Урок по ФГОС: отличия и особенности 1. Современный урок – урок по ФГОС
это синтез традиций и новаций, на котором учитель использует традиционные и инновационные методики,
это актуальный, важный, практико-ориентированный урок, существенный для настоящего времени, отвечающий современным потребностям человека,
должен быть метапредметным (над-предметным), направленным на общемировоззренческую интерпретацию содержания образования,
содержание урока обязательно закладывает основу для будущего
На современном уроке:
Педагог не только признает право учащегося на собственное суждение, но и заинтересован в нем.
Новое знание выглядит истинным не только в силу авторитета преподавателя, ученого или автора учебника, но и в силу доказательства его истинности системой рассуждений.
Материал урока включает обсуждение различных точек зрения на решение учебных проблем, воспроизводит логику содержания урока, показывает способы применения на практике изучаемого знания.
Общение с учащимися строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения знаний и вариантов его использования.
Педагог строит вопросы к вводимому материалу и отвечает на них, вызывает вопросы у
учащихся и стимулирует самостоятельный поиск ответов по ходу урока. Добивается того,
что ученик думает совместно с ним. 2. В основе современного урока лежит СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
К ОБУЧЕНИЮ
Системно-деятельностный подход к обучению – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Уроки «открытия» нового знания
Уроки отработки умений и рефлексии
Уроки общеметодологической направленности
Уроки развивающего контроля
тип урока– урок – исследования (урок творчества)
(Урок изучения нового)
( Урок закрепления изученного)
( Урок обобщения и систематизации знаний)
(Контроль)
4. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Этап выявления места и причины затруднения
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
5. Этап реализации построенного проекта.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторение
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися
на уроках открытия нового знания1
Краткое описание этапов урока
открытия нового знания в ТДМ
| Перечень УУД ФГОС НОО, выполняемых учащимися на данных этапах
| 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
| Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).
| - самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
- внутренняя позиция школьника (Л);
- учебно-познавательная мотивация (Л);
- планирование учебного сотрудничества (К)
| 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
| На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
| - мотивационная основа учебной деятельности (Л);
- смыслообразование (Л);
- эмпатия (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П);
- структурирование знаний (П);
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);
- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);
- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- волевая саморегуляция (Р)
| 3. Выявление места и причины затруднения.
| На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.
Для этого они должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
| - учебно-познавательный интерес (Л);
- смыслообразование (Л);
- эмпатия (Л);
- волевая саморегуляция (Р);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
- подведение под понятие (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- определение основной и второстепенной информации (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
| 4. Построение проекта выхода из затруднения.
| На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
ставят цель,
согласовывают тему урока,
выбирают способ,
строят план достижения цели;
определяют средства, ресурсы и сроки.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.
| - самоопределение (Л);
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- постановка познавательной цели (П);
- познавательная инициатива (Р);
- планирование, прогнозирование (Р);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- построение речевых высказываний (П);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
- определение основной и второстепенной информации (П);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- разрешение конфликтов (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К);
- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)
| 5. Реализация построенного проекта.
| На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
| - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);
- чувство прекрасного и эстетические чувства (Л);
- установка на здоровый образ жизни (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
- волевая саморегуляция (Р);
- выдвижение гипотез и их обоснование (П);
- познавательная инициатива (Р);
- использование знаково-символических средств (П);
- поиск необходимой информации (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П);
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
- установление причинно-следственных связей, доказательство (П);
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К);
- управление поведением партнера (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)
| 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
| - контроль (Р);
- коррекция (Р);
- волевая саморегуляция (Р);
- подведение под понятие (П);
- использование общих приемов решения задач (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);
- построение речевых высказываний (П);
- выведение следствий (П);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)
| 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.
В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
| - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);
- анализ, сравнение, классификация (П);
- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);
- использование знаково-символических средств (П);
- волевая саморегуляция (Р);
- познавательная инициатива (Р);
- использование общих приемов решения задач (П);
- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);
- рефлексия способов и условий действия (П);
- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);
- выделение и формулирование проблемы (П);
- постановка познавательной цели (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- подведение под понятие (П);
- выведение следствий, доказательство (П);
- координирование разных позиций с учетом разных мнений (К);
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)
| 8. Включение в систему знаний и повторение.
| На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
| - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация (П);
- поиск и выделение необходимой информации (П);
- моделирование, преобразование модели (П);
- умение структурировать знания (П);
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
- использование общих приемов решения задач (П);
- построение речевых высказываний (П);
- подведение под понятие (П);
- выведение следствий (П);
- доказательство (П);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- постановка вопросов (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
- управление поведением партнера (К)
| 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
| - внутренняя позиция школьника (Л);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- рефлексия способов и условий действия (П);
- эмпатия (Л);
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- формулирование и аргументация своего мнения (К);
- планирование учебного сотрудничества (К)
|
|