ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 486
«Согласовано»
Руководитель МО
________________ФИО Протокол № ___ от
«____»___________20__г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
_________________ ____ФИО «____»____________20__ г.
| «Утверждаю»
Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО Приказ № ___ от «___»____20__ г.
|
Рабочая программа по счету для 7-а класса
Автор-составитель:
учитель 7-а класса
Лозовская Марина Владимировна
Москва, 2013
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 7 «А» класса и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Срок реализации программы – 1 год;
102 часа в год, 3 часа в неделю.
I
четверть
| II
четверть
| III
четверть
| IV
четверть
| Всего за год
| 27 ч
| 24 ч
| 30 ч
| 24 ч
| 105 ч
| Обучение элементарным математическим представлениям должно носить, прежде всего, ярко выраженную практическую направленность. Необходимо предусмотреть систему таких умений и навыков, которые, прежде всего, явились бы практически ценными для дальнейшей социализации. Уроки должны быть обеспечены наглядными и раздаточными пособиями, как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.
Занятия на уроках практического счета будут тогда продуктивны, когда они будут тесно связаны с другими учебными дисциплинами: чтением, трудом, домоводством. В процессе урока счета используются различные виды деятельности: игровая (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная), элементарная трудовая (домоводство и труд), изобразительная.
Учащиеся, у которых не формируются предпосылки к овладению
даже элементарными математическими представлениями, участвуют в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Цель предмета:
формирование элементарных математических представлений и осознанных способов математической деятельности;
обучение счёту с учетом индивидуальных достижений каждого учащегося и создание необходимых условий для социальной адаптации.
Задачи предмета:
Продолжить формирование умения обводить и писать элементы цифр и сами цифры с помощью учителя;
Продолжить формирование навыка прямого и обратного счёта в пределах «20»;
Научить выделять заданное кол-во предметов из группы;
Продолжить формирование навыка решения примеров с помощью калькулятора и на конкретном материале;
Формирование следующих представлений с помощью сравнения:
-пространственных;
-количественных;
-временных;
-представлений о форме и величине;
Научить пользоваться денежными средствами при оплате покупок до 10 рублей;
Формировать умение правильно держать ручку, карандаш, как при написании цифр, так и при закрашивании геометрических фигур;
Воспитание трудолюбия, самостоятельности, аккуратности.
Формирование и закрепление у учащихся социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений;
Примерное содержание программы
Повторение материала 6 класса.
-устная и письменная нумерация в пределах «18»;
-прямой счёт в пределах «18»;
-выделение из группы предметов заданного количества;
-соотнесение кол-ва предметов с числом;
-образование и запись чисел второго десятка;
-знаки «сложение» и «вычитание»;
-составление задач на нахождение суммы и разности в пределах «10»;
- Счёт группами по «5» и по «2» до «20»;
Сложение и вычитание в пределах «20» на конкретном материале:
- устная и письменная нумерация в пределах 20.
- решение задач с помощью калькулятора в пределах «10» ;
- решение примеров на нахождение суммы и разности чисел в пределах «20» с использованием калькулятора;
Меры стоимости:
- 2 руб., 5 руб., 10 руб.;
- оплата покупки одной монетой (1, 2, 5 или 10 рублей);
- добавление монеты в 1, 2, 5 рублей к 2 руб., к 5 руб. и к 10 рублям.
Единицы измерения:
- время – «сутки»; части суток- (утро, день, вечер, ночь);
- длины - 1 см, 10 см.
Геометрический материал:
- геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг);
- проведение прямых линий с помощью линейки;
-построение отрезков с помощью линейки;
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
1-й уровень (средний)
узнавать и называть числа до 20 с помощью учителя;
уметь соотносить количество предметов с числом;
знать числовой ряд и записывать его по порядку до 20;
знать порядковый счет до 20;
знать состав чисел первого десятка с дозированной помощью учителя;
осуществлять выбор геометрических фигур по образцу ;
решать примеры на нахождение суммы и остатка в пределах 20 с помощью калькулятора;
решать задачи на нахождение суммы и остатка на предметном материале;
производить объединение фигур в группы по форме (круги, квадраты);
выделять по подобию, по словесной инструкции признаки:
- цвета (красный, желтый, зеленый, синий);
-формы: квадрат, круг, треугольник);
- величины (большой, маленький);
перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;
узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков
(по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках):
части суток: утро, день, вечер, ночь.
2-й уровень (низкий)
узнавать и показывать числа в пределах 20 с помощью учителя;
уметь соотносить количество предметов с числом с помощью учителя;
выкладывать цифровой ряд от 1-20 по образцу с помощью учителя;
записывать числовой ряд по порядку до 20 по обводке с помощью учителя;
выделять по подобию, по словесной инструкции основные цвета (красный, синий);
выделять по подобию, по словесной инструкции формы: квадрат, круг;
выделять по подобию, по словесной инструкции величины (большой, маленький);
перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого и по словесной инструкции;
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Наименование разделов
и тем
| Кол-во часов
| Плановые сроки прохождения
| Примечание
|
| 1 четверть
|
|
|
|
| Повторение пройденных чисел первого десятка. Счет прямой и обратный. Состав чисел в пределах 10.
| 5
| 03/04/05.09; 10/11. 09;
|
|
| Арифметические действия в пределах 1 десятка.
| 4
| 12/17/18/19.09
|
|
| Числа второго десятка в пределах 18. Счет прямой и обратный.
| 2
| 24/25/09
|
|
| Получение числа 14 путем пересчитывания предметов Образование числа 14. Место числа в числовом ряду. Счет парами. Сравнение чисел в пределах 14. Нахождение суммы и остатка в пределах 14.
| 4
| 26.09; 01/02/03.10
|
|
| Решение задач на нахождение суммы и остатка в пределах 14.
| 2
| 08/ 09.10
|
|
| Набор денежных сумм в пределах 14 монетами достоинством 1, 2, 5 и 10 рублей.
| 3
| 10/15/16.10
|
|
| Число 15. Получение числа 15 путем пересчитывания предметов Образование числа 15. Место числа в числовом ряду. Сравнение чисел в пределах 15.
| 2
| 16/17.10
|
|
| Проверочная работа.
| 1
| 22.10
|
|
| Решение примеров на нахождение суммы и остатка на калькуляторе и на предметном материале.
| 3
| 23/24/29.10
|
|
| Решение задач на предметном материале.
| 2
| 30/31.10
|
|
| 2 четверть
|
|
|
|
| Геометрический материал. Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника, круга овала по опорным точкам и по трафаретам, раскрашивание
| 4
|
|
|
| Получение числа 16 путем пересчитывания предметов. Образование числа 16. Место числа в числовом ряду. Счет парами. Сравнение чисел в пределах 16. Нахождение суммы и остатка в пределах 16.
| 6
|
|
|
| Набор различных денежных сумм монетами до 16 рублей.
| 4
|
|
|
| Решение задач и примеров в пределах 16 на нахождение суммы и остатка.
| 3
|
|
|
| Число 17. Получение числа 17 путем пересчитывания предметов. Образование числа 17. Место числа в числовом ряду. Сравнение чисел в пределах 17. Нахождение суммы и остатка в пределах 17.
| 3
|
|
|
| Проверочная работа.
| 1
|
|
|
| Решение примеров в пределах 17.
| 3
|
|
|
| 3 четверть
|
|
|
|
| Число 18. Получение числа 18 путем пересчитывания предметов. Образование числа 18. Место числа в числовом ряду. Счет парами. Сравнение чисел в пределах 18. Нахождение суммы и остатка в пределах 18.
| 5
|
|
|
| Временные понятия: утро, день, вечер, ночь.
| 2
|
|
|
| Временные понятия: неделя.
| 2
|
|
|
| Число 19. Получение числа 19 путем пересчитывания предметов. Образование числа 19. Место числа в числовом ряду. Сравнение чисел в пределах 19. Нахождение суммы и остатка в пределах 19.
| 4
|
|
|
| Решение задач на нахождение суммы и остатка в пределах 19.
| 2
|
|
|
| Набор различных денежных сумм до 19 рублей.
| 3
|
|
|
| Число 20. Десятичный состав числа 20.
| 2
|
|
|
| Решение примеров в пределах 20.
| 3
|
|
|
| Геометрический материал. Вычерчивание по опорным точкам и по трафаретам. Штрихование.
| 3
|
|
|
| Проверочная работа.
| 1
|
|
|
| Сравнение предметных совокупностей: больше, меньше, равно.
| 3
|
|
|
| 4 четверть
|
|
|
|
| Арифметические действия с 0.
| 2
|
|
|
| Геометрический материал.
|
|
|
|
| Проведение прямых линий с помощью линейки;
| 3
|
|
|
| Единицы измерения длина: 1 см, 10 см.
| 3
|
|
|
| Построение отрезков с помощью линейки.
| 3
|
|
|
| Построение геометрических фигур по точкам.
| 2
|
|
|
| Повторение. Состав чисел первого десятка.
| 3
|
|
|
| Решение примеров в пределах первого десятка.
| 3
|
|
|
| Проверочная работа
| 1
|
|
|
| Решение задач и примеров на нахождение суммы и остатка.
| 4
|
|
|
КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Проверочные работы, устные опросы, элементы тестирования и тестирование проводятся по итогам окончания четверти с опорой на индивидуальные особенности ребенка. Работы выполняются с дифференцированной помощью учителя.
Проверочная работа за 1 четверть
1-й уровень (средний)
Напиши числовой ряд от 2 до 8; от 10 до 15:
Вставь пропущенные числа:
1 … 3 … … 6 … 8 9 … 11 . . . 13 . . . . . . 16
Реши задачу с помощью рисунка.
Было – 5 зайцев.
Убежали – 2 зайца.
Сколько зайцев осталось?
Реши примеры.
10 + 1 = 10 – 8 =
10 + 5 = 15 – 5 =
14 + 1 = 12 – 2 =
Проверочная работа за 1 четверть
2 уровень (низкий)
1. Подчеркни только цифры:
Б 1 У Р 7 К Е 2 Ш 8 Ю 9
2. Сосчитай звездочки и обведи в кружок нужную цифру.
4 5 6 7
3. Раскрась все квадраты:
4. Вставь пропущенные числа:
1 . 3 . . 6 7 . 9 10 11 . 13
5. Найди и обведи в кружок все цифры 7.
1, 6, 7, 5, 10, 4, 7, 3, 9, 7, 2
Критерии оценивания текущих и итоговых письменных работ по счёту.
По своему содержанию письменные проверочные работы могут быть либо однородными: только решение примеров; только решение задач; только работа с геометрическим материалом и т. д., либо комбинированными - это зависит от цели работы, состава класса и объема проверяемого материала.
При оценке проверочных работ:
Оценка "4" ставится, если в работе имеются 2-3 негрубых ошибки, а работа выполнена по обводке или с частичной помощью учителя;
Оценка "3" ставится, если работа выполнена совместно с учителем, т.е. с фиксацией кисти руки и непосредственной его помощью.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., Просвещение, 2006.
Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжелым и множественным нарушением развития). - М., Просвещение, 2005.
Воронкова В.В. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сборник № 1. 5-9 классы.
Дополнительная литература
Калягина Ю.М. Математика. 2-й класс. - М., Просвещение, 1993.
Хилько А. А. Математика. 2-й класс. - М., Просвещение, 1988.
Перечень учебно-методических средств обучения:
-счётный материал;
-карточки с цифрами от 0 до 9; карточки с числами от 10 до 20;
-кассы цифр;
-карточки для составления и решения задач;
-геометрический материал: (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник);
-таблички-памятки:
с числовым рядом до «20»;
счёт группами по «2», и «5» единиц до «20»;
«Виды часов»;
- калькуляторы;
-кошельки с монетами;
-образцы монет достоинством 1, 2, 5 и 10 рублей;
-упаковки от натуральных продуктов и продукты-муляжи для игры в магазин. |