Министерство культуры и массовых коммуникаций
Российской Федерации
ФГОУВПО "Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова"
на правах рукописи
ТЕОРИЯ
СОВРЕМЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по специальности 070111 «Музыковедение»
кафедра «Теория музыки»
Федерального компонента цикла специальных дисциплин
в Государственном образовательном стандарте высшего
профессионального образования второго поколения
Москва – 2010 Утверждена на заседании кафедры теории музыки 13 мая 2010 годы.
Теория современной композиции. Учебная программа для музыкальных вузов по специальности 070111 «Музыковедение» / Авторы Шибаев Р.М., Шульгин Д.И. — М.: ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, 2010. 40 с.1
Рекомендуемый объём курса — 72 часа.
Занятия лекционные и семинарские.
Авторы:
композитор, музыковед
ШИБАЕВ Р.М. кандидат искусствоведения, профессор кафедры «теория музыки»
ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова
ШУЛЬГИН Д.И.
Рецензенты:
доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой
междисциплинарных исследований МГК им. П.И. Чайковского
ХОЛОПОВА В.Н. доктор искусствоведения,
профессор кафедры теории музыки МГК им. П.И. Чайковского
КУЗНЕЦОВ И.К.
Объем: Лекции, семинары (группы 8-10 чел.) – 72 час.
(IV курс – 2x36).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет «ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ» — теоретический курс в высших учебных музыкальных заведениях по специальности №070111 «музыковедение» — является частью профессиональной подготовки студентов этих заведений.
Главной целью курса является приобретение студентами теоретических знаний в области теории современной музыкальной композиции. При этом предполагается, что реализация этой цели всегда связана с живой музыкальной практикой — любые теоретические положения подкрепляются конкретными музыкальными примерами из музыкальных сочинений композиторов II-й половины XX – начала XXI столетий, принадлежащих к различным школам и направлениям. Постоянное обращение к ним, сравнение и самостоятельная оценка анализируемых сочинений обуславливает развитие у студентов аналитического аппарата применительно к образцам новейшей музыки, что является необходимым условием формирования творческой личности.
Задачи предмета — воспитание научно-теоретического мышления студентов, развитие их музыкального восприятия, аналитических навыков и творческих способностей применительно к новым методам композиции, сложившимся в музыкальном искусстве II-й половины XX – начала XXI веков, а также развитие определенной самостоятельности в профессиональной работе, в т. ч. с не знакомыми ранее музыкальными произведениями и методами композиции.
В результате изучения данного предмета и на основе его обязательной взаимосвязи с другими музыковедческими дисциплинами («гармония», «анализ музыкальных произведений», «история музыки», «инструментоведение»), каждый студент должен приобрести профессиональные теоретические знания, относящиеся к наиболее общим закономерностям новых методов композиции, а также комплекс практических навыков, связанных с анализом разнообразных по методам и техникам письма типов музыкальных композиций, написанием научно-методических рефератов, которые позволили бы ему свободно ориентироваться в этих методах композиции и выстраивать собственное художественно правомерное музыковедческое понимание этих произведений, достаточное для его последующей профессиональной педагогической и научной деятельности.
Данная программа по предмету «Теория современной композиции» (ТСК) отражает сложившуюся в ГМПИ им. М.М.Ипполитова-Иванова на протяжении многих лет практику преподавания этого предмета. Многие её положения в дальнейшем могут развиваться, уточняться и обогащаться новыми музыкальными явлениями.
Базовый курс ТСК рассчитан на два семестра (общий объем — 72 часа) и предназначен для музыковедческого факультета вуза. Он предполагает определенную базовую подготовку в колледже, основанную на фундаментальном изучении классической и современной гармонии, музыкальной формы, инструментальной ткани и фактуры, а также методов анализа музыкальных произведений. Сокращённый вариант курса рассчитан на один учебный семестр.
Программа курса соответствует Государственному стандарту высшего профессионального образования и Государственным требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников вуза по специальности 070111 «Музыковедение».
Главная особенность предлагаемого курса «Теория современной композиции» заключается:
в выявлении общих и индивидуальных методов и принципов композиции в творчестве ведущих композиторов II-й половины XX – начала XXI столетий, разрабатывающих новые направления в музыкальном искусстве (теоретический и аналитический аспекты курса);
в установлении исторической закономерности возникновения новых и относительно новых композиционных явлений (теоретический и аналитический аспекты курса);
в установлении преемственности содержания различных явлений в некоторых сочинениях композиторов II-й половины XX – начала XXI столетий по отношению к сочинениям предшествующих эпох (теоретический и аналитический аспекты курса);
в обязательном обращении к проблематике, фокусирующей внимание студентов на разнообразных способах сочинения различных параметров музыкальной композиции и их элементов (теоретический, аналитический и рефератный аспекты курса).
Задачей курса является изучение новых методов композиции и связанных с ними локальных направлений, композиторских школ и их эстетико-теоретических аспектов в музыке II-й половины XX – начала XXI веков. При этом в качестве одного из необходимых и обязательных моментов курса этой учебной дисциплины является также установление различных взаимосвязей в методах композиции отдельных композиторских школ и стилей.
Для будущего музыканта-профессионала безусловно важным является понимание логики выстраивания современной композиции прежде всего как всегда разнонаправленного процесса, который развивается как по общим, так и по локальным композиционным законам, но одновременно обладает и определённой стилистической индивидуальностью. Осознание такой общности и индивидуальности в сочинениях любого композитора, её реально-процессуального, а не абстрактно-статического содержания — обязательное и необходимое условие формирования профессионального сознания современного студента-музыковеда.
*** Настоящая Программа состоит из девяти разделов. Основные цели, задачи курса и предмета ТСК, его структура, как и краткая структура Программы отражены в "Пояснительной записке" (с.3-6).
Разработанный в настоящей программе курс ТСК содержит 38 основных тем,2 которые могут распределяться на протяжённость от одного семестра (полгода) до четырёх семестров (двух лет) в зависимости от возможностей учебного заведения. В данной программе мы предлагаем разработанные Тематические планы на один семестр (сокращённый курс) и два семестра (один учебный год – базовый курс),3 подразумевая что необходимым минимумом, связанным с большим объёмом материала, его сложностью и недостаточной изученностью, является двухсеместровый курс. Кроме того, необходима дальнейшая работа по расширению продолжительности курса ТСК у музыковедов и композиторов до 1,5 – 2-х лет, соразмерной с продолжительностью базовых дисциплин по классической композиции (гармония, анализ, полифония), а также обусловленному постоянным пополнением курса новыми музыкальными образцами и теоретическими исследованиями. Также, авторы программы считают необходимой разработку курса ТСК для учащихся исполнительских специализаций, т.к. отсутствие этого предмета у музыкантов-исполнителей и дирижёров является серьёзным упущением, затрудняющим дальнейшую профессиональную работу музыкантов с образцами новой музыки II-й половины ХХ – начала XXI столетий.
Раздел "Краткие методические указания" (с.21-24) содержит методический обзор четырёх основных форм работы в курсе "теория современной композиции" – изучение теоретического материала (с.21), композиционный анализ (с.22), семинары (с.22) и написание курсовой работы (с.23).
Настоящая Программа также содержит раздел "Основные произведения, рекомендуемые для композиционного анализа" (с.25-28) в котором представлены музыкальные произведения, отобранные авторами Программы в качестве иллюстративного материала для лекционного курса ТСК, а также рекомендуемые в качестве аналитического материала на лекциях, семинарах, в домашних заданиях и курсовых работах (рефератах).
Все разделы данного курса ТСК опираются на научные работы отечественных и зарубежных композиторов и музыковедов, нашедшие своё как непосредственное, так и опосредованно-обобщающее отражение в данной программе. Большая их часть содержится в разделе "Основная рекомендуемая литература для педагогов и студентов" (с. 29-36). В качестве дополнения, в разделе "Основные рекомендуемые медиа-источники" (с.36) даются ссылки на электронные каталоги, содержащие биографическую информацию и списки сочинений современных композиторов из разных стран мира,4 а также перечень диссертаций иностранных авторов, посвящённых исследованию той или иной проблемы истории и теории музыки ХХ века, в т.ч. проблемам новых методов композиции в музыке II-й половины ХХ века.5
|