Скачать 36.95 Kb.
|
МОУ средняя общеобразовательная школа №19 г. Томска Урок на тему: «Текст. Способы и средства связи предложений в тексте». Учитель Стерляжникова А.В. Цели и задачи: 1. вспомнить, что такое текст; 2.закрепить умение видеть средства связи; 3.закрепить умение находить «данное» и «новое»; 4.формировать умение определять способ связи в фрагментах текста; 5.формировать умение составлять небольшой текст с последовательной связью. Оборудование: схемы, конспекты, репродукции картин художников, игровой материал( пазлы, домино). Методы, приёмы: коллективный, игровой, исследовательский, работа в парах; беседа, сравнительный, графический анализ текста, творческий конспект, индивидуальный опрос, творческое задание - создание текста с последовате- льной связью. Учёт знаний: индивидуальные сообщения учащихся, сообщения исследовательского характера, ответы на вопросы, работа в парах, выдача жетонов за правильно сформулированные ответы. Ожидаемые результаты урока: -развитие любознательности, познавательных интересов; -понимание сути решаемой проблемы; -умение отбирать материал к ответу на вопрос; -умение работать в группах и парах, сплочение детского коллектива; -системность знаний; -умение находить «данное» и «новое» в предложениях текста; -умение определять способ связи предложений в тексте; -умение составлять небольшие тексты. Ход урока. I. Оргмомент. Записать число, тему урока в тетрадь. - Какова цель урока? (цель урока формулируется учениками). II. Проверка домашнего задания. 1.Индивидуальный опрос. Игра «Конкурс на лучший ответ». - Что такое текст? Какую группу предложений мы называем текстом? Один ученик собирает пазл с формулировкой ответа, другой устно даёт научное определение текста. - С помощью каких языковых средств предложения связываются в тексте? Сообщение ученика. - Каким образом мысль в тексте разворачивается? - Расскажите о «данном» и «новом». 2. Упражнение 615.Составление научного текста о «данном» и «новом». 3.Упражнение 614.Назвать «данное» и «новое» в предложениях фрагмента текста. (« Д» - кто? птица, она; «Н» - какая?) - Какое средство связи предложений используется? (Местоимение). Вывод: «данное» скрепляет предложения, «новое» развивает мысль, так разворачивается мысль в тексте. III.1. Знакомство с двумя способами развития мысли, с двумя способами развёртывания текста: последовательным (цепным), параллельным. - Прочтите два фрагмента текста на стр.282 учебника, понаблюдайте (сравните), как сцепляются предложения. - Выразительное чтение текста - Графический анализ текста. Запись на доске и в тетради. 1) - Н Д - Н Д - Н гроза она раскаты гром оживился, бродил Такой способ связи называется последовательным. - Какие используются средства связи? Чтение научного определения в учебнике на стр.282. 2) Выразительное чтение и графический анализ 2-ого фрагмента. 1. Д Н молния висела низко 2. Д Н она излучала свет 3. Д Н она раздумывала Вывод: при параллельном соединении во всех предложениях повторяется одно и то же «данное». Существует два способа связи предложений в тексте: последовательный и параллельный. 2.Творческий конспект. -Какой способ связи изображён образно? 3. Разминка. Дети с первых парт взялись за руки. - Какой способ связи изобразили? - Как можно изобразить параллельный способ связи? IV. Работа в парах. Игра «Домино из предложений». Задание: составить текст из предложений; определить «данное», «новое»; составить схему; определить способ и средства связи; устно доказать(начало ответа на доске): «Я думаю, что в этом тексте…(способ связи предложений), потому что…». Та пара, которая справилась с заданием первой, рисует полученную схему за доской. После выполнения всеми задания ответ открывается. Игровой момент «У кого так?». У кого ответ совпадает с ответом на доске, поднимают руки, затем объявляется правильный ответ. «Составь текст». 2)Пустыня как море, только вместо воды песок. 1)И песок в пустыне как волны. 4)Волны песка называются барханами. 3)В сильный ветер барханы… Схема: 1. Н 2. Д - Н 3. Д - Н 4. Д - Н песок песок волны волны барханы барханы песка Итоги урока: -Что нового узнали сегодня на уроке? -Чьи устные ответы были сегодня лучшими? -Кто был самым активным? Подсчёт жетонов. Объяснение домашнего задания (по выбору): 1.Упражнение 117. 2.Творческая работа по упражнению 618 (б) (для составления микротекста можно использовать репродукцию с картины «Цветистый луг» А.А.Рылова). |
Употребление наречий для связи предложений в тексте Сегодня на уроке мы продолжим изучать наречие. Повторим смысловые группы наречий, способы связи предложений в тексте. Научимся употреблять... | Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте Цель урока: повторить понятия текст, микротема, учиться выявлять средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические,... | ||
Средства и способы связи предложений в тексте Формирование умения замечать и сохранять в изложении стилевые и речевые особенности текста | «Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам» Что такое текст? Из каких единиц он состоит? Какие средства связи предложений в тексте вам знакомы? ( Замена существительного местоимением,... | ||
Тема урока Дата по плану Текст. Cложное синтаксическое целое,его композиция,средства связи предложений в ссц | «Я заменяю имена…» Употребление местоимений в речи Цель урока: проверить усвоение специфики местоимений как средства связи предложений в тексте; отработка навыков употребления местоимений... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формировать умение составлять слова в тексте в определенном порядке, формировать умения составлять текст по опорным словам, используя... | Тема урока «Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте» Обучать соблюдать порядок следования предложений в тексте, обосновывать смысловые отношения от предложения к предложению, различать... | ||
Задачи: познакомить со средствами связи предложений в тексте Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. / С. И. Львова, В. В. Львов. – М.: Мнемозина, 2010 | Тематическое планирование спецкурса в 8 классе Повторение изученного о тексте и его частях. Морфологические средства связи частей текста. Морфологические средства создания выразительности... | ||
Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный... | Лекция по тактической подготовке тема: 16 Основные задачи по обеспечению управления и требования, предъявляемые к ней. Средства и виды связи, их назначение и характеристика.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В основу классификации сложных предложений положены средства синтаксической связи частей предложения, образующих сложное предложение.... | План-конспект урока по теме «Средства массовой информации в современном... Цель: обучающая: закрепить пройденный материал; тренировать навык определения предложений в тексте, данных конструкций в речи | ||
Русская лексика в английском газетном тексте: способы передачи национально-культурного... Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение... | Методическая разработка учебного занятия по русскому языку на тему:... Обучающие – выявление, обобщение и дополнение знаний учащихся о видах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы... |