Рабочая программа Учебной дисциплины «Элементарная математика (алгебра)»





Скачать 241.35 Kb.
НазваниеРабочая программа Учебной дисциплины «Элементарная математика (алгебра)»
Дата публикации18.04.2015
Размер241.35 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Математика > Рабочая программа


Приложение 5

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт математики и информатики

Кафедра математического анализа и методики преподавания математики


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины «Элементарная математика (алгебра)»
Для направления подготовки: 050100 Педагогическое образование

Профиль: Математика

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр педагогического образования

Форма обучения: очная


Москва 2013

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование»

Разработчики:

доцент кафедры математического анализа и методики преподавания математики ИМИ ГОУ ВПО МГПУ И.И. Зубарева

Рецензенты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Программа одобрена на заседании кафедры математического анализа и методики преподавания математики

Протокол № ______ от «_____» _______________ 2013 г.

Зав. кафедрой: профессор П.В.Семенов

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

© Кафедра математического анализа и методики преподавания математики, 2013

1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Цель дисциплины: формирование представлений о значении курса элементарной математики в системе математических дисциплин и в системе математических знаний, формирование представлений о логике развития и наполнения школьного курса алгебры с учетом реализации основных дидактических принципов.
Задачи дисциплины:

  • обобщить и систематизировать знания по ключевым темам школьного курса алгебры;

  • закрепить умения и навыки решения основных типов задач школьного курса алгебры;

  • формирование умения осуществлять поиск решения нестандартных задач и задач повышенного уровня сложности.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Элементарная математика (алгебра)» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин.

Для успешного освоения настоящей дисциплины студенты должны владеть школьными курсами алгебры и начал математического анализа в соответствии с действующими стандартами образования.

Освоение дисциплины «Элементарная математика (алгебра)» является необходимой основой для последующего изучения математических дисциплин цикла профессиональных дисциплин, прохождения педагогической практики.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность применять в научно-исследовательской и профессиональной деятельности базовые знания в области фундаментальной и прикладной математики и естественных наук (ОК-6);

умением определять общие формы, закономерности, инструментальные средства отдельной предметной области (ПК-1).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • определения, свойства, теоремы школьного курса алгебры;

  • доказательства теорем школьного курса алгебры;

  • сущность основных методов решения задач школьного курса алгебры.


Уметь:

- находить значение степени, корня, логарифма на основе определений, с помощью калькулятора или таблиц;

- выполнять тождественные преобразования рациональных, иррациональных, степенных, показательных, логарифмических выражений;

- решать задачи с использованием метода математической индукции;

- доказывать неравенства с помощью определения, методом математической индукции;

- решать рациональные уравнения и неравенства, системы уравнений и неравенств;

- решать уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля

- решать иррациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, системы уравнений и неравенств;

- решать задачи, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и их основными свойствами;

- решать текстовые задачи на числовые зависимости, на прогрессии, на совместную работу, на смеси, на сплавы;

- исследовать уравнения с параметром.
Владеть:

-математической терминологией и символикой, начальными понятиями логики и принципами математического доказательства;

- основными методами решения задач курса элементарной математики (алгебра) на вычисление и доказательство;

-основными методами решения алгебраических уравнений и неравенств курса элементарной математики;

-основными методами решения стандартных и нестандартных задач, задач повышенного уровня сложности курса элементарной математики (алгебра).

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

38/1

1










В том числе:
















Лекции
















Практические занятия (ПЗ)

38/1

1










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

34/1

1










В том числе:
















Подготовка к коллоквиуму
















Подготовка реферата
















Подготовка к деловой игре
















Решение задач и т.д.

34/1

1










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

1










Общая трудоемкость: часы

зачетные единицы

72

1










2














5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1

Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство неравенств




10







8

18

2

Рациональные уравнения и неравенства, их системы. Уравнения и неравенства с модулем.




10







8

18

3

Иррациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства




12







12

24

4

Сюжетные задачи




6







6

12


5.2. Содержание разделов дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1

Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство неравенств

Разложение многочленов на множители. Тождественные преобразования рациональных выражений.

Свойства степени, свойства корня. Тождественные преобразования иррациональных выражений.

Показательная и логарифмическая функции, их свойства. Теоремы о логарифмах. Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений.

Доказательство неравенств с помощью определения. Доказательство неравенств методом математической индукции. Сравнение значений числовых выражений.

Синтетический метод доказательства неравенств. Доказательство неравенств методом от противного1.

2

Рациональные уравнения и неравенства, их системы. Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля.

Равносильные уравнения. Теоремы о равносильности. Рациональные уравнения и основные методы их решения.

Системы уравнений. Теоремы о равносильности систем уравнений. Основные методы решения систем рациональных уравнений: метод линейного преобразования, метод подстановки, метод замены переменных. Однородные системы. Симметрические системы.

Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля.

Уравнения с параметром.

3

Иррациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства


Иррациональные уравнения, методы решения иррациональных уравнений. Иррациональные неравенства.

Показательные уравнения, приемы решения показательных уравнений. Показательные неравенства.

Логарифмические уравнения, приемы решения логарифмических уравнений. Логарифмические неравенства.

Логарифмические и показательные уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.

4

Сюжетные задачи


Арифметический и алгебраический методы решения сюжетных задач. Задачи на совместную работу. Задачи на сплавы и смеси. Задачи на движение.

Задачи на числовые зависимости. Задачи на прогрессии.

5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)


Наименование дисциплинарного модуля

Количество часов/зачетных единиц

Формируемые компетенции

Общее количество компетенций

Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство неравенств

18/0,5

ОК-6

ПК-1
















2

Рациональные уравнения и неравенства, их системы. Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля.

18/0,5

ОК-6

ПК-1
















2

Иррациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства

24/0,67

ОК-6

ПК-1
















2

Сюжетные задачи


12/0,33

ОК-6

ПК-1
















2



6. Образовательные технологии



Вид занятия

Тема занятия

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Объем, ауд.

часов/в том

числе в интерактивной

форме

Практическое

Разложение многочленов на множители. Тождественные преобразования рациональных выражений

Структурно-логическая, диалоговая, групповая, тренинговая

1

Практическое

Тождественные преобразования иррациональных выражений

Структурно-логическая, диалоговая, групповая, тренинговая

1

Практическое

Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений

Диалоговая, групповая, тренинговая, интерактивная

2/1

Практическое

Доказательство неравенств с помощью определения, метод математической индукции.

Структурно-логическая, диалоговая, групповая, тренинговая

4

Практическое

Сравнение значений числовых выражений.

Контрольная работа №1.

Диалоговая

2

Практическое

Равносильность уравнений.. Рациональные уравнения.

Структурно-логическая, диалоговая, групповая, тренинговая

2

Практическое

Системы рациональных уравнений (основные понятия; основные методы решения систем уравнений).

Структурно-логическая, диалоговая, групповая, тренинговая

2

Практическое

Рациональные неравенства, системы рациональных неравенств,

Структурно-логическая, диалоговая, групповая, тренинговая

2

Практическое

Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля

Структурно-логическая, диалоговая, групповая, тренинговая, интерактивная

2

Практическое

Решение уравнений, систем уравнений. Контрольная работа №2.

.

Диалоговая

2

Практическое

Иррациональные уравнения и неравенства

Структурно-логическая, диалоговая, групповая, тренинговая

4

Практическое

Показательные уравнения и неравенства

Структурно-логическая, диалоговая, групповая, тренинговая

2

Практическое

Логарифмические уравнения

Структурно-логическая, диалоговая, групповая, тренинговая

2

Практическое

Логарифмические неравенства

Структурно-логическая, диалоговая, групповая, тренинговая, интерактивная

2/1

Практическое

Решение иррациональных, показательных и логарифмических уравнений и неравенств. Контрольная работа №3

Диалоговая

2

Практическое

Арифметический и алгебраический методы решения сюжетных задач.: Задачи на совместную работу

Структурно-логическая, диалоговая, групповая, тренинговая

1

Практическое

Решение задач на движение двух объектов.

Структурно-логическая, диалоговая, групповая, тренинговая

1

Практическое

Решение задач на проценты, на сплавы и смеси.

Структурно-логическая, диалоговая, групповая, тренинговая/интерактивная

2/1

Практическое

Решение задач на различные сюжеты.

Контрольная работа № 3.

Диалоговая

2


Рейтинговая оценка знаний обучающихся

В ходе изучения курса студент обязан выполнить все домашние задания (всего18 заданий по темам практических занятий) и четыре контрольные работы:

  1. Контрольная работа по теме «Тождественные преобразования. Доказательство неравенств».

  2. Контрольная работа по теме «Решение рациональных уравнений, неравенств и их систем».

  3. Контрольная работа по теме «Решение иррациональных, показательных и логарифмических уравнений и неравенств».

  4. Контрольная работа по теме «Решение задач алгебраическим и арифметическим методами».


Домашняя работа, выполненная менее чем на 75%, считается неудовлетворительной и оценивается в 0 баллов.

Контрольная работа, в которой не выполнено хотя бы одно задание, считается неудовлетворительной и оценивается в 0 баллов.
Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное или письменное собеседование по тематике пропущенных занятий, выполнение заданий практических занятий, выполнение контрольных письменных работ.

Форма промежуточной аттестации: зачет.

Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 40 баллов.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование

дисциплины / курса

Уровень образования

Статус дисциплины в рабочем учебном плане

Количество зачетных единиц

Форма отчетности

Курс, семестр

Элементарная математика (алгебра)

бакалавриат

Б3

базовая часть

2

зачет

1 курс, 1 семестр



Смежные дисциплины по учебному плану:

Алгебра, Математический анализ, Элементарная математика (тригонометрия)

ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ

(проверка «остаточных» знаний по смежным дисциплинам)

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов
















Итого:









БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

(проверка знаний и умений по дисциплине)


Тема или задание текущей

аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Посещение практических занятий, ведение записей

Посещаемость, выборочная проверка конспектов

(на каждом занятии от 0 до 0,25 балла)

Аудиторная

3,5

4,75

Выполнение домашних работ

Письменная работа (от 0 до 1,75 балла)

Внеаудиторная

24,5

27

Выполнение контрольной работы № 1

Письменная работа

Аудиторная

3

7

Выполнение контрольной работы № 2

Письменная работа

Аудиторная

3

7

Выполнение контрольной работы № 3

Письменная работа

Аудиторная

3

7

Выполнение контрольной работы № 4

Письменная работа

Аудиторная

3

7

Зачёт




Аудиторная

10

16,25


Итого:

50

76

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание текущей

аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Активная работа на практических занятиях

Ответы у доски (на каждом занятии 0,25-1,6 балла)

Аудиторная

0

24

Итого:

0

24















Итого максимум:

56

100

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля

  1. Разложение многочленов на множители, основные способы:

    • использование формул сокращённого умножения;

    • выделение полного квадрата;

    • способ группировки;

    • метод неопределённых коэффициентов;

    • подбор корня многочлена по его старшему и свободному коэффициентам, деление многочленов.

  2. Тождественные преобразования рациональных выражений.

  3. Метод математической индукции.

  4. Тождественные преобразования иррациональных выражений.

  5. Тождественные преобразования логарифмических выражений.

  6. Доказательство неравенств по определению.

  7. Сравнение значений числовых выражений.

  8. Равносильность уравнений.

  9. Решение рациональных уравнений.

  10. Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.

  11. Решение систем уравнений.

  12. Решение неравенств, систем неравенств.

  13. Решение иррациональных уравнений.

  14. Решение показательных уравнений и неравенств.

  15. Решение логарифмических уравнений и неравенств.

  16. Решение задач на прогрессии.

  17. Решение задач на совместную работу.

  18. Решение задач на проценты, на сплавы и смеси.


Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации


  1. Разложение многочленов на множители, основные способы:

    • использование формул сокращённого умножения;

    • выделение полного квадрата;

    • способ группировки;

    • метод неопределённых коэффициентов;

    • подбор корня многочлена по его старшему и свободному коэффициентам, деление многочленов.

  2. Метод математической индукции.

  3. Понятие корня в школьном курсе математики, свойства корней.

  4. Степень с рациональным показателем, её свойства.

  5. Тождественные преобразования иррациональных выражений.

  6. Тождественные преобразования логарифмических выражений.

  7. Ключевые неравенства.

  8. Доказательство неравенств по определению.

  9. Приемы сравнения значений числовых выражений.

  10. Решение рациональных уравнений.

  11. Методы решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.

  12. Методы решения систем уравнений.

  13. Решение задач на движение.

  14. Решение задач на совместную работу.

  15. Решение задач на сплавы и смеси.



8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (дисциплинарного модуля):

а) основная литература

1. Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Задачник-практикум по математике: Алгебра. Тригонометрия: Для поступающих в вузы / В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович. – М.: Оникс 21 век, 2005. – 463 с.

2. Дорофеев Г.В., Пчелинцев С.В. Многочлены с одной переменной. Учебное пособие. (Для уч-ся школ и классов с углубл. изучением математики, студентов пед. университетов и преподавателей школ с углубл. изуч. математики). – М.: «Просвещение», 2001.

3. Крамор В. С. Задачи на составление уравнений и методы их решения / В. С. Крамор. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2009. — 256 с.: ил.

4. Потапов М.К., Александров В.В., Пасиченко П.И. Алгебра, тригонометрия и элементарные функции / М.К. Потапов. В.В. Александров, П.И. Пасиченко. – М.: Высшая школа, 2001

5. Шахмейстер А.Х. Дробно-рациональные неравенства. - Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: «ЧеРо-на Неве», 2004.

6. Гейбука С.В. Элементарная математика: индивидуальные задания для студентов 3-го курса математических факультетов педвузов / С.В. Гейбука. Н.Н. Путинцева. - Новосибирск: изд. НГПУ, 2009. - 49 с.
б) дополнительная литература

7. Новоселов С.И. Сборник задач по специальному курсу элементарной алгебры. - М.: «Высшая школа», 1962.

8. Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов. – 3-е изд., перераб. и доп. - M.: "ABF", 1995. - 352 с., ил.

9. Иванов О.А. Практикум по элементарной математике: Алгеброаналитические методы: Учеб пособие. - М.: МЦНМО, 2001. - 320 с.

  1. Шахно К.У. Сборник задач по элементарной математике повышенной трудности. - Минск, «Высшая школа», 1965.

  2. Моденов П.С. Сборник заданий по специальному курсу элементарной математики. - М.: «Высшая школа», 1960

  3. Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства. Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Экзамен (Серия «Экзамен»), 1998.

в) программное обеспечение

Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, графопостроитель Graf16.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

    1. Сайт «Математическое образование», http://www.mathedu.ru/

    2. Сайт для школьников, студентов и учителей http://www.math.ru/

    3. Образовательный математический сайт http://www.exponenta.ru


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для проведения практических занятий требуется аудитория на курс, оборудованная меловой или интерактивной досками, мультимедийным проектором, экраном.


1 Курсивом выделены темы, предназначенные для самостоятельного изучения.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Учебной дисциплины «Элементарная математика (алгебра)» iconBymath net "Вся элементарная математика"
Вся элементарная математика Средняя математическая Интернет-школа. Темы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия, Функции и...
Рабочая программа Учебной дисциплины «Элементарная математика (алгебра)» iconBymath net "Вся элементарная математика"
Вся элементарная математика Средняя математическая Интернет-школа. Темы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия, Функции и...
Рабочая программа Учебной дисциплины «Элементарная математика (алгебра)» iconФролов евгений владимирович
Рабочая программа элективных курсов по математике «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» в 10 классе...
Рабочая программа Учебной дисциплины «Элементарная математика (алгебра)» iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа Учебной дисциплины «Элементарная математика (алгебра)» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины элементарная математика...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. №788с...
Рабочая программа Учебной дисциплины «Элементарная математика (алгебра)» iconРабочая программа учебной дисциплины «Математика»
Разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «Математика», одобренной и рекомендованной для использования
Рабочая программа Учебной дисциплины «Элементарная математика (алгебра)» iconРабочая программа учебной дисциплины математика
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе примерной программы по специальностям среднего профессионального...
Рабочая программа Учебной дисциплины «Элементарная математика (алгебра)» iconНазвание сайта
Вся элементарная математика Средняя математическая Интернет-школа. Темы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия, Функции и...
Рабочая программа Учебной дисциплины «Элементарная математика (алгебра)» iconОтчет о методической работе
Вся элементарная математика Средняя математическая Интернет-школа. Темы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия, Функции и...
Рабочая программа Учебной дисциплины «Элементарная математика (алгебра)» iconИсследовательская работа «Проектирование исо»
Вся элементарная математика Средняя математическая Интернет-школа. Темы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия, Функции и...
Рабочая программа Учебной дисциплины «Элементарная математика (алгебра)» iconТема лекции: наука и научные исследования
Вся элементарная математика Средняя математическая Интернет-школа. Темы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия, Функции и...
Рабочая программа Учебной дисциплины «Элементарная математика (алгебра)» iconРуководство пользователя арм «Администратор пк кегэ»
Вся элементарная математика Средняя математическая Интернет-школа. Темы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия, Функции и...
Рабочая программа Учебной дисциплины «Элементарная математика (алгебра)» iconРабочая программа учебной дисциплины: ен. 01. Математика >31. 02. 05 Стоматология ортопедическая
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по дисциплине...
Рабочая программа Учебной дисциплины «Элементарная математика (алгебра)» iconРабочая программа учебной дисциплины «Математика»
Фундаментальная и прикладная химия включает: исследование химических процессов, происходящих в природе или проводимых в лабораторных...
Рабочая программа Учебной дисциплины «Элементарная математика (алгебра)» iconРабочая программа по алгебре (120 часов) для учащихся 7 класса
А. Г. Мордковича по алгебре к учебнику «Алгебра 7 класс»: Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала...
Рабочая программа Учебной дисциплины «Элементарная математика (алгебра)» iconОтчет об итогах учебно-методической деятельности Государственного...
Вся элементарная математика Средняя математическая Интернет-школа. Темы: Арифметика, Алгебра, Геометрия, Тригонометрия, Функции и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск