Обобщать, выделять главное, формулировать вопросы, выделять ключевые слова в тексте, находить приёмы создания образа





Скачать 89.09 Kb.
НазваниеОбобщать, выделять главное, формулировать вопросы, выделять ключевые слова в тексте, находить приёмы создания образа
Дата публикации15.08.2014
Размер89.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
МАСТЕРСКАЯ «БОРЬБА СО ЗЛОМ» В 9 КЛАССЕ

(ПО ОДАМ Г.Р.ДЕРЖАВИНА «ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ» И «БОГ»)

Мастерская формирования нравственных ориентиров и творческого письма.
Работа мастерской проводится с опорой на

ЗНАНИЯ:

  • текстов произведений,

  • приёмов анализа лирического произведения,

  • тропов;

УМЕНИЯ:

  • находить ассоциации к словам и понятиям,

  • работать самостоятельно и в группе,

  • составлять таблицы,

  • обобщать, выделять главное,

  • формулировать вопросы,

  • выделять ключевые слова в тексте, находить приёмы создания образа,

  • сравнительного анализа.


На предыдущем уроке ребята познакомились с биографией Г.Р.Державина, его временем и окружением, прочитана ода «Фелица», состоялся разговор о быте и нравах российского дворянства II пол. XVIII века.
НА ДОМ дано задание прочитать оды «Властителям и судиям» и «Бог», поразмышлять над их новаторским содержанием, представить себе образ лирического героя, подумать, как проявилась личность автора в этих произведениях.
ЦЕЛИ УРОКА:

  • продолжать развивать читательские навыки учащихся,

  • развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественных произведений,

  • способствовать познавательной активности учащихся, развивать их интеллектуальные и творческие способности,

  • продолжать развитие навыков самостоятельной и групповой работы,

  • продолжать развитие устной и письменной речи,

  • развивать навыки самооценки, самокоррекции и самовоспитания,

  • способствовать нравственному воспитанию, формировать активную жизненную позицию.


ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УРОКА: 2 часа.
ХОД УРОКА.
Класс рассаживается по группам в 4-5 человек, на столах тексты произведений Державина и Псалма 81, листы для индивидуальной и групповой работы.

I ЭТАП – «ИНДУКТОР» (мотивирует творческую деятельность каждого ученика).

ЗАДАНИЕ 1: подберите свои ассоциации к понятию «торжество зла», напишите их на листе для индивидуальных заданий.

Социализация (взаимообогащение, самокоррекция): обсудите с товарищами написанное, добавьте понравившиеся чужие ассоциации.

(Ребят волнуем многое. В списках значится война, насилие, терроризм, ложь, ругательства, предательство, тунеядство, беспризорные, олигархи, взяточничество, ненависть всех людей друг к другу, геноцид, победа врага, жестокость, наркомания, голод, слёзы от горя, гнев, вера в дьявола, ссоры, кровь, смерть и вообще всё, что губит людей.)

ЗАДАНИЕ 2: попробуйте ответить на вопрос «Доколь?!» (Наболело! Сколько можно!).

Социализация: обсудите в группе, допишите наиболее близкие вам ответы.

Время на этап: 10 мин.



II ЭТАП – «ДЕКОНСТРУКЦИЯ» (работа с материалом, погружение в него). Работаем в группах.

ЗАДАНИЕ 1: сравнивая тексты Псалма 81 и оды «Властителям и судиям», являющейся художественным её переложением, заполним ключевыми фразами таблицу:




Зло

Добро

Общее







Различное







Социализация: зачитайте получившейся материал каждой из групп, обсудите, допишите то, чего у вас нет.

ЗАДАНИЕ 2: разделив листок пополам, заполните ключевыми сравнениями и метафорами из оды «Бог» два столбика: «Человек» - «Бог».

Социализация: зачитайте получившейся материал каждой из групп, обсудите, допишите то, чего у вас нет.

Время на этап: 25 мин.
III ЭТАП – «РЕКОНСТРУКЦИЯ» (создание нового материала на основе «разобранных деталей»).

ЗАДАНИЕ 1: сформулируйте тезис: «Ответ Державина на вопрос «Доколь?!».

Социализация: зачитайте получившейся материал каждой из групп, обсудите, допишите то, чего у вас нет.

ЗАДАНИЕ 2: выберите каждый для себя самые «державинские» слова.

Социализация: обсудите в группе, расширьте, если требуется, собственный список.

(Вот какие слова выделили ребята: Бог, карать, долг, суд, закон, власть, царь, душа, воскресни, создатель, злодейство, творенье, создатель, мзда).

Время на этап: 10 мин.
IV ЭТАП – «РАЗРЫВ» (выделение главного).

ЗАДАНИЕ: попробуем сформулировать вопросы к мудрецу (Державину) о самом главном для себя, запишите их.

Социализация: обсудите в группе, дополните свой список.

Время на этап: 10 мин.
V ЭТАП – «ТВОРЧЕСТВО» (создание собственного текста на основе изученного материала и полученных впечатлений).

ЗАДАНИЕ: выбрав один из вопросов, запишите ответ-текст на него от имени Державина, адресат – наш современник. Итак, тема: «Ответ Державина на вызов времени» (варианты: «… на горячие вопросы нашего времени», «… на вечные вопросы»).

Социализация: обсудите в группе.

Время на этап: 20 мин.
На мой взгляд, ребята были несколько осторожны в своих ответах, тщательно стараясь не переборщить с конструктивностью современного человека, поэтому личности Державина, его поэтического «я» не проглядывается – всё больше общие слова. Однако не забыто, что автор – верующий человек эпохи Просвещения. Вот некоторые примеры получившихся текстов:
ОТВЕТ ДЕРЖАВИНА НА ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ
Здравствуйте, потомки времени моего. Прошли века, а вопрос «КОГДА ЖЕ ПРАВДА ПОБЕДИТ ЛОЖЬ» остался. Значит, вы за это время не смогли побороть ложь и мздоимство. Но если каждый станет сам себе судьёй и будет судить себя честно, весь мир одновременно станет честнее. Когда власть, душа и закон соединятся, когда закон поддержит честных и правых, а лживых подтолкнёт к пропасти, когда власть согласится с законом, тогда правда поднимется над ложью. (Ира Г.)
Вы спрашиваете, ДОКОЛЬ БУДЕТ ЦАРИТЬ ЗЛО НА ЗЕМЛЕ. Я отвечу. Зло кончится, придёт Всевышний и будет судить по долгу и чести. Он создаст новый закон, он уравняет в правах сирот и вдов, богатых, и бедных, не будет щадить неправедных и злых, покарает лукавых. Не будет жестокости, насилия и войн. Вместо тьмы будет свет. Власть станет справедливой, не будет плохих людей. Настанет довольство. Мир будет без зла! (Слава Д.)
Здравствуйте, дорогие потомки, мои юные читатели. Мне очень лестно, что вы обращаетесь именно ко мне. Я постараюсь ответить как можно проще и понятнее на один из волнующих вас вопросов: «КОГДА НАСТУПИТ РАВНОПРАВИЕ НА ЗЕМЛЕ?». Я думаю, это случится лишь тогда, когда люди задумаются о том, откуда они. Пусть вспомнят, что они частичка Вселенной и не имеют права убивать, мучить, эксплуатировать (как вы это называете) друг друга. Ведь человек та же монета: не имеет значения её размер, а важен номинал, чего она стоит. Для Бога все равны, он не делит людей на хороших и плохих. А вот правительства не внемлют праведным, поскольку покрыты мздою очи. Вот если бы люди ценили друг друга, уважали себя и ближнего своего, тогда и настало бы равноправие. (Лена Б.)

КОГДА ЧЕЛОВЕК БУДЕТ СПРАВЕДЛИВ К ДРУГИМ?
Справедливым будет тот,

У кого душа богата, пропускает всё через себя.

Своё «я» он совмещает с болью о других.

Не узнав любви, нельзя стать справедливым.
Справедливым будет тот,

Кто чужое понял горе,

Осознать его он смог, помог другим,

А себе не смог помочь, понявши жизнь…
Когда вражда потухнет? (Саша Т.)
VI ЭТАП – «РЕФЛЕКСИЯ» (самоанализ).

ЗАДАНИЕ: расскажите, что понравилось на уроке? Что показалось сложным? Какие ошибки в работе мастерской надо исправить?

Время на этап 5 мин.
Мы впервые проводили мастерскую, поэтому впечатлений было много. Всем ребятам такая форма работы понравилась, многие даже просили чаще устраивать такие уроки. Потому что: 1) интересно, 2) все вместе работаем на результат каждого, можно воспользоваться чужим открытием и поделиться своим, 3) не страшно чего-то не знать или в чем-то затрудняться: товарищи помогут, 4) очень свободно себя чувствуешь, хорошо делиться своими мыслями и чувствами с другими людьми. Самым трудным оказалось слушать друг друга, когда так интересно поделиться своими открытиями, – было шумно. Не все успевали записывать всё до конца: не хватало времени, не привыкли к быстрому темпу работы. Нелегким показалось задание сформулировать ответ от имени Державина «Доколь!» (хотелось просто цитировать, а надо было обобщать), некоторым сложно было писать итоговый текст. Придётся изменить состав некоторых групп (выявилась психологическая несовместимость), выработать правила поведения при обсуждении и их соблюдать.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ.

ПСАЛОМ 81
Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд:

Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?

Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказываёте справедливость;

Избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из рук нечестивых;

Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются;

Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы;

Но вы умрёте, как человеки, и падёте, как всякий из князей.

Восстань, Боже, и суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ
Восстал всевышний бог, да судит

Земных богов во сонме их;

Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! Видят и не знают!

Покрыты мздою очеса:

Злодействы землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья,

Но вы, как я, подобно страстны

И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падёте,

Как с древ увядший лист падёт!

И вы подобно так умрёте,

Как ваш последний раб умрёт!
Воскресни, боже! Боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых

И будь един царём земли!
БОГ
О ты, пространством бесконечный, Ничто! – Но ты во мне сияешь

Живый в движеньи вещества, Величеством твоих доброт;

Теченьем времени превечный, Во мне себя изображаешь,

Без лиц, в трёх лицах божества! Как солнце в малой капле вод.

Дух всюду сущий и единый, Ничто! – Но жизнь я ощущаю,

Кому нет места и причины, Несытым некаким летаю

Кого никто постичь не мог, Всегда пареньем с высоты;

Кто всё собою наполняет, Тебя душа моя быть чает,

Объемлет, зиждет, сохраняет, Вникает, мыслит, рассуждает:

Кого мы называем: Бог! Я есмь – конечно, есть и ты!
Измерить океан глубокий, Ты есть! – природы чин вещает,

Сочесть пески, лучи планет Гласит моё мне сердце то,

Хотя и мог бы ум высокий, - Меня мой разум уверяет,

Тебе числа и меры нет! Ты есть – и я уж не ничто!

Не могут духи просвященны, Частица целой я вселенной,

От света твоего рожденны, Поставлен, мнится мне, в почтенной

Исследовать судеб твоих: Средине естества я той,

Лишь мысль к тебе взнестись дерзает, Где начал тварей ты телесных,

В твоём величьи исчезает, Где кончил ты духов небесных

Как в вечности прошедший миг. И цепь существ связал всех мной.
Хаоса бытность довременну Я связь миров, повсюду сущих,

Из бездн ты вечности воззвал, Я крайня степень вещества;

А вечность, прежде век рожденну, Я средоточие живущих,

В себе самом ты основал: Черта начальна божества;

Себя собою составляя, Я телом в прахе истлеваю,

Собою из себя сияя, Умом громам повелеваю,

Ты свет, откуда свет истек. Я царь – я раб – я червь – я бог!

Создавый всё единым словом, Но, будучи я столь чудесен,

В твореньи простираясь новом, Отколе происшёл? – безвестен;

Ты был, ты есть, ты будешь ввек! А сам собой я быть не мог.
Ты цепь существ в себе вмещаешь, Твоё созданье я, создатель!

Её содержишь и живишь; Твоей премудрости я тварь,

Конец с началом сопрягаешь Источник жизни, благ податель,

И смертию живот даришь. Душа души моей и царь!

Как искры сыплются, стремятся, Твоей то правде нужно было,

Так солнцы от тебя родятся; Чтоб смертну бездну преходило

Так в мразный, ясный день зимой Моё бессмертно бытие;

Пылинки инея сверкают, Чтоб дух мой в смертность облачился

Вратятся, зыблются, сияют, И чтоб чрез смерть я возвратился,

Так звёзды в безднах под тобой. Отец! – в бессмертие твое.
Светил возжженных миллионы Неизъяснимый, непостижный!

В неизмеримости текут, Я знаю, что души моей

Твои они творят законы, Воображении бессильны

Лучи животворящи льют. И тени начертать твоей;

Но огненны сии лампады, Но если славословить должно,

Иль рдяных кристалей громады, То слабым смертным невозможно

Иль волн златых кипящий сонм, Тебя ничем иным почтить,

Или горящие эфиры, Как им к тебе лишь возвышаться,

Иль вкупе все светящи миры – В безмерной разности теряться

Перед тобой – как нощь пред днём. И благодарны слёзы лить.
Как капля в море опущенна,

Вся твердь перед тобой сия.

Но что мной зримая вселенна?

И что перед тобою я?

В воздушном океане оном,

Миры умножа миллионом

Стократ других миров, - и то,

Когда дерзну сравнить с тобою,

Лишь будет точкою одною;

А я перед тобой - ничто.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обобщать, выделять главное, формулировать вопросы, выделять ключевые слова в тексте, находить приёмы создания образа iconТема урока: «Революции» XVIII веке в Европе Тип
Выделять в исходном тексте главное, видеть слова-маркеры, определять ключевые фразы, заключающие в себе смысл текста
Обобщать, выделять главное, формулировать вопросы, выделять ключевые слова в тексте, находить приёмы создания образа iconУрока Тема урока Количество часов
Умение выделять ключевые фразы в тексте, объяснять орфограммы, подбирать синонимы
Обобщать, выделять главное, формулировать вопросы, выделять ключевые слова в тексте, находить приёмы создания образа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умение выделять ключевые фразы в тексте, подбирать синонимы, объяснять орфограммы
Обобщать, выделять главное, формулировать вопросы, выделять ключевые слова в тексте, находить приёмы создания образа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. Драгунского; формировать и развивать навык чтения; овладевать приемами чтения вслух и про себя, включая приемы выразительного...
Обобщать, выделять главное, формулировать вопросы, выделять ключевые слова в тексте, находить приёмы создания образа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В области познавательных (общеучебных) ууд школьник научится: ориентироваться в учебной книге находить и выделять необходимую информацию,...
Обобщать, выделять главное, формулировать вопросы, выделять ключевые слова в тексте, находить приёмы создания образа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие умения анализировать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать
Обобщать, выделять главное, формулировать вопросы, выделять ключевые слова в тексте, находить приёмы создания образа iconИррациональные уравнения
Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать факты и понятия, развивать самостоятельность, мышление,...
Обобщать, выделять главное, формулировать вопросы, выделять ключевые слова в тексте, находить приёмы создания образа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам; развивать интерес учащихся к науке, активизировать их познавательную...
Обобщать, выделять главное, формулировать вопросы, выделять ключевые слова в тексте, находить приёмы создания образа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работать с картой (показывать маршруты путешествий); выделять главное в тексте; анализировать документы
Обобщать, выделять главное, формулировать вопросы, выделять ключевые слова в тексте, находить приёмы создания образа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работать с картой (показывать маршруты путешествий); выделять главное в тексте; анализировать документы
Обобщать, выделять главное, формулировать вопросы, выделять ключевые слова в тексте, находить приёмы создания образа iconУчебнику Поглазовой О. Т. Тема: «Как лечились наши предки»
Создать условия для развития умения анализировать текст, выделять главное из текста, классифицировать, систематизировать и обобщать...
Обобщать, выделять главное, формулировать вопросы, выделять ключевые слова в тексте, находить приёмы создания образа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научить обобщать материал и выделять главное, научить применять полученные знания на практике
Обобщать, выделять главное, формулировать вопросы, выделять ключевые слова в тексте, находить приёмы создания образа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивающая: развитие речи, мышления, двигательной сферы, умения работать с натуральными объектами, выделять главное и обобщать
Обобщать, выделять главное, формулировать вопросы, выделять ключевые слова в тексте, находить приёмы создания образа iconУрок физики в 8 классе. Тема: Сгорание топлива. Удельная теплота сгорания
Цели: а развивающая: развивать у учащихся ключевые компетенции умение выделять главное, анализировать, навыки самостоятельной работы...
Обобщать, выделять главное, формулировать вопросы, выделять ключевые слова в тексте, находить приёмы создания образа iconЗакрепить значение образных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии
Подготовить учащихся к восприятию нового курса литературы. В рассказах о прочитанном учить выделять главное, формулировать мысли...
Обобщать, выделять главное, формулировать вопросы, выделять ключевые слова в тексте, находить приёмы создания образа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: ознакомление с термином «Корень слова, однокоренные слова», умение находить и выделять корень в словах, развитие коммуникативной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск