Му «Управление образования Администрации г. Прокопьевска»





Скачать 120.37 Kb.
НазваниеМу «Управление образования Администрации г. Прокопьевска»
Дата публикации17.12.2014
Размер120.37 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Математика > Реферат


МУ «Управление образования Администрации г. Прокопьевска»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

Работа на XIII научно- практическую конференцию школьников « Старт в науку»
Математика и математики в Великой Отечественной войне

(математика)

Выполнила:

Кузнецова Анастасия

Ученица 7А класса

научный руководитель

Флигонтова И.А.

учитель математики

Прокопьевск 2010

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

1.2. Участие в сражении под Ельней 5

1.3. Участие советских женщин-математиков в войне с фашистами 6

2.1. Математические задачи — для фронта 7

2.2. Совершенствование военной техники 10

2.3. Теория стрельбы 12

2.4. Статистический контроль в военном производстве 14

Список использованной литературы 19



Введение



Мне очень нравится предмет математика, я понимаю его важность в различных сферах нашей повседневной жизни. В связи с тем, что страна готовится к такой знаменательной дате как 65-летие Победы над фашистской Германией, я стала задумываться: как математика помогла в войне и какой вклад в победу внесли советские ученые-математики? Поэтому я поставила перед собой проблему: определить вклад наших ученых-математиков в приближении Победы над фашисткой Германией.

Объект исследования - роль математики в Великой отечественной войне. Предмет исследования - вклад советских математиков в победу над фашистами.

Цель исследования: определение вклада ученых-математиков в приближении Победы над фашистской Германией.

Задачи:

1)узнать о вкладе ученых- математиков в победу над фашистами.

2)познакомиться с фактами, показывающими, как математика помогала в годы войны ковать победу над врагами.

Методы исследования: 1) сбор информации;

2) систематизация и обобщение.

I.Участие в защите Родины советских ученых- математиков.
1.1. Роль наших математиков в великой Победе
Большое число советских математиков были мобилизова­ны или ушли на фронт доброволь­цами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. Несомненно, что при этом страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Об этом можно судить, во-первых, по тому, что среди возвратившихся после участия в сражениях Вели­кой Отечественной войны, значитель­ное число стало крупными учены­ми — профессорами, членами-коррес­пондентами и академиками Всесоюз­ной и республиканских, академии на­ук. Достаточно назвать такие имена как академики Ю. В. Линник, Ю.А. Митропольский, Г.Г. Черный, Н.П. Еругин, О.С. Парасюк, чтобы в этом убе­диться Но многие мо­лодые перспективные ученые, уже сумевшие про­явить себя в науке, не вернулись с войны. Так, Московский университет потерял талантливых молодых мате­матиков Г.М. Бавли, М.В. Бебутова, Н.В. Веденисова, В.Н. Засухина и многих других. Они могли бы стать гордостью нашей науки, но воина прервала и зачеркнула раз­витие так славно начатого ими науч­ного пути.

Помимо преподавателей, аспиран­тов и студентов, получивших мобили­зационные извещения уже в первые дни войны и попавших в регуляр­ные воинские части, механико-мате­матический факультет Московского университета дал 213 человек в 8-ю Краснопресненскую дивизию на­родного ополчения. Все они также создавали оборони­тельный рубеж: рыли окопы и противо­танковые рвы, устанавливали орудия..

1.2. Участие в сражении под Ельней


Когда резко обострилось по­ложение на ельнинском направлении , поскольку немцы сосредоточили здесь большие свежие силы и начали наступательную опе­рацию, то. 8-я Красно­пресненская дивизия выпол­нила очень важную боевую задачу: она задержала врага на несколько дней и тем са­мым оказала значительную помощь обороне Москвы. По сохранившимся сведениям это сражение дорого обо­шлось оккупантам: около 45 тысяч солдат и офицеров они потеряли под Ельней в результате стойкой оборо­ны советских солдат. Но и мы запла­тили за это дорогую цену: около трети ополченцев 8-ой дивизии погиб­ли в этих боях. Среди них были аспиранты или уже защитившие дис­сертации А.И. Герчиков, М.Е. Глезерман, В.II. Засухин, И.Р. Лепе­хин, X.М. Мильштейн, С.С. Кудашев, С.Я. Карпов, А.Т. Павлов, М.И. Песин и ряд других. Трудно переоценить тяжесть этой потери для страны и для советской науки.

1.3. Участие советских женщин-математиков в войне с фашистами



Многие студентки после прохожде­ния двухмесячных курсов медсестер были направлены в госпитали, мед­санбаты и непосредственно на пере­довую. Некоторые из них откликнулись на призыв из­вестной летчицы Героя Советского Союза Марины Расковой и стали штурманами и летчицами. Летали эти летчицы на тихоходном и незащи­щенном от огня самолете «У-2», но наносили противнику весьма значи­тельный ущерб. Пяти летчицам вы­пускницам мехмата: Е. Рудневой, Е. Пасько, Р. Гашевой, А. Зубковой, Е. Рябовой было присвоено звание Героя Советского Союза.


Герой Советского Союза Екатерина Рябова перед боевым вылетом
II.Вклад математики в Победу над врагом

2.1. Математические задачи — для фронта


Мы должны преклоняться перед вы­держкой, самоотверженностью и вер­ностью Отчизне, которую проявля­ли воины-математики. Однако нельзя забывать и о другом вкладе мате­матиков в победу советского народа над сильным и коварным врагом. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, ко­торыми обладают математики. Зна­чение этого фактора особенно важ­но в наши дни, когда война стала, в первую очередь, соревнованием ра­зума, изобретательности и точного расчета. Дело в том, что для военных действии привлекаются все до­стижения естествознания, а вместе с ними и математика во всех ее прояв­лениях. Создание атомного и ракет­ного оружия потребовало не только использования физических законов, но и обширных математических расчетов, создания новых математи­ческих моделей и даже новых вет­вей математики. Без таких предва­рительных математических исследо­ваний не создается ни одна техни­ческая система и, чем она сложнее, тем разнообразнее и шире ее мате­матический аппарат. Для примера: крейсер представляет собой такую сложную техническую систему. Преж­де чем начать его постройку, необ­ходимо выявить геометрические обво­ды корпуса судна, чтобы при движе­нии не создавались дополнительные сопротивления и чтобы одновременно он был послушен управляющим воз­действиям руля. Предварительно не­обходимо обеспечить живучесть ко­рабля, надежность его управления, рассчитать влияние на устойчивость расположения различного рода масс — машин, орудий, торпедных аппаратов и пр. Но и этого мало — требуется обеспечить связь со всеми боевыми единицами корабля, то есть создать эффективную систему управ­ления кораблем и его оружием.

Это лишь ничтожная доля тех задач, которые должен ре­шить математик, прежде чем можно начать строить корабль . Но серьезные задачи необходимо решать и в период его эксплуатации — штурманские расчеты, расчеты стрельб и т. д.



Академик М.А. Лаврентьев за изучением пробивного

действия взрывчатых веществ 1944г.

2.2. Совершенствование военной техники


В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Она также требовала широ­кого использования математических расчетов для ее изготовления и эксп­луатации. Увеличение скорости поле­та самолетов требовало не только повышения мощности двигателей, но и выбора оптимального профиля фюзе­ляжа и крыльев, а также решения многих других вопросов.

В России над этими вопросами еще с прошло­го века работал ряд ученых и в пер­вую очередь Н. Е. Жуковский (1847 — 1921), названный В.И. Лениным от­цом русской авиации. Он закономер­но считается основоположником но­вой математической науки — аэродинамики, в которой ему удалось создать ряд сильных методов иссле­дования и решить многочисленные актуальные задачи, основать боль­шую научную школу, состоящую из ближайших учеников по университету и старейшему высшему техническому заведению Москвы — Московскому высшему техническому училищу.

Жу­ковский заложил основы Военно-воздушной академии, получившей впоследствии его имя, а также Цент­ральный аэрогидродинамический ин­ститут. Это научное учреждение дол­гие годы работало под руководством одного из ближайших учеников и сотрудников Н.Е. Жуковского — С.А. Чаплыгина (1869 —1942) и объ­единили многих выдающихся иссле­дователей — М. В. Келдыша (1911 — 1978). В.В. Голубева (1884 —1954), М.А. Лаврентьева (1900—1980) и др. Теоретический отдел разрабатывал многие важные проблемы, в том числе и для военной авиации. Многие из этих разработок пригодились и были широко использованы для создания новых систем истребителей, штурмо­виков и бомбардировщиков, обладав­ших повышенной маневренностью, скоростью, надежностью.

Большое значение получили теории двух явлений — штопора и шимми (или флаттера), представлявших в ту пору основную опасность для авиато­ров. Как правило, самолет, попавший в состояние штопора или шимми (особые вибрации самолета, приво­дившие к его разрушению) уже не могли из него выйти. Теорию этих явлений создал М. В. Келдыш (впо­следствии президент Академии наук СССР, главный теоретик космонавти­ки). Однако он пошел дальше и на основании теории сделал заключе­ния о том, как устранять эти явле­ния. В результате практика полетов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором и за все время войны, в нашей авиации практически не было гибели само­летов и летчиков по этим причинам. Переоценить результаты этих исследо­вании невозможно, поскольку они помогли не только сохранить жизнь летчиков и самолеты, но и позволили летать на больших ско­ростях.

2.3. Теория стрельбы


Традиционная область деятельно­сти ученых нашей страны — исследование артиллерийских систем.

Этим занимались М. В. Остроград­ский (1801 —1862) и П. Л. Чебышёв (1821—1894), и последующие по­коления ученых. Проблемы пристрел­ки, разработанные еще в 19 веке в связи с появлением новых типов артиллерии, потребовали в период Великой Отечественной войны до­полнительных исследований и состав­ления таблиц. Стрельба с самолета по самолету и по наземным целям также привела к математическим за­дачам, которые нужно было срочно решить. Ими занимались упорно как специалисты в области артиллерии, так и математики. Проблемы бом­бометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, область, кото­рую накроет бомбовой удар. Такие таблицы были составлены еще до на­чала войныt но для самолетов, об­ладающих большими скоростями. Во время войны выявилась полез­ная возможность использования ти­хоходных учебных самолетов для ночных бомбежек. Были созданы специальные полки ночных бомбарди­ровщиков, но для них не было сво­евременно создано таблиц бомбомета­ния. Возникла срочная задача про­изводства соответствующих расчетов. Таблицы были созданы и они оказали несомненную помощь нашим летчи­кам и летчицам.

Интересная задача возникла у мо­ряков в связи с желанием увеличить вероятность попадания в цель при торпедном залпе. Возникла идея за счет искусственного рассеивания уве­личить эту вероятность. Этой зада­чей занялся один из крупнейших ни­щих математиков академия А.Н. Кол­могоров. Ему удалось найти полное решение задачи и довести его до практического использования. Не­сомненно, что какую-то долю успехов наших моряков следует отнести и на счет этой решенной Колмого­ровым задачи. Позднее его выводы были перенесены и на проблемы, связанные со стрельбой зенитной ар­тиллерии по самолетам. Вообще нуж­но сказать, что актуальная математи­ческая задача, решенная в одной практической ситуации, очень быстро находит и другие применения, порой очень далекие от первоначального направления исследований.

2.4. Статистический контроль в военном производстве



Имеется еще один аспект работы советских математиков на помощь фронту, о котором нельзя умалчи­вать-это работа по организации производственного процесса, направ­ленная на повышение производитель­ности труда и на улучшение каче­ства продукции. Эта проблема со всей остротой возникла перед промыш­ленностью уже в первые дни войны, поскольку прошла массовая мобили­зация и квалифицированные рабочие стали солдатами. Им на смену приш­ли женщины и подростки без квали­фикации и рабочего опыта.

Задача контроля качества изготов­ленной продукции состоит в следующем: пусть изготовлено N изделий, они должны удовлетворять некото­рым требованиям. Скажем, снаряды должны быть определенного диамет­ра, не выходящего за пределы от­резка [D1, D2], иначе они будут не­пригодны для стрельбы. Они должны обладать определенной кучностью при стрельбе, иначе будут затруднения при стрельбе по цели. И если с первой задачей справиться легко - нуж­но замерить диаметры изготовленных снарядов и отобрать те из них, которые не удовлетворяют требова­ниям, то с другим требованием поло­жение значительно сложнее. Действи­тельно, чтобы проверить кучность стрельбы, необходимо провести стрельбу. А что же останется после испытаний? Испытания нужно произ­вести так, чтобы подавляющая часть продукции осталась пригодной для дальнейшего использования. Люди стол­кнулись с основным требованием; по испытанию малой части изделий на­учиться судить о качестве всей пар­тии. Методы, которые были для этой цели предложены, получили название статистических. Их теория берет свое начало с одной работы 1848 года академика М.В. Остроградского. Позднее этой задачей занимались профессор В. И. Романовский (1879 — 1954) в Ташкенте и его ученики. Во время войны их совершенствованием нанялся А.Н. Колмогоров и его уче­ники.

Задача, о которой только что было рассказано, обладает одним дефектом в самой ее постановке: партия про­дукции уже изготовлена и нужно определить, можно ее принять или же следует ее отвергнуть? Но, спраши­вается, зачем же изготовлять пар­тию, чтобы ее затем браковать? Нельзя ли так организовать произ­водственный процесс, чтобы уже при изготовлении поставить заслон для изготовления некачественной про­дукции? Такие методы были предло­жены и получили название статисти­ческих методов контроля. Время oт времени со станка берутся несколько (скажем пять) только что наготовленных изделий и замеряются параметры их качества. Если все эти параметры находятся в допустимых пределах, то производственный про­цесс продолжается, если же хотя бы одно изделие выходит за пределы до­пуска, то подается сигнал о необ­ходимой переналадке станка или о смене режущего инструмента. Какое отклонение параметра от номинала допустимо, чтобы вся партия была изготовлена качественно? Это требует специальных расчетов.

После окончания войны выясни­лось, что аналогичные исследования проводили математики США, Они подсчитали, что результаты их рабо­ты принесли за годы войны стране миллиардную экономию. То же самое можно сказать и о работах советских математиков и инженеров.

Заключение

На основании своих исследований я сделала вывод о том, что советские ученые математики и наука математика сыграли колоссальную роль в Победе над фашистской Германией.

Нам никак нель­зя забывать о том, что подвиг на­рода в Великой Отечественной войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что основы Побе­ды ковались и в тылу, где руками рабочих и их разумом, руками и разумом инженеров и ученых создава­лась и совершенствовалась военная техника. Нельзя нам забывать и то­го, что по многим параметрам к концу войны наши танки, самолеты, артиллерийские орудия стали со­вершеннее тех, которые противопо­ставлял нам враг. Нельзя забывать, что в конце войны мы вынуждены, были вплотную заняться созданием собственного атомного оружия, а для этого пришлось объединить интеллек­туальные усилия физиков, химиков, технологов, математиков, металлур­гов и самостоятельно пройти тот путь, который уже был пройден США и их западными союзниками. Мы его про­шли сами, тогда как в США рабо­тали лучшие ученые со всей Евро­пы — Англии, Франции, Италии, Дании, Германии (эмигранты), Поль­ши, Венгрии и, конечно, самих Со­единенных Штатов Америки,

Со времени Победы прошло почти 65 лет. Советские математики многое да­ли восстановлению и развитию народ­ного хозяйства, а также развитию теоретической математики. К сожале­нию и теперь положение в мире таково, что страна, а вместе с ней и математики, вынуждены уделять внимание проблемам обороны. Однако это не самоцель, а вы­нужденная необходимость. Каждый же из нас мечтает о том времени, когда человечество забудет о войнах и о подготовке к ним.

Список использованной литературы



1.Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны. - М.: Знание, 1978.

2.Гнеденко Б.В. Математика и контроль качества продукции. М.: Знание, 1984.

3.Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны - М.: Наука, 1983.


МУ «Управление образования Администрации г. Прокопьевска»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

Работа на XIII научно- практическую конференцию школьников « Старт в науку»
Математика и математики великой отечественной войны

(математика)

Выполнила:

Кузнецова Анастасия

Ученица 7А класса

научный руководитель

Флигонтова И.А.

учитель математики

Прокопьевск 2010



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Му «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» iconМу «Управление образования Администрации города Прокопьевска»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Му «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» iconКонкурс исследовательских работ Муниципальным учреждением Управление...
Управление образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район» направлены для участия в областном конкурсе...
Му «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» iconУправление образования Администрации г. Екатеринбурга Отдел образования...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Му «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» iconУправление образования администрации

Му «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» iconУправление образования и молодёжной политики администрации

Му «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» iconКонкурс проводят: Управление образования Администрации Томского района,...
Настоящее Положение определяет цели и задачи организаторов, участников конкурса, порядок рассмотрения представленных материалов и...
Му «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» iconУправление образования администрации мо го «Воркута»
Научный Кайгородцева Наталия Александровна, педагог дополнительного образования
Му «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» iconУправление образования приказ
Публичный доклад подготовлен отделом образования администрации Северного района с целью обеспечения информационной открытости муниципальной...
Му «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» iconПрограмма подросткового объединения «Штаб «Юный патриот искатель»
Управление образования администрации муниципального образования г. Гусь- хрустальный
Му «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» iconТ. А. Петрова Управление образования Администрации Тяжинского района
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Му «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» iconРоссийской Федерации Управление образования администрации города Владимира
Согласовано: Утверждаю
Му «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» iconА. В. Тарасов Программа развития школы на 2009-2014 годы
Управление народного образования Администрации муниципального образования «Вавожский район»
Му «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» iconУправление образования администрации пошехонского муниципального района приказ
В соответствии с Постановлением Администрации Пошехонского муниципального района №1379 от 21. 10. 20113 года 2 ноября проведен открытый...
Му «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» iconЗакон РФ «Об образовании»
Управление образования, культуры и спорта Администрации городского округа «Поронайский»
Му «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» iconОпережая мечты…
Учредитель конкурса: управление образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани
Му «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» icon2. Пояснительная записка Концептуальная часть программы
Управление образованием администрации муниципального образования «Бичурский район»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск