Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике





Скачать 122.47 Kb.
НазваниеПринципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике
Дата публикации16.08.2014
Размер122.47 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Математика > Реферат
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ
Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике.

На данный момент содержание школьного курса математики не соответствует требованиям, возникшим в современных условиях. Объем знаний, необходимый человеку, резко возрастает, в то время как количество отводимых для занятий часов сокращается. Математика как школьная дисциплина оставляет учащихся на рубеже прошлых веков и чрезвычайно мало знакомит с современными научными достижениями. Одним из средств реализации требований программы и разрешения имеющихся проблем является переход школы на профильное обучение и введение элективных курсов по математике.

Элективные курсы – это новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний. Цель элективных курсов – ориентация на индивидуализацию обучения учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Использование элективных курсов по математике позволяет усилить линию алгоритмического мышления, перейти на более высокий уровень знаний, превысить государственный стандарт за счет активизации обучения, совмещать информационные и деятельностные методы, сформировать навыки использования информационных ресурсов и информационных технологий на практике. На элективных курсах по математике преследуется задача более полного овладения, углубления и совершенствования уровня знаний.

Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

Цель межпредметных элективных курсов - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. В своей статье Далингер В. А. приводит примеры межпредметных элективных курсов:

  1. Математика помогает лингвистике.

  2. Оптика конических сечений.

  3. Циклоида и ее практические приложения.

  4. Компьютер – мой друг.

  5. Числа Фибоначчи и природа.

  6. Основы исследовательской деятельности.

  7. Замечательные кривые в природе.

  8. Симметрия в природе и т. д [12].

В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением математики и ее методов в другие отрасли знания.

Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними.

Часто учебные программы рассчитаны на абстрактно-способного ученика, которому все интересно и который изучает предметы для своего удовольствия. Для остальных учеников изучение одних предметов будет удовольствием, других – безразлично.

Реализация межпредметных связей дает возможность экономнее во времени определить структуру учебного плана. Все отрасли современной науки связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия формирования общеучебных умений и навыков, установление таких связей повышает эффективность практической направленности обучения.

На уроках математики, особенно в старших классах, нужно показывать учащимся, что математика, отражая формы и отношения материального мира, является наукой о математических моделях реальной действительности. Понятия числа, фигуры, функции, производной, интеграла, вектора отражают многообразие процессов реальной действительности и только поэтому применяются для решения прикладных задач и задач других школьных предметов. Преподавая новую теорию, всегда необходимо показывать ученикам применение ее в других дисциплинах. В результате этого учащиеся будут глубже и сознательнее усваивать изученное, лучше ориентироваться в самой математике. Для учащихся огромное значение имеет действительный показ использования математических понятий в других науках. Математика тем и полезна, что ее формулы, методы, алгоритмы могут использовать физики, химики, биологи и представители других наук.

Конечно, желательно реализовывать межпредметные связи на каждом уроке, но наиболее благоприятной формой работы будут элективные курсы.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы проведения элективных курсов, а также понятие межпредметных связей, можно сделать следующие выводы:

  1. Элективные курсы являются неотъемлемой частью школы.

  2. Между математикой и другими дисциплинами просматриваются достаточно тесные взаимосвязи.

  3. Одним из условий успешной реализации межпредметных связей является применение математического аппарата для решения прикладных задач.

  4. При организации элективного курса необходимо учитывать психолого-педагогические особенности учащихся.

  5. На элективном курсе значительно больше возможностей по реализации межпредметных связей, чем на основных уроках.

Рассмотрим, какие методы работы с учащимися лучше использовать во время проведения элективного курса. Учитывая особенности учащихся, лучше использовать активные методы: метод проектов, метод реферативно-исследовательской деятельности, метод использования информационных и коммуникационных технологий.

Конечно, при проведении элективных курсов желательно использовать разнообразные, нестандартные формы, приемы и средства проведения занятий. В качестве формы проведения занятия можно использовать урок-путешествие (особенно при рассмотрении некоторых исторических фактов), урок-диспут (можно использовать такую форму на обобщающем занятии), различные лабораторные и практические работы, проекты. На каждом таком уроке межпредметные связи будут в большей части осуществляться за счет содержания.

Выбирая формы работы с учащимися, не стоит говорить о том, какие из них предпочтительнее для реализации межпредметных связей, так как на различных уроках используются различные формы: индивидуальная, групповая и фронтальная. Выбор формы будет существенно зависеть от особенностей класса и излагаемого материала.

Предлагаю примерный план занятий элективного курса по теме"Математические законы красоты".

Программа элективного курса по математике в 9-м классе по теме: "Математические законы красоты"

«Математик также, как и поэт или художник, создает узоры. И, если его узоры более устойчивы, то лишь потому, что они составлены из идей… Узоры математика также, как и узоры художника или поэта, должны быть прекрасны; идеи также, как цвета или слова, должны гармонически соответствовать друг другу. Красота есть первое требование: в мире нет места для некрасивой математики». (Г.Х. Харди)
Пояснительная записка

В окружающем мире прекрасное сложно и многообразно. Восприятие красоты предполагает знакомство с её простейшими, первичными элементами. Элективный курс «Математические законы красоты» должен стать непрерывным процессом воздействия на интеллект учащихся, на их волю, эмоции, эстетическое чувство и мораль. Такая постановка вопроса позволит ликвидировать кажущийся отрыв математики от реальности, поможет учащимся понять, что законы математики взяты из природы и объясняют природу. Кроме учебной цели достигаются и другие – воспитание эстетического вкуса, развитие элементов творчества.

Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, рассчитана на 13 часов.

Элективный курс «Математические законы красоты» предполагают:


  • воспитание любопытства к красоте линий и форм;


  • изучения окружающего мира с точки зрения математики;


  • формирование у учащихся потребности не только воспринимать прекрасное, но и творить его.


Цели элективного курса:


  • реализация задачи внутрипредметных и межпредметных связей с биологией, физикой, историей, изобразительным искусством, музыкой;


  • углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков, исследований, создания проблемных ситуаций, проектов;


  • развитие у учащихся навыков графической культуры, умения обосновывать законы красоты с помощью математики;


  • воспитание эстетического отношения к красоте формул, теории, законов окружающего мира, умений ценить красоту собственного труда;


  • создание положительной мотивации обучения на выбранном профиле.


Теоретическая часть программы предполагает использовать каждую возможность привлечь внимание учащихся к любой особенности, черточке, штриху, ко всему тому, что способно расположить к математике. Это многое интересное и красивое в самой математике. Это различные примеры красоты из области техники, искусства, природы, к которым математика имеет самое непосредственное отношение. Формируемая таким образом идея красоты, как явления, общего для многих областей знаний, вместе с идеей о математическом характере законов красоты, сближает интерес к математике с интересами к другим областям науки и искусства, как бы переводит одно в другое, делая их единственными и неразрывными. Процесс формирования этих идей длительный. Поэтому необходимо последовательно формировать у учащихся потребность понимать, что многие фигуры и построения, служащие доказательству теории, представляют собой вещи красивые сами по себе, даже независимо от их математического содержания. Теоретическая часть программы способствует формированию у учащихся понятия о том, что красоты тем ярче, чем более богатое содержание она выражает. Красота геометрических форм неизмеримо обогащается, когда раскрывается её математическое содержание и значение.

Тема: Правильные многоугольники. Творчество и поиск красоты (13 часов).

Тема знакомит с понятием, различными способами построения и применением правильных многоугольников в природе и окружающей обстановке.

Основная цель:


  • сформировать у учащихся понятие о том, что правильные многоугольники – это создание прекрасного для глаза человека, это искусство, которое украшает нашу жизнь;


  • воспитывать эстетические вкусы при выборе цвета и сочетания цветов;


  • развивать потребность в создании и применении в жизни элементов красоты.


Изучение элективного курса «Математические законы красоты» позволит:


  • выработать навыки исследования законов окружающей природы;


  • установить математическую связь природных явлений, шедевров искусства им формул;


  • создавать красоту математических линий.


Результатом изучения является творческая работа «Красота и математика» (например, изготовление картин, каких-то дизайнерских вещей, где есть непосредственная связь с математикой, или создание своего вида паркета, проект «Построение цветочных клумб» и т. д)




№ занятия


Тема занятия


Форма





Методические рекомендации,

литература


1


Правильные многоугольники. Точное построение правильных многоугольников









2


Приближенное построение правильных многоугольников


Лабораторная работа «Правильные многоугольники»







3


Снежинка или кривая Коха


«Есть ли «Мир снежинок»: тайна формы или закономерность» исследование





К. Левитин, Геометрическая рапсодия, М., Знание, 1984


4


Решение занимательных задач на построение. Звезда шерифа.


Практическая работа





С. Коваль, От развлечения к знаниям, Варшава


5


Геометрический способ решения квадратных уравнений









6


Паркеты. Искусство укладки.







Сообщение «Укладка паркета – искусство»


7


Пчелиные соты и ботинки









8


Пчела и экономная архитектура







Проект «Пчелиная архитектура»


9


Чудеса света. Пирамида Хеопса.







Сообщение «Чудеса света»


10


Лабиринты


Практическая работа «Виды и тайны лабиринтов»







11


Геометрия перегибания листа бумаги









12


Золотое сечение и искусство цветоводства


Практическая работа «Построение цветочных клумб»







13


Заключительное занятие «В мире нет места для некрасивой математики»


Творческая работа





Проект «Красота и математика»


Литература для учителя


  1. Штейнгауз Г. Математический калейдоскоп. – М.: Наука, 1981.


  2. Скопец З.А. Геометрические миниатюры. – М.: Просвещение, 1990.


  3. Левитин К. Геометрические рапсодии. – М.: Знание, 1986.


  4. Сергеев И.Н. Примени математику. – М.: Наука, 1989.


  5. Коксетер Г.С. Новые встречи с геометрией. – М.: Наука, 1978.


  6. Демьянов В.П. Геометрия и Марсельеза. – М.: Знание, 1986.


  7. Зенкевич И.Г. Эстетика урока математики. – М.: Просвещение, 1981.


  8. Махов А. Леонардо да Винчи. – Ташкент: Чулпон, 1990.


  9. Омар Хайям. Рубаи. – Ташкент, 1982.


  10. Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение, 1981.


  11. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математики. – М.: Просвещение, 1995.


  12. Математика. Учебно-методическая газета. – М.: Издательский дом «Первое сентября».


Литература для учащихся


  1. Коваль С. От развлечения к знаниям. – Варшава.


  2. Перельман Я.И. Занимательная геометрия. – Екатеринбург, Тезис, 1994.


  3. Я познаю мир. Математика. Детская энциклопедия. – М.: АСТ, 1995.


  4. Занимательно о физике и математике. Библиотечка Квант. - М.: Наука, 1986.


  5. Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. – М.: 1995.


  6. Чистяков В.Д. Старинные задачи по элементарной математике. – Минск, Вышэйшая школа, 1978.


  7. Олехник С.Н. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука, 19

.

Филиал МБОУ Ржаксинской СОШ №2 имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарева в д.Волхонщина

Доклад
Использование межпредметных связей

в учебных курсах по выбору

Учитель математики: Зарапина Т.А.

2013год

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике iconДифференцированное обучение на уроках информатики
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы
Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике iconОтчет по результатам самоаттестации кафедры теории и методики обучения математике в школе
Кафедра теории и методики обучения математике в школе математического факультета мгпу была открыта в 2002 году. Основной деятельностью...
Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике iconДоклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики»
Вных образовательных целей обучения математике в школе является формирование представлений о математике как части общечеловеческой...
Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Простое настоящее время. Настоящее длительное время. Настоящее совершенное время. Настоящее совершенное длительное время
Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике iconРабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами»
...
Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике iconОрганизация процесса обучения математике
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении,...
Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике iconКатегории кредита и кредитования в настоящее время не вызывает сомнений
Кредитование населения в настоящее время является наиболее активно развивающейся банковской операцией и, одновременно, важным условием...
Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике iconА. С. Макаренко Акмеологический подход в настоящее время является...
Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,...
Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Принципиальным отличием технологии деятельностного подхода от традиционного обучения является то, что предложенная структура описывает...
Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике iconУроках математики
В настоящее время складывается твердое убеждение в том, что современная система образования является одним из серьезных факторов...
Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике iconВ настоящее время, в период введения фгос ноо, отмечается усиление...
Цель и назначение развивающего и проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную...
Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике iconПлан работы школьного методического объединения учителей естественно-математического...
«Повышение качества образования по предметам естественно-математического цикла посредством использования компетентностно-деятельностного...
Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике iconОткрытый урок «Forms of the English tenses» урок-обобщение «Мозговой штурм» класс: 9
«Формы времен» (настоящее совершенное время, прошедшее неопределенное время, настоящее неопределенное время)
Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике iconТесты №1 по математике во 2 классе за
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении,...
Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Программа спецкурса по математике» является школьной вариативной составляющей математического образования для учащихся, имеющих...
Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике iconТема: Дифференциация звуков в-ф цель
Бодряков В. Ю., зав кафедрой математического анализа, д ф м н., доцент, математический факультет Ургпу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск