосна - ? – 16% Груша - ? – 12% Решение: 40%=0,4 2500*0,4=1000 (лет) – растет дуб 16%=0,16 2500*0,16=400 (лет) – растет сосна 12%=0,12 2500*0,12=300 ( лет) – растет груша Задача 2. В настоящее время леса на планете занимают около 40 млн.км2. Ежегодно эта величина уменьшается на 2%. Когда планета останется без своих «легких», если этот процесс не остановить? Решение: 2%=0,02 1) 40*0,02=0,8 (млн.км2 ) – ежегодно исчезает 2) 40/0,8=400/8=50(лет) – срок, через который исчезнут леса. Ответ: 50 лет Задача 3. В мире ежегодно добывается 1600 млн.м3 древесины, около 20% всей древесины идет на топливо. Сколько кубических метров древесины сжигается? Решение: 20%=0,2 1600*0,2=320 (млн.м3) – древесины сжигается Ответ: 320 млн.м3 После озвученных ответов учащиеся устно объясняют решение. Высказывают свое мнение о том, как нужно защищать леса. Физкультминутка (слайд 15 ) Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. (слайд 16) Ранним летним утром в лесу ещё не жарко. На траве блестит холодная роса. Солнце быстро высушит траву и нагреет воздух. Вот на полянке стоит развесистый тысячелетний дуб. Его тень так и манит к себе. Мы садимся на мягкую траву под дубом, закрываем глаза, предвкушая наслаждение от прохлады, и вдруг назойливый комариный писк. Вот и первая муха прилетела. Комары и мухи переносчики инфекции. Как вы думаете, кто в лесу уничтожает комаров и мух. (Птицы, лягушки, пауки) Чтобы догнать муху, птица должна развить скорость большую, чем муха. Задача 4. Как в процентном отношении измеряется скорость мухи и скорость ворона от скорости стрижа? – комментированием. (слайд 17 ) Скорость стрижа: 100 км/ч – 100%; Скорость мухи: 25 км/ч – %; Скорость ворона: 50 км/ч – %; Решение: Задача на нахождение процентного отношения величин 1) 25:100*100=25%составляет скорость мухи от скорости стрижа 2) 50:100*100=50% составляет скорость ворона от скорости стрижа. Ответ: 25%, 50% (слайд 18) На соседнем дереве висела паутина, в центре которой сидел паук. А под деревом кустарник черники и брусники. Ягоды брусники созреют только к концу лета и их захочется сорвать и съесть, а вот черника уже поспела. Рука так и тянется к кустарнику. Хочется нарвать целую охапку веточек и отнести их домой. Но давайте остановимся и подумаем, стоит ли это делать? (К доске выходят два ученика, которые будут решать задачи. Остальные учащиеся работают на местах. Те, кто справится с заданием раньше, чем ученики, работающие у доски, могут подать тетради для проверки. После того, как на доске решены обе задачи, на экран выводятся правильные ответы для проверки.)(слайд 19) Задача 5. Как долго живёт паук, если его средняя продолжительность жизни составляет 1,2 % от продолжительности жизни мамонтова дерева? Решение: Нахождение процента от числа. 1,2%=0,012 2500*0,012 = 30 лет живёт паук. Ответ: 30 лет. Паутина паука очень тонкая. Чтобы опоясать паутиной экватор, нужно всего 340 г, но она очень прочная, прочнее стальной нити такой же толщины. Пауки – основные истребители мух. Задача 6. Какое растение живёт дольше и на сколько лет: брусника или черника, если 5% возраста брусники составляет 15 лет, а 7% возраста черники – 21 год? Решение: Задача на нахождение числа по его проценту. 5%=0,05 15:0,05= 1500:5=300 (лет) - возраст брусники 7%=0,07 21:0,07=2100:7=300 (лет) – возраст черники Вывод: оба растения имеют одинаковую продолжительность роста. (слайд 20) Берегите лес и всё, что в нём растёт и живёт. Не убивайте паука, не наступайте на муравьёв, не срывайте растения! Наша прогулка по лесу подходит к концу. Но прежде, чем она закончится, мы ещё раз проверим себя: как хорошо мы умеем решать задачи на проценты? Учащимся предлагается выполнить тест. (слайд 21 ) Вариант I 1. 4% – это: 1) 0,4 2) 0,004 3) 0,04 4) 0,0004 2. 0,103 – это: 1) 1,03% 2) 10,3% 3) 103% 4) 0,103% 3. 20% избирателей – это: 1) двадцатая часть избирателей 2) половина избирателей 3) четвертая часть избирателей 4) пятая часть избирателей. 4. Масса слона в среднем 5 тонн. Масса переносимого им за один раз груза составляет 30% от его веса. Найдите массу переносимого за один раз груза слоном 1) 15 т; 2) 1,5 т; 3) 0,15 т; 4) 0,6 т. 5. За первую половину урока Петя выполнил 60% задания, а за вторую – 27%. Сколько процентов задания не выполнил Петя? 1) 13% 2) 33% 3) 23% 4) 87%. 6. Найдите число, если 12% от него составляет 30. 1) 42; 2) 3,6 3) 2,5 4) 250. Вариант II 1. 7% – это: 1) 0,07 2) 0,7 3) 0,007 4) 0,0007 2. 0,204 – это: 1) 204% 2) 2,04% 3) 20,4% 3) 0,204% 3. 25% учеников класса – это: 1) половина учеников класса; 2) четверть учеников класса; 3) пятая часть учеников класса; 4) двадцать пятая часть учеников. |
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Проценты. Задачи на проценты» Урок разработан для учащихся 11 класса. Анализ диагностических работ показал и пробных егэ, что учащиеся еще не в полной мере освоили... | Конспект Урока математики «Процент»; проверить умение переводить число в проценты и наоборот, тренировать решать простейшие задачи на проценты | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная цель: ознакомить учащихся с понятием «Проценты»; учить записывать в процентах десятичные дроби и проценты в виде... | Программа предметного элективного курса «Проценты вокруг нас» (9 класс) Он будет полезен не только для школьников, проявляющих повышенный интерес к изучению предмет «Математика», но также и для учащихся,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема «Проценты» традиционно изучается в 5-6 классах, затем текстовые задачи на проценты встречаются в 7-11 классах. Однако практика... | Пояснительная записка Направленность программы «Решение задач. Модуль. Проценты» Направленность программы «Решение задач. Модуль. Проценты» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению... | ||
Урок математики в 5 классе по теме «Микрокалькулятор» Характеристика темы урока: Данная тема в учебнике Виленкина Н. Я. и др. «Математика 6» рассматривается перед изучения темы «Проценты».... | Конспект урока по теме «Задачи на проценты» Проректор по учебной работе Моргунова Г. А. 2013 г | ||
Урок- путешествие (математика, 4 класс) Тема: «Систематизация и обобщение знаний умений и навыков по изученному материалу «Проценты и дроби» | Урок с элементами спектакля Обучающие – повторение и закрепление умения решать задачи на проценты и с помощью уравнений; проверка знаний и коррекция | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На предыдущих уроках целесообразно повторить определение процентов, основные задачи на проценты | Решение текстовых задач. Проценты интегрированный урок «математика-химия» ... | ||
Урока Урок №1. 6 класс ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тезисы к научно-исследовательской работе по теме : «Проценты». Руководитель Ведерникова И. А. учитель математики мбоу лицея №48 г.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающий аспект: закрепление сформированных умений по решению задач на проценты; отработка вычислительных навыков | Конспект урока по математике. 5 класс. Тема: «Решение задач на проценты» Базовый учебник- математика. 6 класс: учеб для общеобразоват учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.... |