А. С. Макаренко Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Применяя его к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управ





Скачать 126.93 Kb.
НазваниеА. С. Макаренко Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Применяя его к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управ
Дата публикации08.07.2013
Размер126.93 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 
   «Средняя общеобразовательная школа №73» г. Ульяновска

Акмеологическое моделирование уроков географии

с помощью приёмов педтехнологий

для достижения вершин индивидуальной,

групповой и коллективной

учебно-познавательной деятельности учащихся

и профессиональной деятельности учителя

Материал разработан

Борщ Еленой Александровной,

учителем географии высшей

квалификационной категории

МБОУ СОШ № 73 г. Ульяновска

г. Ульяновск

2011-2012 г
«Мастерство – это то, чего можно добиться,

и как могут быть известны мастер-токарь,

прекрасный мастер-врач,

так должен и может быть

прекрасным мастером педагог…»

А.С. Макаренко

Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Применяя его к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управлению школой позволяет перевести школу из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается и качество образования, так как у всех субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности становится ведущей.

В общем и целом понятие «акмеология» - это возможность высших достижений человека в разных пространствах его жизнедеятельности и в разных формах их осуществления. С этих позиций акмеология выступает как фундаментальная наука, как теория общих закономерностей достижения вершин в человеческой жизнедеятельности и интегрирует знания из многих наук о человеке (культурология, психология, педагогика, философия, системология и др.).

К настоящему времени помимо общей акмеологии оформились такие ветви акмеологии, как управленческая, военная, спортивная, педагогическая и др.

Дифференциация педагогической акмеологии привела к выделению новой науки о развитии человека в образовательной акмеологии т.е. акмеологии школьного образования.

Предметом акмеологии школьного образования является целостное и устойчивое развитие растущего человека – ученика и взрослого человека – учителя в продуктивных социально-педагогических системах школьного образования.

Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном и управленческом процессе общеобразовательной школы очевидна, поскольку общество ожидает от школы, что её выпускники будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития. Акмеологические приёмы, акметехнологии предлагают практическое решение вопроса личностного и профессионального успеха.

Предлагаю Вашему вниманию несколько акмеологических приёмов, которые я использую на уроках географии.

Прием педагогической техники "Эвристическая беседа".

Формирует ценностно-смысловые компетенции.

На уроке создается доверительная обстановка, когда каждый обучающийся может свободно выразить свою точку зрения.Используется на уроке-презентации новых идей для проектной и исследовательской деятельности. Способствует развитию навыков публичного выступления , умения убеждать, уважать чужое мнение.

Прием педагогической техники "Синквейн".

Формирует информационные компетенции.

Обучающиеся составляют синквейн, состоящий из пяти строк:

первая строка - 1 слово  (существительное), обозначающее тему или предмет; (-путешественник)

вторая строка -2 слова (прилагательные), дающие описание свойств объекта;(-настойчивый, любознательный)

третья строка - 3 глагола, описывающие действия объекта; (-исследовал, открывал, изучал)

четвертая строка - фраза из 4-5 слов, выражающая отношение автора к описываемому объекту;

(изучал Африку)

пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть объекта. (Ливингстон)

Применяется на обобщающем уроке. Прекрасный инструмент рефлексии. Является формой свободного творчества. Заставляет ученика находить в информационном материале наиболее важные элементы, делать выводы
Прием педагогической техники "Получи бонус"

Формирует учебно-познавательные компетенции и компетенции личностного самосовершенствования.

В ходе урока любого типа ученик принимает участие в разного вида работе: опросе, ответ у доски, работа консультантом, ответ по домашнему заданию и т.д.. За каждый вид деятельности получае бонус - цветной жетончик (цвет имеет свой балл). В конце урока можно посчитать свои бонусы и сравнить свою работу с работой товарищей - получить оценку. Этот прием развивает дух здорового соперничества и стремление активно работать на уроке, самосовершенствоваться.  

Используется как фрагмент урока или на протяжении всего урока. Хорошо зарекомендовал себя на открытых уроках.

Прием педагогической техники "Кластеры" (гроздья, пучок, созвездие).

Формирование учебно-познавательных, коммуникативных компетенций.

Суть приёма в выделении смысловых единиц темы и их графическом оформлении в определённом порядке в виде "грозди"-схемы. А именно: выделение главной смысловой единицы (темы) - выделение связанных с ключевым словом смысловых единиц (категории информации) - конкретизирование фактами, мнениями. Составление кластера позволяет обучающимся свободно, открыто думать по поводу какой-либо темы. При этом хорошо использовать интердоску, поскольку можно сохранять, а потом возвращаться и дополнять, распечатывать составленный кластер.

Используется при актуализации, систематизировании знаний, для стимулирования постановки собственных целей по какой-либо теме, вопросу -  на стадии Вызова. На стадии Осмысления кластер помогает фиксировать фрагменты новой информации. На стадии Рефлексии - группировать понятия, устанавливать между ними  логические связи.

КЛАСТЕР

Прием "Каждый учит каждого"

Данный прием можно использовать по разному. Класс разбивается на 2 группы и заранее готовится с ними новый материал. На уроке каждая группа представляет свою часть материала.

Прием "Кластер"

В начале урока дети заполняют кластер, записывают туда то, что им известно по новой теме, а в конце урока они добавляют в кластер то, что узнали.
c:\users\елена александровна\desktop\загруженное.png Самый простой кластер

Прием педагогической техники "Равнение на ученых"

  1. Формирует общекультурные компетенции 

По ходу урока приводятся примеры из биографии ученых  (например, Ломоносова М.В., Докучаева др.), но, главная цель - рассказать, не только о вкладе в науку, но и о других увлечениях (например, живопись, музыка, мозаика и т.д.), предоставить информацию о возрасте ученого, когда он совершал то или иное открытие, интересные фрагменты биографии. Удивление учащихся №1 - какие они были молодые (как правило, многие важные открытия делались до 35 лет)! Удивление №2 - сколько у ученого еще увлечений помимо науки! Удивление №3 - какие это сильные духом люди, сколько трудностей на своем жизненном пути они с честью преодолели! Информацию об ученом можно предложить подготовить самим учащимся в виде сообщения. Класс может получить задание: по ходу сообщения обозначить наиболее яркие черты характера ученого, которые поразили лично каждого, озвучить в конце сообщения.

Прием педагогической техники  «Создание учащимися презентационного сопровождения к учебной лекции»

 Содержание материала, предлагаемого учащимся для работы, должно иметь чётко просматриваемую структуру. Для работы учащимся предлагаются: шаблон презентации – будущей мультимедийной лекции из 3-х слайдов: название, учебные задачи, план лекции; текст лекции, оформленной в программе Word. Содержание лекции должно соответствовать тексту параграфов по теме, дополнено иллюстрациями, рисунками и др. Необходимые условия и оборудование: урок проводится в кабинете, имеющем мультимедийное оборудование и количество компьютеров, необходимое для работы учащихся в парах (10 – 12); компьютеры объединены локальной сетью. Учитель готовит к уроку электронные ресурсы: лекцию (Word) и шаблон презентации (PowerPoint).
Прием педагогической техники "Третий лишний"

Формирует учебно-познавательные компетенции.

Учащимся предоставляются контуры 3х материков. Необходимо выделить общий признак в составе двух из них и определить "лишний" материк. Задание применяется в тестовых, самостоятельных и других видах проверочных работ. Помогает закрепить знания.
 Прием педагогической техники « Проверка географических названий по карте»

Формирует  компетенции личностного совершенствования. На физической карте мира приклеены цифры красного и чёрного цвета (по 5-7 для каждого варианта). Учитель диктует названия объектов, учащиеся находят их на карте и в листе ответов ставят соответствующую цифру.
Прием педагогической техники «Ассоциация»

При знакомстве со странами мира, учащимся предлагается высказать свои ассоциации, впечатления, образы, связанные с  этими странами, которые позволят легче усвоить новую тему. С чем ассоциируется Япония? (Кимоно, суши, сакура, бонсай, самурай и т.д.)

Прием педагогической техники "Театрализация".

Развивает коммуникативную, учебно - познавательную компетенции.

Учащиеся по группам разыгрывают миниатюры из традиций и обычаев стран мира и моделируют изучаемые процессы, ситуации в событиях. Применяю после объяснения нового материала, для понимания изучаемого, закрепления. 

Прием педагогической техники "Схематизация"

Развивает ценностно - смысловые, учебно - познавательные компетенции.

Предлагаю к изучаемому процессу, правилу, событию схему, которая выделяет главное и показывает причинно - следственные связи или алгоритм работы. Применяю при введении новых знаний и на этапе обобщения темы. 
Прием педагогической техники "Заочная экскурсия".

 Развивает  учебно - познавательные и общекультурные компетенции.

Ученик - экскурсовод готовит материал для проведения экскурсии. Творчески перерабатывая материал учебника и дополнительной литературы, школьники фантазируют, вживаются в образ.

Во время экскурсии берется "интервью" у "исторических личностей", ведутся "репортажи" с "места событий". Применяется при изучении нового материала и  на повторительно - обобщающих уроках.
Прием педагогической техники «Пустая чашка»

Формирует компетенции личностного самосовершенствования.

Учащимся предлагается наполнить пустую чашку содержанием.  Взяв чашку в руки, ученик произносит  вслух  результаты своих достижений во время урока и передает чашку следующему.  Когда чашка вновь возвращается к учителю,  он подводится итог - обобщение "полная чаша".

Используется на этапе рефлексии.

Прием педагогической техники "Графический диктант".

Формирует учебно-познавательные компетенции.

Учитель диктует перечень действий. Обучающиеся с помощью условных символов (например + или -) обозначают наличие или отсутствие таковых в инструкционной карте. Применяется для выполнения практической работы. Способствует концентрации внимания, развитию наблюдательности и памяти. Всегда вызывает интерес.
Прием педагогической техники "Кроссворд".

Формирует учебно-познавательные компетенции.

Обучающиеся заполняют или сами составляют кроссворд по материкам и странам .

Применяется как форма  учета и контроля знаний или как творческое задание.
Прием педагогической техники "Письмо-рефлексия" 

Формирует учебно-познавательную компетенцию, связанную с рефлексией.

 Учащиеся заполняют пустые места в бланке: 
Ф.И.О.___
Тема____
1.Теперь я знаю, что.. 
2. Я попробую ... 
3. Моя активность при изучении темы проявилась в том, что я... 
4. Результат изучения темы был бы лучше, если бы я...

4. Применяется на этапе личностной и содержательной рефлексии

 Прием педагогической техники "Деловая игра".

Формирует коммуникативные компетенции.

 Учащиеся выполняют  задание в группах, играя различные роли.  Главным становится соблюдение правил игры. Решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп.

Используется при изучении новой темы, при итоговом повторении. Игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.) 

 В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа учебно-игровой ситуации».

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п.

Прием педагогической техники «Аналитики»

Развивает учебно-познавательные компетенции. Учащиеся в ходе урока «Строение земной коры. Движение литосферных плит» должны как можно больше набрать  фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу, выдвинутую в начале урока.
Прием педагогической техники "Тезисы".

Формирует общекультурные компетенции и компетенции личностного самосовершенствования.

Обучающиеяся составляют тезисы к готовой проектной или исследовательской работе.

Применяется на заключительном этапе проектной или исследовательской деятельности. Крайне необходимы в случае представления проекта на конкурс, конференцию или фестиваль

Прием педагогической техники "Мастер-класс".

Формирует ценностно-смысловые и коммуникативные компетенции. Обучающиеся старших классов проводят мастер-классы по какому-либо виду практической деятельности в классах среднего звена, или средних классов - в классах начальной школы .Применяется при проведении урока-практикума.

Прием педагогической техники "Установи последовательность".

Формирует учебно-познавательные компетенции. Дан набор  операций практической деятельности. Обучающиеся проставляют номера операций в соответствии с технологической последовательностью. Применяется для закрепления изученного материала развивает логическое мышление.

Прием педагогической техники "Мозговой шрурм".

Формирует коммуникативные компетенции и компетенции личностного самосовершенствования.

Обучающиеся на уроке «Экологические проблемы России» в группах предлагают как можно больше своих идей  или вариантов решения проблемы. Затем с помощью сетки принятия решений выбирают главную. Применяется при выработке идеи  для проекта, исследования;  выборе объекта или способа действия. Развивает способность  к выработке конструктивных идей.

Прием педагогической техники "Тест".

Формирует учебно-познавательные и ценностно-личностные компетенции. Обучающиеся выполняют тестовые задания промежуточного .входного, итогового контроля по географии по материалам ЕГЭ. Применяется на любом этапе урока для выявления знаний, компетенций.  

Прием педагогической техники "Аукцион"

Компетенция личного самосовершенствования

Учащимся предлагается назвать как можно больше отрицательных воздействий металлургического комбината на окружающую среду. Высказываются все. Выигрывает тот, кто больше всего назовёт антропогенных воздействий.. Происходит закрепление знаний, развиваются коммуникативные навыки.

Прием педагогической техники «Восстанови логическую цепочку»

Обучающимся предлагаются карточки,  с преднамеренно нарушенным порядком  алгоритма выполнения какого-либо действия. Урок- практикум в 9 классе. « Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Ц. России. (Среднерусская возвышенность)»

Задание: «Составить логическую цепочку изменений, происходящих в природе при добыче полезных ископаемых открытым способом при помощи стрелок (на примере КМА, расположенной на Среднерусской возвышенности). Задача обучающихся - восстановить порядок и выполнить задания.

Прием педагогической техники "Соберем мозаику"

Формирует ценностно-смысловые, коммуникативные, учебно-познавательные и социально-трудовые компетенции. При изучении темы класс делится на группы, каждая из которых исследует один из компонентов материка (Рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, население) и оформляет результат на отдельном листе ватмана. Затем все фрагменты вывешиваются на доску,  анализируются, делаются выводы по теме. Прием хорошо зарекомендовал себя на уроках-исследованиях, во время выполнения небольших проектов. Можно представить как ролевую игру на уроке.
Прием педагогической техники "Узнай по контуру"

Развивает учебно-познавательные компетенции.

Каждому учащемуся раздаётся контур материка или озера и т.д. Узнав объект, ученик должен назвать его и показать на карте. Применяется для закрепления знаний по географическим названиям.

Прием педагогической техники "Дискуссия".

Формирует коммуникативные компетенции. Обучающиеся  предлагают свою точку зрения в ходе обсуждения вопроса или проблемы. Применяется на любом этапе урока. Развивает навыки критического мышления.

Прием педагогической техники "Компас"

Формирует ценностно-смысловые компетенции. Если учителю необходимо организовать самостоятельную работу учащихся на весь урок, то он устанавливает определенные ориентиры (обычно это планы описания объектов), на которые должны выходить учащиеся на определенных этапах своей работы. Это позволяет учащимся своевременно обнаруживать, что они "сбились с маршрута" и необходимо своевременно "уточнить" маршрут своего продвижения в информационном пространстве.Этот прием очень хорошо работает при организации уроков-практикумов, уроков-зачетов.Развивает внимание  и  аналитические способности учащихся.
Прием педагогической техники  "Написание эссе"

Формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций. Эссе - свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется в классе в течение 5 минут после обсуждения проблемы. По теме «Мировой круговорот воды» в 6 классе я даю задание написать эссе «Путешествие капельки воды по большому круговороту». Приём используется на этапе итоговой рефлексии.
Литература

1.Акмеология:учебник/Под ред. А.А.Деркача. М.: Издательство РАГС.2010

2.Андриенко Е.В.Социальная психология/Под ред. В.А.Сластенина.М.2003

3.Антропова Л.В. Акме-технологии в профессиональной подготовке учителя адаптивной школы// Школьные технологии. 2003. №6

4.Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приёмов обучения. Серия «Я иду на урок» издательского дома «Первое сентября» - М., 2009, с.10;

Использован интернет

http://didaktor.ru/pedagogicheskaya-texnika-remeslo-ili-iskusstvo/

http://www.trizminsk.org/e/23109.htm

http://www.edc.samara.ru/~school24/page/grin.html

http://npodshivalova.ucoz.ru/publ/pedagogicheskaja_tekhnika_kak_instrumentarij_masterstva_uchitelja/3-1-0-21

http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=41772&tmpl=Thread&BoardId=162836&ThreadId=181527&page=0

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. С. Макаренко Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Применяя его к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управ iconДифференцированное обучение на уроках информатики
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы
А. С. Макаренко Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Применяя его к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управ iconПринципиальным положением организации школьного математического образования...
Ак школьная дисциплина оставляет учащихся на рубеже прошлых веков и чрезвычайно мало знакомит с современными научными достижениями....
А. С. Макаренко Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Применяя его к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В настоящее время востребован учитель, умеющий решать задачи обучения и воспитания в условиях стремительно меняющегося окружающего...
А. С. Макаренко Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Применяя его к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В настоящее время аттестация является не только одним из важнейших средств оценки профессионализма педагогических работников, но...
А. С. Макаренко Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Применяя его к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управ iconУроках математики
В настоящее время складывается твердое убеждение в том, что современная система образования является одним из серьезных факторов...
А. С. Макаренко Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Применяя его к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управ iconИ. В. Гралевская к т. н., А. Н. Ганцева студент
Одним из приоритетных направлений в настоящее время является разработка новых видов продуктов питания функционального назначения...
А. С. Макаренко Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Применяя его к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управ iconУрок по организации собственной деятельности обучающихся включает три этапа
Одним из перспективных направлений развития современного химического образования является организация обучения в условиях введения...
А. С. Макаренко Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Применяя его к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
А. С. Макаренко Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Применяя его к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управ iconПрограмма утверждена на заседании педагогического совета Юринского...
Одним из основных направлений современной школы и системы дополнительного образования – усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного...
А. С. Макаренко Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Применяя его к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В настоящее время складывается убеждение в том, что современная система образования является одним из серьезных факторов риска здоровья...
А. С. Макаренко Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Применяя его к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управ iconОбразовательная программа дополнительного образования кружка «юный художник»
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности –...
А. С. Макаренко Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Применяя его к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управ iconВ настоящее время, в период введения фгос ноо, отмечается усиление...
Цель и назначение развивающего и проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную...
А. С. Макаренко Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Применяя его к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управ iconТема по самообразованию
Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Метод проектов не является новым в педагогической практике, но вместе...
А. С. Макаренко Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Применяя его к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Главной задачей педагогики в настоящее время является совершенствование всестороннего комплексного воспитания учащихся. Ввиду демографического...
А. С. Макаренко Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Применяя его к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управ iconИнтеграция предметов в современной школе
Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей человека. В настоящее время...
А. С. Макаренко Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Применяя его к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управ iconАналитический отчет Деятельностный подход в преподавании истории и обществознания Ворончуковой
В августе 2008 года начал свою работу городской Центр образования. В настоящее время он является единственным учебным заведением...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск