Сложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение





Скачать 75.29 Kb.
НазваниеСложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение
Дата публикации10.10.2014
Размер75.29 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Тема урока: Сложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение.

Цели урока:

Рассмотреть состав и строение простейших сложных эфиров, сущность реакции этерификации.

Создать условия для развития умений самостоятельно приобретать знания, используя различные

источники информации.

Способствовать : 1. формированию опыта творческой деятельности, опыта делового общения.

2. развитию творческого мышления, памяти, внимания, наблюдательности.

Продолжить формировать умения учащихся самостоятельно анализировать, корректировать и

оценивать знания;

Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы поддерживать и направлять учащихся, не давать готовые знания, а учит добывать их из различных источников.

Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами исследования и использованием презентации по данной теме.

Форма организации познавательной деятельности : работа в группах с использованием ИКТ.

На столе учителя: мыло разных видов, духи ,лаки, цветы (герань, фиалки), свежие фрукты: лимон, апельсин, мандарин, масло бергамота , лаванды и др.

Эпиграф урока:

В аромате есть убедительность, которая сильнее слов, очевидности, чувства и воли. Убедительность аромата неопровержима, необорима, она входит в нас подобно тому, как входит в наши лёгкие воздух, которым мы дышим, она наполняет, заполняет нас до отказа. Против неё нет средства. Патрик Зюскинд. «Парфюмер»(Слайд 1)(Слайд2)

Ход урока:

Вступительное слово учителя (мотивация на изучаемую тему)

Действительно, приятные ароматы способны не просто доставить нам удовольствие, а стать причиной хорошего настроения, повысить работоспособность, они могут понижать кровеносное давление и повышать температуру кожи. Когда в орган обоняния человека попадает неприятный запах, человек непроизвольно задерживает свое дыхание, стараясь по возможности вдохнуть как можно меньше неприятного воздуха. Нежелательный запах снижать работоспособность и значительно угнетать человека. (Обращаю внимание учащихся на предметы, находящиеся на столе учителя. )Все они обладают запахами. Какие же вещества являются причиной разнообразных запахов? В основном это - сложные эфиры.(Объявляется тема урока)(Слайд3)

Опрос:

Задание1( на 4 мин), затем контроль ответов учащихся у доски.(Слайд 4)

1 группа: Записать общую формулу предельных одноатомных спиртов . Привести примеры четырех любых спиртов ;дать им название по международной и тривиальной номенклатуре.

СnН2n+2О или СnН2n+1ОН R-OH СН3ОН - метанол , метиловій спирт, С2 Н5ОН-этанол, этиловый спирт

С3 Н7ОН- пропанол, пропиловый спирт С4 Н9ОН- бутанол, бутиловый спирт

2 группа: Записать общую формулу предельных одноосновных карбоновых кислот, привести примеры четырех любых карбоновых кислот ; дать им название по международной и тривиальной номенклатуре. СnН2nО R-CO-OH H-CO-OH метановая. муравьиная,

СH3 -CO-OH этановая, уксусная. СH3 -СН2 -CO-OH пропановая , пропионовая

СH3 -СН2 - СН2 -CO-OH бутановая, масляная.

3 группа: составить уравнение взаимодействия метанола с муравьиной и уксусной карбоновыми кислотами, дать название образовавшимся орг. веществам.

Изучение нового материала: Прошу вспомнить название реакции взаимодействия карбоновой кислоты со спиртом (по материалам предыдущих уроков) и какое вещество образуется в результате этого взаимодействия.

Данная реакция называется реакцией этерификации( Слайд 5)

R-CO-OH + HO-R1 ↔ RCO-OR1 + H2O

Общая формула сложных эфиров

O

R-C –O—R



СnH2nO2


Вопрос: Какой класс органических соединений имеет такую же общую формулу? (предельные одноосновные карбоновые кислоты)

Предлагаю учащимся записать в тетрадь определения сложным эфирам (Слайд 6)

Сложные эфиры- это вещества, образующиеся в результате реакции дегидратации карбоновых кислот и спиртов.

Сложными эфирами называются органические вещества, которые имеют общую формулу RCOOR1.

Сложными эфирами называются органические вещества, которые содержат функциональную группу атомов – СОО - ,соединённую с двумя углеводородными радикалами.

Задаю вопрос: А как называют сложные эфиры по международной номенклатуре? (Слайд 7)

Название радикала спирта +название кислоты с заменой окончания –вая на суффикс -ат

СН3—СО—О—СН2—СН3 этилэтаноат

Этиловый эфир уксусной кислоты ( название эфира по тривиальной номенклатуре)

По международной номенклатуре названия сложным эфирам дается так: к названию предельного углеводородного радикала в спирте добавляется название соответствующей кислоты, в которой окончание - вая заменяется на суффикс – ат.

Задание 2

Группы1 и 2: Записать в таблице названия эфиров по международной номенклатуре по предложенным формулам (распечатаны в файлах) .(Слайд 8)

.



Формула эфира

Запах

Название эфира

1

2

3

4

5

С4Н9-СОО-С5Н11

С3Н7- СОО-С2Н5

СН3-СН(СН3)-СН2СОО- С2Н5

СН3-СОО- С2Н5

Н – СОО – С2Н5


Апельсиновый

Абрикосовый

Яблочный

Грушевый

Вишнёвый





Группа 3: По названиям составить формулы сложных эфиров



Формула эфира

Запах

Название эфира

1

2

3

4

5




Грушевый

Вишнёвый

Абрикосовый

Апельсиновый

Яблочный


Этилэтанат

Этилметанат

Этилбутанат

Пентилтентанат

Этил,3-метилбутанат


Учащиеся сверяют данные таблицы на слайде с записями в тетради, исправляют ошибки(Слайд9)

Задание3 (использование таблицы) (слайд 10)

1гр. Составить уравнение реакции этерификации получения эфира -с вишневым ароматом.

1.Н-СООН + С2Н5ОН ↔ Н- СООС2Н5 + Н2О

2 гр. Составить уравнение реакции этерификации получения эфира с грушевым ароматом.

2.СН3 -СООН + С2Н5ОН ↔ Н- СООС2Н5 + Н2О

3 гр Составить уравнение реакции этерификации получения эфира с яблочным ароматом.

3. СН3-СН(СН3)-СН2СООН + НО- С2Н5↔ СН3-СН(СН3)-СН2СОО- С2Н5+ Н2О

Виды изомерии сложных эфиров: (Слайд 11)

  1. Углеродного скелета

  2. Межклассовая ( предельные одноосновные карбоновые кислоты)

Задание4 (Слайд 12)

С5Н10О2

1гр. Составить 2 формулы изомеров с различным углеродным скелетом и назвать их по МН.

2гр. Составить 2 формулы изомеров из различных классов и назвать их по МН.

3гр. Составить по одной формуле изомеров с различным углеродным скелетом и из класса карбоновых кислот и назвать их по МН.

Физические свойства сложных эфиров (Слайд13)

Сложные эфиры – жидкости, легче воды, летучие, обладающие приятным запахом в большинстве случаев, t°кип. и t° пл. ниже, чем t°кип. и t°пл. исходных карбоновых кислот, в воде плохо растворимы, за исключением эфиров с меньшим содержанием атомов углерода, хорошо растворимы в спиртах.

Химические свойства сложных эфиров(Слайд14)

Реакция этерификации протекает очень медленно и, как правило, не до конца т. к. происходит гидролиз сложных эфиров (омыление), при этом образуются вновь исходные вещества – спирт и кислота. Омыление проходит гораздо быстрее, если реакция проходит в щелочной среде.

RCO-OR1 + H2O ↔ R-CO-OH + HO-R1

Например:

Н- СООС2Н5 + Н2О ↔ Н-СООН + С2Н5ОН

Элемент исследования на уроке

Задание 5 ( Слайд15)

С помощью предложенной информации (файлы с материалами на столах) подготовить небольшие сообщения по группам:

1 гр. Из чего сделаны духи?

2 гр. Сложные эфиры в лекарственных растениях

3 гр. Что такое воск?

Проверочный тест на закрепление изученного материала (Слайд16)

  1. Общая формула сложных эфиров:

А)CnH2nO Б)CnH2nO2 В)CnH2n+2O Г) CnH2n

  1. Cложные эфиры- это продукт взаимодействия :

  1. Карбоновых кислот и альдегидов

  2. Спиртов и альдегидов

  3. Карбоновых кислот и спиртов

  4. Спиртов и простых эфиров

3 .В результате какой реакции образуются сложные эфиры?:

  1. Этерификации

  2. Полимеризации

  3. Поликонденсации

  4. Гидролиза

Ответы Б.В.А

Домашнее задание: §21 стр190-192 №1,2,3.стр195(схему 5 в тетрадь)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение iconТема «Сложные эфиры»
Сложные эфиры — производные кислот, у которых атом водорода в карбоксильной группе замещен на углеводородный радикал
Сложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение iconТехнологическая карта урока «Сложные эфиры»
Дидактическая цель: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Сложные эфиры», продолжить развитие...
Сложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение icon«Сложные эфиры», продолжить развитие навыков самостоятельного познания...
Изучить физические и химические свойства сложных эфиров, изучить понятие «реакция этерификации». Описывать и различать изученные...
Сложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение iconУрок в 10-ом классе по теме: «Альдегиды и кетоны»
Строение, номенклатура, изомерия, физические, химические свойства, способы получения, применение
Сложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение iconМетодическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры»
Цель: познакомить обучающихся с классом сложных эфиров, их свойствами, применением в промышленности и быту
Сложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение iconУрок по теме: «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей»
Цель урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей
Сложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гомологи-ческий ряд. Производные углеводородов: галогенал-каны, спирты, фенолы, альде-гиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые...
Сложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Этап обучения по данной теме: основной, в рамках изучения темы «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры» по программе «Химия» 10...
Сложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Краткая характеристика групп тканей и отдельных видов ткани из различных видов волокон; их состав, технологические свойства и применение...
Сложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение iconУрока: «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства...
Образовательная: сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы; сформировать у учащихся знания об особенностях...
Сложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение iconСамостоятельная работа: Аудиторная форма работы
Студент должен знать: определение, состав, строение, свойства, применение, промышленное получение спиртов, и фенолов. Меры по охране...
Сложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение iconКонспект урока аммиак. Строение молекулы. Физические и химические...
Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение
Сложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение iconТема «Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация.»
Цели: сформировать понятия об оксидах, номенклатуре оксидов и их классификации по агрегатному состоянию
Сложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение iconСвойства лечебных трав
...
Сложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение iconНепредельные углеводороды. Этилен. Строение молекулы. Свойства. Получение, применение
Углубить понятия об общности свойств гомологов, обусловленных сходством состава и строения. Рассмотреть химические свойства на примере...
Сложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока изучить нахождение азота в природе и его свойства, вскрыть причинно-следственные связи “строение–свойства” и “свойства–применение”,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск