Скачать 75.29 Kb.
|
Тема урока: Сложные эфиры. Состав. Номенклатура. Свойства. Применение. Цели урока: Рассмотреть состав и строение простейших сложных эфиров, сущность реакции этерификации. Создать условия для развития умений самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации. Способствовать : 1. формированию опыта творческой деятельности, опыта делового общения. 2. развитию творческого мышления, памяти, внимания, наблюдательности. Продолжить формировать умения учащихся самостоятельно анализировать, корректировать и оценивать знания; Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы поддерживать и направлять учащихся, не давать готовые знания, а учит добывать их из различных источников. Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами исследования и использованием презентации по данной теме. Форма организации познавательной деятельности : работа в группах с использованием ИКТ. На столе учителя: мыло разных видов, духи ,лаки, цветы (герань, фиалки), свежие фрукты: лимон, апельсин, мандарин, масло бергамота , лаванды и др. Эпиграф урока: В аромате есть убедительность, которая сильнее слов, очевидности, чувства и воли. Убедительность аромата неопровержима, необорима, она входит в нас подобно тому, как входит в наши лёгкие воздух, которым мы дышим, она наполняет, заполняет нас до отказа. Против неё нет средства. Патрик Зюскинд. «Парфюмер»(Слайд 1)(Слайд2) Ход урока: Вступительное слово учителя (мотивация на изучаемую тему) Действительно, приятные ароматы способны не просто доставить нам удовольствие, а стать причиной хорошего настроения, повысить работоспособность, они могут понижать кровеносное давление и повышать температуру кожи. Когда в орган обоняния человека попадает неприятный запах, человек непроизвольно задерживает свое дыхание, стараясь по возможности вдохнуть как можно меньше неприятного воздуха. Нежелательный запах снижать работоспособность и значительно угнетать человека. (Обращаю внимание учащихся на предметы, находящиеся на столе учителя. )Все они обладают запахами. Какие же вещества являются причиной разнообразных запахов? В основном это - сложные эфиры.(Объявляется тема урока)(Слайд3) Опрос: Задание1( на 4 мин), затем контроль ответов учащихся у доски.(Слайд 4) 1 группа: Записать общую формулу предельных одноатомных спиртов . Привести примеры четырех любых спиртов ;дать им название по международной и тривиальной номенклатуре. СnН2n+2О или СnН2n+1ОН R-OH СН3ОН - метанол , метиловій спирт, С2 Н5ОН-этанол, этиловый спирт С3 Н7ОН- пропанол, пропиловый спирт С4 Н9ОН- бутанол, бутиловый спирт 2 группа: Записать общую формулу предельных одноосновных карбоновых кислот, привести примеры четырех любых карбоновых кислот ; дать им название по международной и тривиальной номенклатуре. СnН2nО R-CO-OH H-CO-OH метановая. муравьиная, СH3 -CO-OH этановая, уксусная. СH3 -СН2 -CO-OH пропановая , пропионовая СH3 -СН2 - СН2 -CO-OH бутановая, масляная. 3 группа: составить уравнение взаимодействия метанола с муравьиной и уксусной карбоновыми кислотами, дать название образовавшимся орг. веществам. Изучение нового материала: Прошу вспомнить название реакции взаимодействия карбоновой кислоты со спиртом (по материалам предыдущих уроков) и какое вещество образуется в результате этого взаимодействия. Данная реакция называется реакцией этерификации( Слайд 5) R-CO-OH + HO-R1 ↔ RCO-OR1 + H2O Общая формула сложных эфиров
Вопрос: Какой класс органических соединений имеет такую же общую формулу? (предельные одноосновные карбоновые кислоты) Предлагаю учащимся записать в тетрадь определения сложным эфирам (Слайд 6) Сложные эфиры- это вещества, образующиеся в результате реакции дегидратации карбоновых кислот и спиртов. Сложными эфирами называются органические вещества, которые имеют общую формулу RCOOR1. Сложными эфирами называются органические вещества, которые содержат функциональную группу атомов – СОО - ,соединённую с двумя углеводородными радикалами. Задаю вопрос: А как называют сложные эфиры по международной номенклатуре? (Слайд 7)
По международной номенклатуре названия сложным эфирам дается так: к названию предельного углеводородного радикала в спирте добавляется название соответствующей кислоты, в которой окончание - вая заменяется на суффикс – ат. Задание 2 Группы1 и 2: Записать в таблице названия эфиров по международной номенклатуре по предложенным формулам (распечатаны в файлах) .(Слайд 8) .
Группа 3: По названиям составить формулы сложных эфиров
Учащиеся сверяют данные таблицы на слайде с записями в тетради, исправляют ошибки(Слайд9) Задание3 (использование таблицы) (слайд 10) 1гр. Составить уравнение реакции этерификации получения эфира -с вишневым ароматом. 1.Н-СООН + С2Н5ОН ↔ Н- СООС2Н5 + Н2О 2 гр. Составить уравнение реакции этерификации получения эфира с грушевым ароматом. 2.СН3 -СООН + С2Н5ОН ↔ Н- СООС2Н5 + Н2О 3 гр Составить уравнение реакции этерификации получения эфира с яблочным ароматом. 3. СН3-СН(СН3)-СН2СООН + НО- С2Н5↔ СН3-СН(СН3)-СН2СОО- С2Н5+ Н2О Виды изомерии сложных эфиров: (Слайд 11)
Задание4 (Слайд 12)
1гр. Составить 2 формулы изомеров с различным углеродным скелетом и назвать их по МН. 2гр. Составить 2 формулы изомеров из различных классов и назвать их по МН. 3гр. Составить по одной формуле изомеров с различным углеродным скелетом и из класса карбоновых кислот и назвать их по МН. Физические свойства сложных эфиров (Слайд13) Сложные эфиры – жидкости, легче воды, летучие, обладающие приятным запахом в большинстве случаев, t°кип. и t° пл. ниже, чем t°кип. и t°пл. исходных карбоновых кислот, в воде плохо растворимы, за исключением эфиров с меньшим содержанием атомов углерода, хорошо растворимы в спиртах. Химические свойства сложных эфиров(Слайд14) Реакция этерификации протекает очень медленно и, как правило, не до конца т. к. происходит гидролиз сложных эфиров (омыление), при этом образуются вновь исходные вещества – спирт и кислота. Омыление проходит гораздо быстрее, если реакция проходит в щелочной среде. RCO-OR1 + H2O ↔ R-CO-OH + HO-R1 Например: Н- СООС2Н5 + Н2О ↔ Н-СООН + С2Н5ОН Элемент исследования на уроке Задание 5 ( Слайд15) С помощью предложенной информации (файлы с материалами на столах) подготовить небольшие сообщения по группам: 1 гр. Из чего сделаны духи? 2 гр. Сложные эфиры в лекарственных растениях 3 гр. Что такое воск? Проверочный тест на закрепление изученного материала (Слайд16)
А)CnH2nO Б)CnH2nO2 В)CnH2n+2O Г) CnH2n
3 .В результате какой реакции образуются сложные эфиры?:
Ответы Б.В.А Домашнее задание: §21 стр190-192 №1,2,3.стр195(схему 5 в тетрадь) |
Тема «Сложные эфиры» Сложные эфиры — производные кислот, у которых атом водорода в карбоксильной группе замещен на углеводородный радикал | Технологическая карта урока «Сложные эфиры» Дидактическая цель: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Сложные эфиры», продолжить развитие... | ||
«Сложные эфиры», продолжить развитие навыков самостоятельного познания... Изучить физические и химические свойства сложных эфиров, изучить понятие «реакция этерификации». Описывать и различать изученные... | Урок в 10-ом классе по теме: «Альдегиды и кетоны» Строение, номенклатура, изомерия, физические, химические свойства, способы получения, применение | ||
Методическая разработка урока по теме: «Сложные эфиры» Цель: познакомить обучающихся с классом сложных эфиров, их свойствами, применением в промышленности и быту | Урок по теме: «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей» Цель урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гомологи-ческий ряд. Производные углеводородов: галогенал-каны, спирты, фенолы, альде-гиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Этап обучения по данной теме: основной, в рамках изучения темы «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры» по программе «Химия» 10... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Краткая характеристика групп тканей и отдельных видов ткани из различных видов волокон; их состав, технологические свойства и применение... | Урока: «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства... Образовательная: сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы; сформировать у учащихся знания об особенностях... | ||
Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы Студент должен знать: определение, состав, строение, свойства, применение, промышленное получение спиртов, и фенолов. Меры по охране... | Конспект урока аммиак. Строение молекулы. Физические и химические... Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение | ||
Тема «Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация.» Цели: сформировать понятия об оксидах, номенклатуре оксидов и их классификации по агрегатному состоянию | Свойства лечебных трав ... | ||
Непредельные углеводороды. Этилен. Строение молекулы. Свойства. Получение, применение Углубить понятия об общности свойств гомологов, обусловленных сходством состава и строения. Рассмотреть химические свойства на примере... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока изучить нахождение азота в природе и его свойства, вскрыть причинно-следственные связи “строение–свойства” и “свойства–применение”,... |