Характеристика инструментария





Скачать 223.64 Kb.
НазваниеХарактеристика инструментария
Дата публикации29.07.2013
Размер223.64 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Математика > Анализ
Алгебра, 7 класс (март-апрель)

Характеристика инструментария



Комплекты тестов были составлены для УМК, по которым изучается алгебра в школах (классах), участвовавших в диагностике.

Все комплекты тестов состояли из 4-х вариантов. В каждом варианте мартовских тестов было по 14 заданий: 12 заданий с выбором ответа и 2 задания с кратким ответом. В комплектах апрельских тестов по рекомендации ассоциации учителей математики общее число заданий было сокращено до 12, а количество заданий с кратким ответом увеличено до четырех в каждом варианте. В каждом варианте были представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (до 30% заданий).

За правильное выполнение каждого задания выставлялся 1 балл. Максимальный балл, который можно было получить за правильное выполнение всей работы, — 14 баллов в марте и 12 – в апреле. Время выполнения работы – 45 минут.

Каждый комплект тестов охватывал учебный материал, изученный по программе соответствующего УМК на момент проведения диагностики, по следующим содержательным блокам:

  • алгебраические выражения;

  • уравнения и неравенства;

  • числовые функции;

  • арифметика.

Задания, включенные в диагностические работы, проверяли овладение следующими умениями:

  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа;

  • находить значения степеней с целыми показателями;

  • находить значения числовых выражений;

  • выполнять основные действия со степенями с натуральным (целыми) показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями;

  • решать линейные уравнения;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком, по ее аргументу;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики.

Результаты


Работу по алгебре выполняли 7429 обучающихся 7-х классов из 304 образовательных учреждений. Средний процент выполнения теста – 59%.

На основе анализа статистических характеристик теста была установлена граница, определяющая достаточный уровень овладения учебным материалом по алгебре: 5 заданий (50% от числа заданий базового уровня сложности).

Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме.
Распределение по тестовым баллам



Рис. 1

Доля учащихся, не достигших достаточного уровня овладения учебным материалом (выполнили менее 5 заданий), составляет 20% (1494 учащихся). Большинство учащихся (62%) выполнили 6-11 заданий.

Анализ выполнения заданий теста проводился по темам, общим для всех комплектов тестов, и темам, которые вошли в комплекты для программы изучения алгебры по наиболее массовым учебникам авторов: Макарычев Ю.Н., и Мордкович А.Г., (6804 учащихся выполняли работу по этим комплектам).

В таблице 1 представлены средние показатели выполнения заданий по контролируемым элементам содержания, которые входили во все комплекты тестов.

Таблица 1

Контролируемый элемент содержания

Средний % выполнения

Совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями

73

Числовые подстановки в буквенные выражения

44 (КО)







Определение степени с натуральным показателем

66

Применение свойств степеней с натуральным показателем для преобразования выражений

64







Стандартный вид многочлена. Приведение подобных слагаемых. Степень многочлена

82

Умножение многочлена на одночлен

66

Умножение многочленов

69

Квадрат суммы двух выражений

76

Квадрат разности двух выражений

73

Произведение суммы и разности двух выражений

83

Способ группировки

67

Преобразование целых выражений

51







Решение линейных уравнений

76 (КО)

Решение задач составлением линейных уравнений

35 (КО)

Решение уравнений, сводящихся к линейным

35 (КО)

Решение неполных квадратных уравнений

55







График линейной функции

45

Взаимное расположение графиков линейной функции

48

Среднее:

59


Анализ данных, приведенных в таблице, позволяет утверждать, что семиклассники в целом овладели умениями (средний процент выполнения заданий по разделу не менее 65%):

    • выполнять основные действия со степенями с натуральным (целыми) показателями (65%) и с многочленами (71%);

    • решать линейные уравнения (76%).


Диагностика показала также, что семиклассники испытывают затруднения при

    • решении задач составлением уравнений (35%);

    • выполнении заданий, связанных с графиками линейных функций (в среднем по разделу – 46%);

    • нахождении значения буквенного выражения при числовых подстановках (44%).


Описание уровня подготовки учащихся, получивших различные отметки на тестировании

Категории участников тестирования

Описание уровня подготовки по физике категорий участников тестирования

Отметка «5».

Процент учащихся этой категории – 15%.

Уровень освоения достигнут по всем проверяемым элементам содержания.

Средний процент выполнения заданий теста – 93%.

Отметка «4».

Процент учащихся этой категории – 34%.


Задания тестов выполнены этими учащимися на уровне 72%.

Недостаточно освоены следующие элементы содержания:

  • преобразование целых выражений (59%);

  • решение уравнений, сводящихся к линейным (49%);

  • решение задач составлением линейных уравнений (47%);

  • график линейной функции (56%).




Отметка «3».

Процент учащихся этой категории – 31%.


Процент выполнения 65% и выше достигнут для заданий, проверяющих умения выполнять

  • действия с многочленами с использованием формул сокращенного умножения;

  • совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями.

Средний процент выполнения заданий теста составляет 46%.

Отметка «2.

Процент учащихся этой категории – 20%


Тестируемые с неудовлетворительным уровнем подготовки показали крайне низкий уровень овладения математическими умениями. Для учащихся этой группы отсутствуют полностью усвоенные контролируемые элементы содержания.


Примеры проблемных заданий

Пример 1

Найдите значение выражения при .

Запишите ответ в виде десятичной дроби.
Правильный ответ: – 1,8 дали только 29% тестировавшихся, 21% потеряли знак минус в ответе, 22% не приступали к выполнению этого задания, остальные допустили самые различные вычислительные ошибки.

Умение выполнять числовые подстановки в буквенные выражения является необходимым при изучении в школе предметов естественно-научного цикла. Отсутствие навыка может стать одной из причин неуспешности в дальнейшем обучении физике и химии.
Несмотря на то, что в среднем по теме «Многочлены» выявлен уровень усвоения материала на уровне выше 65%, отдельные задания вызвали затруднения у семиклассников.
Пример 2

Какой многочлен надо поставить сомножителем вместо , чтобы получилось тождество – 3x3   = 6x6a – 12x3a + 9x4?

1)

– 2x3a + 4a – 3x (51% - правильный ответ)

2)

– 2x2a + 4a – 3x (21%)

3)

2x3a + 4a – 3x (15%)

4)

– 2x3a – 4a – 3x (9%)


4% учащихся не выполняли это задание, так как тема «Умножение многочлена на одночлен» была отмечена некоторыми школами как неизученная на момент тестирования.
Большие трудности вызвали задания на преобразование выражений. Пример 3

Какое из выражений нельзя преобразовать в произведение ?

1)

(26%)

2)

(32% - правильный ответ)

3)

- (23%)

4)

- (15%)


4% учащихся не приступили к выполнению задания. Возможно, низкий результат связан с одной из двух причин: обучающиеся седьмого класса не привыкли к выполнению заданий с «отрицанием» и невнимательны при чтении задания.
Пример 4

Решите уравнение .

Правильный ответ: – 15.
С решением уравнения справились 38% учащихся, 28% – даже не приступали к решению.
Пример 5

Лодка прошла 3 ч против течения реки и 2 ч по течению реки, проплыв за всё это время 37 км. Скорость течения реки 3 км/ч. Найдите собственную скорость лодки.

Правильный ответ: 8 км/ч.

Задачи на движение учащиеся учатся решать с 3 класса, семиклассники решают такие задачи на уроках математики и физики, тем не менее, справились с задачей только 34% тестировавшихся. 35% учащихся не приступали к решению.

Пример 6


На рисунке изображён график линейной функции. Укажите формулу, задающую эту функцию.


1)

y = 2x  (7%)

2)

y = 2+ 2 (48%-правильный ответ)

3)

y = x + 2 (23%)

4)

y = x – 1 (22%)


45% учащихся, выбравших 3 и 4 варианты ответов, не понимают математического смысла коэффициента при независимой переменной, почти треть учащихся не знают, какую роль играет свободный член при построении графика линейной функции.
Пример 7

Найдите координаты точки пересечения графика линейной функции y = 0,5x +2 и оси абсцисс.


1)

(0; 2) (45%)

2)

(2; 0) (13%)

3)

(– 4; 0) (34%-правильный ответ)

4)

(0; – 4) (8%)


Анализ выполнения такого типа заданий показывает, что более половины учащихся не знают уравнений координатных осей, не понимают, какие координаты должны быть равны нулю при пересечении прямых с координатными осями.

Алгебра, 7 класс (май)

Характеристика инструментария


При проведении независимой диагностики знаний учащихся по алгебре в мае 2012 года было составлено несколько комплектов тестов с учетом прохождения программы по различным УМК (таблица 1).

Таблица 1

Комплект

Авторы учебников по алгебре

для 7 класса

Количество

классов

%

1, 2, 4

Макарычев Ю.Н.

625

73%

Мордкович А.Г.

141

16,4%

Алимов Ш.А.

27

3%

Дорофеев Г.В.

6

0,6%

Другие

34

4%

3

Никольский С.М.

26

3%




Всего:

859

100%


Большинство тестировавшихся семиклассников выполняли работу по трем комплектам, разработанным для программы изучения алгебры по наиболее массовым учебникам. Контрольно-измерительные материалы, составленные по данным комплектам, проверяли уровень сформированности у учащихся знаний и практических умений по общим для всех УМК разделам курса алгебры, изучаемым в 7 классе, а также вычислительные навыки, совершенствование которых, продолжается в течение всех лет обучения:

  • выражения и их преобразования (алгебраические выражения);

  • уравнения (уравнения с одним неизвестным);

  • функции (линейная функция);

  • степень с натуральным показателем;

  • многочлены (одночлены и многочлены);

  • формулы сокращенного умножения (разложение многочленов на множители).

В комплект тестов для учебника Никольского С.М. вместо заданий по разделу «Функции» были включены задания по теме «Рациональные выражения и их преобразования».

По рекомендации ассоциации учителей математики количество заданий в тесте по сравнению с прошлым годом было сокращено до 12 и при этом увеличено число заданий с кратким ответом. Все комплекты тестов состояли из 4-х вариантов, в каждом варианте по 12 заданий: 8 заданий с выбором ответа и 4 задания с кратким ответом.

За правильное выполнение каждого задания начислялся 1 балл. Максимальное количество баллов, которое можно было получить за выполнение всего теста, – 12 баллов. Время выполнения теста – 45 минут.

Результаты

Работу по алгебре выполняли 18431 обучающийся из 809 образовательных учреждений. Средний процент выполнения теста – 69%.
Таблица 2

Комплекты

Количество

классов

Число учащихся

Средний % выполнения теста

1, 2, 4

833

17874

69,4%

3

26

557

64,1%

Всего:

859

18431

69,0%


На основе анализа статистических характеристик теста была установлена граница, определяющая достаточный уровень овладения учебным материалом по алгебре: 5 заданий (50% от числа заданий базового уровня сложности). Для учащихся, достигших достаточного уровня (перешагнувших через границу в 5 баллов), определялся рейтинг в классе. Оценки за выполнение теста не выставлялись.

Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме.



Рис.1

Доля учащихся, не достигших достаточного уровня овладения учебным материалом, составляет 12% от числа участников.

61% тестировавшихся семиклассников выполнили правильно от 8 до 12 заданий теста.

В таблице 3 представлены данные о выполнении заданий по контролируемым элементам содержания учащихся 7-х классов в 2012 и 2011 году.
Таблица 3

Контролируемый элемент содержания

Средний % выполнения

2012 г.

2011 г.

Число учащихся

18431

6333

Совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями

53 (КО)

66

Числовые подстановки в буквенные выражения

45 (КО)

63










Определение степени с натуральным показателем

76

57

Применение свойств степеней с натуральным показателем для преобразования выражений

89

48










Умножение многочлена на одночлен

80

60

Умножение многочленов

77

63

Квадрат суммы двух выражений

81

71

Квадрат разности двух выражений

80

72










Способ группировки

74

65

Решение уравнений высших степеней методом разложения на множители

56

45










Корни уравнения

79

68

Решение линейных уравнений

76 (КО)

26 (КО)

Решение задач составлением линейных уравнений

56 (КО)

25 (КО)










Принадлежность точки графику функции

73

56

График линейной функции

69

62

Среднее:

69

55


Согласно принятым в практике педагогических измерений критериям1 проверяемые в 2012 году элементы содержания за исключением «числовых подстановок в буквенные выражения» учащимися 7-х классов усвоены.

Ниже представлен сравнительный анализ выполнения заданий в 2012 и 2011 году по блокам.
Арифметические действия

Умения выполнять совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями, а также числовые подстановки в буквенные выражения проверялись в 2012 году заданиями с кратким ответом, а в 2011 году заданиями с выбором ответа. Замена типа заданий привела к снижению результатов. Следует отметить, что проверяемое содержание при этом не менялось.

Пример 1

Найдите значение числового выражения 8 : 0,16 – 1  6,4.

Правильный ответ: 42, получили только 49% тестировавшихся в 2012 году. Это же задание в 2011 году правильно выполнили (выбрав число 42 из предложенных ответов) 79% семиклассников.

Пример 2

Найдите значение выражения при .

Ответ запишите в виде десятичной дроби.

Правильный ответ (–1,4) смогли получить только 32% учащихся. Анализ ответов учащихся позволяет выявить наиболее типичные ошибки:

потеря в ответе знака минус – (ответ 1,4 – 15%);

ошибка при вычитании отрицательного числа – (ответ– 2,52 – 1%);

две ошибки: при вычитании отрицательного числа и потеря знака минус – (ответ 2,52 – 7%).

45% учащихся получили 30 различных ответов, допустив ошибки, свидетельствующие о неумении производить элементарные арифметические действия, а 17% не дали никакого ответа.

Таким образом, можно констатировать снижение уровня овладения вычислительными навыками.
Одночлены и многочлены

С 3-мя заданиями, проверявшими умения выполнять умножение многочленов, в том числе и одночлена на многочлен, а также применять формулы сокращенного умножения при преобразовании алгебраических выражений, справились около 80% учащихся (в прошлом году 67%).
Пример 3

Какой многочлен надо поставить вместо , чтобы получилось тождество 6x2   = – 12x5 + 30x3y – 18x2y3?


1)

– 2x3 + 5xy – 3y3

2)

– 6x3 + 5xy – 12y3

3)

– 2x3 – 5xy – 3xy3

4)

– 2x3 + 6xy – 2y3


В прошлом году с этим заданием справились 67% тестировавшихся, а в этом году выполнение задания выросло до 81%.

Разложение многочленов на множители

Семиклассники продемонстрировали уверенное владение умением применять способ группировки для представления многочлена в виде произведения (выполнение 74%) и при решении неполного квадратного уравнения (56% - задания повышенного уровня сложности).

Ниже приведены примеры заданий, которые использовались в комплектах тестов 2012 и 2011 годов.
Пример 4

Разложите на множители многочлен 5a3 – 3a2 – 10a + 6.

1)

(a2 – 2)(5a + 3)

2)

(a2 + 2)(5a – 3)

3)

(a2 + 2)(5a + 3)

4)

(a2 – 2)(5a – 3)


Пример 5

Решите уравнение

1)



2)



3)



4)




52% учащихся, выполняя это задание, нашли только один из двух корней уравнения. 18% допустили вычислительную ошибку и только 30% дали правильный ответ.

Степень с натуральным показателем

Результаты выполнения заданий этого блока выросли по сравнению с прошлым годом в среднем на 30%. При этом следует учесть, в этом году каждый учащийся выполнял только одно задание по этой теме (в двух вариантах были задания на определение степени, а в двух на свойства степеней с натуральным показателем).

Пример 6

Выполните действия: m3m6; n14 : n2; (p4)2.

1)

m9; n7; p8

2)

m9; n12; p8

(88% - правильный ответ)

3)

m18 ; n7 ; p8

4)

m9 ; n12 ; p6

Большинство семиклассников успешно справляются с выполнением заданий на действия со степенями, когда основание задано буквами (без вычислений). В прошлом году задание по этой теме было комбинированным, его выполнение предполагало дополнительно знание порядка выполнения действий и умение вычислять (пример 7).

Пример 7

Вычислите: .

1)



2)

8

3)



4)

(47% - правильный ответ)



Линейная функция

Два задания базового уровня сложности по этой теме выполнили 71% всех тестировавшихся учащихся.

Задания на определение графика функции были подобны прошлогодним, при этом задания, в которых линейные функции были с отрицательным коэффициентом выполнены учениками хуже, чем задания с положительным коэффициентом.
Пример 8 (2002№7)

На каком рисунке изображён график функции y = – ?

1)



(7%)

2)



(21%)

3)



(10%)

4)



61% - правильный ответ



Уровень выполнения этого задания вырос на 10% по сравнению с прошлым годом, однако каждый пятый ученик, выполнявший это задание, не знает о связи углового коэффициента и свободного члена с расположением прямой на координатной плоскости.
Три задания теста проверяли умение решать уравнения.

С заданиями на понимание смысла термина «корень уравнения» и на решение линейного уравнения (задание с кратким ответом) справилось в среднем 78% учащихся.

Задачи (задания с кратким ответом), решение которых предусматривало составление линейных уравнений, выполнены более, чем половиной тестировавшихся (56%).

В 2011 году в тесты по этой теме были включены задания, не сводящиеся к непосредственному применению известного алгоритма (повышенного уровня сложности), на нахождение абсциссы точки пересечения графиков двух линейных функций и на решение задач составлением линейных уравнений (задачи на движение), с которыми справилось только четверть тестировавшихся учеников.
Изучение математики в школе не должно сводиться только к обучению применять алгоритмы, требуется использование более широкого арсенала методических приемов для обучения пониманию, интерпретации, распознаванию стандартных вопросов в измененной ситуации.

Выводы и рекомендации
1. По результатам тестирования 88% учащихся 7-х классов продемонстрировали достаточный уровень подготовки по алгебре.

2. 12185 (66%) учащихся продемонстрировали овладение большинством контролируемых элементов содержания. Одной из проблем у этих учащихся является неумение выполнять вычисления при подстановке числовых значений в буквенные выражения и преобразования рациональных уравнений (комплект тестов по учебнику Никольского С.М.).

3. В 83 школах доля учащихся, не достигших достаточного уровня подготовки по алгебре (выполнили менее 5 заданий), составляет от 40% до 90%. Для 1608 учащихся этих школ нет ни одного проверяемого элемента содержания, усвоенного на достаточном уровне (выполнение заданий базового уровня ниже 65%).

4. Для повышения качества математической подготовки рекомендуется оптимально использовать самостоятельную работу учеников на уроке, которая способствует формированию на­выков самоконтроля, выполняя обучающую функцию, в то же время позволяет учителю получить информацию об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся. На основе анализа данных о затруднениях учащихся, учителю необходимо своевременно вносить коррективы в тематическое планирование, выбирая наиболее действенные методические приемы обучения.

5. Для развития познавательного интереса к математике, который непосредственно влияет на успешность изучения предмета, следует включать в практику преподавания больше задач практической направленности.


1 Элемент содержания (умение) считается усвоенным (сформированным) для данной группы обучающихся, если процент выполнения заданий, проверяющих их, составляет не менее 65% для заданий с выбором ответа и не менее 50% для заданий с кратким ответом.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Характеристика инструментария iconХарактеристика инструментария
Мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального...
Характеристика инструментария iconХарактеристика инструментария
В системе образования России происходят изменения, которые приводят к необходимости пересмотра существующих методов, форм и средств...
Характеристика инструментария iconПрограмма с/п «Молодежнинское»
Характеристика образовательных программ (характеристика учащихся, характеристика образовательной программы, характеристика учебных...
Характеристика инструментария iconНоминации
Программно-педагогические средства (ппс), разработанные на основе мультимедийного инструментария виртуальной среды
Характеристика инструментария iconСтановление и развитие в россии педагогической конфликтологии и ее...
Работа выполнена на кафедре общей педагогики Таганрогского государственного педагогического института
Характеристика инструментария iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработка методического инструментария социально-экономической оценки результативности реализации
Характеристика инструментария iconХарактеристика учителей по категориям
Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения Мостовинской средней общеобразовательной школы
Характеристика инструментария icon2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата 7
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) 5
Характеристика инструментария iconЮридического/физического лица, юридический адрес/контактная информация
Сборник методических материалов и инструментария для разработки и реализации Программ модернизации систем профессионального образования...
Характеристика инструментария iconПрограмма элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся...
Разработка диагностического инструментария для оценки результативности работы по программе
Характеристика инструментария iconФедеральная служба государственной статистики
Об утверждении статистического инструментария для организации Минспорттуризмом России федерального статистического наблюдения за...
Характеристика инструментария iconКалендарный план по информатике для 11-х классов 2012 2013 учебный год
Роль и характеристика информационных революций. Краткая характеристика поколений ЭВМ и связь с информационной революцией
Характеристика инструментария iconМинистерство образования и науки российской федерации
«План семинаров для освоения инновационного инструментария повышения педагогической культуры работников образования и культуры»
Характеристика инструментария iconЭкзаменационные вопросы по дендрологии фитоценоз, его характерные...
Общая характеристика семейства Маслинные. Морфо-экологическая характеристика и хозяйственное значение важнейших родов и видов
Характеристика инструментария icon«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для...
О порядке формирования регионального банка контрольно–измерительных материалов по аттестации педагогических работников на соответствие...
Характеристика инструментария iconРеферат На тему: Стерилизация
Стерилизация. Подготовка инструментария к стерилизации. Контроль качества стерилизации. Приготовление моющих и дезинфицирующих растворов....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск