Скачать 352.72 Kb.
|
Аналитическая справка / аналитический отчет Деятельностный подход в преподавании истории и обществознания Ворончуковой Людмилы Александровны учителя истории и обществознания МОУ ГЦО г. Калининград 2011 год Деятельностный подход в изучении истории и обществознания В августе 2008 года начал свою работу городской Центр образования. В настоящее время он является единственным учебным заведением в городе, где могут обучаться взрослые. По сравнению с другими учебными заведениями, Центр имеет ряд особенностей. Прежде всего — это контингент учащихся: разный возраст одноклассников, различный психологический и педагогический опыт. У кого-то значительный перерыв в учебе, порой до 20 лет. Причины тому разные: из-за тяжелого финансового положения, создания семьи, из-за конфликта с учителями и администрацией в средней школе. Часть воспитанников — с отрицательным педагогическим опытом, который появился по тем или иным причинам, связанным с обучением в дневных общеобразовательных школах. Поэтому одна из важнейших задач Центра — создание для человека условий, которые помогут ему адаптироваться к учебе, а также поспособствуют всестороннему развитию личности. Так как контингент довольно пестрый, то и средства для обучения разнообразные. В одном и том же классе на одном и том же уроке приходится работать с отдельными группами, проводить больше консультаций, помогать ученикам адаптироваться, находить возможности для обучения в Центре любого желающего. Традиционный подход в обучении – это процесс вербальной передачи знаний от учителя к ученику посредством демонстрационно-объяснительных методов. Но такие методы не всегда достигают поставленной цели, поэтому на мой взгляд, эффективен деятельностный подход в изучении истории. Деятельностный подход в изучении истории во многом связан с осознанием необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний, на основе объяснительно – демонстрационного подхода, системно-деятельностным подходом, базирующемся на личностно – ориентированных, интерактивных развивающих технологиях обучения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Ничто так не развивает школьника среднего звена, как игры на уроке истории. В 8, 9 классе, где достаточно много учеников педагогически запущенных, довольно часто я провожу часть урока в форме игры: «В купеческом доме», « Кто помнит?», « Найди правильный ответ», История в лицах», «История в датах». Игра может быть групповой, а можно дать задания индивидуально на карточках. Причем, задания могут быть разного уровня, чтобы использовать индивидуальный подход. Проведение игр, викторин, конкурсов дает положительные результаты. Повышается интерес к предмету, улучшается память, появляется умение работать с информацией, добывать самостоятельно знания. Ученики сами пытаются составить вопросы для игры. В 8 классе после прохождения темы: «Консульство и образование наполеоновской империи» ученики составили игровые вопросы: «Найди правильный ответ»
а. Талейран б. Наполеон в. Жозеф Фуше 2. При ком появился лозунг «Свобода, равенство, собственность» а. Людовик XVI б. Наполеон в. Людовик XVIII 3. Какая религия объявлялась религией большинства французов а. Католицизм б. Протестантизм в. Православие 4. Кто был первым императором Франции а. Наполеон б. Людовик XVIII в. Талейран 5. Какая страна являлась давним врагом и соперником Франции а. Россия б. Англия в. Австрия «История в лицах и фактах»
Игра «Да или нет».
«Знаешь ли ты?»
По теме «Англия» ребята составили такие вопросы. «Найди правильный ответ»
а. во Франции б. в Италии в. в Англии 2. Чартизм – это движение за а. изменение избирательной системы б. изменение рабочего законодательства в. за участие в выборах бедняков 3. Где состоялась всемирная промышленная выставка. а. в Париже б. в Лондоне в. в Милане 4. Какая денежная единица стала средством расчета между странами а. Доллар б. Рубль в. Фунт стерлингов 5. Индия – это колония а. Германии б. Англии в. Франции Игра « Да или нет»
«История в лицах и фактах»
Игровые моменты я также использую при изучении исторических личностей. Одной из важнейших задач социальной адаптации является формирование у школьников умение анализировать и оценивать поступки, черты характера, слова людей, среди которых они живут. Моя деятельность способствует формированию у учащихся адекватной оценки окружающего мира. По темам, касающимся культуры я провожу уроки-экскурсии. Ребята получают задания подготовить самостоятельно сообщение по творчеству художников. Например: «Экскурсия по Третьяковке». Тема «Русская культура 19 века». Ребята делятся на пары. Каждая пара делает сообщение о художнике и о его картинах. Мои ученики знают о художниках очень мало. Такие уроки помогают им приобщаться к искусству, развивают умение поиска информации, повышения собственной самооценки. Презентацию можно посмотреть на сайте МОУ ГЦО http://school.baltinform.ru По итогам года успеваемость в 8 классе по истории составила 3,2 балла, по обществознанию 3,3 балла. Все учащиеся 9 класса выбрали обществознание в качестве государственного экзамена и показали результат 3,2- 3,3- 3,8 балла. Учащимся 9 класса было предложено подготовить интегрированный урок: обществознание с английским языком: «Права и обязанности молодых людей в Великобритании и России». Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они: формируют в большей степени общеучебные умении навыки и рациональные навыки учебного труда. Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести в образовательный процесс не только учебную составляющую, но и исследовательскую деятельность. В подготовке урока приняли участие все ученики, Они самостоятельно выбирали статьи законов и делали к ним рисунки, сопоставляли факты, суждения об одних и тех же явлениях. Интегрированные уроки позволяют систематизировать знания. Презентацию урока можно посмотреть на сайте МОУ ГЦО .http://school.baltinform.ru Всякое учение – деятельность. Как отмечает А.Г. Асмолов : «Понятие системно - деятельностного подхода было введено нами в 1985 г. как особого рода понятие. Мы старались снять уже тогда оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно - деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Именно он стал основой для многих разработок». Сегодня основную цель современного образования можно сформулировать следующим образом: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогически запущенных), обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Чрезвычайно важная задача нашего Центра – развитие у учащихся положительной мотивации учения, поскольку у многих из них еще до прихода в вечернюю школу был потерян интерес к учебе. Достигается это, как правило, двумя путями: созданием ситуации, в которой ученик почувствовал себя уверенно, и умением заинтересовать предметом. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ученику принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт общения, целеполагания, достижения поставленных целей, опыт рефлексивной самоорганизации и самооценки – то есть формируются способности к самодеятельности. Значит, для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности. Виды учебной деятельности, применяемые в практике преподавания истории в нашем Центре и их практическая значимость: Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников); ученики знакомятся с многообразием источников информации: учебник, словарь, справочник, хрестоматия, базы данных интернета; учатся быстро ориентироваться в многопрофильном потоке информации, осуществлять ее обработку, делать выводы, извлекать уроки и т.д. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически. Так может выглядеть схема развития революции 1905-1907г Использование схем, графиков на уроках истории. Так может выглядеть схема развития революции 1905-1907 г 17 октября 1905года Подписание манифеста о создании Гос. Думы Октябрь 1905 Всероссийская стачка железнодорожников Июнь 1905 Восстание на Май 1905 . броненосце Стачка в Иваново- «Потемкин» Вознесенске 9 января 1905г. «Кровавое воскресенье». Начало революции Приведенная схема показывает, что высшая точка революции, это подписание манифеста 17 октября 1905 года. Составление древа понятий; данный порядок работы с исторической терминологией позволяет всесторонне раскрыть историческое понятие, добиться научного и эффективного приращения знаний и умений у учащихся практической деятельности. Составление характеристик исторических личностей. Требует большой работы. Можно квалифицировать деятельность исторической личности на основании оценок современников. Оценки бывают противоположные. Ученику приходиться изучать много литературы, что сделать выводы по данному историческому персонажу. Сложно составлять биографическую справку, если квалифицировать действия личности как разрушительные и созидательные. Немногие ученики могут справиться с такой работой, но они учатся давать собственную оценку. Сравнительная характеристика исторических явлений. Например: можно сравнивать политику военного коммунизма и НЭП следующим образом. Распределить по столбцам следующие характеристики:
В итоге таблица должна выглядеть так:
Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов. Использование исторических задач в процессе обучения. Задача - вопрос, требующий нахождения решения по известным данным с соблюдением известных условий. На рубеже XX - XXI веков в гуманитарной образовательной практике широкое распространение получили исторические задачи. Причем, они полностью отвечали критериям научного определения: наличие вводной информации; поиск решения; соблюдение известных условий (принципов исторического исследования). В исторических задачах в основе лежит сущность событий, действия личности, скрытый смысл лежащего на исторической поверхности материала, обоснование непредсказуемых поступков, нелогичных шагов, невероятных фактов и прочее. Выделяется три основных вида исторических задач, каждый из которых имеет свои сущностные особенности: событийно-проблемные, биографические и хрестоматийно-литературные. Первый вид — событийно-проблемные задачи. В их основе лежит учебное или реальное противоречие, разрешение которого требует активной мыслительной деятельности. Информацию здесь предлагается в ходе её обдумывания и аргументирования на основе имеющихся знаний обогатить новыми, доселе неведомыми учащимися историческими данными. Например: ( примеры задач я беру из задачника по истории России, автора С.Г. Смирнова)
персы»?
Проблемные задачи не содержат вопросов типа «сколько?», «где?», «когда?». Они требуют от учащихся глубокого объяснения «почему?». Например: Мы знаем, что Киев стал центром объединения Руси. Учебники истории требуют от учащихся запомнить этот факт. Но нужно ответить на вопрос, почему именно Киев, а не Новгород стал центром объединения Руси. Дело в том, что все варяги, попавшие на Русь, стремились в сказочно богатую Византию, или поближе к ней – в Киев (где спрос на боевую силу варягов был больше всего и плата за службу – тоже). Олег, захватив власть в Киеве, решил остаться, а не возвращаться в Новгород. В 9-10 веках Киев заметно опережал все другие города Руси в своем развитии, поскольку был ближе всех к Византии. Это и есть историческая задача первого вида. Второй вид задач - биографические. Они требуют от читателей выяснения «кто есть кто». Что такие задачи включают? Учащемуся даётся объём информации о конкретной личности, не называя её: когда родился, как учился, чем занимался, что делал, чем прославился. Учащийся, проанализировав эту информацию, приходит к определённому решению - кто эта личность. Часть задач этого вида направлена на углубленное изучение достаточно известных, хотя, как правило, лишь по фамилиям личностей. Другая часть задач предполагает ознакомление с недостаточно известными, но сыгравшими значительную роль в истории России соотечественниками. Так что в задачах стоят рядом императоры и ученые, полководцы и просветители, государственные деятели и скульпторы, великие князья и самозванцы. Вот пример подобной задачи. «Она любила подсчитывать результаты своего царствования. Через 19 лет правления сделала 492 дела. Отвоевала у Польши и Турции земли с населением 7 миллионов человек, написала наказ Уложенной комиссии, ценила способных , талантливых людей. Приобрела библиотеку Дидро для Эрмитажа, состояла в переписке с Вольтером». ( Екатерина II). Можно более сложные предложить задачи: «Перечислите современников Василия III в Германии, Испании, Португалии, Турции, Индии, Америке». Поиск такой информации значительно расширит кругозор учащихся, позволит увидеть разнообразие исторических процессов в Европе и в России. В задачах такого типа можно предложить текст с ошибками. |
Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах... Кузнецова Елена Николаевна, заместитель директора по увр муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Лицей... | Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной... Обмен опытом по теме: «Проектно – исследовательская деятельность в преподавании истории и обществознания» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школьное методическое объединение учителей истории, обществознания, права и истории, культуры Башкортостана работает над темой «Личностно-ориентированный... | Системно деятельностный подход в основе новых образовательных стандартов Новый образовательный стандарт определяет не само содержание образования, а результаты деятельности и требования к этим результатам.... | ||
«Системно деятельностный подход в обучении как основа реализации фгос» «Системно – деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата» | Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. Именно эта идея лежит в основе проблемного обучения, главный принцип... | ||
Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская... Музей, который не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований фгос | Урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока:... Мочалова Л. С. Сценарий урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическое объединение учителей естественно-математического цикла в 2012-2013 гг учебном году работало над темой «Системно-деятельностный... | Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе федерального... Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях... | ||
Из опыта работы директора мбоу успенской сош бакановой Т. И описание... Системно-деятельностный подход предполагает наличие на уроке любого типа следующие характерные признаки | «Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется... | ||
Учебника истории», «Клуб любителей истории и обществознания (клио)», предметные недели Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана | Аналитический отчёт о работе мо учителей истории и обществознания... Целью деятельности мо является наиболее полная реализация творческих и профессиональных ресурсов и способностей учителя в условиях... | ||
Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия... Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения | Икт на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т |