Скачать 473.87 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный химико-технологический университет» Факультет неорганической химии и технологии Кафедра технологии приборов и материалов электронной техники Утверждаю: проректор по УР _______________ В.В. Рыбкин « » 20 г. Рабочая учебная программа дисциплины Анализ жизненного цикла продукции и ее воздействия на окружающую среду Направление подготовки 241000 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии Профиль подготовки Промышленная экология и рациональное использование природных ресурсов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии Квалификация (степень) Магистр Форма обучения очная Иваново, 2010 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины являются изучение научных основ оценки жизненного цикла, создания и внедрения энерго- и ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий в производствах основных неорганических веществ, продуктов основного и тонкого органического синтеза, полимерных материалов, продуктов переработки нефти, газа и твердого топлива, микробиологического синтеза, лекарственных препаратов и пищевых продуктов, разработку методов обращении с промышленными и бытовыми отходами и вторичными сырьевыми ресурсами. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина относится к вариативным дисциплинам профиля, базируется на результатах изучения дисциплин общенаучного цикла, в том числе дополнительных глав математики, философских проблем науки и техники, информатики. Для успешного усвоения дисциплины студент должен знать: - основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, дискретной математики, теории дифференциальных уравнений и элементов теории уравнений математической физики, теории вероятностей и математической статистики, математических методов решения профессиональных задач; - технические и программные средства реализации информационных технологий, основы работы в локальных и глобальных сетях, типовые численные методы решения математических задач и алгоритмы их реализации, один из языков программирования высокого уровня; - законы Ньютона и законы сохранения вещества и энергии, термодинамику и кинетику процессов; - основные закономерности протекания химических процессов и характеристики равновесного состояния, химические свойства элементов различных групп Периодической системы и их важнейших соединений; уметь: - проводить анализ функций, решать основные задачи теории вероятности и математической статистики, решать уравнения и системы дифференциальных уравнений применительно к реальным процессам, применять математические методы при решении типовых профессиональных задач; - работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии и архивы данных и программ, использовать численные методы для решения математических задач, использовать языки и системы программирования для решения профессиональных задач, работать с программными средствами общего назначения; - решать типовые задачи связанные с основными разделами физики, использовать физические законы при анализе и решении проблем профессиональной деятельности; - использовать основные химические законы, термодинамические справочные данные и количественные соотношения неорганической химии для решения профессиональных задач; владеть: - методами построения математической модели типовых профессиональных задач и содержательной интерпретации полученных результатов; - методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях, техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами; - теоретическими методами описания свойств простых и сложных веществ на основе электронного строения их атомов и положения в Периодической системе химических элементов, экспериментальными методами определения физико-химических неорганических соединений; Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин:
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: основные термины и понятия природопользования, основные этапы взаимодействия общества и природы, основные виды негативных антропогенных последствий, категории природных ресурсов, концепции ресурсных циклов и оптимального ландшафта, основы мониторинга природных ресурсов, основы методов оценки экологической ситуации, виды природопользования: территориальное, ресурсное и отраслевое; основы законодательства по природопользованию и управлению природопользованием; государственные кадастры как вид учета природных ресурсов; экологический паспорт предприятия (отражает экологические и ресурсные параметры деятельности предприятия); принципы создания малоотходных и безотходных технологий; международное сотрудничество в области рационального использования мировых природных ресурсов; уметь: пользоваться различными нормативными документами, и национальными стандартами в области охраны окружающей среды и рационального природопользования; показателями, определяющими уровень экологического бедствия или экологическую ситуацию данной территории; владеть: методами использования пакетов прикладных программ для решения задач энерго- и ресурсосбережения, методами их сравнительного анализа и оценкой эффективности их применения. 4. Структура дисциплины Анализ жизненного цикла продукции и ее воздействия на окружающую среду Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины 1. Модуль 1. Общие понятия анализа жизненного цикла и его роль в природоохранной деятельности. Одним из разработанных методов оценки, является оценка жизненного цикла (ОЖЦ). Метод оценки жизненного цикла включает в себя: - проведение инвентаризации соответствующих входных и выходных потоков продукционной системы: - оценивание потенциальных воздействий на внешнюю среду, связанных с этими потоками: - интерпретацию результатов инвентаризационного анализа и этапов оценки воздействий в зависимости от цели исследования. С помощью этого метода оценивают финансовые, экономические, технические аспекты и другие потенциальные воздействия на протяжении всего жизненного цикла продукции от приобретения сырья до производства, эксплуатации и утилизации продукции. Метод ОЖЦ дает возможность: - улучшения различных аспектов продукции в разные периоды ее жизненного цикла: -принятия решений в промышленных, государственных или негосударственных организациях при стратегическом планировании. определении приоритетов, проектировании и перепроектировании продукции или процесса:
Важно правильно интерпретировать и соответственно применять результаты ОЖЦ. Для успешного применения метода ОЖЦ в понимании аспектов показателей продукции существенно важно, чтобы он сохранял свою техническую достоверность и в то же время обеспечивал гибкость, практичность и экономическую эффективность применения. Это особенно важно для малых и средних предприятий. Область применения, границы и степень детализации исследования ОЖЦ зависят от объекта и предполагаемого использования результатов. Глубина и широта охвата исследований ОЖЦ зависят от цели конкретного исследования. Но во всех случаях следует придерживаться принципов и структуры, установленных в настоящем стандарте. ОЖЦ - это один из нескольких методов управления средой (например оценка риска, оценка эффективности или характеристик продукции, экологический аудит и оценка воздействий на окружающую среду). Здесь и далее термин "продукция" включает в себя также понятие услуга. Для метода ОЖЦ характерны следующие ограничения: - характер выбора и допущений, сделанных применительно к ОЖЦ (например установление границ системы, выбор источников информации и категории воздействий), может быть субъективным: -модели, используемые для инвентаризационного анализа или оценки воздействия на окружающую среду, ограничены соответствующими допущениями и могут быть непригодны для всех потенциальных воздействий: -результаты исследований ОЖЦ. сфокусированные на глобальных и региональных проблемах, могут быть непригодны для локальных применений, т.е. локальные условия могут быть неадекватно представлены региональными или глобальными условиями: - точность исследований ОЖЦ может быть ограничена степенью доступности необходимой или отсутствием соответствующей информации, ее качеством и достоверностью, видами имеющейся информации, ее группированием, усреднением, специфичностью для данного вида объекта: - отсутствие количественных и временных параметров в инвентаризационных данных, используемых для оценки воздействий, вносит неопределенность в результаты воздействий. Эта неопределенность меняется в зависимости от количественных и временных характеристик каждой категории воздействий. Следует отметить, что информацию, полученную в процессе исследования ОЖЦ. следует использовать как часть более емкого процесса принятия решения, она может быть использована для того, чтобы прийти к общему компромиссу. Сравнение результатов различных исследований ОЖЦ возможно только тогда, когда допущения и контекст каждого исследования одни и те же. Эти допущения в целях прозрачности должны быть также четко сформулированы. |
1. Законы Ньютона Вселенной. Они позволяют объяснить и даже предсказать многие явления. Так, опираясь только на фундаментальные законы классической... | Законы Ньютона и законы сохранения, законы статики и динамики, элементы... Целью дисциплины является освоение методов расчёта и конструирования наиболее распространённых /типовых/элементов и их соединений,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Законы Ньютона в литературе”, “Законы Ньютона в природе и технике”, портрет Ньютона | Законы. Физические теории. Качественные задачи по теме «Законы сохранения в механике» Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания. Научные гипотезы. Физические законы. Физические... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Технологическая карта темы «химические реакции. Законы сохранения массы и энергии» | Контрольная работа №2 «Механические колебания и волны. Звук» «Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса.» | ||
1. Важнейшие понятия и законы химии Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях | Темы рефератов по курсу «Концепции современного естествознания» Наука как феномен культуры Законы сохранения механической энергии и импульса и их связь со свойствами пространства и времени в классической механике | ||
Конспект урока физики в 9 классе по теме "Законы Ньютона" Цель урока: закрепить основные понятия, рассматриваемые в законах механики Ньютона | Зачет по физике в 9 классе по теме: «Законы сохранения энергии в механике» Охватывают, прежде всего торговлю товарами и услугами, а также некоммерческие операции, кредиты и движение капиталов между странами,... | ||
Реферат По истории и философии науки Тема реферата: «Законы сохранения и принципы симметрии» С законами сохранения связано введение в современную физику идей, имеющих принципиальное значение | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: Сформировать у учащихся представление о фотоэффекте и изучить его законы, которым он подчиняется; расширить представления... | ||
Конспект урока по Физике в 9 классе На тему: «Для чего нужны законы Ньютона?» Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №43 | Урок: «Законы геометрической оптики». Цели: Повторить законы геометрической... Сегодня на уроке мы повторим законы геометрической оптики. Но прежде, чем начать повторение я хочу, что бы вы сказали, что вы видите... | ||
Законы движения Ньютона В природе предметы не просто двигаются. Первый закон движения Ньютона гласит, что предметы движутся только при воздействии на них... | Урок физики и астрономии в 11 классе урок семинар по теме: «Солнце и законы физики» Цель: изучить материал по теме «Солнце, его строение, эволюция и влияние на жизнь на Земле» (астрономия). Познакомить учащихся понятием... |